Методическая разработка урока

Шамшина Светлана Владимировна

Разработка урока по истории России 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока26.34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России в 7 классе учителя истории МБОУ « Средняя школа №4 г. Навашино» Шамшиной С.В.

по теме: «Начало царствования Ивана IV»

Цель урока:

- познакомить учащихся с началом правления Ивана IV, с причинами, основными направлениями и результатами реформ Избранной рады. Результаты:

Личностные — принятие новых ценностей, нравственных норм.

Метапредметные — освоение способов деятельности, навыков самоорганизации, восприятия учебных задач, выполнение поставленных проблемных ситуаций.

Предметные — приобретение исторических знаний и умений по эпохе Ивана 4.

Задачи урока:

- обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства, выяснить содержание и значение реформ Избранной рады.

- развивающие: продолжить развивать у учащихся умение работать с исторической картой, анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа. 

 воспитательные:

содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей;

содействовать воспитанию положительных мотивов обучения;

содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции;

содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности.

Тип урока - урок изучения нового материала (теория и применение).

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с учебником, дискуссия по проблеме, самостоятельная работа с учебником, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

Необходимое техническое оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Структура и ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности

2. Актуализация и постановка проблемы

-Итак, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что Россия в начале XVI века располагалась между Востоком и Западом, была частью христианского мира, но считала себя единственной наследницей Византийской империи. В ее государственном устройстве и мировоззрении людей уживались черты, близкие как западной цивилизации, так и восточным.

-Тема нашего сегодняшнего урока – «Начало царствования Ивана IV» (записывают  в тетрадях)

Глядя на план нашего урока, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока

Возможные ответы детей (почему и кто правил в годы малолетства Ивана IV, в чем значение венчания на царство, что такое Избранная рада, в чем суть и значение реформ Избранной рады)

- Верно, цель нашего урока – познакомиться с началом правления Ивана IV, выяснить значение и суть реформ Избранной рады

- Кроме того, на уроке мы должны решить следующую проблему

– почему Российскому государству потребовались реформы в начале правления Ивана IV?

3. Усвоение новых знаний и способов действия

1. Рассказ учителя

- В 1533 году во время осенней охоты тяжело заболел и умер великий князь Василий III. Перед смертью он завещал государство своему 3-летнему сыну Ивану, составив при нем опекунский совет из бояр.

- Сначала за него правила мать, Елена Глинская. При ней в России была введена единая денежная единица – копейка. Но и она в 1538 году умерла, Иван остался сиротой. Он еще был слишком мал, чтобы править самостоятельно. В России началось правление различных боярских группировок – Шуйские, Бельские, Глинские. Они вели себя как хозяева – расхищали государственную казну, издевались над Иваном IV. Все это повлияло на характер будущего царя. Он стал жестоким и подозрительным. Однако Иван получил отличное образование, увлекался исторической литературой.

Давайте вспомним.

 Организация дискуссии, класс делится на 2 группы и называет

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ в личности царя

-знал Библию -в 12 лет сбрасывал с крыш собак, кошек

-знал ход церковной службы - в 14 лет затравил псами воспитателя

-участвовал певчим - в 18 лет пристрастился к пьяным пирам

-читал летописи, жития святых -  был религиозным фанатиком

-писал яркие письма- друга Андрея Курбского называл в них собакой

-сочинял музыку-имел 7 жен

-играл в шахматы-жестоко пытал людей

Венчание на царство и создание Избранной рады 

3. Рассказ учителя

- Митрополит Макарий старался внушить молодому Ивану мысль о его особом предназначении – быть наместником Бога на земле. Макарий считал, что Иван должен принять титул царя, чтобы, во-первых, возвыситься над боярами и князьями, во-вторых, стать вровень с великими монархами мира.

16 января 1547 года (запись в тетрадь) венчание на царство. Оно проходило в Успенском соборе. Ивана Васильевича посадили на золоченный трон,

- Вскоре состоялась и свадьба царя с боярыней Анастасией Захарьиной-Юрьевой, которую Иван очень любил.

- В годы боярского правления резко ухудшилось положение народных масс. Злоупотребления бояр стали, в конечном счете, главной причиной восстания в Москве в 1547 году.

В этом же году произошел сильный пожар, в результате которого 80 тыс. москвичей остались без крыши над головой.

 Прочитайте текст учебника на стр. 14-15 и ответьте на вопросы.

 Как пожар и восстание повлияло на молодого царя?

К каким выводам пришел Иван IV?

 Иван только тогда понял, насколько все серьезно и задумался о реформах

- Вспомним, что такое РЕФОРМА? (преобразование, изменение)

- Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него не было опыта правления, поэтому ему помогали его друзья-советчики, которых стали называть Избранной радой (совет)

4. Работа с учебником.

- на стр. 15 найдите, кто входил в Избранную раду

ИЗБРАННАЯ РАДА (1549)

1. священник Сильвестр

2. князь Андрей Курбский

3. боярин Иван Висковатый

4. дворянин Алексей Адашев - возглавил

5. митрополит Макарий

Записывают в тетради

- Таким образом, после венчания на царство в 1547 году и создания Избранной рады началось самостоятельное правление Ивана IV Грозного.

Реформы Избранной рады в системе управления государством.

5. Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы

- Прочитав пункты 4 - 5стр. 16-18, вам сейчас нужно заполнить таблицу

- Проверим, что у вас получилось (комментируют записанное)

Дата

Реформа

Содержание

1549 г.

Учреждение Земского собора

Земский собор – собрание представителей от сословий Русской земли для решения важных государственных дел

1550 г.

Земский собор принимает новый Судебник

Перечисляются разные виды штрафа, наказания за них; наказание за взятки и несправедливый приговор; подтверждение Юрьева дня

1551 г.

Церковный собор

Принятие Стоглава, единообразие церковных обрядов;

все местные святые были признаны общерусскими;

мероприятия по укреплению нравственности духовенства;

утверждены канонические правила строительства церквей и написания икон.

1550-е гг.

Создание приказов

Приказы – это органы центральной власти, каждый из которого ведал определенной отраслью государственного управления (Посольский, Разрядный, Поместный, Разбойный и т. д.)

1556 г.

Реформа местного управления

Отмена кормлений, введение выборного самоуправления в городах, уездах, волостях

- Итак, какой мы можем сделать вывод?

 Каково значение реформ Избранной рады?

 Реформы улучшили работу государства, царь стал советоваться с народом, усилилась ответственность бояр за свои действия, улучшилось управление государством, с помощью выборного самоуправления царь разделил власть с народом, усилилась мощь государства.

- Кроме этого в русской армии появились литые бронзовые пушки, легкие полевые орудия, тяжелые крепостные осадные орудия, Царь-пушка например. В русской армии были созданы специальные строительные отряды. Их лучшее изобретение – гуляй-города – деревянные щиты, из которых можно было собрать стены от 2 до 10 км.

4. Закрепление новых знаний.

- Как можно схематично изобразить периоды правления Ивана IV начиная со смерти его отца до реформ избранной рады?

- Какие вопросы мы поставили в начале урока? Мы смогли на них ответить?

Давайте еще раз закрепим.

- В чем значение венчания на царство?

- Что такое Избранная рада? Кто туда входил?

- Каково содержание и суть реформ Избранной рады?

- Какова же была проблема нашего урока? (почему Российскому государству потребовались реформы в начале правления Ивана IV?)

- Как мы можем ответить на наш главный вопрос? (в годы боярского правления ухудшилось положение народных масс, опустела казна, вспыхивали восстания)

5. Рефлексия (заполняют лист самооценки)

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

6. Итог урока и домашнее задание.

Ребята, мы справились с задачами и проблемами нашего урока. Вывод: Боярское правление при малолетнем великом князе Иване IV сопровождались многочисленными злоупотреблениями властью, которые привели к восстанию в 1547 году, вызвали реформы Избранной рады, направленный на укрепление Российского государства.

- На последующих уроках мы продолжим изучать правление  Ивана Грозного.

Домашнее задание: § 3-4 ответить устно на вопросы после параграфа, подготовить сообщение об одном из участника Избранной рады.