Методическое пособие «Программа по реализации системного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога»

Терещенкова Анна Михайловна
Методическое пособие «Программа по реализации системного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога» направлена на повышение эффективности обучения по общественным дисциплинам в ОГБПОУ СОТА. Данное пособие способствует правильной организации деятельности обучающихся, развивает мышление и творческие возможности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_podhod_v_ramkah_samoobrazovaniya.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ СОТА

Методическое пособие

«Программа

по реализации системного подхода в обучении

 (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА)

в рамках самообразования педагога»

Разработала преподаватель:  Терещенкова Анна Михайловна

г. Смоленск

2019г.

Рассмотрено

На заседании ЦМК  

общеобразовательных дисциплин

ОГБПОУ СОТА                                                                            

Протокол № 1 от 28.08.19.

_________________ /Гмырикова С.В. /

Составитель: Терещенкова Анна Михайловна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская  областная технологическая академия»  

Рецензент: Самсоненко Олесия Ивановна,  преподаватель ОГБПОУ «Смоленская  областная технологическая академия»  

Методическое пособие «Программа по реализации системного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога» направлена на повышение эффективности обучения по общественным дисциплинам в ОГБПОУ СОТА.

Данное пособие способствует правильной организации деятельности обучающихся, развивает  мышление и творческие возможности обучающихся.

2019 г.

Пояснительная записка

 Методическое пособие «Программа по реализации системного подхода в обучении (изучение общественных дисциплин в ОГБПОУ СОТА) в рамках самообразования педагога», составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) предусматривает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального и поликультурного состава российского общества;

-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося;

-комплекс мер по формированию мировоззрения и системы понятий через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Системный подход относится к общим философским взглядам на пути познания и преобразования мира (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин). Он предполагает целостное, упорядоченное рассмотрение любого объекта, как системы, во взаимосвязях всех входящих в него частей и данной системы с внешним миром.

Дидактическими принципами системного подхода являются:

– принцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели;

– принцип единства: совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей (элементов);

– принцип связности: рассмотрение любой части совместно с ее связями, с окружением;

 – принцип модульного построения: полезно выделение модулей в системе и рассмотрение ее как совокупности модулей;

– принцип иерархии: полезно введение иерархии частей (элементов) и (или) их ранжирование;

– принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой;

– принцип развития: учет изменяемости системы, ее способности к развитию, расширению, замене элементов, накапливанию информации;

 – принцип децентрализации: сочетание в принимаемых решениях и управлении централизации и децентрализации;

– принцип неопределенности: учет неопределенности и случайностей в системе. 

Системный подход реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы). Обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

Цель: повышение эффективности обучения по общественным дисциплинам в ОГБПОУ СОТА.

Задачи:  

  • совершенствовать собственные теоретические знания и повышать педагогическое мастерство;
  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач;
  • формировать интерес обучающихся к изучению общеобразовательных дисциплин;
  • формировать знания, умения и навыки, необходимые студентам для самостоятельного использования средств получения знаний в процессе своего самосовершенствования.

Сроки работы: 2019-2022 годы

Этапы работы:

-сбор данных (2019-2020 учебный год) изучение материалов по теме, подбор заданий;

-работа с обучающимися (2020-2021 учебный год) формирование умений и навыков использование дидактических материалов;

-аналитический (2021-2022 учебный год) анализ работы при проведении аттестации обучающихся по результатам освоения учебных программ.

Формы представления результатов: проверочные работы, контрольные срезы, дифференцированные зачёты

Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности:

-успеваемость обучающихся;

- мониторинг качества знаний обучающихся;

- результаты организации самостоятельной работы;

- результаты освоения обучающимися образовательных программ.

Планируемый практический выход - формирование общих компетенций, развитие логического мышления, познавательных способностей обучающихся, отработка практических навыков и умений.

План мероприятий:

-обзор методической, педагогической и предметной литературы;

-изучение и применение современных методик преподавания;

-обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике;

-посещение уроков коллег;

- прохождение курсов повышения квалификации;

-проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

-организация внеклассной деятельности по предмету.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Технология дифференцированного обучения

 Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Главная цель: определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей

Технология позволяет :
1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого обучающегося;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого обучающегося;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным обучающися;
4) поддерживать и повышать  мотивацию обучения предмету.

Способы дифференциации обучающихся:

•    по области интересов (гуманитарные, физико-математические и т.д.)
•    по уровню развития памяти
•    по уровню умственного развития (одаренные, способные, дети с ЗПР)
•    по темпам работы
•    по уровню самостоятельности в процессе познания 
•    по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие, педагогически запущенные) и т.д.

        

Технология групповой работы

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материал

Принципы групповой работы:

  1. Учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся.
  2. Учитывать особенности состава группы.
  3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
  4. Распределять роли между участниками группы.
  5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
  6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Преимущества групповой работы:

-ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение;

-прислушиваться к мнению других;

-сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других;

-вырабатывать навыки контроля за действиями других и самоконтроля;

-формируется критическое мышление;

-дискуссия оживляет поисковую активность учащихся.

Поведение учителя во время проведения групповой работы

  1. Он может контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу обучающихся.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Виды групповой работы

Работа в парах.

Мозговой штурм.

Игра «Продолжи».

Охота за сокровищами.

Снежный ком.

Мозаичная группа или Пазлы.

Прием «Зигзаг».

Технология игрового обучения

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью

Преимущества:

-Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

-Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

-Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе).

-Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Структура игры как деятельности

-целеполагание,

-планирование,

-реализация цели,

-анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Виды педагогических игр:

-деловые;

-организационно-деятельностные;

-ролевые;

-инновационные игры;

-дидактические.

Функции игровой деятельности:

-развлекательную

-коммуникативную;

-самореализации;

-терапевтическую;

-диагностическую; 

-коррекции;

- межнациональной коммуникации; 

-социализации. 

Технология личностно-ориентированного обучения

 Личностно ориентированное обучение  - обучение на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся.

ЛОО образование включает следующие подходы:

-разноуровневый;

-дифференцированный;

-индивидуальный;

-субъективно-личностный;

Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:

-самореализации;

-саморазвития;

-адаптации;

-саморегуляции;

-самозащиты;

-самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Личностно-ориентированный урок:

-Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личностного опыта;

-Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;

-Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала;

-Ведёт индивидуальную работу с каждым обучающимся;

-Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность;

-Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки;

Учит обучающихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

Технология проектной деятельности

Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Типология проектов:

-Практико-ориентированные.

-Социально-значимые.

-Исследовательские.

-Информационные.

-Творческие.

-Ролевые.

Практико-ориентированный

Направлен на реализацию интересов самих участников проекта или внешнего заказчика.

Социально-значимый

Ориентирован на интересы какой-либо группы людей.

Творческий

Подчинен жанру конечного результата. Предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов.

Исследовательский

Напоминает научное исследование.

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.

Ролевые.

Проектанты берут на себя роль литературных, исторических или вымышленных персонажей.
Результат проектной деятельности:

-Новые знания и умения школьников (ими заканчивается исследование проблемы).

-Непосредственно готовый продукт или алгоритм его создания (им заканчивается решение проблемы


Информационно – коммуникационная технология

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН (наглядное пособие, тренажер, средство диагностики и контроля).
Модели использования  ИКТ на уроках:

-выступление с опорой на мультимедиа презентацию;

-компьютерное тестирование;

-использование электронных сборников-тренажёров;

-работа с электронными энциклопедиями.

Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическое обучение– тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Технология проблемно-диалогического обучения состоит из двух звеньев: постановка учебной проблемы и поиска решения этой проблемы.

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

 Основные методы постановки учебной проблемы:

-побуждающий от проблемной ситуации диалог;

-подводящий к теме диалог;

-сообщение темы с мотивирующим приемом

 Основные методы поиска решения учебной проблемы:

-побуждающий к гипотезам диалог;

-подводящий от проблемы диалог;

-подводящий без проблемы диалог.