Теория горения и взрыва

Рабочая программа составлена для групп СПО по специальности "Пожарная безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch.prog_.po_teorii_goreniya_i_vzryva.docx60.68 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ ГОРЕНИЯ И ВЗРЫВА

                                                               2012г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности    (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО)      по специальности 280703 Пожарная безопасность

Организация-разработчик: ГАУ СПО Калининградской области

«Колледж сервиса и туризма»

Разработчики: Трифоненко Е.В.

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________2012 г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8


  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория  горения и взрыва

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО 280703 Пожарная безопасность.

           Примерная программа учебной дисциплины может быть использована  при подготовке  техника и старшего техника.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общим профессиональным  дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

             В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: осуществлять

       расчеты параметров  воспламенения и горения веществ, условий взрыва

       горючих  газов, паров горючих  

  жидкостей, тепловой  энергии при  горении, избыточного давления при взрыве;

       В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 физико-химические  основы горения;

     основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения;

типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности

взрыва, принципы формирования формы ударной волны;

горение как основной процесс на пожаре, виды и режимы горения;

механизм химического взаимодействия при горении;

физико-химические и физические процессы и явления, сопровождающие горение;

показатели пожарной опасности веществ и материалов и методы их определения;

материальный и тепловой балансы процессов горения;

возникновение горения по механизмам самовоспламенения и самовозгорания,

     вынужденного воспламенения;

распространение горения по газам, жидкостям и твердым материалам;

предельные явления при горении и тепловую теорию прекращения горения;

огнетушащие средства, свойства и область их применения при тушении пожаров;

механизм огнетушащего действия инертных газов, химически активных

ингибиторов, пен, воды, порошков, комбинированных составов;

     теоретическое обоснование параметров прекращения горения газов, жидкостей

     и твердых материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

       максимальной учебной нагрузки обучающегося   81 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной  нагрузки  обучающегося  54 часов;

самостоятельной работы обучающегося  27  часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

27

     контрольные работы

     курсовая работа (проект)

15

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

15

   домашняя работа

   расчетно-графическая работа

   реферат

Итоговая аттестация в форме  экзамена    

 

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  ТЕОРИЯ ГОРЕНИЯ И ВЗРЫВА

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общие сведения о горении

Тема 1.1.

Основные понятия теории горения

Содержание учебного материала

2

1

. Введение. Основные понятия теории горения

1,2

Лабораторные работы

Практические занятия  

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся.  -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

решение вариативных задач.

2

Тема 1.2. Физико – химические основы горения.

Содержание учебного материала

2

1

Физико – химические основы горения.

!,2

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся. решение вариативных задач. Самостоятельная работа обучающихся.  -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

2

Тема 1.3. Основные явления  горения.

Содержание учебного материала

2

1.

Основные явления  горения. Гомогенное, гетерогенное, диффузионное горение

1,2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся.  -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

2

Тема 1.4. Химические процессы горения.

Содержание учебного материала

2

1. Химические реакции горения. Горение в атмосферном воздухе. Классификация и характеристика пожароопасных веществ. Показатели пожаро - и взрывоопасности веществ и материалов.        

Лабораторные работы

Практические занятия

 Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся.

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

         2

Тема 1.5.     Особенности горения различных веществ и материалов.

Содержание учебного материала

        2  

1.Особенности горения различных веществ и материалов. Горение газов.

Горение жидкостей. Горение твердых веществ.  Горение органических материалов. Горение неорганических твердых веществ. Горение пылевоздушных смесей. Классификация пыли горючих веществ по степени  пожаро- и взрывоопасности . Свойства, определяющие пожаровзрывоопасность пылей .Взрывы пылевоздушных смесей. Термодинамика процессов горения.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся.

 -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

- выполнение расчетных заданий

2

Тема 1.6. Химические процессы при горении.

Содержание учебного материала

2

1.Химические процессы при горении. Цепные реакции. Зарождение цепей. Продолжение цепей. Обрыв цепей. Химические процессы при горении водорода. Химические реакции при горении оксида углерода. Горение углеводородов. Горение углерода

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

2

Тема1.7  Возникновение процессов горения.

Содержание учебного материала

2

1.Возникновение процессов горения. Самовоспламенение. Стационарная теория. Самовозгорание. Тепловое самовозгорание. Химическое самовозгорание. Микробиологическое самовозгорание.

Лабораторные работы

Практические занятия

 Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

Тема 1.8 Развитие горения.

Содержание учебного материала

2

1.Взрывы пылей. Диффузионное горение жидкостей. Механизм горения. Влияние концентрации кислорода на скорость выгорания. Горение твердых материалов. Механизм горения. Процессы тления в пенопласта. Горение дисперсных веществ в слое

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся -работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

Тема 2. Взрыв и его разновидности.

Содержание учебного материала

2

1.Взрыв и его разновидности. Классификация взрывных явлений  Характеристика аварийных взрывов

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

Тема 2.1 Характеристики горения аэрогелей и аэрозолей.

Содержание учебного материала

2

1.Характеристики горения аэрогелей и аэрозолей.Показатели пожаровзрывоопасности аэрозолей. Факторы, влияющие на опасность аэрозолей. Показатели пожарной опасности аэрогелей

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

Тема 2.2 Основные понятия  о взрывчатых веществах.

Содержание учебного материала

2

1.Основные понятия  о взрывчатых веществах. Классификация взрывчатых веществ. Характеристика взрывчатых веществ Химические реакции взрывных превращений.                                                                                          .

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;

Тема 2.3 Физические и химические взрывы.

Содержание учебного материала

2

      1.Теория теплового взрыва.  Теория зажигания. Физические и химические взрывы. Кавитация. Искровой разряд. Меры безопасности при хранении, транспортировке

и производстве  взрывчатых веществ. Обеспечение безопасности при проведении взрывных работ

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме;   выполнение расчетных заданий

Тема 2.4 Физические и химические взрывы.

Содержание учебного материала

2

1.Физические и химические взрывы.

Лабораторные работы

Практическое занятие. Расчет состава продуктов взрывчатого разложения ВВ  с положительным кислородным балансом (I группа ВВ)

6

Расчет состава продуктов взрывчатого разложения ВВ с отрицательным кислородным балансом (II группа ВВ)  

Составление уравнений реакций взрывчатого разложения ВВ с отрицательным КБ (III группа)

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем)

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ

- выполнение домашних заданий (общегрупповых и индивидуальных, по согласованию с  обучающимся)

- выполнение индивидуального проектного задания: создание презентаций по заданной теме

3

Тема 2.5 Явление детонации.

Содержание учебного материала

1

1.Явление детонации. Гидродинамическая теория  детонации. Детонационная волна.  

Лабораторные работы

Практические занятия 

Вычисление параметров детонационных волн в газовых и конденсированных системах.

6

Расчет параметров детонационных волн в смесях водород-  кислород- инертный газ.

Распространение детонационных волн в газах, скорость и пределы детонации. Объемные взрывы паро- и газовоздушных смесей.  Расчет давления взрыва.

 Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

выполнение расчетных заданий к практической  работе

Примерная тематика курсовой работы (проекта):

1.Физико – химические основы горения

2.

3.

4.

15

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

Всего:

81

3. условия реализации   программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы модуля предполагает наличие:

- кабинета междисциплинарных курсов;

- лаборатории «Пожарная безопасность».

Оборудование учебного кабинета:

        - комплект законодательных и нормативных документов;

- комплект бланков банковской документации;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект образцов оформленных банковских документов;

        - комплект учебно-методических материалов

Технические средства обучения:

- компьютер;

- графопроектор с экраном;

- мультимедиа проектор

- принтер;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения.

Оборудование лаборатории и рабочих мест  лаборатории:            

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- автоматизированные рабочие места обучающихся;

- интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

                                     Основные источники:

1.А.Я.Корольченко. Процессы горения и взрыва. Москва «Пожнаука» Учебник  2007

 2. Андросов А.С., Бегишев И.Р., Салеев Е.П. Теория горения и

взрыва: Учебное пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.

3. Андросов А.С., Салеев Е.П. Примеры и задачи по курсу “Теории

горения и взрыва”. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.

4. Андросов А.С., Бегишев И.Р. Лабораторный практикум по курсу

“Теория горения и взрыва”. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2007.

5. Бегишев И.Р., Бобков С.А., Исаева Л.К. Теоретические основы

процессов горения. Методические указания и контрольные задания. – М.:

Академия ГПС МВД РФ 2001. С. 109.

6. Бегишев И.Р., Бобков С.А., Исаев Л.К. Теоретические основы процессов горения. Методические указания и контрольные задания.- М.: Академия ГПС МВД России, 2001. 109с.

7.  Шароварников А.Ф., Евтеев А.М.., Углов А.В., Воевода С.С., Кутейникова Т.А. Примеры и задачи по курсу общей и специальной химии. Методические указания и контрольные задания.- М.: Академия ГПС МВД России, 2001. 113с. 

Дополнительные источники:

1. Процессы горения. Учеб. пособие / И.М. Абдурагимов, А.С.

Андросов, Л.К. Исаева, Е.В. Крылов. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.

2. Баратов А.Н. Горение: Пожар: Взрыв: Безопасность.- М.: ФГУ

ВНИИПО МЧС России. 2003. – 364 с.

3. Варнатц Ю., Маас Дж., Диббл Р. Горение. Физические и

химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование

загрязняющих веществ. – М.: Физматлит. 2003. – 352 с.

4. Монахов В.Т. Методы исследования пожарной опасности веществ.

- М.: Химия, 1979.

5. Розловский А.И. Основы техники взрывобезопасности при работе

с горючими газами и парами. - М.: Химия, 1980.

6. Мальцев В.М., Мальцев М.И., Кашпаров Л.Я. Основные

характеристики горения. - М.: Химия, 1977.

7. Зельдович Я.Б., Баренблатт  Г.И., Либрович В.Б., Махвиладзе Г.М.

Математическая теория горения и взрыва. - М.: Наука, 1980.

8. Таубкин С.И.  Пожар и взрыв, особенности их экспертизы. - М.,

1999.

9.  ГОСТ 12.1.011 - 78. Смеси взрывоопасные. Классификация и методы определения.

10.  ГОСТ 12.1.041 - 83. Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования.        

11.  ГОСТ 12.1.044 - 89. Пожаровзрывобезопасность  веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

12. http://www.google.ru/url

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате  освоения учебной дисциплины обучающийся  должен:

1.Уметь осуществлять расчеты параметров воспламенения и горения веществ,

 2. Уметь осуществлять расчеты условия взрыва горючих газов, паров горючих жидкостей,

 3. Уметь осуществлять расчеты тепловой энергии при горении, избыточного давления при взрыве;

В результате  усвоения учебной дисциплины обучающийся  должен:

1.Знать физико-химические основы горения;

2. Знать основные теории горения, условия возникновения и развития процессов горения;

3 Знать.типы взрывов, классификацию взрывов, основные параметры энергии и мощности взрыва, принципы формирования формы ударной волны;

4. Знать  о горении как основном процессе  на пожаре, виды и режимы горения;

5. Знать механизм химического взаимодействия при горении;

6.Знать физико-химические и физические процессы и явления, сопровождающие горение;

7. Знать показатели пожарной опасности веществ и материалов и методы их определения;

8. Знать материальный и тепловой балансы процессов горения;

9. Знать возникновение горения по механизмам самовоспламенения и самовозгорания, вынужденного воспламенения;

10. Знать распространение горения по газам, жидкостям и твердым материалам;

11. Знать предельные явления при горении и тепловую теорию прекращения горения;

12. Знать огнетушащие средства, свойства и область их применения при тушении пожаров;

13. Знать механизм огнетушащего действия инертных газов, химически активных ингибиторов, пен, воды, порошков, комбинированных составов;

14. Знать теоретическое обоснование параметров прекращения горения газов, жидкостей и твердых материалов

Общие формы и методы контроля: практические работы,контрольные работы,выполнение индивидуальных работ,выполнение рефератиных работ,экзамен.

Экспертная оценка усвоенных знаний

на практических и лабораторных  занятиях.

Промежуточный и итоговый тестовый контроль. Устный опрос.

Контрольные работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа (реферативная работа,презентации,доклады,сообщения),

тестирование;

экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;

экспертная оценка выполнения практической работы;

экспертиза выполнения самостоятельной работы;

Экспертная оценка усвоенных знаний

на практических  занятиях.

Экспертная оценка усвоенных знаний

на практических и лабораторных  занятиях.

Экспертиза выполнения самостоятельной работы;

Экспертная оценка усвоенных знаний

на практических и лабораторных  занятиях.

.