Урок по здоровьесберегающим технологиям на тему "Сложные эфиры"

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Методическая разработка на тему "Сложные эфиры"

Девиз урока: "Люди вымаливают свое здоровье у богов. Им неизвестно, что они сами могут влиять на свое здоровье" (Демокрит, 400 г. до н.э.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_ef..docx233.59 КБ

Предварительный просмотр:

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГОУ СПО (ССУЗ) «ЗУБОВО – ПОЛЯНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Использование здоровьесберегающих                  технологий на уроках химии

Дисциплина: Химия

Методическая разработка на тему:

«Сложные эфиры» (1 курс)

                                          Автор: преподаватель химии

                                              Половникова Л.Ю.

                                                2011 г.

                                                         

                                                          Структура урока.

1)Тема урока.

Цель и основные задачи урока.

Методы и методические приемы.

Оборудование урока.

           2)Ход урока

             Вводная часть.

             Сообщение нового материала.

             Закрепление нового материала.

             Домашнее задание.

                                           Тема урока: «Сложные эфиры»

План урока.

            1.Ориентировочно-мотивационный этап.

                                          2.Учебно-информационный этап.

                                          3.Этап - творческая лаборатория.

                                          4.Рефлексивно-оценочный этап.

Девиз урока: «Люди вымаливают свое здоровье у богов. Им неизвестно, что они сами могут влиять на свое здоровье» (Демокрит, 400 г. до н.э.).

Цели урока:

  1. сформировать представление о сложных эфирах как химических веществах;
  2.  знать тривиальные названия простейших сложных эфиров, составлять структурные формулы и называть их по систематической номенклатуре;
  3.  изучить особенности реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров, знать правила безопасной работы со сложными эфирами;
  4. уметь составлять уравнения химических реакций;
  5. знать действие сложных эфиров  на организм человека.

 Задачи:

Образовательные:  усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельное добывание новых знаний, закрепление практических умений и навыков.

Развивающие: развитие личности, способной найти выход в проблемной ситуации; развитие интеллектуальных умений (анализа, прогнозирования, умения устанавливать причинно-следственные связи); продолжение формирования ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний по химии, социальной активности учащихся через установление предметных связей с историей, литературой, биологией, медициной. 

Воспитательные: воспитание самостоятельности, устойчивой потребности в знаниях, труде, здоровом образе жизни; чувства уважения к химии и понимания ее значения в жизни.

 Методы и методические приемы:

  1. информационно-развивающие (беседа с элементами рассказа);
  2. репродуктивные (самосознание, самоопределение), работа с пакетами информации;
  3. творчески-воспроизводящие (саморегуляция), создание опорных конспектов, выводных понятий;
  4. учебно-поисковые (самовыражение, самоутверждение), выполнение лабораторного опыта в группах, составление уравнений химических реакций, обсуждение результатов и их объяснение во время презентации групповой работы у доски.

Тип урока: приобретение новых знаний, практических умений и навыков.

Форма урока: групповая работа, в результате которой каждая группа вырабатывает общее мнение по заданной проблеме и делает сообщение об итогах своей работы для всего класса, реализуя тем самым идею взаимообучения, использование ИКТ.

Реактивы и оборудование: концентрированная серная кислота, этиловый спирт, изоамиловый спирт, амиловый спирт, муравьиная кислота, уксусная кислота; спиртовка, держатель, штатив для пробирок, пробирки.

Выставка:  парфюмерная продукция (мыло разных видов, духи, одеколоны, элексиры); живые цветы (герань, роза, фиалки); свежие фрукты (апельсин, мандарин, лимон); эфирные масла ( пихтовое, гвоздичное и другие).

                                                              Ход урока.

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель обращает внимание учащихся на выставку, где находятся парфюмерная продукция, цветы и фрукты, предлагает им установить связь между ними и темой урока. Учитель просит учащихся по группам обсудить и закончить фразу «Запах-это….

Заслушиваем мнение всех групп.

«Почему  так сильна над нами власть запахов? Почему никакое воспоминание не может с такой силой расколыхнуть пережитое, как связанный с ним знакомый запах? Может, дело в его неповторимости, ведь запах нельзя вспомнить отдельно от него самого, так сказать повторить воображением. И когда он повторяется натурально, он с первозданной свежестью выхлестывает наружу все, что связано с ним. А зрительные и слуховые впечатления мы часто повторяем своими воспоминаниями, и, может быть, потому они в конце концов притупляются» (Фазиль Искандер).

Для изучения данного класса соединений учитель предлагает учащимся вспомнить классы «Спирты» и «Карбоновые кислоты».

Фронтальная беседа по вопросам.

  1. Какие вещества относятся к классу «Предельные одноатомные спирты? Привести примеры пяти первых представителей гомологического ряда спиртов (метанол, этанол, пропанол, бутанол, пентанол). Одновременно на слайде №1 высвечиваются формулы данных спиртов.
  2. Какова общая формула спиртов? Слайд №2.
  3. Какие вещества относятся к классу «Карбоновые кислоты»? Привести примеры  первых пяти представителей гомологического ряда (метановая, этановая, пропановая, бутановая, пентановая). На слайде №3 появляются формулы кислот.

2. Учебно-информационный этап.

Учитель предлагает учащимся просмотреть первый пакет информации – три формулы:

                       

метиловый эфир                   этиловый эфир                   изобутиловый эфир

масляной кислоты                масляной кислоты            уксусной кислоты

(запах яблока)                          (запах ананаса)                  (запах банана)

Предлагает обсудить в группах определение, какие вещества называются сложными эфирами и вывести для них общую формулу.

Слайд №4. Общая формула и определение сложных эфиров.

                                 

 Эфиры – это химические соединения, содержащие кислотные радикалы, которые обеспечивают их химическую активность .Сложные эфиры содержатся содержатся в цветах, фруктах, ягодах; они определяют их специфический запах. Так же эфиры содержатся в большинстве эфирных масел, их присутствие придает аромату масел фруктовую ноту и оттенки сладостей. Эфиры малотоксичны и относительно безопасны. Обращаю внимание на запахи сложных эфиров. Запахи воздействуют на организм человека с первых дней его жизни.  Некоторые эфиры имеют неприятные запахи (действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение артериального давления, снижают слух, ухудшают качество зрения). Многие эфиры имеют приятные запахи, и вдыхание душистых веществ оказывает на организм человека значительное физиологическое  действие:

  1. влияют на работоспособность, изменяют мускульную силу (увеличивают горькие и сладкие запахи);
  2. изменяют ритм дыхания и пульса: понижают – бергамотное (эфир куминилацетат со свежим фруктовым запахом, с оттенками запаха бергамота содержится в эфирном масле багульника), розовое (эфир фенилэтилтиглат с приятно – цветочным запахом содержится в эфирных маслах алжирской герани и розы) и приятные запахи вообще;
  3. изменяют кровяное давление давление  (понижают бергамотное и розовое масла, приятные запахи).

Лечение запахами называется ароматерапией.

Номенклатура. По систематической номенклатуре названия сложных эфиров образуются путем прибавления к названию аниона кислоты приставки, с названием углеводородного радикала спирта. Название аниона кислоты оканчивается на  -ат или  -

                     

                       

Учитель предлагает учащимся вспомнить реакцию получения сложных эфиров при изучении спиртов и карбоновых кислот.

Слайд №5. Реакция этерификации (от латинского слова ester-эфир).

                       

Почему данная реакция не идет до конца?

Данная реакция протекает очень медленно и,  как правило, до конца не протекает, происходит гидролиз сложных эфиров, при этом образуются исходные вещества - спирт и кислота.

3 этап – Творческая лаборатория.

Затем учащиеся расходятся по группам. Группы получают второй пакет информации. Группы сформированы по рядам. Расположение групп в кабинете указывают таблички на столах. Каждая группа имеет свой цвет таблички и магнитов для крепления на магнитной доске.

Учащиеся по группам получают задание синтезировать сложные эфиры и охарактеризовать полученное вещество (структурную формулу, запах, цвет, растворимость в воде, составить формулы двух изомеров  для данного вещества). Обращаю их внимание на необходимость соблюдения правил техники безопасности.

Группа 1. Этилформиат (запах рома).

Группа 2. Изопентилацетат (запах груш).

Группа 3. Амилацетат (запах бананов).

 Группа 1 работает на синих листах. На столе табличка с надписью: «Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу дружелюбия, снимает раздражительность». Группа 2 работает на красных листах: красный – цвет жизни, возвращает жизненную силу, помогает бороться со стрессом. Группа 3 работает на желтых листах: желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему. Учитель сообщает учащимся, что лечение цветом называется хромотерапией.

Через 10 минут группы проводят презентацию работы: прикрепляют к доске листы с уравнениями химических реакций, рассказывают о проведенном опыте, делают выводы.

 После презентации все учащиеся расходятся по своим местам и оформляют результаты всех опытов в тетрадях.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, как называется противоположный реакции этерификации процесс?  (Гидролиз сложного эфира.)

Гидролиз сложного эфира протекает как в кислой, так и в щелочной среде. В щелочной среде реакция гидролиза проходит быстрее.

С помощью карточек зеленого цвета учитель составляет на доске схемы кислотного и щелочного гидролизов. Зеленый цвет – цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях. Учащиеся записывают схемы уравнений реакций в тетрадях.

                   

Делаем паузу – обучаем проводить разминку для глаз. Последние 10 минут учащиеся переписывали уравнения с доски, для глаз полезно последовательно перемещать фокус: до тетради 40 – 50 см, до доски несколько метров. Чтобы глаза учащихся отдохнули, учитель зачитывает памятку о том, что полезно и что вредно для глаз, а также обращает внимание на стенд в кабинете, где прикреплено описание нескольких упражнений для глаз, которые учащиеся могут делать дома.

Для зрения

  1. полезно
  1. Смотреть вдаль: на зелень, цветы, небо, облака, воду.
  2. Рассматривать цветные картинки, репродукции, пейзажи.
  1. вредно
  1. Читать, писать лежа или близко наклонившись к тексту.
  2. Слишком часто пользоваться солнцезащитными очками.
  3. Употреблять алкоголь.
  4. Курить.
  1. необходимо
  1. Яркое освещение (60 Вт) без попадания прямого света в глаза.
  2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40 – 50 см, монитор компьютера – на расстоянии 60 см.
  3. Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3 – 4м).
  4. При напряженной работе через каждые 40 минут делать перерывы

на 3 – 4 минуты, при плохом зрении – через каждые 20 минут.

Упражнения для глаз

Каких бы успехов ни достигла офтальмология, не стоит упускать профилактические меры, помогающие сохранить у детей нормальное зрение. Существует много простых упражнений, которые этому способствуют.

Прежде всего надо научиться снимать напряжение глаз. Это очень простое упражнение. Нужно сесть на стул, закрыть глаза, накрыть их ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой - перед левым. При этом ни в коем случае не давить на глаза! Приняв удобное положение, постараться расслабиться - тогда перед закрытыми глазами появится ровное черное поле. Когда это произойдет, нужно представить себя в какой-то комфортной обстановке или вспомнить что-нибудь приятное, доставляющее радость. Если выполнять это упражнение 2-3 раза в день по 10-15 минут, зрение значительно улучшится.

Другое упражнение, помогающее снять напряжение, еще проще: надо быстро моргать в течение 1-2 минут. Затем закрыть глаза и одну минуту легко массировать веки подушечками пальцев. Это упражнение расслабляет мышцы глаз и улучшает кровообращение.

А вот простое упражнение для укрепления глазных мышц: надо расположить указательный палец правой руки на расстояние 20 см от глаз, затем перевести взгляд с пальца на какой-нибудь большой предмет, отстоящий на три и более метра. Проделать это упражнение в темпе 10 раз, чуть отдохнуть и повторить еще 2-3 раза. Очень помогает для улучшения способности видеть одинаково хорошо и вдаль, и на близком расстоянии.

Есть и другое упражнение для тренировки глазных мышц. Сядьте напротив окна. Наклейте на него кружочек красного или черного цвета диаметром 5 мм. Смотрите на этот кружочек несколько минут, потом переведите взгляд на какой-нибудь дальний предмет за окном. Постарайтесь рассмотреть все его детали. Время наблюдения нужно постепенно удлинять: в первые три дня по 3 минуты, следующие три дня по 5 минут и, наконец, еще три дня по 7 минут.

Сидя, плотно зажмурьте, а потом откройте глаза. Повторите 8-10 раз. Повращайте глазами сначала в одну, а затем в другую сторону - 6-8 раз. Возьмите карандаш и смотрите на его кончик, то приближая его на 5-7 сантиметров, то удаляя на расстояние вытянутой руки. Проделайте это упражнение 6 раз.

Стоя, отставьте правую руку вперед на 25-30 см и в течение 5-7 секунд смотрите обоими глазами на кончик указательного пальца. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока он не начнет двоиться. Повторите 6-8 раз. Это упражнение облегчает работу глаз на близком расстоянии.

Отведите полусогнутую руку в правую сторону и скосите глаза на пальцы. Не поворачивая головы, следите за пальцами, медленно перемещая их справа налево, а затем в противоположную сторону. Повторите 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и улучшает их координацию.

Необходимо уделить внимание условиям проведения каждой из реакций – гидролиза и этерификации. С этой целью учитель повторяет принцип Ле – Шателье и условия смещения химического равновесия.

Учитель предлагает учащимся, работая в парах, третий пакет информации и ответить на поставленный вопрос.

Вариант 1. Смещение химического равновесия реакции этерификации в сторону образования сложного эфира.

Вариант 2. Смещение химического равновесия реакции гидролиза сложного эфира в сторону образования спирта и кислоты.

После нескольких минут на подготовку этого задания, ученики начинают давать ответы, а остальные осуществляют самопроверку.

Учитель обращает внимание школьников на девиз урока и предлагает им вспомнить правила долгожителей, которые вывел еще Гиппократ: питание, движение, гигиена. Обсуждаются эти правила.

Питание. Есть понемногу, не переедать, бороться с вредными привычками.

Движение. Известно, что работающий человек живет дольше, чем тот, кто не работает и ведет малоподвижный образ жизни; интеллектуалы живут дольше тех, кто не использует свой мозг активно.

Гигиена. Необходимо соблюдать санитарные нормы и правила.

4.Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель оценивает учащихся по результатам работы.

Домашнее задание: параграф 21, упр. №1,2.

В заключение урока учитель организует процесс рефлексии. На доску прикрепляются карманы. Уходя с урока, учащиеся кладут в эти карманы по открытке выбранного цвета: красная открытка означает азарт, интерес, достижение целей; желтая - спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину; серая – скуку, безразличие. С обратной стороны открытки школьники могут написать о своих впечатлениях об уроке, какие эмоции испытывали на разных этапах урока, какие испытывают сейчас. На следующем уроке можно обсудить цвет выбранных открыток и пожелания ребят.

                                                       ЛИТЕРАТУРА

Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.

Искандер Ф.Созвездие Козлотура. – М., 2003.

Химия в школе. – 2007. - №1.