Исламская цивилизация: история и современность. 5 столпов ислама.

Татьяна Луцык

Реферат на тему: 5 столпов ислама

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_islam.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат

по дисциплине «Исламская цивилизация: история и современность»

5 столпов ислама

Обучающейся

Группы И-м-о-222

Луцык Т.А.

Проверил: к.и.н., доцент,

Спивак И. А.

Симферополь, 2023 г.

Однажды Ибн Таймию (крупный мусульманский богослов и правовед, вторая половина XIII – первая четверть XIV веков) спросили, что означают слова Корана «О люди, служите Господу вашему, который создал вас» (2-я сура, 21-й аят). И Ибн Таймия ответил на этот вопрос так: «Это слово [слово «служите»] означает все, что Бог любит, все, что Бог любит и чего он хочет, все, соделанное словом или делом, явно или тайно, поэтому молитва и очистительная милостыня, пост и паломничество, сердечное слово и верность, доброжелательность к родителям и родственникам, поощрение доброго и запрет худого, борьба с неверными и лицемерами, доброе отношение к соседу и сироте, к путнику и рабу, людям и животным, мысленная молитва и частое поминание Бога, чтение Корана и все подобные дела суть служение.

Служение как послушание Богу, и в этом смысле поклонение Богу, реализуется в исламе прежде всего через соблюдение «пяти столпов ислама». Эти столпы, собственно, и составляют основу культа в исламе. Можно сказать, что столпы ислама определяют поведение мусульманина в трех нерасторжимых планах: относительно Бога, относительно ближнего и относительно самого себя. Главное дело относительно Бога есть молитва, относительно людей – милостыня, которую следует понимать не как внешнее формальное предписание, а как справедливое и милосердное отношение к ближнему, ну и в отношении самого себя это прежде всего воздержание, которое выражается в том числе и в посте.

В сборнике хадисов пророка «Сахих аль-Бухари» есть хадис (8), который передал Абдаллах ибн Умар: «Пророк, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Ислам основан на пяти: свидетельстве, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад – посланник Бога; выстаивании молитвы; уплате закята; совершении хаджа к Дому; посте в Рамадан».

Еще стоит упомянуть хадис Джибриля, который содержится в сборнике «Сахих Муслима», в котором Умар бин аль-Хаттаб описывает случай: во время разговора со сподвижниками Пророка Мухаммада к их группе подошел незнакомец, одежда которого была ослепительно бела, а волосы черны. Незнакомец сел рядом с Пророком Мухаммадом, соприкоснувшись коленями с ним, и попросил Посланника Аллаха поведать ему об Исламе. И тогда Посланник Аллаха сказал, что суть ислама – в том, «чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и, что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершал ритуальные намазы, молитвы (солят), выплачивал закят, постился во время Рамадана, и совершил паломничество (хадж) к Каабе, если сможешь».

Вот эти пять культовых предписаний мусульмане называют пятью столпами ислама. Они действительно представляют собой те основополагающие принципы, без которых не мыслим ислам.

Итак, первый столп – это свидетельство. Мусульмане часто, на каком бы языке они ни говорили, говорят арабское слово «Шахада». Шахада, потому что это свидетельство начинается со слов «ашхаду» (я свидетельствую). то свидетельство можно назвать действительно кратким символом веры ислама.

О чем должен свидетельствовать мусульманин?

Прежде всего, в Коране о себе свидетельствует сам Бог: «Истинно, Я Бог; кроме Меня, нет никакого бога. Потому поклоняйся Мне, совершай молитву во имя Мое» (20-я сура, 14-й аят). И вот ответ верующего – это как бы возвращенное свидетельство, и мусульманин обязан свидетельствовать о двух важнейших для него истинах: о едином и единственном Боге и о пророческой миссии Мухаммада. Поэтому иногда говорят о двух свидетельствах, шахадатан (двойственное число). И свидетельствует мусульманин, произнося следующую формулу:

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ.أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

«Ашхаду» – «я свидетельствую, зная и будучи абсолютно убеждённым», «алля иляха» – «что нет ничего достойного поклонения», «илляЛлах» – «кроме одного единственного Бога – Аллаха», «ва ашхаду» – «я также, зная и будучи абсолютно убежденным, свидетельствую», «анна Мухаммадан» – «что, поистине, Мухаммад», «расулюЛлах» – «Посланник Аллаха, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить людей истинной религии».

Единственность Бога, которому подобает поклоняться, первым в Коране удостоверяет Ной: «Некогда мы послали Ноя к народу его, он сказал: «Народ мой, поклоняйтесь Богу. Кроме его, у вас нет другого Бога. Истинно я боюсь наказания вам в великий день»» (7-я сура, 59-й аят). И вслед за Ноем и другие пророки, например, аравийский пророк Худ, призванный проповедовать адитам, провозглашает: «Он сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Богу, нет у вас божества, кроме Него"».

Последним эту истину удостоверяет Мухаммад, которому Бог повелевает: «Скажи: «Я ведь только увещеватель, и нет никакого божества, кроме Бога, единого, могучего»». Причем в Коране о единстве и единственности Бога свидетельствуют не только пророки, но и Он Сам, и силы небесные, и все, кто наделен знанием: «Свидетельствует Бог, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, великого, мудрого» (3-я сура, 18-й аят). А вот вторая часть шахады встречается в Коране однажды: «Свидетельствуем, что ты Посланник Бога» (63-я сура, 1-й аят). Правда, в приведенном аяте это говорят «лицемеры» (мунафикун). Однако Бог, обличая лицемеров, как лжецов, удостоверяет, что они, не веруя, тем не менее говорят истину: «Бог знает, что ты Посланник его» (63-я сура, 1-й аят).

В раннем исламе шахадой как молитвенным возгласом мусульмане, по всей вероятности, отличали себя от других людей, в первую очередь, от язычников-многобожников. Во время битв это свидетельство служило боевым кличем, и отсюда появилось понятие шахид (воин) – воин, павший в войне против неверных с шахадой на устах, мученик за веру, кого Бог удостоит особой милости: «Те, которые повинуются Богу и сему посланнику, те будут вместе с теми, кого облагодетельствует Бог, – с пророками, праведниками, с мучениками, с благочестивыми. Как прекрасно быть друзьями им» (4-я сура, 69-й аят), – то есть среди пророков, праведников, благочестивых есть и мученики за веру.

Второй столп ислама – это молитва (арабское «салят» / персидское «намаз»). После произнесения формулы исповедания веры, означающего принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для мусульманина является совершение намаза.

Салят / намаз – это многогранный акт поклонения, который является признаком наличия у мусульманина веры в Аллаха и поклонения Ему. Регулярное совершение намаза является самым основополагающим требованием Ислама, без которого мусульманин не выполнит даже своей основной обязанности перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в своей жизни - осознания и ощущения своей связи с Творцом.

Молитва совершается пять раз в день в строго установленное время. То, что для молитвы есть определенное время, говорится уже в Коране, но в Коране не уточняется, в какое время и сколько молитв. Именно в хадисах и шариатом, мусульманским законом, установлена обязательная уставная молитва пять раз в день.

Первая молитва – это, естественно, утренняя молитва, которая должна совершаться между рассветом и восходом солнца, то есть, когда рассветет, но солнце еще не взошло. Вторая молитва – полуденная. Она совершается сразу после прохождения солнцем зенита. Третья молитва – послеполуденная, или предвечерняя. Она должна совершаться до захода солнца, строго время здесь не установлено. Четвертая молитва – вечерняя. Она совершается после захода солнца, но до наступления темноты. И, наконец, пятая – это ночная молитва, которая совершается в любое время с наступлением темноты.

Есть указание, когда не следует, нежелательно молиться. Например, точно в полдень или непосредственно в моменты восхода или захода солнца.

Перед тем, как приступить к молитве, мусульманин должен совершить ряд очень важных действий. Прежде всего, к молитве мусульманина призывает азан – призыв на молитву, который провозглашает муэдзин с минарета.

Азан (призыв на молитву) состоит из четко сформулированных семи формул, которые никогда не меняются. Муэдзин сначала четырежды провозглашает: «Бог велик» (Аллаху акбар). Затем вторая формула: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога». Она повторяется дважды, затем также дважды: «Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Бога», то есть первая часть шахады и вторая часть шахады. Четвертая формула – «Спешите на молитву», также дважды. Пятая – «Ищите спасения», дважды, а перед утренней молитвой добавляют «Молитва лучше сна». Шестая формула – «Бог велик», дважды повторение. И седьмая формула – «Нет божества, кроме Бога».

Услышав азан, мусульманин должен остановиться и повторять его вслед за муэдзином, а становясь на молитву, мусульманин прежде всего про себя заявляет о своем намерении (ниййа). Он должен произнести молитвенную формулу: «Я намереваюсь вознести Богу, только Ему одному, обратив лицо по кыбле, молитвы двух (трех, четырех) ракатов».

Ракат – это совокупность коранических сур, молитвенных сур, молитвенных формул, молитвословий (чтение первой суры Корана "ал-Фатиха" и произнесение "басмаллы" ("Во имя Бога, Милостивого, Милосердного"), молитвами и восклицаниями ("Аллах велик" (такбир), "Аллах чист от всех недостатков" (Субхана-ллах), "Мир вам и милосердие Аллаха"(таслим) и др.), которые сопровождают установленными ритуальными движениями и положениями тела. В мусульманской молитве очень большое значение придается телу. Тело участвует в молитве, например, стоя, в поясном поклоне, в земном поклоне, сидя на пятках. Все это следует друг за другом в строго определенном порядке. И вот такой молитвенный цикл называется ракатом.

Молитва может состоять, в зависимости от времени, когда она совершается, от двух до четырех ракатов. Утренняя молитва состоит из двух ракатов, полуденная – из четырех, предвечерняя тоже – из четырех, молитва на закате, или вечерняя – из трех и ночная – опять же из четырех ракатов.

Молитва может совершаться в любом чистом месте, как индивидуально, так и коллективно, и в принципе молитва – это хоть и обязательная вещь, но сугубо индивидуальная. Но также есть желательное действие: мусульманин должен в пятницу молиться в мечети, хотя бы одну из пяти молитв совершать в мечети (арабское масджид – место, где совершают земные поклоны).

Обязательным для мусульманина действием является омовение. К молитве следует приступать в чистоте помыслов и тела. Чистота помыслов подразумевает прежде всего молитву, покаяние, искупление совершенных грехов в какой-либо форме. Ну а очищение тела – это прежде всего омовение, либо частичное, либо полное, человек полностью погружается в какой-либо водоем. При частичном омовении обязательно моются кисти и руки до локтей, ступни ног, лицо и затылок.

Важным условием для молитвы является правильный выбор направления (кибла) в сторону Мекки, а точнее – Каабы. Внутри мечети, в молитвенном помещении, находится михраб – это, как правило, ниша в стене, ориентированная строго в сторону Каабы, которая находится в Мекке, и она указывает направление, в котором должны быть обращены лица молящихся.

Третий столп ислама – это очистительная милостыня (закят). Арабское слово «закят» имеет два значения: увеличение, рост, процветание и второе значение – очищение. И оба эти значения соответствуют смыслу, который шариат придает закяту. В качестве шариатского термина слово «закят» используется для обозначения бескорыстной передачи бедному мусульманину части денежных средств и имущества более состоятельным человеком.

Считается, что, выплачивая закят, человек освобождает себя, свою душу от порока скупости, от грехов. В Коране сказано: «Что бы вы ни потратили, Бог возместит вам» (34-я сура, 39-й аят). А в одном из хадисов сообщается, что пророк сказал: «Выплата милостыни никогда не уменьшит богатства». Также в Коране утверждается: «То, что даете вы в рост, чтобы оно возросло от имущества других людей, не возрастет перед Богом; то, что даете вы в очистительную милостыню, желая лика Божия, – для таковых оно удвоится» (30-я сура, 39-й аят). «То, что даете вы в рост» – это имеется в виду ростовщичество, взимание процента с одолженных денег.

Ростовщичество категорически осуждается уже в Коране и запрещается шариатом, но всячески поощряется очистительная милостыня. Выплачивать закят обязан каждый взрослый и дееспособный мусульманин, владеющий определенным минимумом имущества. Выплачивается он с денежных средств, товаров, золота, серебра, скота, посевов, виноградников и финиковых пальм отдельно. Если мусульманин не желает платить закят, то это является тяжким грехом в Исламе и может даже рассматриваться как вероотступничество.

Судя по всему, взимание закята при Мухаммаде началось только в конце его жизни, во время его проповеди в Медине, потому что четкое определение, что такое закят и какие категории мусульман относятся к тем, кому выплачивается закят (милостыня), определяются только в последних сурах Корана, в 9-й и 5-й сурах.

Например, в предпоследней суре, в 9-й, сказано: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Бога, путникам. Так предписано Богом, воистину, Бог – знающий, мудрый» (9-я сура, 60-й аят).

Под теми, «чьи сердца хотят завоевать», подразумеваются люди, которые только склоняются к принятию ислама, им тоже выплачивается как бы поощрительный закят.

Сегодня часть от закята перераспределяется на больницы, приюты, благотворительные общества и так далее. В Коране встречается слово «садака», которое в раннем исламе употреблялось, преимущественно, как синоним термина «закят». Само слово «закят» тоже в Коране есть. А вот позже словом «садака» стали обозначать добровольное пожертвование, дополнительную милостыню, которую мусульманское право относит к категории рекомендуемых деяний. В каждой мечети при входе есть какой-нибудь резервуар, на котором написано «садака», с тем чтобы мусульманин мог что-то от себя добровольно пожертвовать в пользу мечети, нуждающихся мусульман и так далее. Садака рассматривается мусульманским правом как один из способов искупительных действий. Ну а принимать – это тоже строго оговаривается – принимать такую милостыню, как закят, так и садаку, может только тот, кто не в состоянии сам ее давать.

Четвертым столпом является пост (саум). Указание на необходимость поста содержится в Коране: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост так же, как он предписан тем, кто был до вас» (2 сура, 183-й аят). Причем пост вменяется мусульманину как особая заслуга, поскольку, в отличие от других актов благочестия, искренность и правильность его соблюдения может оценить только Бог.

Есть такой хадис, святой хадис, то есть в этом хадисе приводится речь самого Бога, в котором сказано так: «Абу Хурайра, да будет доволен им Бог, сообщил, что Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Всевышний Бог рек: Каждое дело человека – его, кроме поста, он – Мой. Пост – это оберег. Кто постится из вас, пусть не бранится в этот день и не гневается. А тому, кто поносит его или ищет ссоры с ним, пусть отвечает: «Я пощусь». Клянусь тем, в чьей руке душа Мухаммада, в день Воскресения дыхание постящегося будет для Бога слаще аромата мускуса. Соблюдающий пост возрадуется дважды: когда завершит свой пост, возрадуется разговению, и, когда предстанет перед своим Господом, возрадуется посту».

Понятие поста в Коране передается двумя однокоренными существительными – это «саум» и «сийам». Оба слова образованы от глагола, первоначальное значение – «успокоиться». Значение «поститься» глагол, судя по всему, приобрел в мединский период. И сам характер поста, возможно, был заимствован первоначально из иудейской практики, поскольку первоначально он был, как утверждают некоторые мусульманские авторы, однодневным и приходился на ашура, десятый день первого месяца лунного года, мухаррам. Причем характер поста (полный отказ в течение суток от еды, питья и чувственных удовольствий) также следовал иудейской практике в День Отпущения – Йом Киппур. Не исключено, впрочем, и влияние христианства. Опять же мы можем об этом говорить чисто предположительно. По крайней мере, в Коране впервые в этом значении слово прилагается к Марии, в 19 суре, 27-м аяте: «Милостивому я дала обет поститься [вот здесь употреблено «саум» как раз], потому, мне нельзя сегодня говорить ни с одним человеком».

Однако уже на второй год хиджры Мухаммад, все больше и больше осознавая самостоятельность и универсальный характер своей религиозной миссии, меняет сначала ориентацию мусульман во время молитвы на Каабу в Мекке: «Мы видели, как ты обращаешь свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2 сура, 144-й аят). А затем Мухаммад переносит пост на весь девятый месяц мусульманского календаря, рамадан, и об этом сказано в Коране: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различения. Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься» (2 сура, 185-й аят).

Характер воздержания остается прежним, но все запреты распространяются теперь на светлое время суток в течение всего месяца. С наступлением темноты запреты снимаются. Опять же в Коране сказано: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи» (2 сура, 187-й аят). Благочестивая традиция предписывает ночью питаться умеренно и только два раза: ифтар (вечернее разговение) и сухур (прием пищи рано утром перед молитвой Фаджра, до наступления рассвета), то есть необходимо второй раз поесть.

Рекомендуется также дополнительная молитва (тарауих). Буквально тарауих – перерыв, отдых, передышка. Называется так потому, что после каждых из четырех ракатов молящиеся сидя отдыхают, как правило, слушая назидания имама. Совершается эта молитва после обязательной ночной молитвы и, в идеале, длится до зари. Молитва тарауих может совершаться как индивидуально, так и коллективно. Рекомендуется также во время поста ночью проводить время в размышлениях и чтении Корана, совершать добрые дела, раздавать милостыню.

Обязательным условием поста является также намерение – ниййа, намерение совершить пост. Намерение произносится сердцем и подтверждается языком. Например: «Я намереваюсь завтра или сегодня совершить пост в месяц рамадан ради Всевышнего». Причем, намерение произносится каждую ночь, в промежуток между ночной и утренней молитвой. Нельзя один раз перед постом произнести молитву намерения, нужно каждую ночь в течение рамадана подтверждать свое намерение.

Пост обязателен для всех взрослых мусульман. Освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-то уважительным обстоятельствам. В том же 185-м аяте говорится: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Бог желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2 сура, 185-й аят). Какие это обстоятельства, освобождающие от поста: болезни, дальняя поездка, война, плен. Вот они временно освобождают от поста. Освобождаются также престарелые люди, беременные и кормящие женщины. Если это освобождение по временным обстоятельствам, значит, необходимо выдержать пост потом, в удобное время. Соблюдение поста есть дело прежде всего личного благочестия. Однако открытое пренебрежение, публичное пренебрежение рассматривается как кощунственное преступление и наказывается в соответствии с законами каждой конкретной мусульманской страны.

Мусульманский год лунный и насчитывает, в отличие от солнечного года, только 354 дня, поэтому все его месяцы, дни и праздники являются переходными и могут прийтись на любое время года. У доисламских арабов рамадан был, как это засвидетельствовано в Коране, одним из четырех священных месяцев, и в Мекке существовала традиция посвящать этот месяц благочестивым делам. Рамадан, кстати, – единственный месяц мусульманского календаря, который упоминается в Коране.

На этот священный месяц, согласно преданиям, приходится множество дат, связанных с важнейшими историческими событиями в раннем исламе. Ближе к концу Рамадана мусульмане проводят «Ночь предопределения» – ночь ниспослания Священного Корана.

Ну и завершается мусульманский пост праздником разговения (арабское Ид уль-Фитр, а тюркское Ураза-байрам), который начинается первого числа следующего месяца шавваля. Мусульмане называют его также «малым праздником», поскольку он второй по значимости после праздника жертвоприношения, который знаменует собой окончание паломничества в Мекку. Однако празднуется праздник разговения не менее торжественно и празднуется в течение трех дней.

В этот день мусульмане радостно отмечают конец Рамадана, и, согласно традициям, раздают подарки детям. Мусульманам так же предписано раздать закят аль-фитр – обязательную милостыню, которая выплачивается в виде продуктов питания. Это делается для того, чтобы все без исключения: и богатые, и бедные смогли насладиться радостью праздника.

Пятый стол ислама – это Хадж (паломничество в Мекку).

Его должен совершить, хотя бы раз в жизни, каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально. Как сказано в Коране, «Обязанность на людях перед Богом – хадж к Дому, на том, кто в состоянии совершить к нему путь» (3 сура, 97-й аят). Здесь сказано «хадж к Дому». Дом (арабское бейт) – синоним Каабы. Сам пророк Мухаммед совершил свой единственный хадж («прощальное паломничество») в 632 г., перед смертью. С тех пор хадж стал всеобщей мусульманской традицией.

Мусульманин, не способный самостоятельно совершить паломничество к Каабе, может послать вместо себя представителя. Хадж за единоверца, который не способен его совершить, может сделать только мусульманин, который отправляется в паломничество не в первый раз. В первый раз можно совершать хадж только за себя. Женщины могут совершать хадж только в сопровождении мужчин.

Мусульманин, совершивший хадж, получает звание хаджи и право носить зеленую чалму. Зеленая чалма обычно надевается, когда мусульманин возвращается из хаджа, его встречают родственники, друзья. Встреча эта всегда очень торжественная.

Паломничество к Kаабе, находящейся в священном городе Мекка в Саудовской Аравии, «Дому Бога», чья святость происходит от того, что пророк Авраам построил его для поклонения Богу - первое место для поклонения Ему на земле. Всевышний благословил его и почтил, назвав его Своим, и сделав его религиозным центром, к которому все мусульмане поворачивают лица во время молитвы (салят), совершается в месяц зу-ль-хиджа (это последний месяц лунного года), и оно состоит из ряда обрядов, которые начинаются спустя пару месяцев после Рамадана, в 8-ой день последнего месяца мусульманского календаря, и заканчивается в 13-ый день.

После окончания паломничества для мусульман всего мира с общей молитвы в мечети начинается длящийся тоже три дня главный мусульманский праздник Ид-аль-Адха, или в тюркских языках Курбан-байрам – праздник жертвоприношения, поскольку в последний день хаджа паломники приносят в жертву домашний скот. Строго говоря, в исламе только два религиозных праздника: окончание хаджа (главный праздник) и окончание поста.

Эти пять столпов являются тем фундаментом, на котором держится Ислам. И, с точки зрения религии, правильное соблюдение пяти столпов Ислама позволяет мусульманину надеяться на помощь Аллаха в Судный День и на Вечный Рай, уготованный для богобоязненных рабов Всевышнего Аллаха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ал-Бухари. ас-Сахих. Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада. – М., 2008.

2. Аль-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды. – М.: Издательство «Леном», ;176 с.

3. Бертон Дж. Мусульманское предание: введение в хадисоведение. СПб., 2006.

4. Галияскарова, Л. Р. Основы исламского вероучения: учебное пособие / Л. Р. Галияскарова. – Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2016. – 120 с.

5. Денни Фредерик. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира. В 2-х т. Т. ; М., 1996.

6. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

7. Ефремова, Н.В. Ислам: философия, религия, культура: учебное пособие: в 2 частях: [16+] / Н.В. Ефремова; Российская Академия Наук, Институт философии. – Москва: Наука: Восточная литература, 2015. – Ч. 1. Теолого-философская мысль. – 185 с.

8. Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М.: Издательство «Леном», ;304 с.

9. Климович Л. И. Праздники и посты ислама. – М.: Государственное антирелигиозное издательство, ;104 с.

10. Коран / Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. – М., 1963 (1986); Баку, 1990.

11. Коран / Перевод и комментарии М. Н. Османова. – М., 1995.

12. Муслим. Сахих : мухтасар = «Сахих» имама Муслима : Краткое изложение / Заки-ад-дин 'Абд-аль-'Азым ибн 'Абд-альКавви ибн 'Абдуллах ибн Саляма Абу Мухаммад аль-Мунзири (сост.); пер. с араб., прим., указ. А. Нирша. – М.: Умма, 2011. – 1216 с.

13. Мусульманину об исламе. Обряды и молитвы. М.: Iman, 1993.

14. Мухаммад Насируддин аль-Албани. Хадж пророка. Обряды хаджа и умры. М.: UMMAH, 2007.

15. Резван Е. А. Коран и доисламская культура // Ислам: религия, общество, государство. – М., 1984. – С. 44-58.

16. Резван Е. А. Коран и его толкования (Тексты, переводы, комментарии). – СПб, 2000.

17. Родионов М. А. Ислам классический. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», ; 256 с.

18. Толкование Корана (Лахорский Тафсир). – М., 2001.

19. Хазиев, В. С. Ислам: история идеологии и практики : учебное пособие / В. С. Хазиев, М. Т. Якупов. – Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2017. – 152 с.

20. Ханников А. А. Хадж в Мекку. М.: «Мельников И.В.», 2012.

21. Шифман И. Ш. О некоторых установлениях раннего ислама // Ислам: религия, общество, государство. – М., 1984. – С.36 - 43.

22. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации. / Пер. с фр. – М.: Критерион, 2002. – С. – 61-82.

23. Энциклопедия намаза. М.: Библиотека «Рисалат», 2011.