Классификация наглядных средств обучения

Гаврилова Елена Сергеевна

В основе визуализации учебной информации лежит использование врожденной способности человеческого мозга эффективно работать со зрительными образами и особенностей зрительной системы. Для человека она является доминантной, причем не только потому, что выступает самым важным источником информации об окружающем мире, но и потому, что она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами, является функциональным органом-преобразователем сигналов. Визуализация информации позволяет переводить учебную информацию, поступающую по разным каналам восприятия, в визуальную форму, что повышает скорость обработки и усвоения материала за счет наиболее эффективных способов работы с ним

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_naglyadnyh_sredstv_obucheniya.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация наглядных средств обучения

В основе визуализации учебной информации лежит использование врожденной способности человеческого мозга эффективно работать со зрительными образами и особенностей зрительной системы. Для человека она является доминантной, причем не только потому, что выступает самым важным источником информации об окружающем мире, но и потому, что она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами, является функциональным органом-преобразователем сигналов. Визуализация информации позволяет переводить учебную информацию, поступающую по разным каналам восприятия, в визуальную форму, что повышает скорость обработки и усвоения материала за счет наиболее эффективных способов работы с ним.[1]

Визуализация может быть комплексной или фрагментарной, образной или графической, составной или единичной. На практике, используются более сотни методов визуального структурирования. Широкое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Существуют разные способы ее использования: рисунки (репродукции известных картин, комиксы, сюжетные наброски), таблицы, схемы, диаграммы, графики, гистограммы, цепочка символов и т.д.[2]

В структуре занятия наглядные образы могут использоваться в ходе мотивации, при структурировании информации, проведении рефлексии (в виде мишени), для организации занятия (визуальные образы правил работы).[3]

В процессе образования школьников долгое время применяли и будут  применять самые разные виды наглядности. Безусловно, их роль в процессе обладает особенным качеством, которое проявляется очень явно. Использование наглядных средств не должно с сводится к простому иллюстрированию для того, чтобы сделать учебный процесс более понятным и легким в усвоении. Наглядные методы должны быть органичной частью познавательной деятельности учащихся. Именно с их помощью происходит формирование и развитие не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

В связи с этим особый интерес вызывает использование визуальных методов в обучении истории в школе с помощью компьютера, проектора или интерактивной доски. Благодаря им можно наглядно продемонстрировать на экране объекты и процессы во всевозможных ракурсах и в подробностях. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения , которые созданы на основе современных мультимедийных технологий.  Это, например, интерактивные карты, графика, анимации, видеоизображения, анимированные (динамические) опорные конспекты, интерактивные плакаты и пр.

Из-за многообразия визуальных методов в обучении, явной становится потребность их классификации. Наиболее распространенной является объединение средств наглядности по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит ее на три группы:

1.  Изобразительная наглядность, в которой значительное место

занимают:

•   работа с мелом и доской;

•   репродукции картин;

•   фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

•   учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

•   рисунки и аппликации;

•   видеофрагменты;

•   аудиофрагменты;

•   видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).

2.   Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

•   таблицы;

•   схемы;

•   блок-схемы

•   диаграммы;

•   графики;

•   карты;

•   картосхемы;

•   планшеты.

3.  Предметная наглядность, которая включает:

•   музейные экспонаты;

•   макеты;

•   модели.        


[1] Садовская И. Л. К вопросу о классификации и структуре методов обучения / И. Л. Садовская //Материалы сайта «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». 2011. URL : https://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_11/kvok.htm (дата обращения: 07.05.2018).

[2] Иоффе А. Н. Визуализация в истории и обществознании – способы и подходы // Преподавание истории в школе. С. 5.

[3] Там же. С. 5.