Внеклассное мероприятие по химии "Умники и умницы"

Капин Артем Витальевич

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx726.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по химии  

«Умники и умницы»

Цели урока:

1. Углубить знания о свойствах кислорода, его роли в природе и в жизни людей, об оксидах, реакции горения.

2. Раскрыть межпредметные связи (химия, биология, экология, литература, ОБЖ, музыка).

3. Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке.

Оборудование и реактивы:

- рисунок «Цветик-семицветик»;

- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

- плакат «Горение свечи»;

- плакат «Лабиринт»;

- ребусы – 6 шт.;

- девиз урока;

- карточки-задания «Магические кольца»;

- магнитофон и кассета;

- картонные жетоны-«огоньки»;

- значки «Умница» и «Умник»;

- штатив с кольцом, металлическая сетка, свеча, спички, стеклянная трубочка, фарфоровая чашка, химический стакан, большая фильтровальная воронка, лучинка, тигельные щипцы;

- штатив с кольцом, металлическая пластинка, песок, спирт, спички, порошкообразная смесь 2 г питьевой соды и 13 г сахара.

Ход урока.

Китайский философ Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени от времени повторять изученное – разве это не приятно?!» Пусть это высказывание станет девизом нашего урока.

Я приглашаю вас в волшебную страну, где правит Кислород. Вход в эту страну начинается с лабиринта, схема которого у вас на столах. А проводником в ней станет цветик-семицветик и его загадочные лепестки. За правильные ответы в течение урока выбудете получать жетоны-«огоньки».

Лепесток-задание №1. Химический лабиринт.

Чтобы добраться до финиша, начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением «да», если ошибочно, то по стрелке «нет» (Приложение 1).

 Лепесток-задание №2. Аукцион.

На предлагаемые вопросы требуется дать правильный ответ. Право дать ответ получает тот, кто первым поднимет руку – купит лот.

Лот №1. Дайте определение понятия «аллотропия».

Лот №2. Почему рыбы задыхаются в кипяченой воде, хотя кислород входит в состав молекул воды?

Лот №3. Процесс фотосинтеза – это …

Лот №4. Как доказать, что в стакане ученик собрал кислород?

Лот №5. В сутки ребенок 10 лет поглощает 20 кг воздуха. При работе одной котельной в сутки расходуется 5840 кг кислорода. Сколько времени может дышать ребенок воздухом, содержащим такое количество кислорода?

Лепесток-задание №3. Химические ребусы.

Расшифровав ребус, назовите химический элемент, напишите формулу высшего оксида и назовите его (2 учащихся выполняют задание) (Приложение 2).

Лепесток-задание №4. Магические кольца. (Трое учащихся работают на доске, остальные в тетрадях).

Закончите уравнения реакций окисления:

C + O2 →

S + O2 →

P + O2 →

CH4 + O2 →

H2S + O2 →

PH3 + O2 →

Назовите продукты реакций.

- Итак, что же мы скажем о химических свойствах кислорода? (Кислород реагирует с простыми и сложными веществами. Эти реакции называются реакциями окисления. В них образуются оксиды.)

- Какими способами можно получить оксиды?

Лепесток-задание №5. Эксперимент.

Рассмотрим сущность реакции горения на примере горения свечи. Свеча – физическое тело. Парафин – вещество. (Для обсуждения эксперимента привлекаем плакат «Горение свечи»)

- Что нужно для того, чтобы свеча загорелась?

- Все мы наблюдали пламя не раз, что же можно сказать о строении пламени?

- Опишите цвет каждой зоны пламени.

- Чем могут отличаться три зоны пламени? (температурой) 

Докажем это: в каждую зону пламени я буду вносить спичку, а вы – отмечать время, через которое она вспыхнет. (время фиксируется на доске)

- В какой части пламени температура наименьшая? наибольшая?

- В какой части пламени следует проводить нагревание? Почему?

А теперь исследуем состав пламени. По вашему мнению, одинаков ли состав пламени? (нет, так как неодинаково строение)

а) Во внутреннюю часть пламени внесем с помощью тигельных щипцов стеклянную трубочку, предварительно нагретую. Что наблюдаем? (из трубки выходит белое газообразное вещество) Поднесем горящую лучину – оно загорается.

Предположите, какое это вещество? (Газообразный парафин. Под действием теплоты парафин расплавляется, движется по капиллярам фитиля, испаряясь при этом, т.е. переходит в газообразное состояние)

б) В верхнюю часть пламени на секунду внесем фарфоровую чашку (дно остается чистым), и на секунду в среднюю часть пламени (дно покрывается черным налетом, который в быту называют сажей). Сажа – чистый углерод, который образуется при неполном сгорании парафина.

- Почему средняя часть пламени ярко светится? (частицы углерода раскалены)

в) Теперь, естественно, возникает вопрос, какие же вещества образуются во внешней части пламени? Предложите способы их обнаружения. (ответы учащихся) 

Накроем свечу химическим стаканом. Горение прекратилось. Свеча погасла, т.к. нет доступа кислорода. На внутренней поверхности стакана сконденсировались капли воды. Следовательно, вода – продукт реакции.

Снова зажжем свечу и накроем ее теперь воронкой, к верхнему отверстию которой поднесем зажженную лучинку. Она гаснет. Следовательно, оксид углерода (IV) (углекислый газ) – продукт реакции.

Запишем уравнение реакции горения парафина :

CnH2n+2 + (3n+1)/2O2 → nCO2↑ + (n+1)H2O + Q

Наблюдая реакцию горения свечи, мы не только установили ее сущность, но и можем теперь назвать условия возникновения и прекращения горения.

- Заполним схему:                                    Условия

              возникновения горения                                 прекращения горения

                                                                                                                                           

Лепесток-задание №6. Литературное задание.

Послушайте отрывок из книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», в котором описывается сцена тушения пожара. Объясните действия Скарлетт с химической точки зрения.

Лепесток-задание №7. Экологическое.

Знание условий горения веществ необходимо человеку для того, чтобы управлять этим процессом. Наша экономика несет немалый урон от пожаров и возгораний.

- Что является причинами пожаров? (небрежность человека при обращении с легковоспламеняющимися веществами и источниками энергии, нарушение правил пожарной безопасности)

Большой вред наносят пожары лесам. Они возникают в результате непотушенных костров, реже грозовых разрядов. Пожары приводят к гибели птиц, животных, ценных пород древесины и всего живого. А ведь лес играет решающую роль в поддержании кислорода в атмосфере. Леса всего мира ежегодно высвобождают 55,5 млн. т кислорода, обеспечивая всему живому возможность дышать. Поэтому отправляясь в лес, помните, что это бесценное сокровище, а главный его враг огонь.

- Назовите правила пожарной безопасности в лесу, с ними вы познакомились на уроках ОБЖ. Как обустроить место для костра? Почему необходимо убирать за собой мусор, особенно стеклянную тару?

Однако если пожар возник, необходимо принять меры, чтобы как можно быстрее его потушить или хотя бы ограничить.

- Какими средствами можно потушить пламя?

- В каких случаях вода непригодна для тушения огня? (горючих органических жидкостей, загоревшегося газа, электроустановок, так как в последнем случае создается угроза жизни человека, ибо вода электропроводна) Чем можно тушить горящие жидкости? (песком, содой, использовать накидки из огнезащитной ткани или тяжелое покрывало)

- А какие меры пожарной безопасности нужно соблюдать в кабинете химии?

- Необходимо так же знать, как оказать первую помощь при термических ожогах?

           И, несмотря ни на что, огонь – это удивительно! Это источник тепла и света, давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел, и даже происходят чудеса. Сейчас вы увидите, как появится Змей Горыныч. (звучит музыка)

Занимательный опыт «Фараонова змея».

          А теперь подведем итоги. Сегодня мы обобщили и углубили знания по теме «Кислород. Оксиды. Горение», обсудили меры профилактики пожаров, почувствовали ответственность за состояние окружающей среды.

         Подсчитайте количество жетонов-«огоньков», которые вы получили. Самые активные награждаются почетным знаком «Умница» и «Умник».

         Спасибо за работу на уроке и внимание!

Приложение 1.

Химический лабиринт.

                                               

            да                               да                                 да                                 нет                                  

нет    да    да           нет    нет    да              нет              да            да                да                да

             да                                                                                                           да

да     нет       да          нет                               да    нет        нет                             да                да

                                                 да                                                                       да

да    нет         нет                   нет                    нет          нет                да                                  нет                              

                                                 да                                                                                      

нет               да           да     нет      нет                  нет        да            нет               да             да                                                  

            нет                               нет

                                                                                                                                                                       

Приложение 2.

Химические ребусы.

Ответы:

азот

барий

германий

франций

индий

дубний

кремний

осмий

магний

кислоты

Железо

Азот

Свинец

Магний

Олово

Золото

Натрий