Интеллект-карта

Гаврилова Елена Сергеевна

Интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная диаграмма, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ передать всевозможные идеи, материалы в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, с помощью него можно структурировать разнообразные идеи, планирование своего времени, запоминание больших объемов данных, а так же проведения мозговых штурмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt.docx18.82 КБ
Файл infografika.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная диаграмма, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ передать всевозможные идеи, материалы в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, с помощью него можно структурировать разнообразные идеи, планирование своего времени, запоминание больших объемов данных, а так же проведения мозговых штурмов.[1] 

Метод использования интеллект-карт разработан британским психологом, автором методики организации мышления - Тони Бьюзеном. Во время своего обучения он пытался найти способ эффективного запоминания и систематизации информации. Однако, данный метод работы с информацией существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но, тем не менее, именно он ввел в широкий обиход понятие интеллект-карт, говоря о том, что данный метод очень эффективный в применении. В нашей стране изучением данной техники занимаются кандидаты педагогических наук, профессоры Санкт-Петербургского университета Бершадская Е. А., Бершадский М. Е.[2]

Ментальная карта представляет из себя древовидную схему, ветви которой могут представлять из себя различные образы, слова, изображения, задачи или другие понятия, которые отходят от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»), относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. В свою очередь «радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центральной мысли в каждом из направлений расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект–карте расти беспредельно и постоянно дополняться. Они используются для того, чтобы визуализировать информацию, структурировать и классифицировать ее. С помощью них происходит организация обучения, решение разнообразных задач.

Интеллект-карта имеет ряд преимуществ в отличии от традиционной линейной формы, с помощью которой происходило представление информации. Во-первых, обучающимся легче отобрать основную идею, если она представлена в центральной части листа в виде яркого графического образа, соответственно, их внимание фиксируется не на случайной информации, а на наиболее существенных вопросах. Во-вторых, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые из них находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии. В-третьих, быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счет ее разноцветного и многомерного представления.  С помощью своего структурного характера такие карты позволяют без труда дополнить себя новой информацией без вычеркиваний, вырезаний, вставок и т.д. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.[3]

Многим детям младшего школьного возраста очень сложно запомнить материал, который насыщен разнообразными понятиями, сложной хронологией, персоналиями. В 5-6  классах при изучении истории Древнего мира и Средних веков обучающиеся соприкасаются с абсолютно незнакомой  для их слуха и языка терминологией. Вместе с тем, в силу своего возраста и психологических особенностей у пятиклассников затруднено формирование логических действий. Метод интеллект-карт помогает преодолеть  эти трудности. Для преодолений данных затруднений и используются  интеллект-карты. Их использование целесообразно на уроках обобщения и систематизации знаний в данной возрастной категории. Этот метод позволяет развивать как общеучебные действия - умения структурировать знания, так и логические, например, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов, одновременно развивая действия постановки и решения проблем.

В 7-8 классах материал становится более сложным, увеличивается объем изучаемого материала. Ученику становится сложно ориентироваться в потоке информации, большие затруднения касаются запоминания хронологии и исторических терминов. От школьника требуют  умения объяснять причины и следствия основных событий, процессов, явлений отечественной и всеобщей истории Нового времени, а так же способности давать оценку событиям и личностям. Для всего этого необходимо владеть прочными знаниями, и здесь роль метода интеллект-карты трудно переоценить. В данном возрасте целесообразно усложнять интеллект-карту: от веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.[4]

Опыт преподавания показывает, что использование данного метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся. Его внедрение в образовательный процесс способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышает мотивацию школьников, активизирует их деятельность, способствует развитию интеллекта, творческого, пространственного мышления, познавательной активности, самостоятельности в выявлении слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как ее структурировал и связал ее элементы между собой.


[1] Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство. 2010. С. 5

[2] Бершадский М. Е. О методе интеллект-карт. URL: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 (дата обращения: 20.05.2018)

[3] Бершадский М.Е. Психолого-педагогические основания метода карт понятий // Школьные технологии. С. 85.

[4] Бьюзен Т. Интеллект-карты. Практическое руководство. Минск., 2010. С. 153-158.



Предварительный просмотр:

Инфографика - это графический способ подачи материала, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Как часть медийных коммуникация инфографика имеет междисциплинарный характер. Данная техника помогает учителям и обучающимся систематизировать, распределить и структурировать большой объем данных, а так же подать их очень просто и упорядочено. Это способствует лучшему восприятию. Он представляет собой визуализацию данных, искусство передавать скучные цифры и данные образным языком. Ее можно использовать на баннерах, плакатах, видеороликах, она позволяет зрителю получить полезную для себя информацию.  Бельгйский ученый Поль Луи утверждал, что инфографика – это «перевод чисел в форму рисунка , эскиза или поясняющего плана или иллюстрации».[1]

Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок появились в древние времена и активно использовались человеком: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы, и даже работа Микеланждело Буанаротти — роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме.

Достаточно давно создавались различные таблицы, анатомические и географические карты, простые диаграммы, графики, движение небесных тел. Все это, своего рода, является инфографикой. Географические исследования, математика и популяризация истории послужили стимулом для создания первых карт, графиков и хронологических диаграмм еще в XVII в. Именно в это время инфографика стала преобразовываться в тот вид, в котором она существует в настоящее время. Именно в это время в моду входят иллюстрированные книги о редкостях и повседневностях.[2] 

Герчук Ю. Я. Отмечал, что «наглядность была не средством популяризации знания (как теперь), а формой его существования. Видение оставалось орудием познания, видимость – демонстрацией сходств и различий <…> Научная иллюстрация барокко свободно и смело совмещала схематизм линейного чертежа с конкретной предметностью».[3]

Первую круговую диаграмму создал Уильям Плейфэр в 1801 году. Именно его смело можно назвать прародителем информационной графики и гистограмм. Он заложил основы для методики использования в прикладных науках статических диаграмм. Он предложил четыре фундаментальных метода визуализации статистической информации. До него числовые данные сводили в таблицы, которые воспринимались и понимались читаетлем с большим трудом. В том же году геолог Уильм Смит (сделал свой первый набросок геологической карты Британии, которая была опубликована в 1815 году. Эту карту современные картографы называют «Картой, которая изменила мир».

Наиболее значимой фигурой в картографической изобразительной статистике XIX   века стал французский инженер Шарль Жозеф Минар, который опубликовал в 1869 г. Знаменитые географические диаграммы о военных походах Ганнибала и Наполеона. Графическое представление о действиях французских войск в 1812-1813 гг. и о бедственном результате неудавшейся кампании, наглядно показано на карте России, считается «жемчужиной инфографики всех времен и народов».[4] 

Поход Наполеона в Россию изображался хлынувшим потоком в виде широкой полосы, отражающие количественные данные об армии, начитывавшей 422 000 человек. Каждый отделившийся отряд превращался в ручеек, уменьшающий численность основной армии. Каждое сражение во время русской кампании 1812 года иссушало несущийся к Москве поток французского нашествия. Минар виртуозно показал всю необходимую информацию о поражении французской армии, включая данные о местах сражений и потерях. Он также указал график температурного режима во время осеннего поступления войск. На графике это показано черным цветом. Бегство армии Наполеона истончает линию до минимальных значений. Именно карта Минара считается лучшим примером визуализации статистической информации.[5]

В середине XIX в. стояла задача наглядно показать экономические и национальные достижения ведущих капиталистических стран Европы. Она стала реализовываться в специально издаваемых для этого сборниках и атласах. В это время намечается применение на картах и городских планах пиктограмм, наделенных количественных атрибутами. Вначале такой синтез был характерен для эпидемиологических карт. Наиболее известным примером наглядного изображения распространения болезни признана карта эпидемии холеры 1854 г. В Лондоне: инфографика способствовала спасению человеческих жизней. Во время эпидемия холеры доктор Джон Сноу наносил на городской план  очаги распространения болезни  с указанием домов жертв. Именно с помощью этого способа была выявлена и устранена основная причина заболевания, унесшего 500 жизней.[6] 

К XX в. в изобразительной статистике сложилась ситуация, когда в руках у исследователей было достаточно графических инструментов, способных удовлетворить потребности, Однако, отдельно взятые графики, гистограммы, линейные и полярные диаграммы уже не могли обеспечить визуализацию нарастающего потока статистической информации. Активно шло слияние картографии, иконографии и собственно изостатистики с образованием нового направления проектной деятельности – информационного дизайна, инструментом которого стала инфографика.

Принято считать, что формирование современного языка данной техники сформировалось 1920-х гг. Именно в это время появился новый графический способ представления визуальных данных. Молодое советское государство с самого начала своего существования поставило изобразительную статистику на службу агитации и пропаганды. В работе «Очередные задачи советской власти» Ленин В. И писал: «статистика была в капиталистическом обществе  предметом исключительного ведения «казенных людей» или узких специалистов, - мы должны понести ее в массы, популяризировать ее, чтобы трудящиеся постепенно учились сами понимать и видеть, как и сколько надо работать, как и сколько можно отдыхать <…> превратить сухие мертвые бюрократические отчеты в живые примеры – как отталкивающие, так и привлекающие».[7]

Через год, 7 агуста 1919 г., было опубликовано постановление Совета народных Комиссаров, предписывающее: «организовать на площадях, театрах, вокзалах, зданиях центральных учреждений и других местах сосредоточения населения сеть особо устроенных витрин и приборов с периодически меняющимися показателями о деятелььности советских учреждений и статистических данных по социалььно-экономическим вопросам в форме картограмм, картодиаграмм, таблиц, плакатов и т.р. изображений».[8] 


[1] Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. С. 10.

[2] Там же. С. 19.

[3] Герчук Ю. Я. История графики и искусство книги: учеб. Пособие. С. 195-196.

[4] Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. С. 30.

[5] Там же. С. 33.

[6] Там же. С. 33.

[7] Ленин В. И. Соч., 4 изд., Т. 27.  С. 231-232.

[8] Декреты советской власти. Т. VI. М., 1973. С. 18-19.