История свободомыслия

Балатанова Дарья Вячеславовна

История свободомыслия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_svobodomysliya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Элементы свободомыслия в средневековых ересях и типология ересей.

Образованность и знание в VI-X вв. существовали в прямой и полной зависимости от церкви, которая выступала главным связующим звеном между исчезавшей античной и рождающейся средневековой феодальной культурами. Духовенство фактически монопольно владело интеллектуальным образованием, развитие науки сдерживалось, философия, другие формы общественного сознания были полностью подчинены влиянию религии.

Свободомыслие этой эпохи существовало в различных формах: в стихийно-материалистических идеях, в безрелигиозной культуре, в религиозных по форме учениях, содержавших элементы рационализма, в реалистической интерпретации мировых процессов.

Идеи свободомыслия в эту эпоху имели опору в антиклерикальных движениях, направленных против церкви и духовенства как социального института, против их претензий на безраздельное руководство обществом. Идеологи антиклерикальных движений обличали социальную политику церкви, аморальность, распущенность духовенства, осуждались общественные порядки, санкционированные церковью.

Одной из форм классовой борьбы были ереси, нередко сочетавшиеся с открытыми выступлениями против феодализма. Ереси создавали предпосылки для расширения сферы социальной свободы, а также для развития свободомыслия.

Другой особенностью средневековья был довольно распространенный индифферентизм. Многие исторические хроники и летописи содержали чисто светский материал. Их авторы проявляли интерес к реальным историческим событиям и деятелям, личные качества которых – отвага, храбрость, политическая проницательность и т.д. – обеспечивали победу над врагом; религиозные же действия (молитвы, обряды) игнорировались, как причины удачи.

Ряд философов Средневековья выступил с рационалистической критикой священных книг, противопоставляя религиозному авторитаризму и догматизму авторитет разума. В XII в. французский философ Пьер Абеляр утверждал, что ни одно положение церкви не может быть принято без проверки разумом. В сочинении «Да и нет» он писал, что в основе отыскания истины лежит сомнение: «Сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя, достигаем истины».[

Попытка выявить несостоятельность религиозных догматов были распространены и среди византийских философов. Между тем, особенность этой эпохи заключается в том, что идеи свободомыслия выражались робко и непоследовательно, однако идеологи антифеодальных движений облекали опасные для господствующих сословий в религиозную терминологию.

  1. Скептицизм Пьера Абеляра

Значение Абеляра как философа очень велико. Он был основателем такого направления, как концептуализм, который возник на фоне спора между так называемыми номиналистами и реалистами.

Суть этого спора весьма характерна для позднесредневековой философии. Тогда она развивалась как схоластика и существовала внутри теологии.

Он не признавал обоснованными как то, что сперва мы имеем вещи и только потом даем им имена, а универсалии и есть эти имена, так и то, что в идеальном виде существуют некие общие сущности, которые потом как бы прикладываются к вещам, поэтому мы узнаем их, как именно эти вещи.

Абеляр не примыкал ни к номиналистам, ни к реалистам в полной мере, а предложил третий путь. Хотя на самом деле этот его концептуализм ближе к номинализму, чем к реализму. Абеляр считал, что конечное и бесконечное слиты в единое, и предметы и их понятия тоже неразрывны.

Понятия (универсалии) порождаются человеческим сознанием в виде имен вещей, которые они называют (номина), то есть имеют субъективную природу. В этом подходе видна номиналистическая сторона учения Абеляра. Однако он не отрицал и существование объективных универсалий, которые понимал как общие признаки единичных вещей. Это позволяет объединять их в группы, классы и т.д.

  1. Свободомыслие в арабском аверроизме

Аверроизм — термин, применяемый к двум философским течениям в схоластике XIII века, первое из которых основывалось на Аверроэсовской интерпретации Аристотеля. Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский.

Основные идеи ранней философской концепции аверроизма, содержащиеся в комментариях Аверроэса к Аристотелю: существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию и через религию;

Поздняя философская концепция аверроизма заключалась в том, что философский и религиозный миры являются отдельными сущностями. После исследования 219 тезисов, осуждённых Темпьером, стало очевидно, что немногие из них принадлежат Аверроэсу. В течение некоторого времени для обозначения философского движения, начатого Сигером и Боэцием, и отделения его от аверроизма применялись термины «радикальный Аристотелизм» и «гетеродоксальный аристотелизм»; сейчас большинство ученых также называет его аверроизмом.

Несмотря на осуждение в 1277 году, многие аверроистские тезисы дожили до XVI века и присутствуют в философии Джордано Бруно и Пико делла Мирандола. Эти тезисы связаны с превосходством философов над простым народом и с соотношением между интеллектом и человеческим достоинством

  1. Атеистические тезисы Сигера Брабантского

Сигер Брабантский– средневековый философ, основоположник латинского аверроизма.  Сигер Брабантский считал, что разум способен иметь истинное знание обо всем сущем, а потому философское рассмотрение самодостаточно и не зависит от теологии, хотя расхождение заключений разума с положениями вероучения не ставит под сомнение истин веры 

В философии – представитель радикального аристотелизма, причем следовал в основном толкованию Аристотеля, данному Аверроэсом. Считая, что существование означает сущность в ее наибольшей актуальности, Сигер распространял т.о. тождество сущности и существования, допускаемое Фомой Аквинским только для Бога-Творца, на все сотворенное сущее. Утверждение о творении из ничего должно быть принято верой как опирающееся на авторитет Писания, но при философском рассмотрении творения необходимо допустить существование несотворенной материи. Бог – Творец в том смысле, что Он – Перводвигатель и первая действующая причина. Поскольку действию причины всегда сопутствует некий результат, то Бога как причину нельзя мыслить, не полагая вместе с тем результата ее действия: поэтому сотворенное сущее есть всегда, т.е. тварный мир вечен.

В учении о душе Сигер придерживался концепции единого разума. Возможный интеллект, сам по себе обособленный, один для всего человеческого рода – низшая из самостоятельных духовных субстанций, способная в соединении с материальными существами определять их форму.

Человеческий интеллект способен к познанию обособленных разумных субстанций и Бога; акт, посредством которого постигается Бог, – это действие самого Бога. В постижении сущности Бога состоит высшее счастье человека в этой жизни.