Курсовая работа

Левченко Екатерина Сергеевна

тема работы "Становление и развитие системы педагогического образования в России". предмет: Теория обучения и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая работа 494.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ        5

1.1. Этапы развития и становления педагогики как науки        5

1.2. Развитие школы и педагогики в России        9

ГЛАВА 2.  СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ        15

2.1. Основные проблемы педагогического образования в России        15

2.2. Направления совершенствования системы педагогического образования в России        20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        28


ВВЕДЕНИЕ

Образование сегодня требует не только хороших знаний от учеников и учащихся, но и высокий уровень подготовки самих преподавателей. Проблема подготовки педагогических кадров уходит свои корнями в далекое прошлое.

В настоящее время задачами системы педагогического образования являются:

- подготовка педагогических кадров, которые способны увидеть в каждом ученике или учащемся определенный потенциал, разглядеть его сильны стороны. Также они должны уметь раскрыть потенциал человека, создать определенные условия для этого и подготовить своих учеников для получения будущей профессии, а учащихся - правильно применять полученные знания на практике.

- осуществлять всемерную поддержку развития отечественного образования в различных регионах России с помощью внедрения различных инноваций и разработку новейших программ образования;

- постоянное развитие, следование за научно-техническим прогрессом.

Общество ожидает от педагогического образования высокие результаты не только в обучении человека, но и повышение престижа преподавателя не только в глазах учеников и учащихся, но и общества в целом, личностное развитие педагогов и их предложений по улучшению системы образования в России. Работодатели ожидают получение качественных специалистов, способных за короткое время вникнуть в суть работы и адаптироваться к новым условиям труда. Государство надеется на снижение социальной напряженности в обществе средствами образования.

Подготовка педагогических кадров достаточно сложный и трудоемкий процесс, помимо получения данной специальности в средних и высших учебных заведениях, необходим постоянный анализ системы педагогического образования, чтобы усовершенствовать ее и избежать ранее допущенных ошибок, но без дополнительного исследования истории становления и развития педагогического образования, ее подробного изучения, это является достаточно сложной задачей. Именно прошлый опыт и методы развития системы педагогического образования в России способствуют ее совершенствованию сегодня. Очень важно рассматривать данную тему, углубляясь в ранее существующие подходы и методы, которые применялись предшественниками. Только таким образом можно добиться эффективного педагогического образования сегодня и получить педагогические кадры с высоким уровнем квалификации и набором знаний. Поэтому выбранная тема является актуальной.

Объектом исследования выступает педагогическое образование в России.

Предмет исследования - история становления и развития системы педагогического образования в России.

Цель исследования - определить проблемы и пути совершенствования современной системы педагогического образования в России.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть этапы развития и становления педагогики как науки;

- ознакомиться с историей развития школы и педагогики в России;

- определить основные проблемы педагогического образования в России;

- разработать направления совершенствования системы педагогического образования в России.

Изучением истории становления и развития системы педагогического образования в России занимались: Н.Ф. Родионова, Н.В. Кожина, В.И. Смирнов, В.С. Зайцев, В.О. Ключевский и др.

Теоретической основой написания работы послужили труды А.В. Лубкова, П.И. Пидкасистого, С.Ю. Исаевой, В.П. Бездухова, А.Д. Тимофевой и др.

При написании работы использовались следующие методы: описания, анализа и синтеза.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

1.1. Этапы развития и становления педагогики как науки

История педагогики, в частности системы воспитания и обучения в древнем веке из-за незначительности источников остается в тени, тем не менее некоторые исследования показывают, что еще с первобытно общинного строя особое внимание уделялось привитию потомству таких нравственных идей, как: трудолюбие, справедливость, уважение к родителям. Народная педагогика складывалась медленно в недрах народных масс, нашла свое отражение в памятниках народного творчества. Отличая педагогическое значение сказок, великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Сказки — это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [6, с. 31].

П.И. Пидкасистый дает следующее определение: «Педагогика - наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества» [19, с. 6].

В соответствии с периодизацией П.Ф. Каптерева выделяются три периода развития отечественной педагогической теории и практики с X – начало XX веков.

I период – церковно-религиозный (Х – ХVII вв.) – образование или «воспитательное обучение» определяет православная церковь. Воспитательная цель – «душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию», в целом – «укрепление юношества в православии». Первые учителя – мастера грамоты.

II период – государственный (ХVII – середина ХIХ вв.) – открытие светских школ, «школа как государственная служба». Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования.

III период – общественный (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.) – оформление общественно-педагогического движения, развитие общественной и частной инициативы в образовании (Московский и Петербургский комитеты грамотности, Педагогическая комиссия при Русском техническом обществе и др.).

Каждый из этих периодов включает предыдущий.

XVIII век – начало государственного периода развития образования.

I. Петровский период (1701 – 1728 гг.) (Петр I умер в 1725 г., но при Екатерине I не было резких перемен).

Основные преобразования в области просвещения:

- введение гражданского алфавита;

- создание первых светских школ (в частности, профессиональных);

- возникновение периодической печати – 1-я газета «Ведомости»;

- открытие в Петербурге Академии наук (1725 г.);

- открытие при АН университета в Петербурге и гимназии (1726 г.).

Выдающиеся деятели: Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Т. Посошков.

II. Послепетровский период (1728 – 1762 гг.) (Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна).

По словам В.О. Ключевского образование и просвещение между «петровской реформой порядков» и «екатерининской реформой умов» было «дурным перепутьем».

- складывается сословная система образования (в Петербурге в 1732 г. открывается 1-ый Сухопутный шляхетский кадетский корпус – закрытое сословное дворянское учебное заведение и др.)

- открытие Московского государственного университета в 1755 г.

Выдающиеся деятели: М. В. Ломоносов.

III. Екатерининский период (1762 – 1796 гг.)

Эпоха просвещенного абсолютизма – переориентация с профессиональной на общеобразовательную школьную систему. Основная идея – формирование «новой породы людей», свободных от пороков современного общества, приоритет отдается – религиозно-нравственному воспитанию – «первенство сердца над разумом» (И.И. Бецкой).

- 1764 г. – открытие Института благородных девиц (Смольный институт) – первое женское учебное заведение повышенного типа для девушек-дворянок, в 1765 г. – отделение для девушек-мещанок;

- просветительская деятельность Н. И. Новикова и создание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»;

- школьная реформа (1782-1786 гг.) – открытие Народных училищ 2-х типов для разночинцев (Малые и Главные народные училища);

Выдающиеся деятели: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево.

XIX – начало XX века

I. Период 1802 – 1825 гг. – Александр I – либеральная школьная реформа, создание государственной системы образования (приходские, уездные училища, гимназии, университеты), открытие Царскосельского лицея (1811 г.). К концу правления постепенный отход от либерализма.

II. Период 1825-1855 гг. – Николай I – консервативный период и контрреформа в образовании. Идея «охранительного просвещения», главные идеологические принципы: православие, самодержавие, народность (С.С. Уваров). Педагогические взгляды А.И. Герцена, В.Г. Белинского.

Начало общественного периода развития образования

III. Период 1855 – конец 60-х годов – Александр II – общественно-либеральный период и реформирование системы образования. Земства и их роль в развитии народных школ. Формирование общественно-педагогического движения: эволюционно-гуманистическое направление – Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, революционно-демократическое направление – Н.Г. Чернышенвский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.

IV. Период 1870-е гг. – 1894 г. – терроризм леворадикальных сил и постепенный отход от либерализма, Александр II убит 1 марта 1881 г. Александр III – консервативный период и контрреформа в образовании, возвращение к идеологической триаде: православие, самодержавие, народность. Школьная политика министра народного просвещения – К.П. Победоносцева (церковно-приходские школы).

V. Период 1894-1917 гг. – Николай II (Временное правительство) – постепенный отход от консерватизма к либерализму. Активизация общественной и частной инициативы в образовании. Общественно-педагогическое движение «Новая (гуманистическая) педагогика». Нестабильная обстановка в стране (террор, русско-японская война, первая мировая война). Демократический проект реформирования отечественного образования (В.И. Чарнолуский ).

Выдающиеся деятели: П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель.

XX век

I этап – 1917– 1930 гг. – кардинальное реформирование (разрушение) системы отечественного образования. Создание «новой пролетарской школы». Политизация и идеологизация школы. Педагогическая инициатива и творчество в рамках марксистско-ленинской идеологии (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский).

II этап – 1931-1953 гг. – сталинская контрреформа образования.

Концепция советской классовой школы:

- изоляция от мировой педагогической теории и практики;

- самодостаточность;

- борьба с инакомыслием (классово-враждебной идеологией) и репрессии;

- школа как средство политизации и идеологизации советского государства;

- приоритет классовых интересов в образовании над общечеловеческими ценностями;

- культ личности Сталина.

III этап – 1954 – 1964 гг. – реформирование системы образования в период «оттепели» и «догоняющая модернизация» в сфере образования. Доминирование политехнического содержания образования. Закон (1958 г.) «Об укреплении связи школы с жизнью…». Начало педагогической инициативы и творчества В.А. Сухомлинского. Создание экспериментальной лаборатории по проблемам дидактики (Л.В. Занков).

IV этап – 1965 – 1985 гг. – своеобразная контрреформа – стабилизационно-модернизаторский характер развития системы образования. Дифференциация педагогической науки и практики на «официальную» (государственная идеология) и «неофициальную». Научно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского.

Педагогика сотрудничества (педагоги-новаторы): Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин и др. Новые направления в дидактике и методике: проблемное и развивающее обучение (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Школьная реформа 1984 г.

V этап – 1986 – начало ХХI в. – два периода:

- 1986 – 1991 гг. – советская школа и педагогика – перестройка системы образования на основе принципов «гласности» и «демократии». Концепция преобразования общества и школы – «новое политическое мышление», переход от тоталитаризма демократическому обществу;

- 1992 – начало XXI в. – российская школа и образование – реформирование системы образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Закон об образовании (1992 г.). Личностно ориентированная модель образовательного процесса. Участие России в Болонском процессе.

Таким образом, можно сказать, что путь становления и развития педагогики, как науки был достаточно долгим и претерпел множество изменений. Одни учения сменялись другими, появлялись педагоги, которые привносили что-то новое и неординарное в развитие педагогического образования. Учения и методика некоторых из них, например, В.А. Сухомлинского, и сегодня составляют одну из основ обучения педагогических кадров.

1.2. Развитие школы и педагогики в России

В 1917году, после Октябрьской революции было принято решение о полной перестройки школы. Поэтому новое правительство в 1918 году издает новые документы касаемо школьного образования: «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». В данных документах закреплялось положение о бесплатном и двухступенчатом образовании, которое складывалось из: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения [14, с. 43].

Для осуществления предлагаемых изменений в систему образования в 1918 году создается Народный комиссариат по просвещению, во главе которого становится А.В. Луначарский. Совместно с комиссией он разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. В статье «О социальном воспитании» Луначарский поднимает вопрос о цели воспитания: для кого воспитывается человек - для себя или для общества. Ответ - в интересах социалистического общества [15].

Будучи сторонником политехнической трудовой школы А.В. Луначарский понимал политехнизацию как триединую программу:

1. Образование, тесно связанное с жизнью.

2. Обучение через труд и внедрение в учебный процесс активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные занятия и т.п.).

3. Приобщение детей и подростков к общественно полезному труду.

Н.К. Крупская также входила в Наркомпрос и была там главным теоретиком. Именно Крупская была основоположником новых документов, касающихся советской школы. Благодаря ее активной деятельности в этом направлении было проведено множество конференций, совещаний и съездов, посвященных педагогике и образованию. С ее именем связана разработка теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций, становление теории и практики дошкольного воспитания. Н.К.Крупской принадлежат большое количество статей и брошюр по вопросам трудового обучения, коллективного воспитания и развития самоуправления в школе, роли личности учителя в обучении и воспитании учащихся, эстетического воспитания, связи школы и семьи.

С 1920  года происходит активное развитие педагогической науки. Это объясняется тем, что в этот период работали ученые, которые имели опыт дореволюционного образования, поэтому сохранялись связи с остальным педагогическим миром. Также на тот момент руководство комиссариата по просвещению положительно относилось к нововведениям. Решению педагогических проблем была призвана содействовать учрежденная в 1921 г. научно-педагогическая секция Государственного Ученого Совета (ГУСа) [5, с. 382]. Ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием процессов воспитания и образования. В качестве основополагающих выдвинуты принципы историзма и связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом, единства обучения и воспитания, всестороннего и гармоничного развития личности.

В 30-х гг. происходят глобальные изменения из-за политика искоренения инакомыслия педагогические идеи 20-х гг. были признаны вредными, не соответствующими научной мысли. В этот период провозглашается единственно верная методика - марксистско-ленинское учение [16, с. 50]. Не смотря на такое негативное настроение, подавление других идей, подходов и концепций, педагогика продолжала развиваться.

Создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттлемент», «Первая опытная станция» и «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкий считал, что для развития педагогической науки необходимо проведение анализа организованного воспитательного процесса и обстоятельств, не имеющих отношения к образованию. Например, влияние улицы, родных, друзей, знакомых и т.д.. По его мнению то, как развивается ребенок, не зависит от наследственной генетики. Социально-экономическая среда - вот, что выступает катализатором этого развития. Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Педагог высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания, но и отвергал примитивно-социологизаторский подход к ребенку, считая безумием «ломать» детскую природу и «ковать» нового человека во имя прекрасного завтра [9, с. 267].

Еще одним активным деятелем, внесшим большой вклад в развитие школы и педагогики того времени стал П.П. Блонский. Педагог и психолог был одним из создателей Академии социального воспитания им. Н.К. Крупской, участвовал в подготовке научных кадров, руководил коллективом молодых психологов и аспирантов в Московском институте психологии. Опытная и экспериментальная работа в школе была неотъемлемой частью научной деятельности П.П. Блонского.

Всеми известный А.С. Макаренко - блестящий практик и педагог, также по праву считается одним из основоположников развития педагогики в России. Осенью 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Антону Семеновичу организовать колонию для несовершеннолетних правонарушителей [17, с. 90]. В полуразрушенном здании бывшей колонии для малолетних преступников в шести километрах от Полтавы А.С. Макаренко основал детскую трудовую колонию. Анализируя кризисные явления в жизни коллектива, А.С. Макаренко делает одно из главных своих педагогических открытий: в жизни коллектива не может быть остановки, он должен развиваться.

В.А. Сухомлинский является одним из известных педагогов 50-70-х гг. XX в, проработавший 33 года директором Павлышской средней школы Кировоградской области (Украинская ССР). Опыт работы этой школы собран им в книгах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям» и др. В.А.Сухомлинский создал целостную воспитательную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования [10].

Сухомлинский считал, чтобы любить детей, нужно знать их психологию. Давая советы начинающим директорам школ, в книге «Разговор с молодым директором» он писал: «Знать ребенка - это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом»[22, с. 92].

В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р. Атутов, Н.И. Болдырев, В.Е. Гмурман, П.Н. Груздев, Н.К. Гончаров, Л.В. Занков, Б.П. Есипов, Т.И. Ильина, И.А. Каиров, Т.Е. Конникова, Ф.Ф. Королев, И.Я. Лернер, И.Т.Огородников, М.Н. Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г.И. Щукина и др. Они разрабатывали проблемы методологии педагогики (воспитание как общественное явление, социальные функции воспитания, биологическое и социальное в воспитании), содержания общего образования, теории обучения, политического образования и трудового воспитания, всестороннего развития личности [20, с. 19]. Получили развитие и такие их идеи, как единство обучения и воспитания, соотношение коллектива и личности, целостность процесса воспитания, взаимосвязь теории познания и теории обучения, взаимообусловленность принципов обучения и др.

В 1980-1990-е гг. большой вклад в развитие педагогики внесли такие ученые-педагоги, как Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, Г.Н. Волков, О.С. Богданова, З.И. Васильева, И.Ф. Козлов, В.М. Коротов, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, З.А. Малъкова, И.С. Маръеико, Л.И. Новикова, А.И. Пискунов, Г.Г. Филонов, М.Ф. Шабаева, Г.А. Ягодин и др. Как пишет В.П. Бездухов: «В поле зрения их научной и практической педагогической деятельности были проблемы философских оснований педагогики, критериев истины в педагогике, закономерностей и принципов педагогического процесса, оптимизации процесса обучения, повышения уровня профессионально-технического образования, педагогики детского коллектива, совершенствования нравственно-этического воспитания, комплексного характера воспитания, интегративного подхода к процессу формирования личностных свойств и качеств, профессионального становления учителя, развития этнопедагогических знаний, сравнительной педагогики и др.» [2, с. 298].

После распада СССР в 1992 г. новые направления в педагогике стали разрабатывать такие российские ученые-педагоги, как В.И. Андреев, В.П. Беспалько, Б.М. Бим-Бад, Г.А. Бордоеский, В.А. Караковский, В.В. Краевский, Л.И. Маленкова, Л.И. Новикова, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, В.И. Смирнов, Г.И. Шамова, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др. Предметом их исследований стали проблемы государственных образовательных стандартов, принципы государственной политики в области образования, обновления содержания образования, инновационных процессов обучения, целостности педагогического процесса, современных методик воспитательного процесса, личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, индивидуализации и самоактуализации личности в воспитательном процессе, организационных форм управленческой деятельности, мониторинга образования и воспитания, сравнительной педагогики и др. [13, С. 120].

Таким образом, развитие школы и педагогики в России началось после 1917 года. Педагогические идеи и нововведения, касающиеся развития образования и педагогики, не всегда воспринимались положительно новым правительством. Тем не менее этот период подарил много выдающихся и известных ученых, педагогов и психологов, которые внесли значительный вклад не только в само образование и развитие педагогики, но и дали толчок будущим педагогам для совершенствования и разработки новых методик в своей работе. Большинство педагогических идей прошлого выступают в качестве основы современного образования и педагогической мысли. Труды В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, П.П. Блонского и др. и сегодня являются актуальными и востребованными, ведь именно в них заложены основные правила успешной педагогической деятельности.

ГЛАВА 2.  СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

2.1. Основные проблемы педагогического образования в России

Педагогическое образование - феномен российской культуры, его история полна взлетов и забвений: первая учительская семинария была открыта в России в 1786 г., затем она стала Главным педагогическим институтом, а в 1819 г. на базе педагогического института возник Санкт-Петербургский университет. После восстания декабристов в 1825 г. вновь возникла необходимость в педагогических кадрах, транслирующих государственные идеи, поэтому в 1828 г. был восстановлен Главный педагогический институт, который в 1858 г. вновь был закрыт [7].

Период XIX и XX вв. характеризуется тем, что педагогическое образование то не воспринималось серьезно и необходимым условием развития людей, то считалось самой главной прерогативой в стране, то создавались специальные педагогические учебные заведения, то они преобразовывались в классические университеты, отражая исторические реалии и этапы стабильности или кризисов государственности. В этот период прослеживалась прямая взаимосвязь между культурным развитием и образованием. Другими словами, при благоприятных для культурного и общественного развития временах, педагогическое образование было востребовано, а профессия учителя считалась одной из самых уважаемых и престижных. В период, когда происходили негативные события в обществе и стране в целом, падение культурных ценностей, наблюдалось снижение значимости педагогического образования, а профессия педагога утрачивала свой статус.

В конце ХХ в. особенно обострились споры о роли и месте педагогического образования: сталкивались полярные точки зрения на необходимость специальной подготовки учителей и идеи о том, что любой человек, имеющий высшее образование, способен вести педагогическую деятельность. В XXI в. эти споры продолжаются. И сегодня высшее педагогическое образование является предметом жарких дебатов, дискуссии о нем ведутся на различных конференциях, симпозиумах и форумах.

Роль учителя также в настоящее время подвергается переосмыслению, это связано со стремительным развитием цифровых технологий, искусственного интеллекта и робототехники, которые, по мнению некоторых представителей непедагогических профессий, способны в ближайшее время заменить учителя в классе, переведя образовательный процесс в виртуальную среду. Утверждающие это упрекают образование в ориентации лишь на передачу знаний, с чем, по их мнению, легко справится и машина [4]. Но, как справедливо отмечает А.Д. Тимофеева: «Однако компьютерные технологии способны только транслировать информацию, даже не доводя ее до уровня полного, прочного и действенного перехода от освоения через усвоение к присвоению, они не приспособлены реагировать на непонимание ребенка, передавать информацию разными способами, связывая новое с уже известным, перекидывая мостики к будущим знаниям, реализуя тезис Л.С. Выготского об учете зоны ближайшего развития обучающегося» [23, с. 82]. Хотя, невозможно не согласиться, что дополнительные образовательные среды способствуют более глубокому и быстрому развитию обучающихся, а также мотивируют их и повышают интерес к образовательной деятельности. Поэтому необходимо целенаправленное исследование положительных и отрицательных сторон процесса цифровизации образования.

Основные тренды современного профессионального образования, признаваемые всеми, - креативность, критическое мышление, коммуникативность, кооперация, цифровизация. К ним необходимо добавить традиционные для российского образования ценности: предметная фундаментальность, системность, практикоориентированность, усиление культурологического и аксиологического компонентов образования, воспитание национальных черт и человеческих качеств, то есть достижение синтеза национальных и культурных традиций российского образования с инновационным вектором развития страны.

Алиева Э.А. отмечает: «В основе любых инноваций лежат традиции (А. Ф. Киселев, А. В. Лубков, Н. Н. Пахомов). Нововведения, не опирающиеся на проверенные временем теории, обречены на неуспех, так как учет выявленных временем ошибок и исправление их - залог прочного фундамента нового знания, предупреждение о неверном и порочном пути, именно ошибки прошлого учат, чему надо следовать, а чего избегать» [1, с. 24]. Как верно замечает О. Уайльд, «опытом люди называют свои ошибки», поэтому необходима интеллектуальная и эмоциональная рефлексия опыта для предупреждения неверных действий в будущем.

Одной из насущных проблем современного образования является, с одной стороны, разработка новых научных и профессиональных областей, а с другой - сохранение суверенности и актуальности традиционно выделяемых обществом профессиональных ниш.

В защиту необходимости педагогического образования как отдельного институционального компонента профессионального образования можно привести целый ряд доводов. Педагогическое образование направлено на подготовку кадров для особой профессиональной области - системы образования, признаваемой как отдельная наука со времен античности. Философы и общественные деятели (А. Дистервег, М. Монтень, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.) всегда признавали профессию учителя «самой главной на свете».[25]

Педагогическое образование представляет собой сплав разных наук, в котором главенствуют науки о человеке (психология, физиология) и способах его обучения (методика, педагогика) посредством разных предметных областей. Профессия учителя отличается от многих профессий по креативному и когнитивному компонентам, так как, «чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому» [24]. Учитель по образованию видит свой курс не как набор отдельных тем, которые, несомненно, человек с высшим образованием, не имеющий педагогической подготовки, может хорошо и грамотно передать детям, а как системную педагогическую целостность и вытекающие из нее возможности не только для обучения, но и для воспитания и развития детей, учитель по образованию способен вывести не только научные закономерности, но и ценностные основания, которые в детском возрасте оказываются намного более важными, чем просто знания. Эту мысль ясно выразил А. Дистервег, который считал, что «учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», а такого учителя может сформировать только педагогическая среда педагогического вуза [18].

Ряд объективных параметров говорит в пользу того, что педагогическое образование должно реализовываться в рамках педагогических вузов, а не в классических университетах.

Во-первых, основная задача классических университетов - подготовка научных кадров, студенты таких университетов изначально не позиционируют себя как школьные учителя. Любящие профессию педагога приходят в школу все же не из классических университетов, а из педвузов.

Во-вторых, школьные учителя и педагоги - представители одной из самых массовых профессий, к ней предъявляют особые требования: эмпатия, доброта, справедливость, креативность, толерантность и др. (как человеческие качества), знание своего предмета, методики, педагогики, психологии и др. (как основа учительской профессии), владение техниками речи, вербального и невербального поведения и др. (как условие успешной педагогической деятельности), умение управлять коллективом, технологиями организации работы в команде и др. (как потребность). Ни в одной другой области образования к этому не готовят.

В-третьих, выпускник классического вуза, считающий себя интеллектуальной элитой, не поедет работать в деревню или село. Подчас сельскому учителю малокомплектной школы приходится вести сразу несколько предметов. Ни один выпускник классического университета за это не возьмется.

В-четвертых, классические университеты не будут готовить педагога дошкольного образования, учителя начальных классов, так как это области, построенные не столько на предметной составляющей, сколько на межпредметном и метапредметном синтезе знаний из разных областей.

Наконец, работа учителя - это прежде всего служение, связанное с бескорыстием, оказанием помощи другому не по обязанности, а в соответствии с внутренними побуждениями, гражданской позицией и с полной самоотдачей. Педагог не столько профессия, это образ жизни, мыслей и чувств. Учить этому практически невозможно, это развивается только в педагогической среде, создать которую по силам именно педагогическому вузу.

Конечно, сегодня вслед за скачком развития науки назрела необходимость наполнить новым технологическим содержанием педагогическое образование, но основная цель профессиональной подготовки учителя - обучение в неразрывной связи с воспитанием и развитием - остается прежней: формирование гражданственности, патриотизма, духовности, гуманности и других человеческих качеств, не подверженных изменениям, пока человек остается человеком.

Только педагогическое образование с его традиционными ценностями, но с учетом новых тенденций способно противостоять технократизму и вульгаризации идей о всеобщем благе при введении в обучение искусственного интеллекта. Педагоги, психологи, философы в последнее время обращают внимание на необходимость выработки альтернатив на угрозы современных тенденций, связанных с интернет-коммуникациями, где возможны неограниченные виртуальные перемещения, перестановки, рассечения информации, когда все пространство представляет собой один сплошной текст - контекст, где главное - обмен информацией и хаотично построенными рассуждениями.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что педагогическое образование является неотъемлемой частью развитого общества. В настоящее время, многие считают, что система педагогического образования не так уж и важна при быстром развитии научно-технического прогресса и цифровизации общества. Но это ошибочное мнение. Современные технологии не заменят настоящего педагога, который вкладывает душу в свою профессию, старается передать свои знания и опыт подрастающему поколению. Хороший педагог знает психологию своих учеников, их индивидуальные особенности и способности. Используя эти знания, он помогает раскрыться обучающемуся, развить его таланты и сформировать как личность. Поэтому сегодня, как никогда, актуально развивать и совершенствовать педагогическое образование в нашей стране, чтобы развивались не только люди, но и государство в целом.

2.2. Направления совершенствования системы педагогического образования в России

В современном мире увеличивается значение образования в развитии экономики и общества. Многочисленными исследованиями доказано, что качество образования и успешность его развития определяются, прежде всего, деятельностью учителя. Педагогическое образование является неотъемлемым элементом системы образования страны, ресурсоформирующей частью социальной системы.

Педагогическое образование становится открытой системой для восприятия и передачи инновационного опыта: развивается академическая мобильность студентов и педагогов, их творческое общение за счет участия в международных форумах, конференциях, симпозиумах. Однако эти преобразования нуждаются в существенной финансовой целевой поддержке, которая должна осуществляться на основании определенных подзаконных актов и на основе определенной с экономических, политических и педагогических позиций стратегии.

В последние годы существенно выросло число учителей и иных специалистов сферы образования, не имеющих педагогического образования. Требуются специальные дифференцированные программы их психолого-педагогической подготовки. Одновременно встает вопрос о многообразии путей входа в профессию педагога, что вызывает необходимость квалификационного экзамена.

В современных условиях динамично изменяющегося социума необходимо ориентироваться на диверсифицированные образовательные маршруты подготовки педагогов, разные сценарии вхождения в профессию.

Немаловажную роль в повышении квалификации и переподготовке педагогов будет играть система дополнительного профессионального образования, которая должна стать вариативной, ориентироваться на критерии качества педагогического образования, на индивидуализированные образовательные маршруты, разработка которых должна опираться на педагогические формы диагностики проблем профессиональной деятельности педагога.

Сложившаяся ситуация снижения социального статуса педагога выдвигает задачу формирования нового облика педагогической профессии с целью повышения ее престижа и ценности в современном мире.

Согласимся с мнением И.И. Соколовой, которая отмечает, что: «Сегодня требуется такая система подготовки педагогических кадров, которая способна обеспечить гибкое индивидуально ориентированное образование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развития креативных способностей обучающихся, формирования одного из важнейших умений - умения учиться самостоятельно; обеспечить владение педагогом новыми средствами организации образовательного процесса, инновационными технологиями обучения, умением осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода» [21, с. 179].

Важнейшими направлениями совершенствования учительского корпуса являются: обеспечение достойного уровня заработной платы, меры по поддержке здоровья педагога, такие как социальный пакет на летний отдых, полис дополнительного медицинского страхования, возможности поддержки культурного роста педагогов, а также моральная поддержка учительства. Кроме профессиональных конкурсов, необходимо учреждение особых почетных знаков и наград для педагогов. Необходимы разработка системы грантов и премий и создание специальных фондов для поддержки уникального педагогического опыта педагогов.

Все инновации в образовании требуют тщательной апробации, проработки, отслеживания долгосрочных результатов и оценки рисков. Однако, именно инновационная деятельность учителя, его личная ответственность и инициатива становятся необходимым условием успешного продвижения реформ.

Важнейшие направления совершенствования подготовки педагогических кадров:

- усиление практической направленности обучения;

- развитие школьно-университетского партнёрства и сетевого взаимодействия учреждений, участвующих в подготовке педагога;

- создание отражающей специфику педагогического образования общественно-профессиональной системы оценки качества образовательных программ;

- приоритетный прием на бюджетные места по педагогическим программам работающих в системе образования, мотивированных к педагогической деятельности;

- диверсификация разноуровневых образовательных маршрутов с целью подготовки педагогических кадров для широкого поля образовательной деятельности, подготовка учителей для разных категорий образовательных учреждений и учащихся;

- сочетание реализации образовательных программ повышения квалификации, обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов и т.д.), программ самообразования, стажировки педагогических работников и специалистов и создание системы признания результатов такой работы.

Необходимо законодательно закрепить возможные направления совершенствования педагогического образования, обеспечивающие повышение его качества, в том числе:

- создание, развитие, гармонизация национального законодательства в области обеспечения, оценки качества педагогического образования;

- максимально полный учет законодательно закрепленных зон ответственности, полномочий органов управления национального, регионального, муниципального уровней в системе педагогического образования;

- переход в реализации программ совершенствования системы педагогического образования от стратегий локальных и модульных изменений к стратегии системных изменений;

- обеспечение интеграции систем педагогического образования с другими социокультурными институтами, связанными с реализацией социально-культурных, образовательных, просветительских функций, социализацией подрастающего поколения;

- разработка и использование в управленческой практике моделей эффективности национальных систем, учреждений педагогического образования (с выделением в ней аспектов эффективности: экономическая, организационно-управленческая, социальная, педагогическая), с использованием показателей и индексов, связанных с трудоустройством выпускников и их конкурентоспособностью на рынке труда, влиянием на инновационные процессы в общем образовании и воспроизводство человеческого капитала;

- разработка системы преемственных государственных образовательных стандартов для отдельных этапов непрерывного многоуровневого профессионального педагогического образования, а также дополняющих их и связанных с ними профессиональных стандартов по основным группам педагогических профессий, включая стандарты профессиональных союзов и ассоциаций;

- создание (совершенствование) системы независимого аудита, оценки, экспертизы качества образовательных программ, учебно-методических материалов, механизма участия представителей сфер профессионального использования в процедурах аккредитации образовательных учреждений, итоговой аттестации их выпускников;

- внедрение и совершенствование процедур дополнительных квалификационных испытаний и процедур допуска к самостоятельной педагогической деятельности в сфере общего образования выпускников учреждений профессионального образования, обучавшихся по непедагогическим направлениям и специальностям;

- использование в целях объективной, разносторонней, независимой оценки качества педагогического образования потенциала существующих институциональных, региональных, международных органов и структур, создание и инициация создания общественно-профессиональных;

- разработка программы и проведение сравнительных исследований качества педагогического образования;

- совершенствование процедур государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы подготовки педагогов, на основе использования новейших информационно-коммуникационных технологий, системы национальных протоколов, тестирования преподавателей, внешней оценки профессиональным сообществом образовательных программ, учебных дисциплин и курсов, привлечения представителей профессиональной сферы, использования расширенных данных о востребованности, профессиональной успешности и мобильности выпускников, институциональной эффективности и экспортного потенциала вуза; на основе использования механизма «двойной» аккредитации (со стороны государства и со стороны независимых профессиональных академических структур, агентств по аккредитации);

- выделение отдельной процедуры профессиональной аккредитации научно-исследовательских школ в университетском секторе педагогического образования; профессиональной аккредитации образовательных программ подготовки педагогических кадров;

- разработка и реализация модели общенационального мониторинга качества педагогического образования и мониторинга качества управления им;

- разработка системы единых, универсальных показателей, критериев, тестовых комплексов, другого оценочного инструментария для оценки качества реализации программ подготовки педагогов, академических результатов их освоения;

- учреждение по линии государственных, общественно-государственных структур конкурсов, премий в области качества для образовательных учреждений, реализующих программы подготовки педагогов.

Необходима разработка системы мер по обеспечению совершенствования существующей системы непрерывного образования адекватно требованиям, предъявляемым к работникам образования, на основе реализации следующих условий:

- создание гибкой, мобильной, вариативной сети различных форм и уровней педагогического образования, создание профессионально-педагогических комплексов;

- интеграция формального и неформального образования во всей цепи педагогического образования (колледж, вуз, учреждение повышения квалификации, научно-исследовательские институты);

- актуализация и нормативное обеспечение неформального и информального педагогического образования;

- подготовка кадров для системы непрерывного педагогического образования на основе сетевого взаимодействии учреждений образования и науки;

- научное сопровождение инновационных процессов в системе подготовки педагогических кадров.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время система педагогического образования в России нуждается в серьезной доработке. Бесспорно, сегодня очень много сделано для педагогов. Это касается постоянного повышения заработной платы, акцентирование внимания учеников и их родителей, что учитель - важная, уважаемая и ответственная профессия. Для поддержки учителей разработаны различные социальные программы в правительстве страны, например, «Земский учитель» — это программа поддержки сельских учителей, которая начала работать с начала 2020 года. Суть ее состоит в том, что педагогам за переезд в сельскую местность и трудоустройство там полагается 1 миллион рублей [8]. Но все эти меры не решают до конца проблему педагогического образования. Основная - ошибочное мнение, что педагогом может стать каждый. Педагог - это, в первую очередь призвание, состояние души и тонкая натура, хорошо понимающая психологию детей. Поэтому Основой педагогического образования должна стать личность педагога, обладающего широким кругозором, эрудицией с устоявшейся системой ценностей и культурных традиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система педагогического образования в России прошла достаточно длинный и сложный путь, который не всегда был прямым. Одни учения сменялись другими, появлялись педагоги, которые привносили что-то новое и неординарное в развитие педагогического образования.

В разные периоды времени отношение к образованию и педагогике в России было неоднозначным. Так, при благоприятных для культурного и общественного развития временах, педагогическое образование было востребовано, а профессия учителя считалась одной из самых уважаемых и престижных. В период, когда происходили негативные события в обществе и стране в целом, падение культурных ценностей, наблюдалось снижение значимости педагогического образования, а профессия педагога утрачивала свой статус.

Тем не менее этот период подарил много выдающихся и известных ученых, педагогов и психологов, которые внесли значительный вклад не только в само образование и развитие педагогики, но и дали толчок будущим педагогам для совершенствования и разработки новых методик в своей работе. Большинство педагогических идей прошлого выступают в качестве основы современного образования и педагогической мысли. Труды В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, П.П. Блонского и др. и сегодня являются актуальными и востребованными, ведь именно в них заложены основные правила успешной педагогической деятельности.

На сегодняшний день существует достаточно проблем в развитии системы педагогического образования. К основным можно отнести следующие:

1. Педагогом может стать каждый.

2. Активное внедрение технологий в процесс обучения.

3. Низкий средний уровень абитуриентов педагогических программ и отсутствие специального испытания, позволяющего осуществить отбор абитуриентов.

4. Проблема подготовки: отсутствие современной системы практик и стажировок с участием ведущих образовательных учреждений и их специалистов.

5. Проблема удержания и сопровождения совершенствования учителя в профессии: отсутствие ответственности регионов за прогнозирование потребностей в педагогических кадрах и трудоустройство выпускников.

Для того, чтобы решить выше обозначенные проблемы необходимо провести ряд мероприятий:

1. Оптимизация сети вузов, готовящих педагогов.

2. Повышение уровня эффективности педагогических вузов и уровня подготовки по педагогическим образовательным программам.

3. Положительная динамика качества подготовки абитуриентов.

4. Трудоустройство выпускников по профессии.

5. Мотивированная профессиональная деятельность молодых педагогов в течение 5 и более лет.

6. Карьерный рост молодых педагогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алиева Э.А. Сущность инноваций: анализ теоретических походов / Э.А. Алиева // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2019. - № 6 (108). - С. 21 - 31.

2. Бездухов В.П. Проблема истины в педагогике / В.П. Бездухов, И.А. Носков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. № 2 - 2. - С. 296 - 300.

3. Вербицкий А.А. Цифровое поколение: проблемы образования / А.А. Вербицкий // Профессиональное образование. - 2016. - № 7. - С. 10-13.

4. Горбунова Е.А. Вызов времени и современной образование / Е.А. Горбунова // Образовательная социальная сеть. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/01/statya-vyzov-vremeni-i-sovremennoe-obrazovanie (дата обращения 26.01.2021).

5. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: Академия, 2016. - 432 с.

6. Исаева С.Ю. Развитие и становление педагогики как науки / С.Ю. Исаева, К.В. Кузнецова, Г.М. Игейсинова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2015. - С. 31-32.

7. История России. Восстание декабристов на Сенатской площади. - URL: https://istoriarusi.ru/imper/vosstanie-dekabristov-na-senatskoj-ploshcadi-1825.html (дата обращения 26.01.2021).

8. Как получить миллион рублей по программе «Земский учитель». - URL: http://detskie-posobiya.molodaja-semja.ru/social/zemskij-uchitel-programma-2020-2021/ (дата обращения 26.01.2021).

9. Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев. - СПб.: Питер, 2014. - 522 ч.

10. Кияшко Г. Герой Социалистического Труда Сухомлинский Василий Александрович / Г. Кияшко // Герои страны. - URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10079 (дата обращения 25.01.2021).

11. Комарова Т.В. Государственная политика РФ в сфере образования: тенденции и проблемы / Т.В. Комарова // Экономическая наука современной России. - 2017. - № 4 (79). - С. 118 - 126.

12. Кязимов К.Г. Формирование инновационной образовательной среды в регионах и в организациях профессионального образования / К.Г. Кязимов // Профессиональное образование. - 2016. - № 9. - С. 15-19.

13. Лубков А.В. Образование в перспективе глобального антропологического перехода (педагогическая утопия для XXI века) / А.В. Лубков, А.Ф. Киселев, Н.Н. Пахомов // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 3. - С. 76-83.

14. Лубков А.В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы / А.В. Лубков // Наука и школа. - 2019. - № 5. - С. 41 - 49.

15. Луначарский А.В. О социальном воспитании / А.В. Луначарский // Наследие А.В. Луначарского.  - URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-vospitanii-i-obrazovanii/o-socialnom-vospitanii/ (дата обращения 25.01.2021).

16. Медова Н.Н. Актуальность педагогических идей 20-30-х гг. XХ В. В контексте современного реформирования образования / Н.Н. Медова // Педагогическое образование в России.- 2011. - № 1. - С. 50 - 53.

17. Неустроев А.Н. Педагогическое мужество и мастерство А.С. Макаренко в перевоспитании колонистов / А.Н. Неустроев // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 7 - 10. - С. 89 - 91.

18. Педагогическая философия. Образовательный ресурсный центр СурГПУ. - URL: http://orc.surgpu.ru/metodicheskij-kabinet/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta/pedagogicheskaya-filosofiya/ (дата обращения 26.01.2021).

19. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Академия, 2015. - 619 с.

20. Ромм. Т.А. Социальное воспитание как научная проблема педагогики / Т.А. Ромм // Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - № 1 - 1. - С. 18 - 22.

21. Соколова И.И. Концептуальные основы совершенствования и развития педагогического образования в России / И.И. Соколова // Человек и образование. - 2014. - № 2 (39). - С. 178 - 188.

22. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - Ижевск: Удмуртия, 1981. - 296 с.

23. Тимофеева А.Д. К вопросу использования компьютерных игр в образовательной системе / А.Д. Тимофеева // Вестник Московского государственного университета печати. - 2015. - № 5. - С. 81 - 84.

24. Черницына О.Н. Миссия учителя / О.Н. Черницына // Образовательная социальная сеть. - URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/02/01/statya-missiya-uchitelya (дата обращения 26.01.2021).

25. Щетинина Н.П. Миссия учителя в отечественном педагогическом наследии XVIII начала XX веков. - URL: https://docplayer.ru/45150409-Missiya-uchitelya-v-otechestvennom-pedagogicheskom-nasledii-xviii-nachala-xx-vekov-podgotovila-k-p-n-docent-n-p-shchetinina.html (дата обращения 26.01.2021).