Инфографика

Гаврилова Елена Сергеевна

Инфографика - это графический способ подачи материала, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Как часть медийных коммуникация инфографика имеет междисциплинарный характер. Данная техника помогает учителям и обучающимся систематизировать, распределить и структурировать большой объем данных, а так же подать их очень просто и упорядочено. Это способствует лучшему восприятию. Он представляет собой визуализацию данных, искусство передавать скучные цифры и данные образным языком. Ее можно использовать на баннерах, плакатах, видеороликах, она позволяет зрителю получить полезную для себя информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infografika.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инфографика - это графический способ подачи материала, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Как часть медийных коммуникация инфографика имеет междисциплинарный характер. Данная техника помогает учителям и обучающимся систематизировать, распределить и структурировать большой объем данных, а так же подать их очень просто и упорядочено. Это способствует лучшему восприятию. Он представляет собой визуализацию данных, искусство передавать скучные цифры и данные образным языком. Ее можно использовать на баннерах, плакатах, видеороликах, она позволяет зрителю получить полезную для себя информацию.  Бельгйский ученый Поль Луи утверждал, что инфографика – это «перевод чисел в форму рисунка , эскиза или поясняющего плана или иллюстрации».[1]

Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок появились в древние времена и активно использовались человеком: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы, и даже работа Микеланждело Буанаротти — роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме.

Достаточно давно создавались различные таблицы, анатомические и географические карты, простые диаграммы, графики, движение небесных тел. Все это, своего рода, является инфографикой. Географические исследования, математика и популяризация истории послужили стимулом для создания первых карт, графиков и хронологических диаграмм еще в XVII в. Именно в это время инфографика стала преобразовываться в тот вид, в котором она существует в настоящее время. Именно в это время в моду входят иллюстрированные книги о редкостях и повседневностях.[2] 

Герчук Ю. Я. Отмечал, что «наглядность была не средством популяризации знания (как теперь), а формой его существования. Видение оставалось орудием познания, видимость – демонстрацией сходств и различий <…> Научная иллюстрация барокко свободно и смело совмещала схематизм линейного чертежа с конкретной предметностью».[3]

Первую круговую диаграмму создал Уильям Плейфэр в 1801 году. Именно его смело можно назвать прародителем информационной графики и гистограмм. Он заложил основы для методики использования в прикладных науках статических диаграмм. Он предложил четыре фундаментальных метода визуализации статистической информации. До него числовые данные сводили в таблицы, которые воспринимались и понимались читаетлем с большим трудом. В том же году геолог Уильм Смит (сделал свой первый набросок геологической карты Британии, которая была опубликована в 1815 году. Эту карту современные картографы называют «Картой, которая изменила мир».

Наиболее значимой фигурой в картографической изобразительной статистике XIX   века стал французский инженер Шарль Жозеф Минар, который опубликовал в 1869 г. Знаменитые географические диаграммы о военных походах Ганнибала и Наполеона. Графическое представление о действиях французских войск в 1812-1813 гг. и о бедственном результате неудавшейся кампании, наглядно показано на карте России, считается «жемчужиной инфографики всех времен и народов».[4] 

Поход Наполеона в Россию изображался хлынувшим потоком в виде широкой полосы, отражающие количественные данные об армии, начитывавшей 422 000 человек. Каждый отделившийся отряд превращался в ручеек, уменьшающий численность основной армии. Каждое сражение во время русской кампании 1812 года иссушало несущийся к Москве поток французского нашествия. Минар виртуозно показал всю необходимую информацию о поражении французской армии, включая данные о местах сражений и потерях. Он также указал график температурного режима во время осеннего поступления войск. На графике это показано черным цветом. Бегство армии Наполеона истончает линию до минимальных значений. Именно карта Минара считается лучшим примером визуализации статистической информации.[5]

В середине XIX в. стояла задача наглядно показать экономические и национальные достижения ведущих капиталистических стран Европы. Она стала реализовываться в специально издаваемых для этого сборниках и атласах. В это время намечается применение на картах и городских планах пиктограмм, наделенных количественных атрибутами. Вначале такой синтез был характерен для эпидемиологических карт. Наиболее известным примером наглядного изображения распространения болезни признана карта эпидемии холеры 1854 г. В Лондоне: инфографика способствовала спасению человеческих жизней. Во время эпидемия холеры доктор Джон Сноу наносил на городской план  очаги распространения болезни  с указанием домов жертв. Именно с помощью этого способа была выявлена и устранена основная причина заболевания, унесшего 500 жизней.[6] 

К XX в. в изобразительной статистике сложилась ситуация, когда в руках у исследователей было достаточно графических инструментов, способных удовлетворить потребности, Однако, отдельно взятые графики, гистограммы, линейные и полярные диаграммы уже не могли обеспечить визуализацию нарастающего потока статистической информации. Активно шло слияние картографии, иконографии и собственно изостатистики с образованием нового направления проектной деятельности – информационного дизайна, инструментом которого стала инфографика.

Принято считать, что формирование современного языка данной техники сформировалось 1920-х гг. Именно в это время появился новый графический способ представления визуальных данных. Молодое советское государство с самого начала своего существования поставило изобразительную статистику на службу агитации и пропаганды. В работе «Очередные задачи советской власти» Ленин В. И писал: «статистика была в капиталистическом обществе  предметом исключительного ведения «казенных людей» или узких специалистов, - мы должны понести ее в массы, популяризировать ее, чтобы трудящиеся постепенно учились сами понимать и видеть, как и сколько надо работать, как и сколько можно отдыхать <…> превратить сухие мертвые бюрократические отчеты в живые примеры – как отталкивающие, так и привлекающие».[7]

Через год, 7 агуста 1919 г., было опубликовано постановление Совета народных Комиссаров, предписывающее: «организовать на площадях, театрах, вокзалах, зданиях центральных учреждений и других местах сосредоточения населения сеть особо устроенных витрин и приборов с периодически меняющимися показателями о деятелььности советских учреждений и статистических данных по социалььно-экономическим вопросам в форме картограмм, картодиаграмм, таблиц, плакатов и т.р. изображений».[8] 


[1] Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. С. 10.

[2] Там же. С. 19.

[3] Герчук Ю. Я. История графики и искусство книги: учеб. Пособие. С. 195-196.

[4] Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. С. 30.

[5] Там же. С. 33.

[6] Там же. С. 33.

[7] Ленин В. И. Соч., 4 изд., Т. 27.  С. 231-232.

[8] Декреты советской власти. Т. VI. М., 1973. С. 18-19.