Классный час "Шагнувшие в бессмертие"

Методическая разработка классного часа «Шагнувшие в бессмертие» позволяет учителю в короткий срок подготовиться к классному часу, посвященному подвигам наших дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны, а детям расширить свои представления об этих трудных для нашей страны годах. А также познакомить с подвигом Александра Матросова и нашего земляка Василия Пешехонова, повторившего его подвиг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полх-Майданская средняя школа»

Классный час на тему «Нижегородцы – Герои Великой Отечественной»

для обучающихся 5-7 классов

Название: «Шагнувшие в бессмертие»

Автор: Пахунова Елена Львовна,

учитель истории и обществознания,

советник директора по воспитанию и взаимодействию

с детскими общественными объединениями

Полх-Майдан-2025

Аннотация

Методическая разработка классного часа «Шагнувшие в бессмертие» позволяет учителю в короткий срок подготовиться к классному часу, посвященному подвигам наших дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны, а детям расширить свои представления об этих трудных для нашей страны годах. А также познакомить с подвигом Александра Матросова и нашего земляка Василия Пешехонова, повторившего его подвиг.

Цель: воспитывать чувство патриотизма, как одного из направлений реализации воспитательных задач при формировании гражданской идентичности обучающихся; способствовать получению и расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательная: расширение знаний об истории своей страны.

Развивающая: развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю; привитие обучающимся чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины.

Основные понятия:

Комсомолец – член комсомола, Коммунистического союза молодёжи

Колхоз – это коллективное хозяйство, кооперативное объединение крестьян для совместного ведения крупного сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда

Дзот – это оборонительное сооружение из земли, дерева, камня для защиты от пуль и осколков снарядов. Простыми словами, это укреплённая оборонительная огневая точка. 

Содержание занятия.

  1. Введение.                                                                                                        
  2. Основная часть.                                                                                                                    

2.1. Цель мероприятия

2.2. Задачи

2.3. Аудитория

2.4. Подготовка к мероприятию

2.5. Оборудование

2.6. Сценарий классного часа.                                                                                                    

3. Заключение.                                                                                                

4. Список использованных источников.                                                        

5. Приложения.            

                                                                                   

  1. Введение.

Год 1945. Год 2025.

Между ними 80 лет

мира и памяти.

Память – это

благодарность.

Память – это долг.

Память – это жизнь.

Я помню, значит,

я живу.

Время неумолимо мчится вперед, оставляя за собой след из событий, которые постепенно уходят в историю. Великая Отечественная война – одна из таких вех, огромное испытание, выпавшее на долю нашей страны, испытание, протянувшееся более чем на 1418 дней и ночей, каждая из которых была пропитана страхом, болью и надеждой на лучшее. Это был не просто конфликт; это был испытательный полигон для всего – для человеческой выносливости, для возможностей военной техники того времени, для социальной и экономической структуры общества, для потенциала нашей науки и, конечно же, для Вооруженных Сил. Даже последний день войны, ознаменованный долгожданной Победой, не стал исключением. Ликование в тылу резко контрастировало с ожесточенными боями на фронте, где грохот орудий и треск автоматных очередей продолжали сопровождать солдат до самого конца, пока последние очаги сопротивления фашистских захватчиков не были подавлены. С каждым годом число ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто непосредственно ковал Победу, создателей этого чуда выживания и триумфа над фашизмом, неуклонно сокращается. Раны, полученные на полях сражений, и неизбежное влияние времени берут своё. Сегодня мы, выросшие в мире, даже не представляем себе, что такое пронзительный вой сирен, предупреждающий о приближении вражеской авиации, и оглушительный грохот артиллерийских залпов, постоянно напоминающий о близости смертельной опасности. Восемьдесят лет прошло со Дня Великой Победы – восемьдесят лет, наполненных радостью, горестью, трудом и надеждой на лучшее будущее. И все же война не стерлась из памяти народной. Забыть ее мы не имеем права – это наша история, история каждого, кто вынес на своих плечах неимоверное бремя тех лет – годы смертельных боев, годы мучительного ожидания и хрупкой надежды, годы ежедневных подвигов, совершаемых во имя спасения Родины, во имя жизни будущих поколений. Школа, как один из важнейших институтов образования и воспитания, должна всеми доступными средствами передавать эту правду о подвигах нашим детям, нашим внукам, внукам наших внуков – чтобы память о Великой Отечественной войне жила в их умах и сердцах вечно. Великое никогда не забывается, и это не просто слова. Мы уверены, что и наши далекие потомки будут вновь и вновь обращаться к событиям тех лет, изучать их, анализировать, извлекать уроки, чтобы предотвратить подобные трагедии в будущем. Память о войне – это не просто дань уважения погибшим и ветеранам, это ответственность перед будущим, залог мира и спокойствия. Мы обязаны хранить память о Великой Отечественной войне, передавая ее из поколения в поколение как бесценное наследие, как предостережение и как пример невиданной силы духа, мужества и самопожертвования. И эта память должна быть живой, активной, заставляющей нас постоянно работать над тем, чтобы такое больше никогда не повторилось.

  1. Основная часть.                                                                                                                    

2.1. Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны, формировать положительную оценку духовного подвига нашего народа, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, села, расширять кругозор учащихся.

  1.  Задачи: создать необходимый эмоциональный настрой, побудить учащихся к размышлению о долге, памяти, патриотизме, подвиге.
  2.  Аудитория: обучающиеся 5-7 классов.
  3.  Подготовка к мероприятию: сбор материала к классному часу о герое-земляке, подбор музыкального сопровождения, оформление презентации.
  4.  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, выставка детских работ, посвященных памяти своих предков - ветеранов Великой Отечественной войны, выставка военных наград родственников.
  5.  Сценарий классного часа.                                                                                                    

Учитель: Утро 22 июня 1941 года ознаменовалось коварным нападением фашистской Германии на Советский Союз. Это внезапное, не объявленное заранее вторжение положило начало Великой Отечественной войне – борьбе советского народа против жестокой агрессии нацистской Германии и её союзников. Вопрос о масштабности названия «Великая» и эпитете «Отечественная» заслуживает особого внимания.

Как вы думаете, ребята, почему война называется «Великая»? 

(ответы ребят)

 «Великая» война – потому что она охватила всю страну, потребовала от народа небывалых жертв и стала одним из самых масштабных и кровопролитных конфликтов в мировой истории.

Почему война называется «Отечественная»?

(ответы детей)

Слово «Отечественная» подчеркивает, что война велась за свою землю, за свой дом, за будущее своей Родины, за свободу и независимость советского народа. Это была война не за завоевание чужих территорий, а за само существование государства, за право жить на собственной земле. Зачем же фашисты напали на Советский Союз? Их мотивы были многогранны, но все сводились к стремлению к мировому господству и установлению нового мирового порядка под контролем Германии. Нацисты стремились захватить обширные советские территории, богатые природными ресурсами, использовать советский людской потенциал как рабочую силу, а также распространить свою идеологию, основанную на расовой ненависти и превосходстве арийской расы. Они видели в Советском Союзе основного конкурента в борьбе за мировое господство, идеологического врага, препятствующего построению их "нового порядка". В планах Гитлера было уничтожение коммунистического строя и установление контроля над огромными советскими территориями, богатыми ресурсами. Захват Советского Союза также должен был обеспечить Германии доступ к стратегически важным районам и ресурсам, необходимым для продолжения войны в Европе. Вторжение стало кульминацией длительной и тщательно спланированной агрессивной политики фашистской Германии. До нападения на СССР Германия уже успела захватить Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, Норвегию, Данию и ряд других европейских государств, постепенно наращивая свою военную мощь и подчиняя себе экономику завоеванных стран. Промышленный потенциал оккупированных территорий был полностью переориентирован на нужды вермахта. Немецкое командование рассчитывало на быструю победу, используя тактику «блицкрига» – молниеносной войны, предполагающую стремительный прорыв обороны противника и его быстрое поражение. В распоряжении вермахта находились значительные силы: превосходство в танках, самолётах, артиллерии и численности хорошо обученных и экипированных солдат, позволяло им рассчитывать на относительно легкую победу. Однако фашисты серьезно недооценили стойкость и мужество советского народа. Наше население, несмотря на внезапность нападения и значительное превосходство противника в технике и вооружении, поднялось на защиту своей Родины как единый кулак. Миллионы людей, независимо от национальности и социального происхождения, встали на защиту своей земли, своих семей и будущего своей страны. Для победы люди жертвовали всем: своим временем, своими домами, своим здоровьем и, что самое трагичное, — своими жизнями. Великая Отечественная война стала суровой, но необходимой проверкой на прочность советского народа, показавшей его несгибаемость, стойкость и готовность к самопожертвованию во имя победы.

Фашисты глубоко просчитались, надеясь в короткие сроки поработить наш народ.  Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы. Многие ради победы не жалели своей жизни. Сегодня мы с вами перелистнём ещё одну страничку нашей истории – поговорим о     людях, совершивших беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны. Александр Матросов…Это имя слышал, наверное, каждый. Память о подвиге Александра Матросова и сегодня живёт в сердцах многих людей.

Ученик:

И, рванувшись в атаку за другом,

В этот миг услыхали друзья,

Что свинцовая кончилась вьюга,

Огневая замолкла струя.

Это трепетом сердца живого

Наш Матросов закрыл пулемёт.

Никогда своего рядового

Не забудет Советский народ!

Учитель:

Кем был до войны Герой Советского Союза Александр Матросов?

Ученик:

Александр Матросов был родом из Башкирии, родился в 1924 году в маленькой деревушке Кунакбаево. Когда мать умерла, ему было не больше семи лет. Семья жила очень бедно, и, после того как отец женился в третий раз, мальчик ушёл из дома.

Посещал он музыкальный кружок, там же научился играть на гитаре. Характер Саши Матросова формировался в учёбе и труде, он был настойчивым и способным, вскоре добился успехов в изучении математики и русского языка.

С самого начала войны он стремился на фронт. Писал письма о зачислении его в добровольцы. Только в сентябре 1942 года Матросов зачислен в Краснохолмское Военно-пехотное училище.

Ученик:

Наступило 22 февраля 1943 года. Батальон, приблизившись вплотную к деревне Чернушки, взял на себя фронтовое обязательство – какой угодно ценой овладеть этим важнейшим опорным пунктом врага. Деревни Чернушки на карте нет. Она была полностью уничтожена гитлеровцами именно тогда, зимой 1943 года.

Звёздный час героя наступил, когда на его глазах погиб его близкий друг рядовой Андрушенко, получили тяжкие ранения другие товарищи – Копылов и Малинкин. Видя, как они истекают кровью, и решив, что они тоже погибнут, Александр был вне себя от ненависти к врагу. Рванувшись вперед, грудью своей, сердцем своим Матросов лёг на огневую точку противника и заглушил дзот. Путь вперед был открыт. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Учитель:

Знал ли он христианское "Несть лучшей доли, чем положить жизнь свою за други своя"? Во всяком случае, оно было глубоко в его сердце, и в трудную минуту мгновенно вспыхнуло.

Ученик. В атаку шла бесстрашных рота,

И дрогнул вражеский отряд.

Но вдруг из тёмной щели дзота

Посыпался свинцовый град.

Жужжали пули, словно осы,

И люди закопались в снег.

Вперёд пополз боец Матросов,

Бесстрашный русский человек.

Вперёд! Ведь за спиною рота

Под проливным огнём врага!

Вот между ним и вражьим дзотом

Осталось только два шага.

И, словно лев, в порыве смелом

Матросов бросился вперёд,

Навстречу смерти, сильным телом

Закрыв немецкий пулемёт.

Над полем ветры застонали,

Покрыли тучи небосклон,

У праха воины стояли,

Склонив полотнища знамён.

Отважный патриот и воин,

Он честно Родине служил,

Он настоящим был героем,

Он русским человеком был.

Мы любим жизнь и радость жизни,

Но, если надо, в грозный час

Как он погиб за честь Отчизны,

Так умер бы любой из нас.

Учитель:

Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Похоронен в городе Великие Луки. 8 сентября 1943 года приказом народного комиссара обороны СССР имя А.М. Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части.

Таков русский солдат. Аналогичные подвиги в Великую Отечественную войну совершили более 400 человек, в том числе наш земляк, уроженец села Аламасово Василий Иванович Пешехонов.

Ученик:

Василий Иванович Пешехонов родился в семье крестьянина-лесника. Его мать умерла в 1942 году, когда Василию было 17 лет. А отец его умер в 1994 году. У Василия были три сестры – Татьяна, Евдокия и Мария, а также брат Александр. С малых лет Васиным любимым занятием была рыбалка. Любил он ходить на работу к отцу, а работал его отец на лесосплаве. С детства Василию был привычен любой сельский труд. В семь лет он, как и все другие дети, пошел в школу. Учился хорошо. Учителя хвалили Василия за стремление к учению и хорошим оценкам. А в свободное от школы время он помогал по дому. Как и все мальчишки, Василий любил поиграть и немного пошалить, но времени на это у него было мало. Всегда трудился по дому или был с отцом на его работе. У мальчика было много друзей, которые могли его поддержать в трудную минуту. Но также они не забывали о нем в своих бедах и огорчениях, потому что знали, им поможет, их поддержит Василий.

Ученик:

Но прошли спокойные и счастливые годы, началась война. С фронта Пешехоновым пришло письмо. В нем сообщалось, что в боях за Родину убит старший брат Василия – Александр.

Потом война, письмо, что брат убит. Потом семья, скрывая скорбь и жалость,

Для новых дел, для беспощадных битв, тебя ему на смену провожала.

Ты не забыл отцовской седины, улыбку матери, веселый смех девчонок,

И в тишине, как было до войны, отсветы солнца на кленовых кронах.

Ученик:

В начале января 1943 года Василия Пешехонова призывают в действующую армию. Было тогда Василию семнадцать с половиной лет. Провожая сына, отец наказал ему: «Отомсти им, Вася, за Александра». Эти слова глубоко запали в сердце сына. Василий не мог просить гитлеровцам гибели старшего брата.

Война, война, поход и новый бой; семья друзей, проверенных и строгих,

И бесконечной лентой за тобой лежат тысячеверстные дороги,

Развалины и тысячи людей – истощены, бездомны, одиноки…

Учитель:

Короткая подготовка к тылу, а в июне 1943 года он уже был направлен на Первый Украинский фронт в четвертый гвардейский танковый корпус. Здесь молодой боец становится командиром отделения в роте противотанковых ружей. В составе танкового десанта Василий Пешехонов принимал участие в освобождении Кантемировки, после чего их дивизия получила почетное право называться «Кантемировской». А потом были Ахтырка, Шепетовка, Тернополь, другие города и совсем не известные ему ранее деревни и села. В бою возле населенного пункта Жонска в Польше младший сержант Пешехонов в составе моторизованного батальона автоматчиков лично уничтожил две огневые точки противника и несколько гитлеровцев. Действуя в группе автоматчиков западнее города Краков, перерезал дорогу Краков – Катовице.

Ученик:

Наступил 1945 год. Советская Армия уже била врага в Европе. Бои шли в Восточной Пруссии, у стен Будапешта, в горах Югославии и Чехословакии. Центральная линия фронта проходила по реке Висле. Фашисты судорожно цеплялись за каждый рубеж обороны. Войскам первого Украинского фронта было приказано разгромить врага на рубеже Петраково – Родомское – Ченстохов. В распоряжении командующего фронтом находилось три танковых корпуса. В их числе был четвертый гвардейский, где служил десантником младший сержант Пешехонов Василий. Вечером накануне наступления Василий Пешехонов был принят в комсомол. В его заявлении было написано: «Перед решительным наступлением прошу принять меня в ряды комсомола. За нашу Советскую Родину хочу идти в бой комсомольцем». Но комсомольский билет получить Василий не успел, погиб, повторив подвиг Александра Матросова.

Учитель:

20 января 1945 года. Третье утро наступления. Падал снег, влажные хлопья липли к броне машин. Десантники, и без того неуклюжие в белых своих халатах, казались причудливыми скульптурами на фоне металла, танковой копоти и огня. Командир одного из отделений – младший сержант Пешехонов. Рядом с ним солдаты, его товарищи, сидят, прижавшись к броне, словно хотят слиться с ней. Изредка командир бросал на них взгляды, отмечая уставшие осунувшиеся лица, темные тени под глазами. Головной танк выскочил на опушку. Она изрыта, перепахана снарядами, снег перемешан с землей, поваленные столбы, змеящиеся по земле молчаливые провода. Неподалеку редкий кустарник, а за ним дома, окраина, по-нашему, по-деревенски – околица. А здесь, на польской земле, может она так и называется. Как выяснилось позже, селение называлось Боленцин. С ходу танк проскочил опушку, за ним рванул второй, третий. И тут ударило откуда-то сбоку. Длинный оранжевый язык лизнул снежное поле. Где-то неподалеку в кустах засели фашисты с фаустпатронами, стараясь преградить дорогу десантникам. Бойцы соскочили с танков, залегли. Так было лучше – машины могли маневрировать, уходя от снарядов. Чтобы двигаться дальше, десантникам нужно было уничтожить огневую точку. Еще один снаряд упал где-то сзади. Черное облако взметнулось в негустом кустарнике, но точки не было видно. А в это мгновение вдоль просеки полоснула пулеметная очередь. Словно кто-то невидимый и огромный зажигал спички в кустах. Десантники прижались к земле, пулемет не давал поднять головы, он охранял своего фаустника, чтобы тот мог бить по танкам. Еще один снаряд просвистел над поляной. Наши бойцы прижались у небольшого пригорка. Длинными очередями из автомата по дзоту бил товарищ Василия. Но усилия автоматчика были тщетными. Нужно было исхитриться и ударить в самую щель дзота, так чтобы наверняка уничтожить его. И Василий решительно двинулся вперед. Рыхлый снег налипает на валенки, халат тоже мешает ползти.

Метров пятьдесят до дзота, а кажется тысяча, кажется бесконечной эта дорога. Еще немножко, еще… вон до того кусточка. Нет, убить его не могли. Он просто об этом не думал. Он был командиром и долгом своим считал обеспечить успех боя. Он должен был уничтожить пулемет, заставить его замолчать. Дал длинную очередь из автомата – пулемет замолчал. Теперь можно подняться и крикнуть ребятам: «За мной!». Но в это время снова ударил пулемет. Брызги снега летят в лицо. Это от пуль… Чем-то острым царапнуло щеку. Палец на пусковом крючке автомата. Но автомат молчит. Оказалось, что в диске закончились патроны, а запасного с собой не было. Возвратиться было невозможно – тогда товарищи не выполнят задание. И Василий решился.

Ученик:

Дополз. И ветром смерти на него дохнула пулемётная бойница.

Граната – громыхнуло в блиндаже, ещё граната, громыхнуло снова.

Фашист замолк, и вот звенит уже сквозь грохот битвы яростное слово:

«За мной! Ура!» Но чертов пулемёт (и как его не разнесло там?)

Он цел в своей норе, он снова бьёт по нашим поднимающимся ротам.

Он бьёт, он бьёт, и больше нет гранат и опустели диски автомата,

Огнём к земле прижатые лежат советские солдаты.

Вот как описывает подвиг Пешехонова однополчанин Иван Бабичев: «Он бросился к пулемету и упал на него, пулемет смолк, захлебнулся кровью нашего товарища»

Ученик:

Всё это в пол-секунды пронеслось, далёкое и близкое такое…

И Пешехонов встал во весь свой рост «За Родину! За мир!», – взмахнул рукою

И на бойницу бросился ничком, закрыв её своей широкой грудью.

За Родину! За мир! – Лавиной шли в кровавый бой соратники героя.

Под их ногами таяли снега, им отвечало эхо в далях гулких,

Они ворвались на штыки врага в старинные кривые переулки.

Ворвались в штаб коричневых громил, разбили, разметали, разгромили,

На острие штыка несли они желанный мир, они несли для всех народов мира…

Фашисты пытались сбросить тело солдата через отверстие амбразуры, с пулеметного ствола, но это не удалось им. Он и неживой был им неподвластен… А тех дорогих минут замешательства хватило десантникам, чтобы штурмом овладеть дзотом… Боленцин  взяли, и после боя похоронили Василия в братской могиле на той же поляне в местности Хэлапув – Косцелец, Польской Народной Республики, где совершил он свой бессмертный подвиг.

Учитель:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии младшему сержанту Пешехонову Василию Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, медалями.

Колхоз в родном селе Героя назван его именем.

Его имя присвоено одной из улиц города Наро-Фоминск.

В 1970 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Пешехонову.

Известный горьковский поэт Борис Пильник посвятил подвигу Василия Пешехонова свою поэму.

Жители Польши в селе Боленцин соорудили памятник Василию Ивановичу Пешехонову.

Приказом Министра обороны СССР он навечно зачислен в списки одного из полков гвардейской Кантемировской танковой дивизии. В приказе сказано: «Его беззаветная преданность социалистической Родине, мужество и геройство должны служить примером для всего личного состава Вооружённых Сил СССР».

Одним из значимых событий является открытие мемориальной доски в с.Аламасово в память о Василии Ивановиче Пешехонове, Герое Советского Союза, в 2020 году.

Учитель:

В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести, объявляется минута молчания.

(Минута молчания)

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

И СЛАВА ТЕМ,

КОГО УЖЕ НЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ,

НО БЛАГОДАРЯ КОМУ МЫ ЖИВЕМ!

3. Заключение.                                                                                                

Чтобы народы жили в мире, нельзя забывать об ужасах, которые несут войны. От каждого из нас зависит, какой будет завтрашний день. Сохраним память о тех, кто ценой своей жизни завоевал Победу. Пусть память о них не умрёт никогда.

4. Список использованных источников.                                                        

Матросов Александр Матвеевич //. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. редактор М. Прохоров. – Москва, 1974 – Т.

Легостаев, И. В. Бросок в бессмертие : к 40-летию подвига А. Матросова / И. Т.

Легостаев. – Москва : Молодая гвардия, 1983

Крылов, Н. Бой Александра Матросова/ Николай Крылов // Архивы XX века. Загадки мировой истории. – 2023 – № 5

https://moyaokruga.ru/voznesenskoe/Articles.aspx?articleId=320183

https://руни.рф/Пешехонов,_Василий_Иванович