Рабочая программа по истории России 7 класс

Хохлова Ирина Анатольевна

Рабочая программа  по предмету «История России» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом примерной программы основного общего образования по истории,  программы по истории  России к УМК для 7 класса Баранова П.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_rossii_7_kl.doc287 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 28.08.202020 №

протокол педсовета №1 от 28.08.2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «История России»

7 класс

Составитель:  Хохлова И.А. ,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2020 год

Содержание

Пояснительная записка

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

2. Содержание учебного предмета  

3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы


Пояснительная записка.

Рабочая программа  по предмету «История России» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом примерной программы основного общего образования по истории,  программы по истории  России к УМК для 7 класса Баранова П.А.

Изучение предмета «История» в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

Формирование у школьников исторических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения истории  в средней школе и осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом в новое время, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Изучение предмета «История» в 7 классе направлено на решение следующих задач:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурой самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ № 34» предусматривает обязательное изучение истории в 7 классе в количестве 2 часов в неделю, 68 часов в год. Из них «История России XVI – XVII вв.» - 40 часов, «Новая история (1500-1700)» - 28 часов.


1. Планируемые результаты освоения  учебного предмета

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 7-х классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
  • Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

В результате изучения предмета «История» обучающийся 7 класса научится:

Результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Личностные

· осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважению прав и свобод человека;
· осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· пониманию культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные

♦ планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

♦ формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог (на уровне возраста), публично выступать с докладом, защитой презентации;

♦ проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

♦ решать творческие задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

♦ работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях и т.д.

♦ выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

♦ развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

♦ выделять главное в тексте и второстепенное;

♦ организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

♦ определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

♦ сотрудничать с соучениками, коллективной работе,

♦ межкультурному взаимодействию в школе и социальном окружении и др.

Предметные

♦ локализовать во времени общие рамки и события нового времени, этапы становления и развития государств;

♦ использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы и других государств в новое время, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

♦ проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках нового времени;

♦ составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях новой истории;

♦ раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государств; б) ценностей, господствовавших в период нового времени, религиозных воззрений, представлений человека о мире;

♦ объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории нового времени;

♦ давать оценку событиям и личностям всеобщей и отечественной истории нового времени.

♦ сопоставлять развитие Московского и Российского государства, а также  других стран в период нового времени, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями  «централизованное государство», «абсолютная монархия» и др.);

♦ сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

♦ составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры 15-17 вв., объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

♦ применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: опричнины, церковного раскола, «бунташный век»,  дворцовых переворотов, абсолютизм, Реформации и Контрреформации,  английской и нидерландской буржуазных революции;

♦ изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

♦ давать оценку событиям и личностям отечественной истории;

♦ применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России 16 – 17 вв.


2. Содержание учебного предмета

Раздел 2. «ИСТОРИЯ РОССИИ XVI—XVII вв.» (40 ч)

Глава  1. Российское государство  в XVI в.

Внутренняя политика Василия 3.завершение складывания территории единого Российского государства при Василии 3.

Внешняя политика Василия 3.

 Первый русский царь. Внутренняя политика Ивана 4 Грозного. Венчание на царство. «Избранная рада». Реформы 50-х годов 16 века. Опричнина, Земские соборы. Внешняя политика в 50-80-е годы 16 века. Взятие  Казани и Астрахани. Ливонская война. Начало освоения Сибири.

Мир человека 16 века» . Домострой» - наставление для всей семьи. Дворцовый быт. Народный быт.

Культура в 16 веке. Образование. Архитектура.  иконопись и прикладное искусство. Время Ивана Грозного в памяти потомков.

Повторение по теме: Российское государство  в XVI в.

Тема 2. РОССИЯ В КОНЦЕ  XVI — НАЧАЛЕ XVII в.

Российское государство на рубеже 16-17 вв. наследник Ивана Грозного - Федор Иванович.

Внутренняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий.

 Внешняя  политика Бориса Годунова Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. 1оход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Плотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина.

Конец Смутного времени. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Смутное время в памяти потомков.

Основные понятия темы: Смута,   патриаршество,   крестьянское  восстание,  самозванство, интервенция, семибоярщина.

Тема 3. РОССИЯ В XVII в. (9 ч)

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной  власти.  Ослабление  роли  Земских соборов  и  Боярской Думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного  аппарата  и  армии.  Реформаторская деятельность Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война  1676—1681  гг. Крымские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.И.Дежнев. В.Д.Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякиной суде», О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон  Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Повторение и обобщение (1 ч)

Основные понятия темы: Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, Всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Итоговое обобщение (1 ч). Россия и мир на рубеже XVI — XVII вв.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Раздел, название темы

Основные виды учебной деятельности

План

Факт

40

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVIII ВВ.

12

Тема 1. Россия в 16 веке

17-21.12

1

Россия на рубеже 15-16 веков

Показывать на исторической карте рост территории России

17-21.12

1

Внутренняя политика Василия 3

Показывать на исторической карте рост территории России; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; оценивать деятельность исторических личностей

24-28.12

1

Внешняя политика Василия 3

Характеризовать отношения между Россией и Великим княжеством Литовским

24-28.12

1

Начало правления Ивана 4

Характеризовать личность Ивана 4

14-18.01.

1

Внутренняя политика Ивана 4

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Выявлять характерные черты христианства.

Характеризовать деятельность Избранной рады, необходимость созыва Земского собора и церковного собора, создание Судебника 1550 г.

14-18.01.

1

Опричнина Последствия опричнины

Называть причины, ход и итоги опричнины.

21-25.01

1

Внешняя политика в 50-80-е годы 16 века

Показывать на карте Казанское, Крымское и Сибирское ханства, взятие Казани и поход Ермака в Сибирь. Называть значение освоения Сибири.

Называть причины, ход и итоги Ливонской войны.

Систематизировать материал.

28-01.02

1

Начало освоения Сибири. Наш край в 16 веке

28-01.02

1

Мир человека 16 века.

Извлекать информацию из источника – «Домострой», на основе которого характеризовать ценности человека 16 века. Сравнивать быт царя и простых людей.

Находить информацию и систематизировать ее в форме презентации для своих одноклассников

04-08.02

1

Культура в 16 веке. Образование

04-08.02

1

Культура в 16 веке. Архитектура. Иконопись

Находить информацию и систематизировать ее в форме презентации для своих одноклассников

11-15.02

1

Повторение по теме: Россия в 17 веке

Систематизировать знания

7

Тема 2. РОССИЯ В КОНЦЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII ВЕКА

18-22.02

1

Российское государство на рубеже 16-17 веков

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

Объяснять смысл понятия заповедные лета.

Называть причины Смуты.

18-22.02

1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

25-01.03

1

Смутное время: смута и ее причины

Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция.

Раскрывать, в чем заключались причины Смуты.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов.

Систематизировать исторический материал в виде хронологической таблицы. Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты.

25-01.03

1

Гражданская война

04-08.03

1

Угроза распада государства

04-08.03

1

Окончание Смутного времени

Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.

Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России».

Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчения. Характеризовать последствия Смуты для России.

11-15.03

1

Повторение урок по теме: Россия в конце 16-начале 17 вв

Систематизация материала

17

Тема 3. XVII ВЕК – век старых традиций и новых веяний

11-15.03

1

Страна после Смуты. Первый царь династии Романовых

Характеризовать итоги Смуты, внутреннюю политику Михаила Романова; называть и показывать на карте основные направления движения русских землепроходцев; систематизировать материал в таблицу

18-22.03

1

Власть в XVII веке: государственное устройство России

Объяснять смысл понятия абсолютизм. Анализировать отрывки Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством.

18-22.03

1

Основные сословия российского общества в XVII веке

Составлять таблицу «Основные сословия в России в XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в

социальной структуре общества.

Анализировать отрывки Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне

01-05.04

1

Новое и старое в хозяйстве России 17 века

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.

Объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок.

Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России..

01-05.04

1

Внутренняя политика Алексея Михайловича

18-22.03Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича.  дискуссия по проблеме «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романове;  Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. Систематизировать исторический материал в таблицу «Народные движения в России в XVII в.».

08-12.04

1

17 век – «Бунташный век»

08-12.04

1

Церковный раскол

15-19.04

1

Внешняя политика Алексея Михайловича

Характеризовать отношения России с западными и южными соседями; раскрывать особенности и значение вхождения Украины в состав России

15-19.04

1

Культура России  XVII веке. Быт и нравы

Составлять описание памятников культуры XVII в., (в т.ч. находящиеся на территории края); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в.

22-26.04

1

Культура России  XVII веке. Грамотность,  образование, литература

1

Культура России  XVII веке. Литература

Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в.

22-26.04

1

Культура России  XVII веке. Архитектура, живопись, театр, прикладное искусство

Составлять описание памятников культуры XVII в., (в т.ч. находящиеся на территории края); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в.

29-03.05

1

Яркие личности 17 века в памяти потомков

29-03.05

1

Народы России в XVII веке.

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы иностранцев о России (Интернет-ресурсы) и др. информацию. Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.

06-10.05

1

Народы России в XVII веке.

06-10.05

1

Наш край в 17 веке

Выявлять особенности развития нашего края в данный период Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте народов нашего края

13-17.05

1

Повторение  по теме  «Россия в XVII веке»

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и стран Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА.

5

Тема 4. Итоговое повторение

13-17.05

1

Повторение по теме: Россия в 16-17 веках

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять тестовые контрольные задания

по образцу ГИА.

20-24.05

1

Годовая контрольная работа 

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА.

20-24.05

1

Личности в истории 16-17 века

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять тестовые контрольные задания

по образцу ГИА.

1

Россия и мир в 16-17 вв