"Химические реакции»

Разработка урока 11 класс по теме: "Химические реакции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_reakcii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Марычева Н.К., учитель химии МОУ средняя школа №38

                                                  Класс 11. Раздел «Химические реакции»

                            Технологическая карта урока 1-2 ( 19-20)

Тема уроков

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

Цели и задачи

Обобщить представление о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ-реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества – продукты реакции. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам. Показать применимость таких классификаций для органических и неорганических реакций. Раскрыть относительный характер различных типов химических реакций и взаимосвязь различных классификаций химических процессов.

Тип уроков

Изучение нового материала. Урок семинар.

Методы и формы

обучения

1 урок - Лекция с элементами беседы.

2 урок - Семинар

Оборудование

Перекись водорода, оксид марганца, уксусная кислота, магний, оксид меди, фомальдегид, нитрат серебра, спиртовка, пробирки.

План уроков

  1. Понятие о химических реакциях, их классификация по различным признакам в сравнении для неорганических и органических веществ.
  2. По числу и составу реагентов и продуктов (реакции замещения, соединения или присоединения, отщепления или разложения, изомеризация или аллотропизации, обмена)
  3. По тепловому эффекту.
  4. По изменению степени окисления элементов, образующих реагенты и продукты.
  5. По фазе.
  6. По использованию катализатора.
  7. По направлению.
  8. Единство различных классификаций химических реакций и их относительность.

Основные понятия

И термины урока

Понятие о химической реакции. Реакции аллотропизации и изомеризации, разложения, соединения, замещения, обмена, ОВР, экзотермические и эндотермические, гомо- и гетерогенные, обратимые и необратимые, каталитические.

Элементы содержания

Урока











Элементы содержания

Урока

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Постановка проблем и выбор методов их разрешения.

Ход урока:

Анализ контрольной работы. Разбор типичных ошибок.

Проработка вопросов 1 урок:

1. Понятие о химических реакциях, их классификация по различным признакам в сравнении для неорганических и органических веществ.

  1. По числу и составу реагентов и продуктов (реакции замещения, соединения или присоединения, отщепления или разложения, изомеризация или аллотропизации, обмена)
  2. По тепловому эффекту.
  3. По изменению степени окисления элементов, образующих реагенты и продукты.
  4. По фазе.
  5. По использованию катализатора.
  6. По направлению.

8.   Единство различных классификаций химических реакций и их относительность.

2 урок семинар

Рассматривают вопросы лекции с практическим применением. При демонстрации опытов, записывать уравнения реакций, классифицировать их, составлять условия задач по уравнениям реакций и их решать.

Примеры задач:

- Какой процентной концентрации получится  раствор едкого натра, если для реакции взяли 1,5 г. Натрия и 120 г воды?

- Какой объем этилена получится при нагревании 112 мл этилового спирта ρ=1,04 г/мл, если практический выход продукта составляет 65%?

-  Какая масса осадка образуется при сливании 400 г 9,8% раствора серной кислоты с 200 г 20,8% раствора хлорида бария. Как изменится окраска лакмуса в этом растворе?

- Допишите правую часть уравнений реакций и расставьте все коэффициенты:

Cu + HNO3 конц.

Cu + HNO3 разб.

Fe + HNO3 разб.

Zn + HNO3 конц.

Zn + HNO3 разб.

H2S + HNO3 конц → H2SO4 + NO + H2O

P + HNO3 конц. + H2O → H3PO4 + NO

     - При прокаливании 30 г известняка получено 16 г оксида

        кальция. Определите массовую долю в процентах

        карбоната кальция в известняке.

5. Подведение итогов урока.

Рефлексия (осмысление всего, что изучили на уроке в собственном контексте, выразить своими словами)

Познавательные

Задания

Задания по составлению уравнений реакций. Решение задач по уравнению реакций.

Домашнее задание

§ 11, упр. 1-8

Источники

информации

Основной учебник О.С.Габриелян Химия 11 класс. Настольная книга учителя химия 11 класс. Дрофа.

              Задачи к семинару по теме «Классификации химических реакций» 11 класс

- Какой процентной концентрации получится  раствор едкого натра, если для реакции взяли 1,5 г. Натрия и 120 г воды?

- Какой объем этилена получится при нагревании 112 мл этилового спирта ρ=1,04 г/мл, если практический выход продукта составляет 65%?

-  Какая масса осадка образуется при сливании 400 г 9,8% раствора серной кислоты с 200 г 20,8% раствора хлорида бария. Как изменится окраска лакмуса в этом растворе?

- Допишите правую часть уравнений реакций и расставьте все коэффициенты:

Cu + HNO3 конц.

Cu + HNO3 разб.

Fe + HNO3 разб.

Zn + HNO3 конц.

Zn + HNO3 разб.

H2S + HNO3 конц → H2SO4 + NO + H2O

P + HNO3 конц. + H2O → H3PO4 + NO

     - При прокаливании 30 г известняка получено 16 г оксида

        кальция. Определите массовую долю в процентах

        карбоната кальция в известняке.


 

              Задачи к семинару по теме «Классификации химических реакций» 11 класс

- Какой процентной концентрации получится  раствор едкого натра, если для реакции взяли 1,5 г. Натрия и 120 г воды?

- Какой объем этилена получится при нагревании 112 мл этилового спирта ρ=1,04 г/мл, если практический выход продукта составляет 65%?

-  Какая масса осадка образуется при сливании 400 г 9,8% раствора серной кислоты с 200 г 20,8% раствора хлорида бария. Как изменится окраска лакмуса в этом растворе?

- Допишите правую часть уравнений реакций и расставьте все коэффициенты:

Cu + HNO3 конц.

Cu + HNO3 разб.

Fe + HNO3 разб.

Zn + HNO3 конц.

Zn + HNO3 разб.

H2S + HNO3 конц → H2SO4 + NO + H2O

P + HNO3 конц. + H2O → H3PO4 + NO

     - При прокаливании 30 г известняка получено 16 г оксида

        кальция. Определите массовую долю в процентах

        карбоната кальция в известняке.