Рабочая программа курса "Естествознание" для обучающихся техникума

Бардонова Инна Юрьевна

     Ведение курса естествознания в старшей школе диктуется следующими объективными причинами.

  1. В области естественнонаучного образования предлагается альтернатива на выбор: или изучение  химии, физики и биологии  на базовом уровне из расчета 1 час в неделю, или интегрированный  курс естествознания из расчета 3 часа в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.

  1. На выходе из школы в сознании у подавляющего большинства выпускников формируются частные научные картины мира: химическая, физическая, биологическая, - но отсутствует единая естественнонаучная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.
  2. Нарушается преемственность между средней и  высшей школами. В гуманитарных ВУЗах обязательным является изучение курса «Естественнонаучная картина мира», синонимом которого являются «Концепции современного естествознания».
  3. Введение курса естествознания позволяет реализовать такой механизм гуманитаризации естественнонаучного образования, как интеграция, что, в свою очередь, позволяет гуманизировать это образование для старшеклассников, выбравших для обучения в 10-11 классах гуманитарный профиль.

5. В ряде зарубежных стран накоплен немалый опыт изучения естествознания  на заключительном  этапе обучения в средней школе, который доказал свою эффективность. Имеется многолетний опыт обучения основам естествознания и в отечественной начальной школе. Это хорошо зарекомендовавшие себя учебные предметы «Природоведение» и «Окружающий мир» различных авторов.

Предложенное ниже тематическое планирование составлено в полном соответствии с программой авторов учебников по естествознанию (для старшей школы) О.С.Габриеляна и И.Г.Остроумова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Естествознание».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

     Новые федеральные государственные образовательные стандарты не только предполагают реализацию  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, но и построены в полном соответствии с этой концепцией. В ней в качестве важнейших требований выдвигается формирование у старшеклассников готовности и способности выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и действия; способности совершать самостоятельные поступки на основе морального выбора. Эти поступки и действия человек совершает на основе естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве, так как природа, общество и человек представляют собой целостную взаимосвязанную систему. В достижении этих требований  большую  роль играет естествознание, которое призвано формировать у учащихся не фрагментарное, а целостное восприятие окружающего мира.

     Ведение курса естествознания в старшей школе диктуется следующими объективными причинами.

  1. В области в области естественнонаучного образования предлагается альтернатива на выбор: или изучение  химии, физики и биологии  на базовом уровне из расчета 1 час в неделю, или интегрированный  курс естествознания из расчета 3 часа в неделю. Как известно, одночасовые курсы давно доказали свою несостоятельность и неэффективность.

  1. На выходе из школы в сознании у подавляющего большинства выпускников формируются частные научные картины мира: химическая, физическая, биологическая, - но отсутствует единая естественнонаучная картина, которую и призвана формировать такая дисциплина, как естествознание.
  2. Нарушается преемственность между средней и  высшей школами. В гуманитарных ВУЗах обязательным является изучение курса «Естественнонаучная картина мира», синонимом которого являются «Концепции современного естествознания».
  3. Введение курса естествознания позволяет реализовать такой механизм гуманитаризации естественнонаучного образования, как интеграция, что, в свою очередь, позволяет гуманизировать это образование для старшеклассников, выбравших для обучения в 10-11 классах гуманитарный профиль.

5. В ряде зарубежных стран накоплен немалый опыт изучения естествознания  на заключительном  этапе обучения в средней школе, который доказал свою эффективность. Имеется многолетний опыт обучения основам естествознания и в отечественной начальной школе. Это хорошо зарекомендовавшие себя учебные предметы «Природоведение» и «Окружающий мир» различных авторов.  

Изучение интегрированного предмета, каковым является естествознание,  не может проводиться на содержании, которое является простой суммой физики, химии и биологии базового уровня.

 Во-первых, в этих предметах имеется содержание, которое повторяется. Например, строение атома и агрегатное состояние вещества изучается и в курсе физики, и в курсе химии, равно как основные положения молекулярно-кинетической теории, газовые законы и законы электролиза и др. Органические соединения, их классификация, свойства и биологическая роль дается и в курсе химии, и в курсе биологии, равно как и биологически активные вещества (витамины, гормоны, лекарства). Очевидно, такой материал в курсе естествознания должен изучаться на другом, интегрированном содержании.

Во-вторых, содержание курса естествознания не может быть результатом интеграции содержания только таких естественно-научных дисциплин, как физика, химия и биология. Естественно-научная картина мира (ЕНКМ) формируется также на основе географической картины мира, экологической картины мира, астрономической картины мира.

В-третьих, целостная, многогранная ЕНКМ не может быть сформирована без участия гуманитарной составляющей, тем более, что курс естествознания предназначен, в первую очередь, для школ и классов гуманитарного профиля.

      Концепция предлагаемого курса состоит в рассмотрении объектов и явлений естественного мира в гармонии физики, химии,  биологии, физической географии, астрономии и экологии. Соответственно, в основу  курса положены не логика и структура частных естественнонаучных дисциплин, а идея антропоцентризма, т.е. построение курса в  логике и структуре восприятия учеником естественного мира в синтезе физических, химических и биологических представлений.

        Этот курс естествознания отличает основательный охват важнейших понятий, законов и теорий частных учебных дисциплин, их синтез в обобщенные естественнонаучные понятия, законы и теории, а также приоритетное внимание к важнейшим прикладным аспектам, связи изучаемого материала с жизнью, знакомство с важнейшими достижениями современного научно-технического прогресса (биотехнологии, нанотехнологии и др.).

    И не только. Идея антропоцентризма предопределила  органичное включение в курс содержания гуманитарных дисциплин: истории, экономической географии, мировой художественной культуры, родной литературы и языка.

    Ниже в таблице показано доля отдельных предметов в содержании курса.

Таблица

Доля отдельных предметов в содержании курса«Естествознание- 10,11»

Предмет

Доля предмета в содержании курса (%)

Биология и экология

30

Химия

22

Физика и астрономия

22

Физическая и экономическая география

14

История

3

МХК

5

Родная литература и язык

4

Большое внимание в курсе уделяется эксперименту – более 25% учебного времени, - отводится на лабораторные и практические работы. ФГОС в качестве обязательного элемента при обучении в старших классах школы предусматривает выполнение каждым старшеклассником индивидуального проекта. Без исследовательских умений и навыков создать такой проект будет сложно. Чтобы совершенствовать эти умения и навыки, в курсе предусмотрена целая глава «Практические работы для индивидуальной проектной деятельности». Работы, предложенные в ней, могут послужить основой для выполнения индивидуального  проекта старшеклассниками.

      Формирование научной картины мира (НКМ) является важнейшей задачей обучения старшеклассников. Она дает возможность им не только иметь истинные представления об окружающей их действительности, но также позволит утвердиться в правильности выбора профиля обучения в 10-11 кл. и определиться с выбором профессионального обучения в дальнейшем. Кроме этого, такая картина является важнейшим компонентом в мировоззрении современного члена гражданского общества, необходимым атрибутом ответственного поведения человека в окружающем мире, неотъемлемой частью его профессиональной состоятельности, какой бы сферой деятельности он не занимался.   В любой, и, в первую очередь, гуманитарной области человек будет успешен, если окружающий мир, в том числе и естественный, воспринимается им не только эмоционально, но и рационально.

Место учебного предмета  в учебном плане

«Естествознание», хотя и относится к предметам по выбору, тем не менее, является обязательной частью базовых общеобразовательных учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. На его изучение отводится 210 учебных часов, по 3 часа в неделю в 10-11 классах.

«Естествознание» предназначено для обучения в школах и классах непрофильных по отношению к естественнонаучным дисциплинам, и, в первую очередь, в профилях гуманитарной направленности. Введение «Естествознания» позволит значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого целесообразнее использовать на расширение и углубление профильных учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Учебный предмет «Естествознание», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет формировать у старшеклассников не только целостную естественнонаучную картину мира. Введение этого предмета  побуждает у старшеклассников эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования системы ценностей, позволяющей формировать у них готовность к выбору действий определенной направленности, критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

     Основным результатом познавательного отношения к естественному миру в культуре является установления смысла и значения содержания объектов и явлений природы. Таким образом, познавательная функция учебного предмета «Естествознание» заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о  естественном мире, так и познавательные ценности: 

      - освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук, знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания позволяют раскрыть его роль на представления человека о природе, развитии техники и технологий;

      - овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки использования естественнонаучной информации, полученной из различных источников для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам (экологических, энергетических, сырьевых и др.);

     - развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации полученных при этом результатов;

    -  воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использование достижений естественных наук для развития цивилизации; стремление к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонентов при обсуждении проблем; осознанного отношения в возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

    -  использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.  

Результаты изучения предмета

           Деятельность учителя в обучении естествознания в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российские  естественные науки, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной  траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

          Метапредметными  результатами освоения выпускниками средней школы программы по естествознанию являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающего естественного мира;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения естественнонаучной информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

          В области предметных результатов изучение естествознания предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:

1) в познавательной сфере —

    а) давать определения изученным понятиям;

    б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский  (родной) язык и язык естественных наук;

    в) классифицировать изученные объекты и явления;

    г) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, естественные явления, протекающие в природе и в быту;

    д) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных естественнонаучных закономерностей, прогнозировать поведение и свойства неизученных естественнонаучных объектов по аналогии со свойствами изученных;

   е) структурировать изученный материал;  

   ж) интерпретировать естественнонаучную информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

   з) самостоятельно добывать новое для себя естественнонаучное  знание, используя для этого доступные источники информации

2) в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;

3) в трудовой сфере — проводить естественнонаучный эксперимент и выполнять индивидуальный проект исследовательского характера;

4) в сфере физической культуры — соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете естествознания (физики, химии, биологии), оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами, электрическим током и лабораторным оборудованием.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый курс

(114 ч ,  3 ч в неделю, из них 2 ч – резервное время)           _____________________________________________________________

Распределение учебных часов по разделам программы

                                                               

Тема

Примерное количество часов

1.

Введение

4

2.

Естественнонаучные методы познания мира

20

3.

Мегамир

14

4.

Оболочки  Земли

14

5.

Макромир. Биосфера

24

6.

Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов

28

7.

Пространство и время

4

8.

 Защита исследовательских работ

4

9.

Резервное время

2

Всего

114

Тематическое планирование учебной дисциплины «Естествознание» для обучающихся 1 курса.

№№п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во час.

Введение

4

1

Введение в естествознание

1

2

Естествознание – единство наук о природе

1

3-4

Обобщающий урок «Естествознание – единство наук о природе»

2

Естественнонаучные методы познания мира

20

5-6

Эмпирический уровень научного познания

2

7-8

Практическая работа №1. Эмпирическое познание в изучении естествознания

2

9

Теоретический уровень научного познания

1

10

Семинар по теме «Теоретический уровень научного познания»

1

11

Язык естествознания. Биология

1

12

Язык естествознания. Химия

1

13

Язык естествознания. Физика

1

14

Естественнонаучные понятия, законы и теории

1

15

Естественнонаучная картина мира

1

16-17

Миры, в которых мы живем

2

18

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой»

1

19

Практическая работа № 3 «Наблюдение за прорастанием семян фасоли»

1

20

Практическая работа № 4 «Наблюдение за изменением температуры льда и его состоянием при нагревании»

1

21-22

Обобщающий урок по теме Естественнонаучные методы познания мира

2

23-24

Контрольная работа №1 Естествознание и методы его познания

2

Мегамир

14

25-26

Человек и Вселенная

2

27-28

Происхождение и строение Вселенной

2

29

Как человек изучает мегамир

1

30

Законы движении небесных тел

1

31-32

Галактики

2

33-34

Солнце и звезды

2

35-36

Солнечная система и её планеты

2

37

Практическая работа№5 «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты»

1

38

Урок-дискуссия «Возможна ли жизнь на Марсе?»

1

Оболочки Земли

14

39-40

Строение Земли. Литосфера

2

41

Практическая работа №6 «Изучение коллекции горных пород»

1

42

Гидросфера. Океаны и моря

1

43

Воды океанов и морей

1

44

Воды суши

1

45

Практическая работа№7 «Изучение жесткой воды и устранение её жесткости»

1

46

Атмосфера. Погода

1

47

Атмосферное давление. Ветер

1

48

Влажность воздуха

1

49

Практическая работа№8 «Изучение параметров состояния воздуха в кабинете»

1

50

Обобщение по темам.  Мегамир. Оболочки Земли

1

51-52

Контрольная работа №2 Мегамир. Оболочки Земли

2

Макромир. Биосфера

24

53

Жизнь, признаки живого и их относительность

1

54

Происхождение жизни на Земле

1

55-56

Химический состав клетки

2

57

Практическая работа №9 «Распознавание органических соединений»

1

58

Уровни организации жизни

1

59

Прокариоты и эукариоты

1

60

Практическая работа №10 «Изучение растительной и животной клетки»

1

61

Практическая работа №11 «Изучение микроскопического строения животной ткани»

1

62

Клеточная теория. Простейшие. Вирусы

1

63

Практическая работа «12 «Изучение простейших»

1

64

Экологические системы

1

65

Пищевые цепи. Экология. Экологические факторы

1

66

Практическая работа № 13.Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме – аквариуме и составление цепей питания.

1

67

Биосфера

1

68

Глобальные экологические проблемы человечества и пути их решения

1

69

Практическая работа №14 «Изучение бытовых отходов»

1

70

Понятие биологической эволюции

1

71-72

Эволюционная теория

2

73-74

Обобщение по теме: «Макромир. Биосфера».

2

75-76

Контрольная работа № 3 Происхождение жизни на Земле. Уровни организации жизни. Основы экологии. Эволюционная теория.

2

Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов

28

77-78

Особенности климата России. Зона арктических пустынь, тундр и лесотундр

2

79

Практическая работа № 15 Приспособленность организмов к среде обитания

1

80

Электромагнитная природа света

1

81-82

Оптические свойства света

2

83

Практическая работа № 16 Изучение волновых свойств света      

1

84

Свет и приспособленность к нему живых организмов

1

85

Практическая работа № 17 Изучение изображения, даваемого линзой

1

86

Внутренняя энергия макроскопической системы

1

87

Тепловое равновесие. Температура

1

88-89

Температура и приспособленность к ней живых организмов

2

90

Строение молекулы и физические свойства воды

1

91

Практическая работа № 18 Измерение удельной теплоемкости воды

1

92

Электролитическая диссоциация

1

93

Растворимость. рН, как показатель среды раствора

1

94

Химические свойства воды

1

95

Практическая работа № 19

1

96-97

Вода – абиотический фактор в жизни растений

2

98

Урок-конференция. Вода – абиотический фактор в жизни живых организмов

1

99

Соленость как абиотический фактор

1

100

Почва как абиотический фактор

1

101

Практическая работа № 20 Изучение состава почвы

1

102

Биотические факторы окружающей среды

1

103

Обобщение по теме: «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов».

1

104

Контрольная работа № 4: «Абиотические факторы и приспособленность к ним живых организмов».

1

Пространство и время

4

105

Понятия пространства и времени

1

106

Биоритмы

1

107

Способы передачи информации в живой природе

1

108

Информация и человек

1

Ученическая конференция «Защита исследовательских проектов»

4

109-110

Защита исследовательских работ

2

111-112

Защита исследовательских работ

2

Повторение пройденного

2

113-114

Повторение пройденного

2

ВСЕГО:

114

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй курс

(114 ч ,  3 ч в неделю, из них 6  ч – резервное время)           _____________________________________________________________

Распределение учебных часов по разделам программы

                                                               

Тема

Примерное количество часов

1.

Повторение курса 10-го класса

8

2.

Микромир. Атома. Вещества

36

3.

Химические реакции

14

4.

Человек и его здоровье

24

5.

Современное естествознание на службе человека

26

6.

Резервное время

6

Всего

114

Тематическое планирование учебной дисциплины «Естествознание» для обучающихся 2 курса.

№№п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во час.

Повторение материала 1 курса

8

1

Многообразие естественного мира: мегамир, макромир, микромир

1

2-3

Биосфера. Уровни организации жизни на Земле.

2

4

Основные положения синтетической теории эволюции

1

5-6

Элементы термодинамики и теории относительности

2

7-8

Контрольная работа № 1 (диагностическая)

2

Микромир. Атомы. Вещества

36

9-10

Основные сведения о строении атома

2

11

Практическая работа № 1»Изучение фотографий треков заряженных частиц»

1

12-13

Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона.

2

14-15

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для формирования естественнонаучной картины мира

2

16-17

Благородные газы

2

18

Ионная химическая связь

1

19-20

Ковалентная химическая связь.

2

21-22

Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь

2

23-24

Молекулярно-кинетическая теория

2

25-26

Агрегатные состояния веществ

2

27-28

Природный газ

2

29

Жидкие вещества. Нефть

1

30-31

Твердое состояние вещества. Жидкие кристаллы

2

32

Классификация неорганических веществ и ее относительность

1

33-34

Классификация органических соединений

2

35-36

Полимеры

2

37-38

Смеси, их состав и способы разделения

2

39-40

Дисперсные системы

2

41-42

Повторение и обобщение по теме: «Строение  атома и вещества»

2

43-44

 Контрольная работа № 2

2

Химические реакции

14

45-46

Химические реакции и их классификация

2

47-48

Скорость химической реакции.

2

49

Обратимость химических реакций

1

50-51

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Электролиз.

2

52

Практическая работа № 2 Получение, собирание и распознавание газов

1

53-54

Химические источники тока

2

55

Практическая работа № 3 Сборка гальванического элемента и испытание его действия

1

56

Повторение и обобщение по теме: «Химические реакции»

1

57-58

Контрольная работа № 3 «Химические реакции»

2

Человек и его здоровье

24

59-60

Систематическое положение человека в мире животных

2

61-62

Генетика человека и методы ее изучения

2

63

Практическая работа № 4 «Создай лицо»

1

64-65

Физика человека

2

66-67

Химия человека

2

68

Витамины

1

69

Гормоны

1

70-71

Лекарства

2

72-73

Здоровый образ жизни

2

74-75

Физика на службе здоровья человека

2

76

Практическая работа № 5 «Оценка индивидуального уровня здоровья»

1

77

Практическая работа № 6 «Оценка биологического возраста»

1

78

Практическая работа № 7 «Определение суточного рациона питания»

1

79-80

Повторение и обобщение по теме: «Человек и его здоровье»

2

81-82

Контрольная работа № 4

2

Современное естествознание на службе человека

26

83-84

Элементарны ли элементарные частицы?

2

85-86

Большой адронный коллайдер

2

87-88

Атомная энергетика

2

89-90

Практическая работа № 8»Изучение явления электромагнитной индукции»

2

91-92

Продовольственная проблема и пути ее решения

2

93-94

 Биотехнология

2

95-96

Нанотехнологии

2

97-98

Горизонты применения нанотехнологий (ученическая конференция)

2

99-100

Синергетика

2

101-102

Физика и быт

2

103-104

Химия и быт

2

105-106

Естествознание и искусство

2

107

Практическая работа № 9 «Изучение золотого сечения на различных объектах»

1

108

Обобщение темы «Современное естествознание на службе человека»

1

109-114

Повторение пройденного

6

ВСЕГО:

114