НОМЕНКЛАТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Лось Светлана Ивановна

Методическая разработка  лекционного занятия по дисциплине "Химия" для преподавателя СПО. Методическая разработка подготовлена для студентов первого курса и может быть использована преподавателями СПО медицинских колледжей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО
  2. «Кущевский медицинский колледж»
  3.                     министерства здравоохранения Краснодарского края

  1.  
  2. НОМЕНКЛАТУРА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
  3. Методическая разработка
  4. теоретического (лекционного)  занятия

  1. По дисциплине: «Химия»    
  2. Специальность: 060501 «Сестринское дело»    
  3.                            курс I
  4.                            семестр II
  5.                              
  6.                            

  1. ст. Кущёвская
  2. 2014

1. Цели занятия: 

Дидактические:

После работы на лекционном занятии студенты должны иметь     представление о номенклатурах в органической химии

    Знать:

    классификацию и номенклатуру органических соединений

   Уметь:

  • называть: органические вещества по их строению и составлять формулы по названию;
  • определять: пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам углеводородов; характер взаимного влияния атомов в молекулах; 
  • характеризовать: общие химические свойства непредельных углеводородов;
  • объяснять: зависимость реакционной способности непредельных углеводородов от строения их молекул

Задачи:

1.1.Образовательные:

  • создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний типах номенклатур
  • способствовать развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также продолжать развивать навыки работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами.

  1.  Развивающие:
  • развивать научный интерес, логическое мышление, умение применять накопленные знания

  1.  Воспитательные:
  • воспитывать потребность приобретать новые знания, применять их на практике
  • обеспечить условия для развития коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности

  1.  Методическая цель:
  • обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя;
  • оказать помощь преподавателю в повышении эффективности  УВП;
  • методически обосновать методы, формы и приемы проведения лекции.

2. Формы и методы организации учебного процесса по Бабанскому

2.1.Тип занятия:   изучение нового материала

2.1.1. Вид занятия:  лекция

2.2.Методы организации и осуществления УПД студентов

2.2.1. Перцептивные

2.2.1.1. словесные

2.2.1.2. объяснительно-иллюстративный

2.2.1.3. наглядные

2.2.2. Логические

2.2.2.1. аналитико-синтетические

2.2.2.2. дедуктивные

2.2.3. Гностические

2.2.3.1. репродуктивный

2.3. Методы стимулирования и мотивации УПД

2.3.1.Методы формирования интереса к учению

2.3.1.1. Ситуация занимательности

2.3.1.2. Опора на полученный ранее научный опыт

2.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении

2.3.2.1. метод убеждения студентов в общественной и значимости учения

2.3.2.2. метод создания условий благоприятного обучения

2.4. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

2.4.1. устный

3. Продолжительность занятия: 90 минут

4. Место проведения: аудитория колледжа

Карта наглядных пособий, ТСО

п/п

Вид

Наименование

1.

ТСО

- компьютер, мультимедийный проектор

2.

Мультимедийные слайды

- титульный слайд

- план лекционного занятия

- вопросы для актуализации знаний

- типы номенклатур

- тривиальная

- рациональная

- систематическая

- примеры

- другие виды номенклатур

- вопросы для закрепления знаний

3

Средства наглядности

Доска, мел, экран


Карта междисциплинарных связей

Дисциплина

Тема по дисциплине

Обеспечивающие

Биология

Химическая организация клетки

Физика

Необратимые процессы, второй закон термодинамики

Математика

Десятичные и натуральные логарифмы

Обеспечиваемые

Фармакология

Общая фармакология

Антибиотики

Антисептические и дезинфицирующие средства

Безопасная среда для пациентов и персонала

Дезинфекция

Карта внутри дисциплинарных связей

Темы обеспечивающие

Связь

Темы обеспечиваемые

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова

- валентность атомов углерода;

- номенклатура органических веществ;

- типы номенклатур

Скорость химической реакции и факторы, на нее влияющие.

Окислительно-восстановительные реакции.

Типы и закономерности протекания химических реакций.

Предмет органической химии

  • реакции по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изомеризация)
  •  тип реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные)

Особенности строения органических соединений

Изомеры и гомологи

- гидрирование и дегидрирование;

- гидратация и дегидратация,

- галогенирование и дегалогенирование

Гидроксильные соединения

-гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование, -полимеризация и поликонденсация

Карбоновые кислоты

Литература для преподавателя

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.,  Химия  -  М.: «Образование» 2005г.  
  2. Денисова В. Г. Поурочные планы. – Волгоград.: «Учитель» 2008 г.
  3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,  Химия  -  М.: «Дрофа» 2006

 Литература для студентов

Основная:

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.,  Химия  -  М.: «Русское слово» 2010г.   стр. 19- 22
  2. Габриелян О.С., Остроумов Ч.Г.,  Химия  -  М.: «Академия» 2008 стр. 191- 193

  Дополнительная:

1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,  Химия  -  М.: «Дрофа», 2006 г., стр. 150- 158.

  2. Егоров А. С.  Химия -  Ростов на Дону. «Феникс», 2007 г., стр. 270 – 300.

  1. Мотивация        
  1. В природе существуют несколько миллионов органических соединений. Каждый год создаются все новые и новые органические соединения.
  2. Чтобы разобраться в огромном количестве органических соединений, необходимо их классифицировать.
  3. Органические вещества можно делить на высоко- и низкомолекулярные соединения, на вещества, существующие в природе и синтезированные человеком, вещества, применяемые в качестве лекарств, красителей, растворителей, и т.п. Классификация по строению веществ наиболее удобна с точки зрения изучения их свойств. Вещества, близкие по строению, проявляют схожие свойства. Последовательность химически связанных атомов углерода в молекуле составляет ее углеродный скелет. Это основа органического соединения.

Поэтому первым признаком классификации органического соединения служит классификация по строению углеродного скелетаСкелет может быть неразветвленным, разветвленным, циклическим. Номенклатура – это система названий, употребляющаяся в какой-либо науке. Это слово заимствовано из латинского языка (nomenclatura – перечень имен).

В настоящее время для наименования органических соединений применяются три типа номенклатуры: тривиальная, рациональная и систематическая номенклатура — номенклатура IUPAC (ИЮПАК) — International Union of Pure and Applied Chemistry (Международного союза теоретической и прикладной химии).


Хронокарта лекционного занятия

№ п\п

Этапы занятия

Время в  минутах

Организационная часть.

1

Мотивация темы. Цели занятия.

2

Актуализация опорных знаний.

2

Изложение нового материала

76

Систематизация и закрепление изложенного материала

5

Подведение итогов

1

Задание на дом

2

Заключительный момент

1

Итого:

90


План лекции

1. Основы номенклатуры органических веществ.

2. Тривиальные названия.

3. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC.

4. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ.


Вопросы для актуализации знаний

п/п

Вопросы

Эталон

1.

Атом или группа атомов, определяющие характерные свойства данного класса органических соединений - это

функциональная группа 

2.

Раздел химической науки, в котором изучают соединения углерода – их строение, свойства, способы получения и практического использования

органическая химия

3.

Вещества сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга  по составу молекул на одну или несколько групп СН2

называются гомологами

4.

Группа атомов, соединённая с функциональной группой молекулы

радикалы

Вопросы для закрепления материала

п/п

Вопросы

Эталон

1.

Система названий, употребляющаяся в какой-либо науке -

номенклатура

2.

В настоящее время для наименования органических соединений применяются номенклатуры-

тривиальная,

рациональная

систематическая номенклатура

3.

По этой номенклатуре за основу наименования органического соединения обычно принимают название наиболее простого (чаще всего первого) члена данного гомологического ряда

рациональная номенклатура 

4.

Номенклатура основывается на современной теории строения и классификации органических соединений

систематическая номенклатура

5.

Если в углеводородной цепи находятся, несколько одинаковых заместителей, то перед их названием ставится

приставка “ди”, “три”, “тетра”, “пента”, “гекса”

6.

Если в углеводородной цепи находится, несколько различных заместителей то перечисление заместителей производится   -

в алфавитном порядке