Сценарий игры "Звездный час" для стедентов 1 курса

Карташова Елена Борисовна

Игра по естествознанию способствует организации познавательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_dok.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Cценарий  игры по естествознанию «Звездный час» для студентов 1 курса

Цели: способствовать формированию интереса к химии, развивать творческие способности студентов, создавать условия для самовыражения.

Ход игры

Игра   проводится   среди   студентов 1 курса.   Выбирается 6 игроков.  В жюри - 5 человек. Зрители делятся на 6 групп поддержки. В перерывах между конкурсами - задания для групп поддержки.  

1 тур. Угадайте металл

У каждого участника таблички с символами алюминия, золота, свинца, железа, вольфрама, кальция, меди. Ведущие задают вопросы. После вопроса участники поднимают табличку с символом элемента. Жюри фиксирует правильные ответы. Ведущие:

Ему не страшно окисленье,

Пластичностью не превзойден,

В кислоте без растворенья

Может содержаться он.

Чтобы легче догадаться,

Подскажу я вам, что он

Может только растворяться

В «царской водке» целиком.

(Золото)

В тринадцатой квартире

Живу, известный в мире

Как проводник прекрасный,

Пластичен, серебрист.

Я мягкий, легкий, ковкий,

Сверкаю в упаковке,

Обернуты конфеты

блестящею фольгой,

Для плиток шоколада

Меня немало надо,

А раньше был я очень дорогой.

(Алюминий)

Какой тугоплавкий металл входит в состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200 г можно вытянуть проволоку длиной в 80 км. (Вольфрам)

О каком элементе идет речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан        с прошлыми, настоящими и будущими         судьбами человечества». (Железо)

Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н. э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных из этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, сплавов для изготовления пуль и дроби.  (Свинец)

Задание 1 (группам поддержки)

Придумайте слова, имеющие отношение к химии, начинающиеся на букву...

1        группа - о        3 группа - р           5 группа - к

2        группа - а        4 группа - н           6группа - в        
Образец:

Слова на букву «д» - доломит, дюралюминий, диссоциация, дисахариды, держатель.

Пока участники игры отвечают на вопросы первого конкурса, группа поддержки каждого участника придумывает слова.

Ведущий: Какие же слова составила каждая группа поддержки? Каждое придуманное слово принесет участнику игры дополнительные очки.

Члены группы поддержки называют слова. Жюри ведет учет набранным очкам. Участник, набравший меньше всех очков в 1 туре, выбывает из игры.

Задание 2 (группам поддержки)

Члены группы поддержки получают карточки с заданиями (шарады, метаграммы, логогрифы).

Я - газ, простое вещество,

Двузначен номер мой.

Слог первый - это божество,

Река - вот слог второй. (Радон)

Первый мой слог означает крушение,

Крохотен слог мой второй.

Рождаюсь я только в зеленых растениях.

Отгадайте-ка, кто я такой? (Крахмал)

Я - металл, меня ты знаешь,

Мощь огромная во мне.

Но если «б» ко мне подставишь,

То землю скрою в темной мгле. (Уран - буран)

Корабли меня обходят,

Знает лоцман наизусть.

Если Л на Д заменят,

То в металл я превращусь. (Мель - медь)

В свободном виде он всех убивает.

Если соединить, то в еду добавляют.

Но ежели в слове мы «л» зачеркнем,

То дружно со всеми песню споем. (Хлор - хор)

Нота плюс женское имя,

А целое будет... (Резина)

2 тур

Ведущий: Перед вами карточки с именами ученых: Дмитрий Иванович Менделеев, Михаил Васильевич Ломоносов, Сергей Васильевич Лебедев, Антуан Лавуазье, Владимир Иванович Вернадский, Александр Порфирьевич Бородин. Отвечая на наши вопросы, игроки поднимают соответствующие карточки.

Кому из ученых принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»?

(М.В. Ломоносов)

Этого ученого называли Ломоносовым XX века, Он писал: «Круговорот химических элементов невозможен был бы без живых организмов». Как фамилия этого ученого?

(В.И. Вернадский)

Какому ученому принадлежат слова: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает»?

(Д. И. Менделеев)

Врач и химик, поэт, музыкант и композитор, написавший оперу «Князь Игорь». Найдите среди портретов изображение этого человека.

(А.П. Бородин)

Этот ученый выяснил роль кислорода в процессах горения окисления, дыхания. Во время Великой французской революции по суду революционного трибунала был гильотирован. О каком ученом идет речь?

(А. Лавуазье)

Ведущий: Сумели ли вы разгадать загадки, которые вам загадали?

Задание 3 (группам поддержки)

Назовите вещества, формулы которых приведены на карточке. Какие из этих веществ применяются в быту?

группа: NaCl, NaHCO3, СО2, НС1, SiO2, Fe(OH)3, Al.

группа: H2O, Fe, O2, H2SO4, KC1, NaOH, Mg(NO3)2.

группа: Ca(OH)2, NH4OH, S, BaCl2, Na2CO3, Sn, K2SO4.

группа: A1(OH)3, NH3, MgSO4, Ne, NaCl, ZnO, Al.

Группы поддержки сдают ответы жюри. Жюри учитывает ответу и выставляет баллы. Участник, набравший меньшее количество баллов, выбывает из игры. Остается 4 участника

3 тур. Угадайте газ

Ведущий: Перед вами на карточках названия различных газов: аргон, хлор, фтор, азот, углекислый газ, сероводород. О каких газах пойдет сейчас речь? Поднимайте карточки.

22 апреля 1915 г. мир узнал о новом виде оружия - химическом. Вблизи г. Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Антанты за несколько минут потеряла 5 000 солдат. О каком газе идет речь?

(Хлор)

Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую приманку. Остается, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба плавает, т. е. последовательно изъять из воздуха подходящими поглотителями одну за другой все известные составные части воздуха. $Сакой же газ так извлекают?

(Аргон)

Жил был кислород. И был он таким сильным, что с кем ни встретится, сразу окисляет. Назвали кислород окислителем. Ходит 1шслород по таблице Менделеева и со всеми в реакции вступает. Стал он хвастливым, заносчивым, решил, что нет в химическом мире никого сильнее его. Да ошибся. Есть, оказывается, в таблице 1лемент посильнее его. Что это за вещество?

(Фтор)

Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78%.

(Азот)

Этот газ встречается в вулканических газах, растворен в водах Минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц.

(Сероводород)

Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лед. Он используется в огнетушителях.

(Углекислый газ)

После 3 тура из игры выбывают 2 студента, набравших меньшее число баллов.

Задание 4 (группам поддержки)

Название какого химического элемента входило в состав названия сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер?

(Бор – забор)

Какой химический элемент состоит из названий двух животных?

(Мышьяк;

В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов.

(Хром, бром)

Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?

(Платина)

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал

И там пропал.

(Сахар)

Белый зайчик прыгает по черному полю.

(Мел)

Название какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2 место по численности населения в мире?

(Индий)

В состав названия какого металла входит дерево?

(Никель)

4 тур. Занимательная химия

Ведущий: Знаете ли вы названия химических элементов? Финалисты записывают на листах бумаги названия химических элементов. Через 3 минуты студенты зачитывают названия элементов. Побеждает тот, у кого больше записано названий.

Задание 5 (группам поддержки)

Этот элемент алхимики обозначили тонким серпиком Луны и называли лунным металлом. Это металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей.

Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести, даже при длительном стоянии, и ее называют «святой» водой». Что это за металл?

(Серебро.)

Хрупкое вещество желтого цвета, легко плавится. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в его состав входит этот элемент. О каком элементе идет речь?

(Сера.)

Назовите города бывшего Советского Союза, носящие название металлов.

(Никель - город в Мурманской области, Марганец - город в Днепропетровской области.)

Какие химические элементы связаны с названиями животных?

(Мышьяк, актиний.)

Какие известные вам 2 газа неядовитые, однако, в них гибнут животные?

(Углекислый газ, азот)

Названия каких элементов связаны с астрономией?

(Гелий - Солнце, селен - Луна, теллур - Земля, Уран - Уран, \ Нептуний - Нептун, Плутоний - Плутон, Палладий - астероид Паллада.)

После игры со зрителями дается задание командам: 1-й команде - назвать элементы, которые начинаются на букву «а»; 2-й команде - назвать элементы, которые начинаются на букву «к».

Подведение итогов. Награждение победителя.


 

Комментарии

Карташова Елена Борисовна

Игра способствует познавательной деятельности студентов