Работа с исторической картой на уроках истории

Балатанова Дарья Вячеславовна

Аттестационная работа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с исторической картой на уроках истории

Слайд 2

Актуальность темы исследования заключается в том, что для того, чтобы почувствовать сам ход исторического процесса, необходимо овладеть навыками пространственной локализации исторических событий Объектом данного исследования является методика обучения истории в школе. Предметом исследования является методика работы с картографическим материалом на уроках истории. Состояние разработанности проблемы О значении карты на уроках истории написано немало статей, авторы которых обращают внимание на различные аспекты использования карты в процессе преподавания, на роль настенной карты, контурных карт, меловых рисунков и карт-схем в более глубоком усвоении учащимися различных тем.

Слайд 3

Понятие исторической карты Цель исторической карты - с помощью условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств и т.д. в их изменении, протекании, динамике. Главное содержание исторической карты составляет локализация (определение местоположения) исторических событий, явлений, процессов и т.д. Историческая карта создается для того, чтобы показать ход исторического процесса не только во времени, но и в другом измерении - пространстве . И сторические карты с помощью условных изображений упорядочивают, приводят в систему наши представления о прошлом, делают материал урока более наглядным, доступным для понимания и усвоения.

Слайд 4

Функции, виды и значение исторических карт Функции: 1-я функция карты - информационная - нанесение на карту некоторого набора исторических данных . 2-я функция карты - иллюстративная - фиксирование основных событий и явлений на карте, помощь учителю в ходе проведения занятия . 3-я функция карты - воспитательная - формирование пространственного мышления, представления о месте родной страны, ее истории, событий с ней связанных на мировой карте.

Слайд 5

Виды: 1. по охвату территории (мировые, материковые, карты государств, административных единиц); 2. по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические); 3. по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные ). Значение: “Первое знакомство школьников с картой происходит, как правило, в начальной школе, на третьем или четвертом году обучения. В последующие годы работа с картой осуществляется в основном на уроках географии. В преподавании истории такая работа обычно находится на втором плане.” (Вернер Фатке )

Слайд 6

Работа с исторической картой 1) Рисование с помощью взаимоперпендикулярных линий; 2) Рисование с помощью геометрических форм или их сочетаний (т.е. прежде чем рисовать, следует прикинуть на глаз, в какую простейшую геометрическую форму (прямоугольник, треугольник и овал) может быть вписан тот или иной абрис. И в него уже врисовывать контур, взятого нами географического объекта); 3) Рисование «свободными» линиями (прием обведения контура короткими прямыми линиями. При этом надо все время иметь в виду пропорции отдельных частей, и самое важное: выдерживать точное отношение высоты к ширине); 4) Рисование с помощью конфигурации (любую географическую форму можно в известной степени приравнять к какой-либо конкретной фигуре. Например, общеизвестны такие сравнения, Италии с сапогом, Балтийского моря с фигурой женщины и т.д .) 5) Применение цветного мела (Применение цветного мела при рисовании карт в высшей степени желательно. Специальное назначение цветов: реки и контуры водных пространств рисуются синим мелком; растительность и болота – зеленым; революционные города – красным; границы – желтым и т.п.); 6) Аппликационная карта (Весьма эффектно на классной доске выглядит так называемая аппликационная карта; она состоит из отдельных частей, вырезанных из цветной бумаги. Части последовательно прикрепляются к доске кнопками по мере хода объяснений учителя)».

Слайд 7

Методические приёмы формирования умений работы с исторической картой Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах. Изготовление «компасов» со сторонами света из бумаги. Прием «живой» картой или «оживление» карты. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. Полезно также их передвижение по карте. Составление легенды карты . Игра «Собери карту ». Игра «Найди ошибку » Выполнение творческих заданий Игра «Юные картографы » Меловые картосхемы.

Слайд 8

Роль контурных карт в формировании навыков работы с исторической картой Большое значение в формировании навыков работы с исторической картой отводится контурной карте, так как она дает возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой . Контурные карты могут применяться на различных этапах урока : они используются для закрепления нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них, для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий.

Слайд 9

Г.И. Годер , говоря о ценности работы с контурной картой, выделяет две стороны этого вопроса: Контурная карта – важное средство практического обучения истории древнего мира, ценное своми поисковыми задачами. Систематическое использование карты в работе значительно усиливает «обратную связь», помогая учителю руководить познавательной деятельностью учащихся.

Слайд 10

В ыполнить задания по контурной карте ученики могут, лишь имея под рукой историческую карту. Большая часть заданий требует от ученика обозначить тот или иной географический объект на контурной карте. П олученная в результате проверки задания информация позволяет судить как о работе класса в целом, так и об успехах каждого ученика. Контурная карта служит своеобразным средством самоконтроля преподавателя, выявляет его недоработку. Систематическая работа с контурной картой помогает учителю почувствовать индивидуальность каждого ученика, его сильные и слабые стороны, направить познавательные возможности ребят в нужное русло.

Слайд 11

Можно сделать вывод о том, что контурная карта не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой.