Новый стиль. Статья. Новая страница в искусстве

Егорова Алиса Валерьевна

Познавательная статья познакомит вас с "новым стилем" - ар-нуво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yugendstil.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Ар-нуво. Новая страница в искусстве.

Модерн — это стиль изобразительного, декоративно-прикладного, ювелирного, интерьерного искусства и архитектуры. Он возник в конце XIX века и был популярен до начала Первой мировой войны. Отличается этот стиль обилием декоративных деталей и элементов, плавными линиями, округлыми и текучими формами. Для него также характерны разнообразные растительные орнаменты и природные мотивы

Модерн появился в Англии и быстро распространился по всей Европе. В каждой стране его именовали по-разному: в Австрии — «сецессион», в США — «тиффани», во Франции — «ар-нуво», в Германии — «югендстиль», в Бельгии — «стиль двадцати», в Англии — «модерн стайл», в Италии — «стиль либерти», а в Швейцарии — «еловый стиль».

Русское название «модерн» произошло от французского слова moderne — «новый». Его впервые использовал в 1894 году бельгийский писатель Эдмон Пикар в журнале L'Art moderne, когда описывал картины Анри ван де Велде, одного из участников художественного объединения «Общество XX».

Живопись модерна, как правило, была плоскостной. Модернистские картины художники наполняли символами и аллегориями. Одним из самых популярных образов той эпохи была привлекательная дама в струящемся наряде из ветвей, цветов и узоров, которая олицетворяла некую богиню.

Эти особенности ярко отражены в творчестве австрийского художника Густава Климта, одного из самых известных живописцев модерна. Вдохновляясь византийскими мозаиками, Климт часто использовал в своих произведениях золото. Например, на женских портретах он четко прописывал лицо и руки, а одежду и фон изображал символично, с помощью золотого орнамента. Самые популярные его работы — «Золотая Адель», «Юдифь» и «Поцелуй» — быстро стали частью массовой культуры. Их часто изображали на различных предметах: от сувенирной продукции до элементов одежды.

Первым в мире архитектурным воплощением модерна стал особняк Тасселя в Брюсселе. Над ним работал один из основоположников стиля, бельгиец Виктор Орта. Он создал изящное здание с плавными линиями, украшенное растительными мотивами, мозаиками и витражами, которое благодаря большим окнам наполнял естественный свет.

* **Густав Климт:** Картины Климта, такие как "Поцелуй", изобилуют цветочными мотивами, создавая пышную и декоративную атмосферу.

* **Обри Бердсли:** Рисунки Бердсли, как в "Саломее", отличаются элегантными стилизованными цветами, придающими им зловещую и эротическую привлекательность.

* **Анри Матисс:** В картинах Матисса, таких как "Зеленая полоса", растения представлены простыми, смелыми формами, подчеркивающими их динамичность и выразительность

* **Антонио Гауди:** Здания Гауди, такие как собор Саграда Фамилия, отличаются органичными формами, вдохновленными природой. Цветочные мотивы видны в изогнутых линиях, а также в декоре.

* **Луис Салливен:** Архитектура Салливена, например, здание "Уэйнрайт", сочетает геометрические формы с декоративными элементами, вдохновленными растениями, создавая динамичный и выразительный дизайн.

* **Виктор Орта:** Работы Орты, такие как "Дом Тассель", характеризуются изящными железными изделиями с цветочными мотивами, придающими зданиям элегантность и воздушность.

* **Рене Лалик:** Ювелирные изделия и изделия из стекла Лалика часто включали цветочные мотивы, создавая ощущение природной красоты и изящества.

* **Эмиль Галле:** Стекло Галле известно своей иризацией и цветочными узорами, придающими ему мерцающий и эфемерный вид.

* **Чарльз Ренни Макинтош:** Мебель и предметы домашнего обихода Макинтоша отличались прямыми линиями и цветочными мотивами, сочетая функциональность с эстетической привлекательностью.

**Цель:** Демонстрация использования растительной темы в живописи, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре в стиле модерна.

Стиль модерн, также известный как ар-нуво, возник в конце XIX века и стал одним из самых влиятельных художественных течений начала XX века. Для модерна характерны органичные формы, изогнутые линии и широкое использование растительных мотивов. Цветочные узоры стали отличительной чертой этого стиля, пронизывая все аспекты искусства модерна.

В живописи модерна художники использовали цветы как средство выражения символов и эмоций. Символисты, такие как Густав Климт, изображали цветы в своих работах, чтобы передать различные значения, такие как любовь, плодородие и мимолетность жизни. Другие художники, такие как Альфонс Муха, использовали цветочные мотивы в своих плакатах, чтобы создать атмосферу красоты и чувственности.

Растительные узоры также были популярны в декоративно-прикладном искусстве модерна. Дизайнеры использовали цветы в качестве вдохновения для мебели, обоев, текстиля и керамики. Знаменитый дизайнер мебели Чарльз Ренни Макинтош был известен своими стульями и столами с высокими спинками, украшенными цветочными орнаментами. Керамика в стиле модерна часто украшалась рельефными цветочными узорами, такими как вазы с тюльпанами и подсолнухами.

В архитектуре модерна цветочные мотивы часто использовались для украшения фасадов и интерьеров зданий. Кованые ворота с цветочными узорами, балконы, украшенные вьющимися растениями, и витражи с цветочными мотивами были характерными чертами зданий в стиле модерна. Антонио Гауди, один из самых известных архитекторов модерна, использовал цветочные узоры в своем шедевре Саграда Фамилия в Барселоне.

**Примеры:**

* Картина Густава Климта "Подсолнухи" (1907) демонстрирует символическое использование цветов в живописи модерна.

* Плакат Альфонса Мухи "Жисмонда" (1894) является примером использования цветочных мотивов для создания атмосферы красоты и чувственности.

* Мебель Чарльза Ренни Макинтоша, например его "стул с высокой спинкой" (1902), украшена изысканными цветочными узорами.

* Керамика Эмиля Галле, например его "ваза с тюльпанами" (1898), демонстрирует использование рельефных цветочных узоров в декоративном искусстве.

* Витражи в Саграда Фамилия Антонио Гауди (1882-1926) изображают сложные цветочные узоры, интегрированные в архитектуру.

Цветочные мотивы были неотъемлемой частью стиля модерн. Художники, дизайнеры и архитекторы использовали растительные узоры для выражения символов, создания атмосферы красоты и чувственности, а также для украшения своих творений. Благодаря своему органичному характеру и символическому значению, цветочные мотивы продолжают вдохновлять художников и дизайнеров по сей день.

Архитектура: Антонио Гауди Антонио Гауди, знаменитый испанский архитектор, был одним из ярчайших представителей стиля модерн. Его работы отличаются своеобразием форм, органичной связью с природой и обилием цветочных мотивов. В своих проектах Гауди использовал цветы и растения, чтобы придать зданиям гармонию и эстетическую привлекательность.

Одним из ярких примеров использования цветочных мотивов в работах Гауди является его шедевр — Собор Святого Семейства в Барселоне. В этом проекте архитектор создал сложные орнаменты, в которых преобладают цветы и листья. Особое внимание следует уделить башням собора, украшенным гирляндами из цветов и фруктов.

Другой известной работой Гауди, в которой проявились цветочные мотивы, является Парк Гуэль. В этом проекте архитектор создал уникальные скамьи, украшенные мозаикой, на которой изображены цветы и другие элементы природы. Также в парке можно увидеть колонны, стилизованные под деревья, и другие элементы, напоминающие о растительном мире.

В общем, Антонио Гауди использовал цветочные мотивы в своих работах, чтобы придать им гармонию и органичность. Его здания и сооружения, украшенные цветами и растениями, стали ярким примером стиля модерн и продолжают вдохновлять архитекторов и дизайнеров по сей день.

Живопись: Густав Климнт Густав Климт (1862-1918) был одним из самых известных художников австрийского модерна, и его работы характеризуются использованием цветочных мотивов, которые играли важную роль в его творчестве. В работах Климта цветочные мотивы раскрывались следующим образом:

1. Абстракция и декоративность: Климт использовал цветочные мотивы для создания абстрактных и декоративных узоров, которые были характерны для стиля модерн. Эти узоры часто заполняли всю композицию, создавая гармоничное и единое пространство.

2. Символизм: Цветы в работах Климта нередко имели символическое значение. Например, розы могли символизировать красоту, любовь или жизненный цикл. Климт использовал эти символы для передачи глубоких чувств и идей.

4. Эксперименты с цветом: Климт был известен своими экспериментами с цветом, и цветочные мотивы позволяли ему исследовать различные цветовые сочетания и оттенки. В его работах цветы часто изображались в ярких и необычных цветах, что создавало уникальную эстетику.

5. Отношение к природе: В работах Климта цветочные мотивы отражали отношение художника к природе и его стремление передать ее красоту и изысканность. Это было характерно для многих художников модерна, которые искали вдохновение в окружающем мире.

В целом, цветочные мотивы в работах Густава Климта раскрывались через использование декоративных узоров, символизма, эротизма, экспериментов с цветом и уважения к природе. Эти элементы делают его работы узнаваемыми и уникальными, а также являются важной частью художественного наследия стиля модерн.

Густав Климт (1862-1918) был одним из самых известных художников австрийского модерна, и его работы характеризуются использованием цветочных мотивов, которые стали важной частью его художественного стиля. В его произведениях цветочные мотивы раскрывались различными способами, создавая эффектный и декоративный образ. Вот несколько примеров конкретных работ Климта, в которых проявляются цветочные мотивы:

1. "Поцелуй" (1907-1908) - одна из самых известных работ Климта, в которой цветочные мотивы используются для создания ощущения гармонии и единения между влюбленными. Фон картины украшен цветочным орнаментом, а одежда персонажей также содержит цветочные элементы.

2. "Цирцея" (1894-1899) - в этой работе Климт использует цветочные мотивы для создания атмосферы мифологического пейзажа. Цветок, окружающий фигуру Цирцеи, символизирует ее магическую силу и красоту.

3. "Белая невеста" (1917-1918) - в этой работе Климт использует цветочные мотивы для создания ощущения чистоты и невинности. Одежда невесты украшена цветочными узорами, а фон картины также содержит цветочные элементы.

4. "Цветочный сад" (1905-1906) - этот фриз, созданный для венского дома, демонстрирует мастерство Климта в использовании цветочных мотивов для создания декоративного эффекта. Цветочные узоры на фризе создают ощущение гармонии и красоты.

В целом, цветочные мотивы в работах Густава Климта выступают как важный элемент декоративного стиля модерна, создавая эффектный и гармоничный образ. Климт использовал цветочные мотивы для передачи различных эмоций и идей, создавая неповторимые произведения искусства.

Декоративно-прикладное искусство: Эмиль Галле Эмиль Галле (1846-1904) был одним из ведущих ювелиров и мастеров декоративно-прикладного искусства в стиле модерн. Его работы характеризуются плавными линиями, органическими формами и обилием цветочных мотивов, которые являются ключевыми элементами стиля модерн. В своих работах Галле часто использовал цветы и растения, чтобы передать чувственность и эстетику этого стиля.

Вот несколько примеров того, как цветочные мотивы раскрываются в работах Эмиль Галле:

1. Серьги "Цветы и листья" (Fleurs et feuilles): Эти ювелирные серьги демонстрируют сложные цветочные узоры, созданные из золота и украшенные драгоценными камнями. Листья и цветы переплетаются друг с другом, создавая гармоничный и естественный дизайн.

2. Брошь "Роза" (Rose): В этой броши Галле использовал форму розы, чтобы передать элегантность и грацию модерна. Роза выполнена из золота и украшена бриллиантами, что придает ей особую роскошь и привлекательность.

3. Подсвечник "Лилия" (Lys): Этот подсвечник в форме лилии отражает стремление Галле к органическим формам и цветочным мотивам. Листья и цветы лилии плавно перетекают друг в друга, создавая гармоничное и функциональное произведение искусства.

В целом, цветочные мотивы в работах Эмиль Галле служат для передачи эстетики и идеалов стиля модерн, таких как гармония с природой, органические формы и внимание к деталям.