Приложение к рабочей программе по истории 10-11 класс

Слесарева Юлия Викторовна

3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_istoriya_10-11_klass.docx69.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМО

наук гуманитарного цикла

№ 1 от  29.08.2022 года

 ___________О.В. Егорова

ПРИНЯТО

Протокол заседания педагогического совета

№ 1 от 30.08.2022 года

УТВЕРЖДАЮ

                             Директор школы

________________ И.С. Мамичева

Приказ № 215 а от 31.08.2022 года

ПРИЛОЖЕНИЯ  

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИСТОРИИ

Составители:

Игнащенков В.Н.

                                                              учитель истории и обществознания

Слесарева Ю.В.

                                                              учитель истории и обществознания

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________ Т.Д. Прокофьева

«31» августа 2022 года

2022


Приложение 1. Аннотация к рабочей программе среднего общего образования по истории

Рабочая программа по истории для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:

- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

среднего общего образования" (в редакции от 29.12.2014 № 1645);

- основная образовательной программы среднего общего образования МБОУ

Шаталовской СШ;

- основная образовательной программы основного общего образования МБОУ Шаталовской СШ;

- Положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ Шаталовской СШ;

- учебный план МБОУ Шаталовской СШ;

- Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы основного общего образования школы и примерной программы по истории. В ней учитываются основные идеи и положения образовательной программы основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 УМК

-История. Всеобщая история. 9  класс.

Сорока-Цюпа О.С , Сорока-Цюпа А.О - М.: «Просвещение», 2019

-История России: начало XX – начало XXI в. 10кл: учебник/ Горинов М.М .Данилов

А.А, ,Моруков М.Ю и др./ под ред. Торкунова А.В из трех частей. – М.:,

«Просвещение», 2020

Количество часов, отводимое на изучение предмета:

10 класс –68 часов (2 часа в неделю),

11 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

Общая характеристика учебного предмета.

Формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Календарно –тематическое планирование.

Рабочая программа по истории определяет цели изучения предмета в школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

При изучении предмета используются следующие ЦОР (цифровые образовательные ресурсы):

Учительский портал http://www.uchportal.ru 

Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Завуч-инфо http://www.zavuch.info/

Приложение 2. Модуль "Школьный урок". Воспитательные задачи

Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 г.) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа воспитания МБОУ Шаталовской СШ содержит модуль «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.

Воспитательные задачи, решаемые во время уроков истории представлены в таблице:

класс

№ Раздела, название

Вопросы воспитания

10 класс

Раздел 1 Введение

осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей истории; освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного

Раздел 2. Первая мировая война и ее итоги

Раздел 3. Послевоенное обустройство мира

Раздел 4 Страны Центральной и Восточной Европы в 20-х - 1930-х гг. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1920–1930-е гг

 общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских государств и США в ХХ в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социал-демократии, социализма, национализма), особенностями демократического и тоталитарного политических режимов; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;

 развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;

понимание культурного многообразия современного мира;

уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры ХХ в.;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху; становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Раздел 5 Вторая мировая война и ее уроки 

Раздел 6  

Россия в годы «великих потрясений»

- формирование собственного мнения по поводу участия России в Первой мировой войне, воспитание патриотизма на примерах массового героизма солдат;

- воспитание отрицательного отношения к гражданской войне; понимание её губительных последствий для личности и общества;

- осознание значимости революции как резкой перестройки общественного строя

Раздел 7 Советский Союз в 1920—1930-х гг.ХХ в

- формирование собственной оценки положения страны в данный период, альтернативных путей развития общества и государства и выбора пути развития советским руководством;

- формирование представления о социально-классовой структуре советского общества, особенностях общественной жизни периода 20 - 30-х г.г., идеологическом давлении власти на культуру данного периода;

- формирование патриотизма и уважения к своему народу на примерах трудовых подвигов советских людей

Раздел 8 Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

- воспитание патриотизма, уважения к своему народу, готовность к защите Отечества на примерах массового героизма советских людей на фронтах и в тылу в период Великой Отечественной войны

11 класс

Раздел 1 Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки

- формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни, религии других народов, понимание их выбора пути развития, осознание.

Раздел 2 Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки

- формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни, религии других народов, понимание их выбора пути развития;

- воспитание уважения к борьбе народов с колониализмом.

Раздел 3 Современный мир и новые вызовы XXI века

- формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни, религии других народов, понимание их выбора пути развития, осознание места России в мире

Раздел 4 СССР в 1945-1991 гг

- формирование патриотизма и уважения к своему народу на примерах трудовых достижений советских людей в послевоенный период;

- формирование собственного мнения о возможных путях развития страны в послевоенный период, о деятельности советского руководства, попытках реформирования при сохранении существующего строя;

- осознание влияния международного положения на развитие страны

Раздел 5 Российская Федерация в 1991-2020 гг

- формирование собственного мнения о путях развития России, способах реформирования страны и последствиях реформ;

- оценивать значимость процессов демократизации и либерализации российского общества;

- воспитание патриотизма и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной на примерах достижений современного российского общества;

- осознание влияния международного положения на развитие страны, роль России в мировом сообществе

Приложение 3. Календарно-тематическое планирование уроков истории

 в 10-11 классах

Поурочное планирование уроков истории 10 класса

п.п

Тема урока

Дата

Домашнее задание

Тема 1. Введение в курс. Мир в начале ХХ ст..

Введение. Мир в начале ХХ века.

01.09

Обобщают знания об основных тенденциях и результатах модернизации  исторического процесса к концу 19 в. Дают общую характеристику периода новейшей истории.

Тема 2. Первая мировая война и ее итоги

Первая мировая война 1914-1918 гг.

06.09

Выявляют предпосылки и причины войны. Охарактеризовывают планы России, ее союзников и противников. Показывают ход военных действий на основных театрах войны Восточного фронта в Первой мировой войне.

Версальско-Вашингтонская система.

08.09

Тема 3. Послевоенное обустройство мира

Революции и реформы первых послевоенных лет.

13.09

Показывают предпосылки экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира. Охарактеризовывают идеологию либерального реформизма и основанные на ней мероприятия «нового курса» в США. Сравнивают выход из кризиса, предложенный левыми силами, либеральными реформаторами и фашистами. Раскрывают политику Народного фронта во Франции. Показывают причины, особенности и истоки тоталитарных режимов в Европе. Раскрывают внутреннюю политику нацистов и итальянских фашистов. Показывают нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.

Стабилизация капитализма.

15.09

Мировой экономический кризис.

20.09

Наступление фашизма.

22.09

Тоталитарные режимы в странах Западной Европы.

27.09

Либеральный реформизм.

29.10

Народный фронт. Отпор фашизму.

04.10

Тема 4. Страны Центральной и Восточной Европы в 20-х - 1930-х гг. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1920–1930-е гг. 

Страны Центральной и Восточной Европы в 20-х - 1930-х гг.

06.10

Показывают предпосылки экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира. Охарактеризовывают идеологию либерального реформизма и основанные на ней мероприятия «нового курса» в США. Сравнивают выход из кризиса, предложенный левыми силами, либеральными реформаторами и фашистами. Раскрывают политику Народного фронта во Франции. Показывают причины, особенности и истоки тоталитарных режимов в Европе. Раскрывают внутреннюю политику нацистов и итальянских фашистов. Показывают нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.

Развитие национально-освободительного движения.

11.10

Индия и Китай после Первой мировой войны.

13.10

Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1920–1930-е гг.

18.10

Тема 5. Вторая мировая война и ее уроки –.

На пути к новой мировой войне.

20.10

Показывают причины и характер Второй мировой войны, ее основные этапы. Охарактеризовывают ход военных действий на основных театрах войны. Особо выделяют советско-германский фронт, подчеркивают его значение в разгроме врага. Прослеживают основные этапы формирования антигитлеровской коалиции. Анализируют важнейшие дипломатические и политические документы. Раскрывают роль тыла в войне подчеркивают значение движения Сопротивления. Показывают цену войны для мирного населения. Выявляют итоги, значение победы в войне, роль в ней СССР. Охарактеризовывают основные подходы в историографии Второй мировой и Великой Отечественной войны.

Вторая мировая война. Наступление агрессоров в 1939-1942 гг.

25.10

Вторая мировая война. Разгром агрессоров в 1942-1945 гг. Антифашистская коалиция.

27.10

08.11

Фальсификация истории Второй мировой войны в зарубежной историографии.

10.11

Повторение и обобщение (итоговое тестирование)

15.11

17.11

Тема I. Россия в годы «великих потрясений» -.

Россия и мир накануне Первой мировой войны.

21211

Выявляют предпосылки и причины войны. Охарактеризовывают планы России, ее союзников и противников. Показывают ход военных действий на основных театрах войны Восточного фронта в Первой мировой войне. Охарактеризовывают социально-экономическое развитие России в годы войны и отношение различных политических сил к войне. Знакомятся с политической и экономической ситуацией в России в нач. 1917 г. Дают характеристику революционных событий февраля 1917 г., развития политической и социально- экономической ситуации после февраля. Показывают исторические альтернативы 1917 г. Раскрывают причины прихода к власти большевиков. Охарактеризовывают различные подходы в историографии по этому вопросу. Раскрывают причины Гражданской войны, основные ее этапы и события. Выясняют основные подходы к изучению истории Гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии. Выясняют итоги Первой мировой войны, ее последствия, влияние послевоенного урегулирования на развитие международных отношений. Показывают противоречивый характер Версальского мирного договора Охарактеризовывают влияние Первой мировой войны и революционного движения в России на революционные процессы в Европе и на Востоке, на судьбы народов колониальных стран.

Работа с документами

Российская империя в Первой мировой войне.

24.11

29.11

Великая российская революция: февраль 1917 г..

01.12

06.12

  1. 6

Великая российская революция: октябрь 1917 г

08.12

  1. 7

Первые революционные преобразования большевиков.

13.12

  1. 8

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм.

15.12

  1. 9

Гражданская война.

20.12

Революция и гражданская война на национальных окраинах.

22.12

Идеология и культура периода Гражданской войны.

27.12

29.12

Смоленский край в 1914-1920 гг.

Практические задания по теме «Россия в годы «великих потрясений»

Тема II. Советский Союз в 1920—1930-х гг.ХХ в. –

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.

Раскрывают причины введения нэпа, его основные направления. Охарактеризовывают проблему многоукладности народного хозяйства. Рассказывают о перестройке системы управления государственным сектором экономики. Выявляют трудности нэпа противоречия между экономической и политической системами СССР в период непа. Раскрывают причины отхода от нэпа. Охарактеризовывают процесс сращивания партийного и государственного аппарат. Показывают различные точки зрения в историографии на формирование сталинского режима, курса на построение социализма в одной стране. Раскрывают противоречия курса на индустриализацию и коллективизацию, показывают их последствия. Охарактеризовывают причины непрочности Версальско- Вашингтонской системы и появления новых центров силы в Европе и Азии. Рассказывают об эволюции внешнеполитического курса СССР в условиях нарастания агрессии в Европе и Азии. Показывают отношения Коминтерна и европейской социал-демократии к проблеме единства рабочего движения и политики коллективной безопасности и роли СССР в международных отношениях перед войной.

Работа с документами

Экономика нэпа.

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

Политическое развитие в 1920-е гг.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

«Великий перелом». Индустриализация.

Коллективизация сельского хозяйства.

Политическая система СССР в 1930-е гг.

Советская национальная политика в 1930-е гг.

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.

Смоленский край в 20-30 е гг. ХХв. Коллективизация и индустриализация на территории Смоленского  края.

Практические задания по теме «Советский Союз в 1920-1930 гг.»

Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны.

Показывают причины и характер Второй мировой войны, ее основные этапы. Охарактеризовывают ход военных действий на основных театрах войны. Особо выделяют советско-германский фронт, подчеркивают его значение в разгроме врага. Прослеживают основные этапы формирования антигитлеровской коалиции. Анализируют важнейшие дипломатические и политические документы. Раскрывают роль тыла в войне подчеркивают значение движения Сопротивления. Показывают цену войны для мирного населения. Выявляют итоги, значение победы в войне, роль в ней СССР. Охарактеризовывают основные подходы в историографии Второй мировой и Великой Отечественной войны.

Работа с документами

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.).

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.

Человек и война: единство фронта и тыла.

  1. 0

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.).

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.

Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны

Герои Великой Отечественной войны

Смоленский край в годы Великой Отечественной войны.

Практические задания по теме «Великая Отечественная война»

  1. 8

Повторение и обобщение (итоговое тестирование)

Поурочное планирование уроков истории 11 класса

№ п/п

Раздел. Тема урока.

Дата

Виды деятельности

Глава 1. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки.            (12 часов)

Международные отношения в 1945-первой половине 1950-х гг.  

01.09

Знать значение понятий и терминов «Холодная война», гонка вооружений, маккартизм, двухполюсный (биполярный) мир, региональный интеграция, народная демократия и уметь применять их для сущности «холодной войны». Устанавливать и объяснять причины «холодной войны» в послевоенном мире, определять её характерные черты и подбирать исторические факты, их иллюстрировать. Извлекать информацию из исторических источников по проблеме «холодной войны» и экономического восстановления Европы, анализировать и делать на её основе выводы.

 Международные отношения в 1950-1980-е гг.

02.09

Знать значение понятий «холодная война», гонка вооружений, биполярный мир, интеграция и уметь применять их для определения сущности изучаемых процессов периода «холодной войны». Систематизировать исторический материал об основных этапах и процессах противостояния и стабилизации отношений в период «холодной войны». Анализировать и обобщать информацию исторических источников. Давать исторический комментарий и оценку высказываниям исторических деятелей о «холодной войне». Структурировать текст учебника выделять в нём главное и создавать на его основе таблицу, систематизирующий материал о «холодной войне».

Завершение эпохи индустриального общества 1948-1970-е гг. «Общество потребления».

08.09

Знать значение понятий Экономическая интеграция, смешанная экономика, государство благосостояния, общество потребления, неокейнсинианство и уметь применять их для определения сущности изучаемых экономических  процессов в странах Запада 1950-1970-е гг. Анализировать статистические данные и исторические факты об особенностях экономического развития странах Запада 1950-1970-е гг. Анализировать исторические источники, извлекать информацию и использовать её для анализа интеграционных процессов в послевоенной Европе. Систематизировать исторический материал о государстве благосостояния и «обществе потребления» в Германии, США, Великобритании и Франции, соотносить конкретные экономические и социальные меры с теоретическими положениями. Выявлять преимущества и недостатки государства благосостояния и «общества потребления», формулировать собственную точку зрения и аргументировать её. Структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе таблицу.

Кризисы 1970-1980-хгг. Становление постиндустриального информационного общества.

09.09

Знать значение понятий экстенсивный и интенсивный типы производства, НТР, постиндустриальное (информационное общество), инновация, демократизация и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых мировых процессов и явлений конца XX века. Сопоставлять постиндустриальное и информационное общества, выявлять их различия во всех сферах общественной жизни. Систематизировать важнейшие изменения , произошедшие в конце XX в. В индустриальном обществе при переходе к постиндустриальному, иллюстрировать теоретические суждения конкретными историческими фактами. Систематизировать исторический материал о волнах демократизации политического устройства государства мира во второй половине XX в.

Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути».

15.09

Знать значение понятий неоконсерватизм, неоконсервативный поворот, политика «третьего пути», либерализм, социализм, политический спектр, демократизация и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых направлений экономической и социальной политики в странах Запада. Сравнивать экономическую и социальную политику периодов государства благосостояния, неоконсервативного поворота, политики «третьего пути». Объяснять причины и результаты неоконсервативной политики, политики «третьего пути». Анализировать информацию исторического источника о приходе к власти и деятельности М. Тэтчер. Систематизировать исторический материал об этапах в экономической и социальной политике после Второй мировой войны.

Политическая борьба. Гражданское общество и социальные движения.

16.09

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых политических процессов во второй половине XX в.- начале XXI века. Систематизировать учебный материал о политических идеологиях и их эволюции в современном западном обществе. Выявлять этапы развития гражданского общества в XX в., иллюстрировать их историческими примерами. Раскрывать существенные черты социальных движений молодёжи и студентов, гражданских инициатив, национальных и этнических.  Объяснять суть обновленческих процессов в церкви.

Соединенные Штаты Америки во второй половине XX в.- начале XXI века.

22.09

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности социально-экономических явлений в США во второй половине XX в.- начале XXI в. Систематизировать учебный материал о социально-экономических процессах в современном западном обществе. Выявлять этапы развития экономических кризисов, выявлять причины. Иллюстрировать их историческими примерами. Анализировать итоги и значение ипотечного и мирового экономического кризиса и последствия для развития мировой экономики в целом.

Великобритания во второй половине XX в.- начале XXI века. 

23.09

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности социально-экономических, политических явлений в Великобритании во второй половине XX в.- начале XXI века. Систематизировать учебный материал о социально-экономических процессах в современном западном обществе. Выявлять причины появления «Политического маятника» и  его роль в истории Великобритании –положительная или отрицательная .

Франция во второй половине XX в.- начале XXI века.

29.09

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых социально-экономических, политических явлений во Франции во второй половине XX в.- начале XXI века. Систематизировать учебный материал о социально-экономических процессах в современном западном обществе.

Германия во второй половине XX в.- начале XXI века. 

30.09

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых социально-экономических, политических явлений в Германии   во второй половине XX в.- начале XXI века. Систематизировать учебный материал о социально-экономических процессах в современном западном обществе.

Италия во второй половине XX в.- начале XXI века. 

06.10

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых социально-экономических, политических явлений в Италии во второй половине XX в.- начале XXI века. Систематизировать учебный материал о социально-экономических процессах в современном западном обществе. 

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.

07.10

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов в странах Центральной и Восточной Европы во второй половине XX в.- начале XXI века. Устанавливать логическую связь между установлением тоталитарного социализма и ростом недовольства населения странах Центральной и Восточной Европы. Анализировать информацию исторического источника об особенностях происходивших в Польше в 1990-х гг. реформ. Использовать историческую карту «Политическая карта Европы» для определения связи стран Центральной и Восточной Европы с Европейским союзом. Структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе таблицу.

Повторительно-обобщающий урок

13.10

Глава 2. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.    (6 часов).

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития в Новейшее время.

14.10

Знать значение    понятий: деколонизацция, модернизация, колониальная система, диктатура и уметь их применять. Сопоставлять процессы деколонизации в странах Азии и Африки, видеть в них черты сходства и различия. Систематизировать исторический материал об Азиатско-Тихоокеанском регионе, Тропической и Южной Африке, Ближнем и Среднем Востоке и Северной Африке в соответствии и имеющимися классификациями. Давать оценку процессам, происходящим в странах Азии и Африки во второй половине XX в., видеть проблемы и предлагать обоснованные пути их решения и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов в Индии и Китае во второй половине XX в.- начале XXI века.

Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия. 

20.10

Знать значение понятий для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов мусульманских странах во второй половине XX в.- начале XXI в. Сопоставлять процессы происходившие в исламских странах, видеть в них черты сходства и различия. Систематизировать исторический материал о странах исламского мира в соответствии и имеющимися классификациями. Давать оценку процессам, происходящим в исламских странах во второй половине XX в., видеть проблемы и предлагать обоснованные пути их решения.

 

Индия и Китай во второй половине XX в.- начале XXI века. 

21.10

Знать значение    понятий модернизация, «экономическое чудо», «культурная революция», каста и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов в Индии и Китае во второй половине XX в.- начале XXI века. Анализировать информацию исторических источников и делать на их основе выводы по проблемам модернизации изучаемых стран. Сопоставлять процессы модернизации в Индии и Китае Китай во второй половине XX в.- начале XXI века. Объяснять причины проблем развития Китая и Индии, выделять черты сходства и черты различия .

Япония. Новые индустриальные страны.

27.10

Знать значение понятий модернизация, «экономическое чудо», постиндустриальное общество и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов в Японии   во второй половине XX в.- начале XXI века. Анализировать информацию исторических источников и делать на их основе выводы по проблемам модернизации изучаемых стран. Сопоставлять процессы модернизации в Японии во второй половине XX в.- начале XXI века. Объяснять причины проблем развития Японии других стран Азиатского региона (Китай, Индия). Выделять черты сходства и черты различия. Материал для самостоятельной  работы и проектной деятельности учащихся

Латинская Америка во второй половине XX в.- начале XXI века. 

28.10

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических процессов в странах стран Латинской Америки во второй половине XX в.- начале XXI века. Анализировать информацию исторического источника об особенностях происходивших в Латинской Америке в реформ. Использовать историческую карту. Структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе таблицу. 

Повторительно-обобщающий урок по главам 1 и 2.

10.11

Представлять информацию в различных знаковых системах. Определять роль личности в истории. Давать расшифровку сокращений. Самостоятельно выполнять тестовые задания, направленные на проверку усвоения знаний и умений. Обосновывать свою позицию, иллюстрировать примерами. Оценивать результаты своей познавательной деятельности.

Глава 5. Современный мир  и новые вызовы XXI века. (5 часов).

Глобализация и новые вызовы XXI века.

11.11

Знать значение понятий глобализация, глобальные проблемы современности, фундаментализм, самоидентификация, регионализация, «сетевое общество», четвёртая промышленно-технологическая революция и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых процессов глобализации. Систематизировать материал о процессе глобализации, выделять противоречивость и последствия глобализации. Объяснять причины возникновения глобальных проблем и предлагать обоснованные пути их решения. Структурировать текст учебника, выделять в нём главное и создавать на его основе схему, систематизирующую учебный материал о компонентах глобализации. Устанавливать различные точки зрения на процесс глобализации, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Строить классификацию проблем современного мира на основе дихотомического деления (глобальные-неглобальные проблемы), обосновывать своё решение. Раскрывать характерные черты четвёртой промышленно-технологической революции.

Международные отношения в конце XX- начале XXI века.

17.11

Знать значение понятий сверхдержава, многополюсный мир, региональная интеграция, международный терроризм и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых международных отношений начала XXI века. Анализировать и сопоставлять тексты источников по проблемам европейской интеграции и российско-американских отношений, делать на их основе выводы. Осуществлять расширенный поиск информации об интеграционных процессах и региональных конфликтах с использованием ресурсов Интернета, в том числе и электронных СМИ. Участвовать в обсуждении вопроса о международных отношениях на современном этапе в рамках альтернативы «Лидерство единственной сверхдержавы или многополюсный мир», формулировать собственное мнение и его аргументировать, учитывать другие мнения и координировать различные позиции. Объяснять причины и следствия процессов региональной интеграции в современном мире. Раскрывать сущность американо-российских отношений в конце XX-начале XXI века, видеть основные тенденции развития.

Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты.

18.11

Знать значение понятий и уметь их применять для раскрытия сущности изучаемых процессов возникших на постсоветском пространстве начала XXI века. Анализировать и сопоставлять тексты источников по проблемам социально-экономического развития стран постсоветского пространства делать на их основе выводы. Осуществлять расширенный поиск информации об интеграционных процессах и региональных конфликтах на постсоветском пространстве с использованием ресурсов Интернета, в том числе и электронных СМИ. Объяснять причины и следствия процессов региональной интеграции в современном мире. Раскрывать сущность отношений между бывшими советскими республиками и Россией в конце XX-начале XXI века, создание различного рода союзов и организаций, выделять основные тенденции развития.

24.11

Культура и искусство  во второй половине XX-  начале XXI века.

25.11

Знать, объяснять значение понятий Неоклассическая картина мира, модернизм, символизм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопрмитивизм, абстрактный импрессионизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм поп-арт, кинетическое искусство, Интернет, постмодернизм, авангарда и уметь применять для раскрытия сущности изучаемых  процессов протекавших в культурной жизни общества в первой половине XX века. Анализировать изменения происходившие в сознании человека, изменение картины мира, формирование новой художественной системы Характеризовать возникновение новых направлений в литературе, поэзии, музыке. Анализировать роль науки и искусства в современном индустриальном обществе. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

01.12

  1. 2

Контрольное тестирование по курсу «Всеобщая история. Новейшая история.

(1946 г. - начало XXI века).

02.12

Представлять информацию в различных знаковых системах. Определять роль личности в истории. Давать расшифровку сокращений. Самостоятельно выполнять тестовые задания, направленные на проверку усвоения знаний и умений. Обосновывать свою позицию, иллюстрировать примерами. Оценивать результаты своей познавательной деятельности.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

Повторительно-обобщающий урок

08.12

Итоговое повторение по курсу

09.12

Поурочно-тематическое планирование по курсу «История России (1946-начало XXI века)» 11 класс.

Глава 1. «СССР в 1945-1991 гг.» (28 часов).

  1. 5

Место и роль СССР в послевоенном мире.

15.12

Формулировать выводы на основе систематизации материала. Определять причины усиления роста национально-освободительного движения. Давать сравнительную оценку геополитической ситуации, сложившейся в мире после Первой мировой войны. Характеризовать геополитическое положение СССР на международной арене после окончания Второй мировой войны. Раскрывать причины и сущность «холодной войны». Выделять и называть причины роста и влияния коммунистического движения после завершения Второй мировой войны. Формулировать основные актуальные задачи, которые необходимо было решать СССР в послевоенный период. Использовать историческую карту и на её основе определить изменения границ СССР после войны. На основе полученных выводов заполнить таблицу «Холодная война». Комментировать и давать оценку суждениям исторической личности. Преобразовывать текстовую информацию в схему «Столкновение геополитических интересов». Использовать внетекстовые источники (Интернет) для выявления причин сложившейся исторической ситуации.

  1. 6

 Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенные годы.

16.12

Выявлять особенности экономического развития СССР в послевоенный период. Сравнивать методы и формы развития советской экономики в 1920-1930-е гг. и в первое послевоенное двадцатилетие. Оценивать влияние различных факторов на развитие экономики страны. Выделять факторы, повлиявшие на процесс восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР. Раскрывать сущность реформ и их особенности. Характеризовать противоречия промышленного развития СССР в послевоенные годы. Высказывать собственное мнение и приводить аргументы. Характеризовать на основе карты экономическую политику государства. Анализировать исторический источник и определить причины тяжёлого положения советской деревни. Преобразовывать информацию в схему-кластер. Оценивать и прогнозировать возможные последствия углубляющейся диспропорции советской экономики. Анализировать положительные и негативные черты послевоенного экономического курса И.С. Сталина.

  1. 7

Изменение в политической системе СССР в послевоенные годы.

22.12

Характеризовать систему управления государством в СССР.  Анализировать характер репрессивной политики в 1920 - 1930-е гг. можно ли было говорить    об изменении роли партии в стране в послевоенный период. Высказывать аргументированное собственное суждение. Делать выводы на основе собственного суждения. Выявлять причины изменений, произошедших в структуре партийного и государственного управления СССР. Характеризовать методы управления государством. Преобразовывать текстовую информацию в схему. Выявлять и раскрывать взаимосвязь между изменениями в высшем кадровом составе и политическими задачами, стоявшими перед страной.  Аргументировать позицию историка Л.В. Милонова о последствиях «Ленинградского дела», приводить аргументы за и против выдвинутого суждения.

 Идеология. Наука и культура СССР в послевоенные годы.

23.12

Характеризовать влияние событий Великой Отечественной войны на отечественную культуру. Определить какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны.  Характеризовать общие черты и особенности развития системы образования и культуры в 1920-1930-х гг. в СССР. Раскрывать сущность исторического понятия «космополитизм». Объяснять причины начала борьбы с космополитизмом. Выявлять изменения в разных сферах жизни советского общества в послевоенные годы. Характеризовать основные тенденции развития советского образования в послевоенные годы. Иллюстрировать примерами для подтверждения тезиса, вывода. Выявлять и анализировать причины постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры, принятых в 1946-1948гг. Выражать собственное отношение к высказыванию политического деятеля. Анализировать ситуацию под заданным углом зрения и делать выводы.

29.12

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.

30.12

Характеризовать общие черты и особенности государственной политики и национальной политики СССР в послевоенные годы. Определять возможные причины (кроме атеистической идеологии), которые могли сдерживать власть в религиозных уступках обществу. Выявлять противоречивые тенденции в национальной политике. Раскрывать роль русского языка в консолидации СССР как многонационального государства. Характеризовать методы проведения национальной политики в послевоенные годы. Выявлять последствия изменений произошедших после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны.  Рассказывать о положении выселенных, репрессированных народов. Анализировать особенности национальной политики СССР используя и опираясь на исторический источник – Конституцию СССР и делать выводы. Определять и высказывать собственную гражданскую позицию. Высказывать собственное аргументированное суждение. Участвовать в обсуждении проблемы.

  1. 1

Наш край в 1953-1964гг.

Выявлять особенности экономического развития Смоленской области в послевоенный период. Сравнивать методы и формы развития экономики в 1920-1930-е гг. и в первое послевоенное двадцатилетие. Оценивать влияние различных факторов на развитие экономики и науки нашего края. Выделять факторы, повлиявшие на процесс восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. Высказывать собственное мнение и приводить аргументы.

  1. 2

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».

Раскрывать взаимосвязь между внешней политикой государств и мировым развитием. Объяснять причины выбора Китаем социалистического пути развития и модернизации. Анализировать итоги и уроки Корейской войны. Называть факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны».  Иллюстрировать примерами выводы. Характеризовать межгосударственные отношений между СССР и Китаем. Систематизировать материал и продолжить заполнять таблицу «Холодная война: этапы, события, итоги». Давать характеристику геополитическому положению СССР. Высказывать аргументированное собственное суждение. Участвовать в обсуждении версий и оценок исторических явлений, процессов, аргументировать своё мнение, иллюстрируя примерами.

  1. 3

 Послевоенная повседневность в СССР.

Выделять факторы, характеризующие уровень жизни населения в первые послевоенные годы. Характеризовать социально-экономические проблемы СССР в послевоенный период и пути их решения.  Называть особенности послевоенного досуга советских граждан, увеличение интереса к чтению, самообразованию и повышению квалификации. Характеризовать причины роста социальных ожиданий, стремления к социальной справедливости. Анализировать противоречия советской повседневности.

 Смена политического курса.

Выявлять противоречия во внутренней политики Н.С. Хрущёва. Давать сравнительную характеристику особенностей общественно-политической жизни страны после XX съезда КПСС, выделять общие черты и различия. Анализировать исторический документ, выделять главные идеи. Определять информационную ценность документа.  Рассказывать о процессе реабилитации, его особенностях. Преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Составлять схему управления государством. Выявлять изменения в государственном устройстве. Комментировать и разъяснять смысл высказывания государственного деятеля. Определять позитивные и негативные последствия введения территориального принципа управления хозяйством. Выявлять противоречивость реформ. Высказывать аргументированное собственное суждение. Разъяснять высказывания исторической личности.

  1. 5

Экономическое  и социальное развитие СССР в середине 1950-х –середине 1960-х гг.

Выявлять противоречия социально-экономического курса Н.С. Хрущёва. На основе полученных данных формулировать выводы. Давать оценку аграрному развитию страны. Использовать приём сравнения для выявления общих черт и различий. Определять причины и последствия освоения целины для дальнейшего развития сельского хозяйства. Преобразовывать текстовую информацию в схему. Использовать дополнительные источники информации, выяснить причины принятия плана экономического развития на семь лет. Выявлять причины возрастания престижа советских учёных в обществе. Иллюстрировать примерами для подтверждения вывода. Доказать, что в середине 1960-х гг. были созданы в СССР основы индустриального общества. На основе систематизации материала прогнозировать задачи государства во внутренней политике. Характеризовать результаты социально- экономического развития государства.

  1. 6

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х- середине 1960-х гг.

Характеризовать значение «оттепели» для развития культурного пространства СССР. Оценивать идеологические компании, которые проводились в науке, литературе, музыке философии, киноискусстве в 1946-1950гг. Выявлять противоречия в отношениях между обществом и государством. Определять типологические черты поколения «шестидесятников», которое формировалось под воздействием новых форм общественной жизни. Анализировать исторический документ, выявлять авторскую позицию. Разъяснять смысл высказывания. Определять последствия преодоления идей сталинизма в советской литературе и искусстве. Выявлять характерные черты ужесточения государственной политики в отношении церкви. Раскрывать особенности повседневной жизни народа в период «оттепели». Выявлять противоречивость исторического явления. Анализировать статистические данные и дать оценку последствиям изменений в системе образования. Высказывать собственное аргументированное суждение.

  1. 7

Политика мирного сосуществования в 1950-х –первой половине 1960-х гг.

Выявлять итоги внешней политики СССР в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Определять по карте состав стран ОВД. Сравнить внешнеполитический курс И.В. Сталина после окончания войны и международную политику, проводимую Н.С. Хрущёвым. Определить новые черты во внешней политике СССР. Выявлять возможные линии советской внешней политики после смерти В.И. Сталина. Объяснять смысл высказывания Хрущёва. Характеризовать международные отношения между странами. Использовать карту как исторический источник. Раскрывать сущность и последствия «холодной войны». Оценивать внешнюю политику СССР. Анализировать события прошлого и высказывать суждение об уроках истории.

  1. 8

Политическое развитие СССР в 1960-х-середине 1980-х гг.

Высказывать суждения о политическом развитии СССР в 1960-х-середине 1980-х гг.: путь к застою или время упущенных возможностей. Раскрывать суть изменений политической системы Советского государства в результате преобразований Н.С. Хрущёва. Сравнивать основные положения Конституции 1936г. И Конституции 1977г., самостоятельно выделив линии сравнения. Раскрывать отношение общества к политическим событиям в стране. Определять причины усиления роли партии в и партийного аппарата в жизни СССР. Называть сущность идей, обосновавших консервативный политический курс. Характеризовать особенности Конституции 1977г. Раскрывать последствия изменения в политической системе государства со второй половины 1940-х гг. до конца 1970-х гг. Раскрывать связь между развитием военной промышленности и социальной сферой жизни советского общества. Высказывать аргументированное собственное суждение. Иллюстрировать примерами для подтверждения вывода.

  1. 9

Социально-экономическое развитие СССР в 1960-х- середине 1980-х гг.

 Объяснять причины  отрицательного результата реформ 1960-х гг. Раскрывать результаты экономических преобразований Н.С. Хрущёва.  Оценивать причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики стран Запада. В 1970-х – начале 1980-х гг. Показывать на карте объекты промышленности, транспорта, вводимые в 1955-1990-е гг. в эксплуатацию. Составлять терминологический словарь. Раскрывать сущность понятий самоуправляемость, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, экономические стимулы, механизм застоя. Указывать причины относительного улучшения жизни советских людей в 1970-е гг. участвовать в обсуждении причин исторических явлений. Определять влияние объективных и субъективных факторов на развитие экономики страны.

  1. 0

Национальная политика и национальные движения в 1960-х- середине 1980-х гг.

Характеризовать национальную политику в послевоенном СССР. Высказывать собственное аргументированное суждение об окончательном решении национального вопроса в СССР. Обосновать собственное суждение на основе систематизации материала. Комментировать национальную политику государства в историческом контексте. Раскрывать причины роста национальных движений в стране и прогнозировать их последствия. Оценивать итоги развития Советского государства. Приводить примеры для подтверждения высказывания историка С.Г. Кара-Мурзы. Анализировать итоги национальной политики в СССР. Сопоставлять провозглашённый властью тезис о формировании советского народа как новой исторической общности людей и возможности для реализации жизненных интересов «титульных» и «нетитульных» народов и национальных меньшинств с реальной жизненной ситуацией в стране.

  1. 2

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг.

Выявлять противоречия в изменении духовной сферы общества во второй половине 1960-х –начале 1980-х гг. Характеризовать положение социальных групп советского общества. Выявлять характерные черты внутренней политики государства в области культуры и науки в во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг. определять причины согласно которым не удалось реализовать в полной мере в повседневной жизни советских граждан принцип социальной несправедливости. Раскрывать характерные черты жизни советского общества применительно к данному периоду. Выявлять взаимосвязь разными сферами жизни общества. определять характерные черты культурной жизни общества во второй половине 1960-х первой половине 1980-хгг. Называть новые тенденции развития в искусстве данного периода. Оценивать деятельность исторической личности.  Иллюстрировать примерами.

  1. 3

Политика разрядки международной напряженности.

Раскрывать сущность внешнеполитического курса СССР. Объяснять причины возникновения региональных конфликтов 1970-х гг -начала 1980-х гг. Определять причины непродолжительности периода разрядки. Иллюстрировать примерами. Давать оценку внешней политике СССР. Раскрывать сущность «доктрины Брежнева» по отношению к социалистическим государствам, иллюстрировать примерами её реализацию. Определять последствия региональных конфликтов для СССР. Раскрывать взаимосвязь между внешнеполитическим курсом СССР и внутренними проблемами страны. Оценивать выдвинутые положения с опорой на исторический источник. Анализировать причины возникновения международных конфликтов.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

Выявлять предпосылки реформ в СССР в 1980-х гг. Раскрывать взаимосвязь социально-экономических процессов в мире и процессов повлиявших на выбор путей развития СССР в 1980-е гг. Выявлять противоречивый характер процесс модернизации. Раскрывать суть положительных и негативных черт китайской и чешско-венгерской моделей модернизации. Выявлять новые явления в мировом развития в контексте истории. Характеризовать социально-экономическое положение СССР к середине 1980-х гг. Объяснять в чём заключалась суть кризисных явлений в идейно-политической жизни СССР. Анализировать итоги деятельности Ю.А. Андропова. Оценивать мероприятия правительства в разных сферах жизни общества.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

Давать оценку перестройке как явлению, связанному с переходом к новой индустриальной эре. Анализировать итоги антиалкогольной компании в СССР и итоги «сухого закона» в США в 1920-1933гг. Определять факторы повлиявшие на осуществление реформ. Разъяснять сущность понятий и раскрывать их взаимосвязь. Раскрывать сущность экономической программы «500 дней». Иллюстрировать примерами. Характеризовать итоги социально-экономического развития страны в конце 1980-х гг. Высказывать аргументированное собственное суждение. Разъяснять смысл высказывания государственного деятеля. Давать сравнительный анализ экономических реформ второй половины 1980-х гг. и реформы середины 1970-х гг.

Наш край в 1985-1991 гг.

Характеризовать социально-экономическое развитие Смоленской области в середине 1985-х-1991х гг. Выявлять причины нарастание кризисных явлений на территории нашего края.

  1. 8

Перемены в духовной сфере жизни СССР в годы перестройки.

Характеризовать роль гласности в политике перестройки. Раскрывать характерные черты духовную жизнь советского общества в брежневскую эпоху. Выявлять социально-экономические, политические последствия утраты коммунистической идеологией своего авторитета. Раскрывать сущность понятия «гласность», иллюстрировать примерами это явление. Выявлять позиции представителей разных социальных групп. Устанавливать связь между политической и духовной сферами жизни общества в период перестройки. Характеризовать особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки. Выявлять противоречивость исторического явления. Высказывать суждения о значении перестройки в политической жизни СССР. Аргументировать выдвинутую точку зрения. Анализировать внетекстовые источники для выявления сходных черт и различий в духовной жизни общества.

Реформа политической системы СССР  в годы перестройки.

Раскрывать связь между политической и правовой сферами жизни общества. Характеризовать деятельность политических партий   и их программы. Объяснять суть понятий альтернативные выборы. Раскрывать содержание и сущность конституционной реформы 1988-1991 гг.Характеризовать процесс становления политической системы государства. Разъяснять политическую платформу партии. Устанавливать связь между политической и социально-экономической жизнью общества. Различать авторские оценки при освещении изучаемых событий. Характеризовать политическую программу А.Д.Сахарова. Характеризовать последствия реформы политической системы в СССР для государства и общества. Высказывать собственное аргументированное суждение. Обосновывать вывод на основе систематизации информации.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике СССР.

Давать оценку внешнеполитическому курсу государства. Аргументировать собственное суждение. Определять последствия вывода советских войск из Афганистана. Объяснять причины начала проведения политики «нового мышления». Выявлять достижения и неудачи во внешенеполитическом курсе М.С. Горбачёва. группировать и систематизировать признаки явлений и процессов. Давать оценку внешнеполитическому курсу государства в период перестройки. Объяснять сущность понятия однополярный мир. Раскрывать суть биполярной системы международной системы. Характеризовать международные отношения во второй половине 1980-х гг. Устанавливать связь между экономической сферой жизни общества и внешнеполитической деятельностью государства. Выявлять противоречивые оценки деятельности М.С.Горбачёва. Высказывать аргументированное суждение. Оценивать объективность выводов деятельности политика. Участвовать в обсуждении версий и оценок исторических явлений, процессов.

Национальная политика и подъём национальных движений Распад СССР.

Определять альтернативные пути развития Советского государства. Выявлять причины по котором союзная власть не смогла остановить центробежные тенденции в стране. Определять причины поражения ГКЧП Раскрывать сущность понятия «парад суверенитетов». Выявлять последствия событий августа 1991 года. Выстраивать логическую цепочку событий и процессов, которые привели к отставке М.С. Горбачёва. Устанавливать причины по котором при проведении масштабных экономических и политических, реформ не обсуждались преобразования в национальной политике Советского государства. Называть причины обострения национальных противоречий. Обосновывать собственное суждение на основе систематизации исторической информации. Преобразовывать текстовую информацию в схему.

Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1945-1991 гг.».

Представлять информацию в различных знаковых системах. Определять роль личности в истории. Давать расшифровку сокращений. Самостоятельно выполнять тестовые задания, направленные на проверку усвоения знаний и умений. Обосновывать свою позицию, иллюстрировать примерами. Оценивать результаты своей познавательной деятельности.

Глава2. Российская Федерация в 1991-2020 гг. (15часов).

Российская экономика на пути к рынку.

Характеризовать особенности и своеобразие российских преобразований в экономической сфере в 1990-е гг.Устанавливать причинно-следственные связи между итогами предыдущего периода предопределившими характер реформ 1990-х гг. Сравнивать особенности формирования рыночной экономической модели в нашей стране и в Китае. Раскрывать влияние социально-экономических, политических факторов на развитие российского общества. Определять причины ухудшения материального положения в результате ваучерной приватизации подавляющей части россиян. Применять ранее изученные понятия (шоковая терапия). Выявлять последствия применения данной политики. Оценивать позиции представителей разных социальных групп. Раскрывать сущность понятий и терминов. Характеризовать экономические реформы в России в 1990-е гг. Выявлять причины глубочайшего кризиса в сельском хозяйстве, несмотря на разрешение создавать фермерские хозяйства. Доказывать вывод на основе систематизации материала. Комментировать и разъяснять смысл суждения государственного деятеля (Т.Гайдара).

Конституция России 1993 года.

Выявлять особенности формирования политической системы Российской Федерации. Применять ранее изученные понятия. Высказывать аргументированное суждение. Использовать прием сравнительного анализа при работе с двумя документами для формулирования выводов. Выявлять отличия Конституции 1993 г. от предыдущего Основного закона нашей страны. Давать оценку историческому явлению, процессу.

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

Выявлять особенности формирования политической системы Российской Федерации. Применять ранее изученные понятия. Высказывать аргументированное суждение. Называть причины конфликта между исполнительной и законодательной властью РФ начала 1990-х гг. Характеризовать методы цели и итоги действий участников октябрьских событий 1993г. в Москве. Использовать приём сравнительного анализа при работе с историческими документами (Конституция 1977 г. и Конституция 1993г.) для формулирования выводов. Рассказывать о становлении многопартийности в России. Определять положительные и негативные тенденции этого процесса. Оценивать возможные последствия осуществления идеи Г.Э. Бурбулиса. Высказывать своё отношение к деятельности исторической личности.

Межнациональные отношения и национальная политика России в 1990-е гг.

Раскрывать суть процесса становления национально-государственного устройства страны в 1990-е гг. Определять причины возникновения необходимости вырабатывать новее принципы федеративного строительства в нашей стране. Высказывать суждения о том, какие уроки необходимо было учесть при строительстве обновлённой Федерации. Выявлять альтернативы решения национального вопроса в России в начале 1990-х гг. Объяснять причины силового решения чеченской проблемы. Раскрывать влияние военно-политического кризиса в Чечне на социально-экономическое положение страны и самой республики. Выявлять последствия событий. Выявлять противоречия исторических явлений, процессов и формулировать рекомендации по их устранению.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

Выявлять суть противоречивости духовного развития страны в 1990-е гг. Раскрывать роль СМИ в жизни российского общества и государства.  Называть позитивные и негативные последствия процесса стирания границ между российским и мировым культурным пространством. Раскрывать связь между социально-экономической и духовной сферой. Определять перемены, произошедшие в духовной сфере жизни страны в 1990-е гг. Характеризовать результаты произошедших перемен. Выявлять главные тенденции развития литературы. Обобщать материалы в форме эссе. Подбирать к выдвинутому тезису аргументы за и против. Иллюстрировать примерами.

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг.

Характеризовать новые черты внешней политики России в 1990-е гг. Анализировать международные отношения между государствами. Разъяснять смысл внешнеполитического курса государства и оценивать его. Определять причины, которые потребовали выработать новую внешнеполитическую концепцию России в 1990-е гг. Раскрывать эволюцию межгосударственных отношений. Давать расшифровку аббревиатур. Определять цели и задачи деятельности международных организаций. Выявлять противоречия в международных отношениях. Раскрывать принципы внешней политики России. Характеризовать результаты внешней политики России в 1990-е гг. Доказывать вывод на основе систематизации материала. Обобщать информацию в форме эссе.

Политическая жизнь России в начале XXI века.

Характеризовать государственную систему государственного устройства. Определять причины отставки Б.Н.Ельцина. Анализировать предвыборную программу В.В.Путина. Характеризовать внутреннюю политику государства. Раскрывать смысл реформ и выявлять их результативность. Раскрывать сущность понятий и терминов. Анализировать исторический источник, делать выводы. Иллюстрировать примерами для подтверждения выводов. Преобразовывать текстовую информацию в схему. Раскрывать новые черты политической системы. Использовать внетекстовые источники информации.

Экономика России в начале XXI века.

Определять приоритетные направления развития экономики России в начале XXI века. Оценивать экономическое положение России. Выявлять роль государственного регулирования экономикой. Определять приоритетные направления деятельности государства, цели и задачи создания стабилизационного фонда. Называть четыре приоритетных национальных проектов, реализуемых в социальной сфере. Выделять основные социально-экономические задачи, стоящие перед страной в начале XXI  века, какие шаги предпринимались для их решения. Раскрывать роль демографической политики.  Обобщать основные итоги социально-экономического развития страны в 2000-е гг. преобразовывать текстовую информацию в график или диаграмму. Использовать прём сравнительного анализа для формулирования выводов. Выявлять проблемы экономического развития страны и определять пути их решения.

Повседневная и духовная жизнь России в начале XXI века.

Характеризовать повседневную и духовную жизнь. России в начале XXI века. Выявлять важнейшие изменения, которые произошли в повседневной и духовной жизни россиян   в начале XXI в. Характеризовать деятельность общественных организаций. Приводить примеры молодёжных организаций в нашей стране. Определять свою гражданскую позицию. Иллюстрировать примерами взаимодействия добровольческих организаций граждан и государства.  Давать оценку художественным произведениям этого времени. Иллюстрировать примерами для подтверждения выводов. Определять главные национальные идеи государства. Определять и высказывать собственное отношение к окружающей реальности.

Внешняя политика России в начале XXI века.

 Характеризовать принципы положенные в основу современной российской внешней политики. Выявлять общие черты присущие всем «цветным революциям». Определять причины ухудшения в конце 1990-х гг. геополитического положения России. Сравнивать внешнюю политику страны на разных этапах её развития. Выявлять задачи внешнеполитического курса России. Давать оценку внешнеполитическому курсу. Выделять ключевые направления внешней политики страны и давать им характеристику. Использовать прём сравнительного анализа. Оценивать реализацию принципов многополярного мира. Высказывать аргументированное суждение. Обобщать материал в форме эссе.

Россия в 2008-2011 гг.

Давать характеристику социально-экономическому развитию страны. Анализировать сложившуюся ситуацию. Характеризовать программу развития России Д.В.Медведева. Называть основные положения этой программы. Выявлять последствия исторических явление и событий. Выявлять причины, по которым страны Запада не поддержали действия России по принуждению Грузии к миру.

Анализировать причины итоги воссоединение Крыма с Россией. Объяснять почему жители России поддержали вхождение  Крыма в состав России. Давать анализ сложившейся исторической ситуации. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Приводить примеры для подтверждения вывода. Определять последствия исторических  событий, явлений.

Российская Федерация в 2012-2020 гг.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская Федерация».

Выявлять противоречивый характер развития государства, общества. Выявлять альтернативные варианты развития страны. Делать обобщающие выводы, в рамках большого исторического периода для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений. Применять осваиваемые понятия в новых условиях. Планировать свою познавательную деятельность.

Итоговое повторение по курсу