Наставничество как успешная модель организации исследовательской деятельности

Илясова Олеся Валериевна

Мой опыт наставничества (как учителя и руководителя школьного музея) у обучающихся в организации исследовательской деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_na_vystuplenie_-_kopiya.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Наставничество как успешная модель организации исследовательской деятельности»

Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.

В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.

При этом изменяется  роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным наставником совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

В своей педагогической деятельности я как учитель истории и руководитель школьного историко-краеведческого музея реализую модель наставничества «учитель-ученик».

Моей целью как наставника является создание системы сопровождения исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • проектировать события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся;
  • организовывать  включение учащихся в исследовательскую деятельность;
  • выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик.

Исследовательская деятельность – это большой и сложный труд школьника и учителя, требующий индивидуального подхода к каждому ученику. Она должна быть педагогически организована. Юных исследователей необходимо научить основным правилам и этапам исследовательской деятельности. И именно этим человеком для него становится наставник.

Особая роль наставника состоит в том, что в основе взаимодействия с учеником лежат принципы доверия, диалога, конструктивного  партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта.

В нашей школе большому развитию исследовательской деятельности способствует школьный историко-краеведческий  музей. 

Именно музей воспитывает любовь к малой родине, его истории и настоящему, чувства уважения к знаменитым людям, их вкладу в историю своего края. Безусловно, главная роль здесь принадлежит урокам краеведения, целенаправленным экскурсиям и беседам о родном крае. Я убеждена, что важным направлением этой работы является исследовательская деятельность учащихся по изучению истории и культуры родного края.

На разных этапах организации  исследовательской деятельности я выполняю следующие функции:

  1. На первом диагностико-мотивационном этапе я помогаю обучающимся в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного познавательного интереса. Содействую в формулировании цели и задачи работы, её актуальности, в выборе методов исследования, источников  и литературы. Составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения

Методы и приёмы, используемые мной на первом этапе: анкетирование, тестирование, беседа, консультирование. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации по выбранной теме.

  1. На исследовательском  этапе  я провожу  консультации, помогаю в проведении теоретической и практической частей исследования. Особое внимание уделяю правильному оформлению исследовательской работы. Здесь моя основная задача как наставника - поддержка самостоятельности и активности обучающихся.
  2. На обобщающем  этапе обучающиеся представляют полученные результаты исследования, готовят доклад для выступления, мультимедийную презентацию.

Перед защитой исследовательской работы я поддерживаю ученика, сопереживаю вместе с ним. Чтобы ученик выглядел достойно, прорабатываю с ним основные моменты выступления, определяем круг возможных вопросов и предполагаемых ответов по проблеме исследования. Также информирую о процедуре проведения мероприятия, отвечаю на возникающие вопросы, чтобы снять волнение перед выступлением. 

  1. На последнем аналитическом этапе основной моей задачей является организация рефлексии учащихся по поводу их  деятельности в исследовании. На этом этапе организуется беседа по итогам защиты.

Для обучающегося особенно важно дать собственную оценку работе: проанализировать, что нового он сделал, какие новые знания приобрел, каковы могут быть дальнейшие интересы исследования, где были допущены ошибки, и почему не все получилось? Такой анализ позволяет закрепить полученные знания и сформированные умения, создает возможности для дальнейшего развития активной и творческой личности.

В своей работе наставника выработала правила, по которым строю исследовательскую деятельность учащихся:

  • Подхожу творчески к исследовательской работе моего ученика.
  • Не сдерживаю, а поощряю инициативу учащихся.
  • Развиваю самостоятельность в поиске информации.
  • Избегаю прямых инструкций.
  • В процессе работы обучаю школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

На мой взгляд, используя модель наставничества «учитель – ученик», я смогла активизировать в ребятах интерес к исследованию, стремление участвовать в различных мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней. Дипломы, грамоты, свидетельства – еще один вид оценки результативности исследовательской деятельности учеников со стороны независимого жюри.

Результатом моей практики наставничества стали следующие достижения моих учеников:

В Областном конкурсе музеев образовательных организаций «Мой музей»

Муниципальный  

3 победителя

3 призера

Региональный

1 участник

Во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»

Муниципальный  

4 победителя

Региональный

1 призер

3 участника

Федеральный

1 участник

В муниципальной краеведческой конференция

3 победителя

2 призера

Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками. Учащиеся могут быть приближены к реальным условиям, к той среде, где можно реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции.

Быть наставником очень сложно, так как необходимо быть педагогом – профессионалом, систематически заниматься самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых учеников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового.

Таким образом, показателями эффективности наставничества являются:

- повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность;

- презентация результатов на различных уровнях;

 - увеличение призовых мест в конкурсах.

Подводя итог сказанному, хочется отметить: ключевым направлением в работе, должно стать содействие закреплению успешного опыта наставничества и дальнейшего внедрения данной технологии в практику.

Спасибо за внимание!