РАБОТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТЬЮ: ТАЙМЛАЙН

Гаврилова Елена Сергеевна

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема выявления эффективности использования визуальных методов на уроках истории как средства повышения уровня мотивации школьников к обучению на примере таймлайна. Особое внимание уделяется теоретическому обоснованию целесообразности использования визуальных методов обучения, а также раскрывается методика работы со средствами наглядного обучения на уроках истории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taymlayn.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТЬЮ: ТАЙМЛАЙН

Гаврилова Елена Сергеевна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Лицей №37»

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема выявления эффективности использования визуальных методов на уроках истории как средства повышения уровня мотивации школьников к обучению на примере таймлайна. Особое внимание уделяется теоретическому обоснованию целесообразности использования визуальных методов обучения, а также раскрывается методика работы со средствами наглядного обучения на уроках истории.

Ключевые слова: таймлайн, визуальные методы, наглядное обучение, уроки истории

WORKING WITH VISUALITY: TIMELINE

Elena Sergeevna Gavrilova

History and Social Science Teacher

MAOU "Lyceum No. 37"

Annotation: This article examines the problem of identifying the effectiveness of the use of visual methods in history lessons as a means of increasing the level of motivation of schoolchildren to learn on the example of the timeline. Particular attention is paid to the theoretical substantiation of the expediency of using visual teaching methods, as well as the methodology of working with visual teaching tools in history lessons.

Keywords: timeline, visual methods, visual teaching, history lessons

Список литературы

  1. Абдулаев Э. Н. Наглядность и проблемный подход в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 2008. №1. С. 23-27.
  2. Лаврентьев Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А. Барнаул., 2002.
  3. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – № 2.  2009. С. 22-28
  4. Сорока О.Г., Васильева И.Н. Визуализация учебной информации. URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdf (дата обращения: 24.07.2021).

Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Подача информации в данном виде уместна в том случае, если материал имеет биографический характер, рассказывает о творчестве того или иного человека, описывает историю того или иного явления. Эта техника используется при необходимости восстановить хронологию сложного процесса и показать логику его развития в составляющих его событиях. Такой метод формирует у учащихся системный взгляд на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

Соответственно, с помощью timeline или «ленты времени» можно визуально представить ход исторических событий. Составляя график можно обклеить всю стену или уместить его в альбом. [2, с. 58]. Таким образом одним взглядом ребенок будет способен окинуть целое столетие или тысячелетие, увидеть, какие произошли события, какие люди жили в одно время.

Благодаря графикам времени на уроках истории ученик способен заметить то, что упускает в рассказе. Узнавая об определенном событии из текста учебника, школьнику трудно бывает представить, например, какие исторические личности проживали в одно и тоже время. В частности, на уроках в 7 классе, изучая всеобщую историю и историю России, обучающиеся не могут соотнести даты правления государственных деятелей разных стран. Большим открытием для ребят становится новость о том, что королева Англии - Елизавета I Тюдор и русский царь – Иван IV Грозный были современниками. И таких случаев достаточное количество.  График же помогает нам понять, что происходит в одно и то же время в разных странах, кто ими управляет.

При изучении истории Древнего мира в 5 классе часто возникает аналогичный вопрос. При рассмотрении тем, касающихся Египта до периода правления Клеопатры, нет четкого перехода к темам, касающихся Древней Греции. Однако, на карте времени обязательно произойдет накладка событий. С помощью нее ученик сможет рассмотреть те столетия, добавляя выдающихся деятелей Греции, где уже позируют Ганнибал или Нефертити. Соответственно, график или лента времени будет связующей ниточкой, на которую нанижутся бусинки людей и фактов. [1, с. 24].

График времени делается просто. Если есть свободная стена в школьном кабинете или стенка вдоль лестницы, на ней крепятся полоски шириной в 2-6 см с отметками столетия на каждой. На полоске, выше или ниже её приклеиваются фигурки исторических лиц или значки с важными событиями — войнами, открытиями и пр. Конечно же, если такой возможности нет, то можно предложить ученикам составить небольшой график в виде папки или альбома. Можно даже с помощью рисунков.

Однако метод визуализации учебной информации timeline можно представить не только в виде графика, но и с помощью игровых технологий. К примеру, можно приобрести или изготовить самостоятельно «карточки событий», с их помощью на уроках истории обучающиеся могут составить временную ось. Каждая карточка должна быть двусторонняя. С одной стороны, название события и иллюстрация, с другой-все тоже самое, но уже с датой. Карты в наборах должны быть посвящены историческим событиям, произошедшим в нашей стране. Так же в них могут быть представлены элементы культурной жизни страны. [1, с. 26].  График можно сделать на всю историю человеческого рода, его можно сделать и на конкретный изучаемый период. Они могут быть объединены общими темами, например, «первые киевские князья», «архитектура XI – первой половины XIII в.», «эпоха правления Ивана Грозного», «северная война», «эпоха дворцовых переворотов» и т.д.

Целесообразно использовать «карточки событий» в качестве одного из элементов повторительных уроков по определенным главам/блокам. Данную технику можно воспроизвести в виде игры с определенными правилами: сначала «колода событий» тщательно перемешивается, карточки в ней должны располагаться датой вниз, каждому раздается по 5-6 карт. Каждый игрок выкладывает их перед собой, не подсматривая на обратную сторону с датой, оставшаяся колода размещается на столе, Верхняя карта выкладывается в центр и переворачивается датой вверх. Она станет первой точкой на временной оси, относительно которой игроки будут выкладывать свои карты. Каждый игрок должен разместить одну из своих карт на оси времени – справа или слева от события, уже лежащего в центре стола, в зависимости от его хронологии. [2, с. 64]. Поместив ее на «ось времени», карточку нужно перевернуть датой вверх и убедиться в правильности своего хода. Если она выложена правильно и событие действительно произошло в данном интервале времени, она остается на оси и ход передается следующему игроку. В случае ошибки карта удаляется из временной линии и сбрасывается. В качестве «штрафа» игрок берет новую карту события из колоды, выкладывает ее перед собой и завершает свой ход.  Постепенно временная линия начнет расширяться и события придется добавлять даже между уже выложенными картами, точно проникая в узкие временные промежутки. [1, с. 25].  Для победы в игре нужно быть первым, кто освободиться от всех своих карт, правильно добавляя их в общую линию событий. Такая игра превратит унылое заучивание дат в увлекательное соревнование. Конечно же, ошибаясь, ученики будут узнавать что-то новое, вспоминать ранее изученный материал.

Пользоваться технологией timelime можно применяя компьютер на уроке истории. Существует учебная платформа Arzamas[1], которая позволяет учащимся детально изучить курс истории. Она непосредственно служит для системного получения знаний по большим темам с последующей аттестацией. В этой области наиболее известен спецкурс, касающийся истории русской культуры. Однако, культура в данном случае понимается «не как перечень искусств (живопись, литература, кино и т. д.), а как совокупность текстов, правил и норм поведения, психологических установок, социальных практик, идеологий, определяющих политические решения, религиозных и духовных исканий и пр. Всего, что наполнено смыслом для внутренней жизни человека и позволяет ему существовать в окружающем его мире». Авторы платформы стремятся не только обнаружить ее неизменную сущность или прикрепить ее к определенной территории, государству, религии или языку, но и показать, как менялся на протяжении столетий состав и содержание этого явления.

Курс «История русской культуры» состоит из 7 модулей. Это разделение связано с резкими сломами в истории, такими как петровские преобразования, восстание декабристов, революция 1917 года или Великая Отечественная война, а также в культуре - расцвет древнерусской иконописи, появление «Первого философического письма» Чаадаева, начало Серебряного века. Хронологические рамки определяются 862 годом (условной датой начала русской государственности) и 1991 годом, по которому проходит условная грань между историей и современностью.

Именно с помощью графиков времени, представленных на той платформе, учащиеся смогут более наглядно представить историю России в целом, сравнивая, при этом, ее с событиями, произошедшими в истории Запада.

К слову, помимо «лент времени» каждый модуль включает сопроводительные материалы:

— таблицу главных событий русской и мировой истории и культуры;

— библиографию, где собраны не только необходимые книги, но и сайты, и фильмы, и другие источники, рекомендованные нашими лекторами;

— галерею с изображениями, рассказывающими о том, как видели эпоху современники и как ее представляли потомки;

— аудио, видеовведения, дающие базовые знания об описываемом историческом периоде.