"Наш общий дом Земля"

Коржевская Оксана Владимировна

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. И мне хочется прочитать  вариант текста Хартии Земли, который  был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО  в марте 2000 г.

      …Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким…Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира. … И мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из вас осознал себя частицей Земли, от действий которого зависит наше будущее Завтра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_obshchii_dom_-_zemlya.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Наш общий дом-Земля»

Классы: 11

Учитель: Коржевская О.В.

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим.
Ничего и раньше не было кроме тьмы.
И было так до тех пор,

пока не появился голубой сверкающий шар.
Это - Земля. Жизнь начинается
Мир ослепительно переливается.
И как важно чтобы это продолжалось вечно».

 Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Ход урока

  1. Закройте глаза, опустите голову и вслушайтесь в слова:
    «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим.
    Ничего и раньше не было кроме тьмы.
    И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.
    Это - Земля. Жизнь начинается
    Мир ослепительно переливается.
    И как важно чтобы это продолжалось вечно».

Погружение в тему видеоролик  «Расскажите птицы» в исполнении А. Пугачевой (3 мин)

  1. Вступительное слово 

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. И мне хочется прочитать  вариант текста Хартии Земли, который  был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО  в марте 2000 г.

      …Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким…Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира. … И мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из вас осознал себя частицей Земли, от действий которого зависит наше будущее Завтра.

  1. Перед Вами инструктивные листы, которые вы должны заполнить  и попытаться найти решение проблемы (Что могу сделать я сегодня, чтобы оставить светлое  Завтра для будущих поколений).

Экологическая

проблема

последствие

решение

что могу сделать я

1

хищнической вырубки лесов без обеспечения его восстановления

2

загрязнения окружающей среды, в которой уже не могут выжить многие биологические виды (отравление воды, почвы)

3

уничтожения естественных мест обитания растений и животных (из-за лесных пожаров; вытаптывания земель; осушения болот; распахивания степей);

4

сокращения площадей естественных экосистем (из-за нерационального строительства городов, прокладки дорог, трубопроводов, обмеления водоемов) до размеров, когда некоторые биологические виды перестают размножаться;

5

перепромысел хозяйственно ценных видов (пушнина, мясо, рыба, жир);

6

конкуренции с завезенными биологическими видами, скрещивания с генетически измененными формами и другие.

И я хочу Вас убедить в том, что сделать вы можете многое на примере одной истории.

 В возрасте 9 лет Северн Сузуки организовала Детскую экологическую организацию «E.C.O.», объединившую детей, которые были преданы делу изучения и обучения других детей вопросам, связанным с экологией. В 1992 году, в возрасте 12 лет Куллис-Сузуки и другие члены E.C.O. заработали деньги на участие во встрече на высшем уровне по проблемам Земли (Earth Summit) под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро2-14 июня 1992. Это выступление получило мировую известность под названием «Девочка, заставившая мир замолчать на 5 минут». В конференции принимали участие 172 страны, 108 руководителей правительств и глав государств, 2400 представителей НПО и 17000 участников «Глобального форума», имевших консультативный статус. Смотрим выступление Сузуки (6 минут).

 Выступление маленькой 12-летней заставило задуматься участников и на саммите в Рио  затем была принята конвенция по изменению климата, что привело впоследствии к созданию документа, который известен нам как Киотский протокол. Удивительно, но и по прошествии многих лет, ее слова актуальны как никогда. 

Что может сделать один?

Каждой из групп задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу (4 вопроса каждой команде).

Задания

  • Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов... (из переработанной макулатуры).
  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно ... (использовать много раз, сдать в магазин).
  • Не покупай больше, чем может... (понадобиться тебе).
  • Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше... (общественным транспортом).
  • Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).
  • Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут... (кому-то понадобиться).
  • Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и... (сдай туда использованную бумагу).
  • Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки... (вымой их и сомни).
  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую... (можно сдать).
  • Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для... (приготовления одобрений).
  • Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).
  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).

За каждую ответ – решение проблемы вы получите  жетон - цветок, которым вы украсите нашу Землю.

Наше будущее зависит действительно от нас (мультфильм  про мусор).

4. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?». 
Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

 Интерактивная беседа. 
Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей: 
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
Учитель: В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей:
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц,  выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

 Информационный блок «Законы экологии». 
Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы вы видите на слайде
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Я вам зачитаю отрывок, а вы должны дать ответ не нарушаем ли мы законов экологии.

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Примерные ответы детей.
- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Задание группам головоломка «Дерево»

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ. Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Задание 2

Нужно в правильном порядке расставить надписи:

Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод.
1. Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана.
2. На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой.
3. Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй.
4. На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготовляют из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега.
5. Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов.
6. Исчезли леса – не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу.
7. Страшный голод привел к каннибализму, погибали и жрецы, и слуги – численность населения сократилась в несколько раз.
8. Жрецы любят власть, а много статуй – значит много власти.
9. Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу – это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен.
10. Вывод сделайте сами.

Ответ: 2-5-1-8-9-3-6-7-4.
Вывод. Борьба жрецов за власть уничтожила цивилизацию острова Пасхи.

 «Заморочки из бочки»

1. Стимуляторы роста растений (удобрения)
2. Экологически чистое топливо (водород)
3. Болотный газ (метан)
4. Основные источники кислотных дождей (метал. комбинаты, ТЭЦ)
5. Совокупность животных на планете (фауна)
6. Вещество, создающее парниковый эффект (углекислый газ)
7. Когда проводится Международная экологическая акция – «День Земли» (22 апреля)
8. Совокупность растений на планете (флора)
9. Вещества, поступающие в окружающую среду в количестве, вредном для нее (ПДК – предельно-допустимые концентрации)
10. Галоген, используемый на водонапорных башнях (хлор)
11. Какие воды очищают с помощью водонапорных сооружений (сточные)
12. Токсичные вещества (яды)
13. Самая вредная часть выхлопных газов автомобилей (угарный газ)
14. Превращение солнечной энергии в химическую в зеленых растениях (фотосинтез)
15. Приборы для очистки воды от нерастворимых примесей (фильтры)
16. Вещество – самое распространенное на планете Земля. Оно – основа всех жизненных процессов, присутствует во всех живых организмах. Что это за вещество (вода)
17. Самый распространенный в природе элемент (кислород)
18. Токсичный туман (смог)
19. «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями…». Кто автор этих слов (Д.И. Менделеев)
20. Слово, образованное из двух греческих слов, в переводе означающих: первое – дом, жилище, второе – учение, знание, наука. Что это за слово? (экология)
21. В каких частях растений, употребляемых в пищу, больше накапливается нитратов: у моркови, у картофеля, у салата?
(корнеплоды, клубни, листья)

Экологические задачи
1. Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество , деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса?

 

2. Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе вам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке, обёртки, газету, пакеты, сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?

3. Зелёные насаждения с 1 га земли за 1 час поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа поглощают растения с 1 га земли за световой день - 12 часов?

Ведущий. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

8. Подведение итогов (рефлексия). 

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей:
- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.
- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Видеоролик «Цените жизнь»

«Экологические ситуации»

№ 1
В Мировой океан ежегодно поступает около 14 – 14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при их авариях, сбросе остатков нефтяного груза.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, её последствиях и предложите пути выхода из этой ситуации.
Примерный ответ.
Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при 1.2 мг на литр не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).
Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли и рачки. Рыбе становится нечем питаться – она гибнет от голода. Необходим контроль за транспортировкой, загрузкой нефти. Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно- производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.
№ 2
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Один британский эколог провел 1,5 мес. на судне, чтобы учесть кол-во мусора, выбрасываемого за борт. За этот срок команда из 46 человек отправила в море: 5000 консервных банок, 350 пластиковых бутылок, 320 бумажных пакетов, 5 жестяных бочек, множество полиэтиленовых пакетов и др. мусора. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.
Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход в данной ситуации.
Примерный ответ.
Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медузу и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.
Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни. Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, вести квоты на рыбный промысел.