Сценарий "Моя Адыгея"

Наша Республика называется Адыгея. Коренной народ, проживающий в нашей республике, называется – Адыги. У адыгов есть свой язык, есть своя письменность, есть своя государственная символика. Флаг – символ народа, у адыгов зеленый. Адыгея – это наша маленькая родина и мы должны ее любить и защищать, если это понадобится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_adygeya.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:






Сценарий праздника


«День национальной письменности и языка»



Дети рассаживаются в музыкальном зале на свои места.

Звучит национальная адыгейская музыка. В зал входят, одетые в национальные костюмы, мужчина и женщина. Они вносят Флаг Республики Адыгея. Останавливаются так, что бы всем было видно флаг.

Ведущий: - Здравствуйте дорогие дети и взрослые! Сегодня мы поговорим о национальном языке. Наша Республика называется Адыгея. Коренной народ, проживающий в нашей республике, называется – Адыги. У адыгов есть свой язык, есть своя письменность, есть своя государственная символика. Флаг – символ народа, у адыгов зеленый. Адыгея – это наша маленькая родина и мы должны ее любить и защищать, если это понадобится.

Звучит стихотворение «Моя Адыгея» И. Машбаша.

Ребенок: – Моя Адыгея

Родная земля.

К лицу тебе горы,

К лицу и поля.

Живешь ты без моря,

Но нету границы

У этой как море,

Шумящей пшеницы.

Ведущий показывает слайды кавказских гор и рек на экране видеопроектора.

Ведущий: - Адыгея расположена в северо-западной части кавказских гор, где много рек, водопадов, ущелий. На территории Адыгеи расположен Государственный Кавказский Заповедник, где охраняются редкие животные и птицы.

Стихотворение «Адыги» И. Машбаша

Ребенок: – Адыги на земле моей живут,

Их издавна черкесами зовут,

Смеются солнцу,

Добрых ждут дождей,

Живут Адыги на земле моей.

Дети поют песню «Под солнцем и луной» А. Тлячева.

Во время исполнения песни выполняют движения адыгейского танца. После исполнения песни дети садятся на свои места.

Ведущий: - Как и всех народов у адыгов есть своя письменность, свой язык. Сначала адыги только слагали свои сказки, легенды, песни и передавали их из уст в уста. Потом появился адыгейский алфавит и адыги научились читать и писать. Сегодня в Адыгее отмечается День национального языки и письменности, потому что в этот день был выпущен первый букварь на адыгском языке. Автором первого черкесского букваря был Умар Берсей. Каждый народ должен знать свой язык, говорить на нем, иначе он исчезнет.

Стихотворение «О языке» читает ведущий.

Ведущий: - Мы с вами сегодня научимся говорить некоторые слова на адыгейском языке и посмотрим, как они пишутся.

Ведущий показывает детям несколько слов, написанных на адыгейском языке. Он их читает и переводит на русский язык, а дети повторяют за ведущим адыгейские слова.

СЯН – МАТЬ, МАМЫР – МИР, ТЫГЪЭ – СОЛНЦЕ, УАШЪО – НЕБО,

СЭ – Я.

Ведущий: - Это саамы простые, добрые слова в жизни человека. А теперь мы споем песню с этими словами.

 «Пусть всегда будет солнце»

Дети поют куплеты песни на русском языке, а взрослые поют припев на адыгейском языке.

Ведущий: - У адыгов есть своим пословицы и поговорки, они слагались веками, самыми мудрыми аксакалами (старейшинами).

Дети читают пословицы на русском языке, а ведущий переводит их на адыгейский язык:

- Говори мало, делай много.

- Мак1э къа1ори, бэ ш1э.

- От доброго слова взлетишь, а от скверного упадешь.

- Гущы1э дахэм удихьыет, дэим укъыригъэфэхыт.

- Слово – и пушка, и сабля бедняка.

- Гущы1эр – тхьамык1эм итоп, ык1и исэшху.

- Раненное мечом заживает, раненное словом – нет.

- Чатэм ыу1эрэр мэхъужьы, гущы1эм ыу1эрэр хъужьырэп.

Ведущий: - Вот такие пословицы есть у адыгов. Сейчас нам дети прочитают стихотворение, о чем еще в Адыгее говорят.

Стихотворение «Так в Адыгее говорят».

Ведущий: - Адыги любят веселиться, танцевать. Танцы у адыгов быстрые, зажигательные. Сейчас взрослые станцуют адыгейский танец.

После танца ведущий читает стихотворение «Мать и язык – две святыни». После стихотворения дети поют песню «Адыгея - родная моя» - дети поют куплет и припев на русском языке, а взрослые один куплет и припев на адыгейском языке.

Ведущий: - А давайте сейчас вспомним с вами адыгские народные игры, покажем свою удаль, силу, сноровку.

Игры: - «Подложи папаху», «Кто сильнее», «Драчливый баран», «Перетягивание каната».

Ведущий: - Также у адыгов есть народные сказки. Они передают всю накопленную веками мудрость молодому поколению. Сейчас мы с вами посмотрим адыгскую народную сказку «Лиса и собака».

Ведущий: - Правда интересная сказка? Дети, сегодня мы с вами пели песни и слушали стихи об Адыгее, танцевали адыгейские танцы, учились говорить на адыгейском языке. А теперь, завершая наш праздник, мы – взрослые исполним для вас песню «У адыгов обычай такой». Внимательно слушайте, запоминайте, как еще в Адыгее поступают люди.

Ведущий: - А теперь всех приглашаем отведать адыгских угощений: калмыцкий чай и гуубат.

Сказка «Лиса и собака»

Однажды во время охоты увидела собака лису и погналась за ней. Быстро бежала лиса, а собака - еще быстрее. Вот уж совсем близко лиса, сейчас схватит ее собака за пушистый хвост. Вильнула лиса хвостом и припустила из последних сил.

Добежала лиса до своей норы, забилась в нее. А собака села у норы, ждет, когда лиса выйдет.

Лиса лежит в норе и спрашивает.

- Уши мои, что вы сделали, чтобы спасти меня?

- Мы прислушивались к каждому шороху и первыми услышали собачий лай.

- Правду говорите. Глаза мои, что вы сделали, чтобы спасти меня?

- Зорко глядели и первыми увидели собаку, которая бежала к тебе.

- Правду говорите. Ноги мои, что вы сделали, чтобы спасти меня?

- Мы унесли тебя от собаки.

- Тоже правда. А что сделал ты, мой пушистый хвост, чтобы спасти меня?

- Я метался то в одну, то в другую сторону, чтобы отвлечь собаку.

- Лжешь, проклятый хвост! Ты цеплялся за каждый колючий куст, чтобы собака могла меня схватить. Ты мне больше не нужен!

И лиса высунул хвост из норы. Ухватилась собака за хвост и вытащила из норы.

Моя мать и мой язык (Руслан Нехай)

Если язык исчезает –

Это не просто беда.

Это как будто родную

Мать потерять навсегда.

Мне мой язык адыгейский

Кажется сладким, как мед.

Он, словно песня, напевный,

Он, словно речка течет.

Он для того, чтоб в аулах

Гордые песни слагать…

Древний язык мой не должен,

Точно родник, высыхать.

Мать и язык –

Две святыни.

И ничего нет родней.

На языке адыгейском

Петь об Отчизне совей

Буду,

Пока не иссякнут

Горские песни мои.

Сколько в себе

Доброй силы

Звучный язык мой таит!

ТАК В АДЫГЕЕ ГОВОРЯТ (Жанэ Киримизе)

Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,

И на добро ответь добром.

Но глуп, кто любит всех подряд,—

Так в Адыгее говорят.

В беде любому помоги,

Не лги врагу, себе не лги,

Ложь — не спасение, а яд,—

Так в Адыгее говорят.

С лица смывает грязь вода,

С души — не смоет никогда,

Не сможет грязи скрыть наряд,—

Так в Адыгее говорят.

Оставь свой след в чужой судьбе.

Пускай же в память о тебе

Деревья весело шумят,—

Так в Адыгее говорят.

Все на земле имеет вес.

Слова свои сначала взвесь,

Тогда они и прозвучат,—

Так в Адыгее говорят.

Отчизну матерью зовем.

Что выше есть и что святей!

Нигде не забывай свой дом,

Каких бы ни искал путей.

И мать, и Родина — одна —

От колыбели нам дана.

Они навек в сердцах царят, —

Так в Адыгее говорят.