конспект урока по теме "Амины"

методическая разработка по химии по теме "Амины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aminy.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

в 21 группе по ОДП.011 Химия

по теме «Амины»

Дата проведения: 22.11.2013г.

Разработала: преподаватель Маслова Н.В.  

Цели урока:

  • образовательные: рассмотреть строение и свойства класса аминов; проиллюстрировать положение теории строения органических соединений о взаимном влиянии атомов в молекулах на примере анилина; познакомить с областями применения анилина, основанными на его свойствах;
  • развивающие: сформировать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать и находить информацию;
  • воспитательные: сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность

Вид урока: урок изучения нового материала

Технологии обучения: ИКТ, элементы технологии развития критического мышления.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый

Обеспечение урока:

  • техническое: ПК, проектор;
  • наглядное: презентация к уроку, видеоролик

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Повторение пройденного материла

Проверочная работа на карточках по теме «Углеводы»

«Найди соответствие»

1 вариант

Найди соответствие:

1

Углеводы, которые не гидролизуются

А

Дисахариды

2

Второе название этого углевода – «виноградный сахар»

Б

Фруктоза

3

Углевод, содержащийся в большом количестве в мёде

В

Моносахариды

4

Углеводы, которые распадаются при гидролизе на 2 молекулы моносахаридов

Г

Глюкоза

2 вариант

Найди соответствие:

1

Углеводы, которые гидролизуются на множество молекул моносахаридов

А

Целлюлоза

2

Это вещество относится к дисахаридам

Б

Полисахариды

3

Углевод – один из продуктов фотосинтеза

В

Сахароза

4

Данный углевод является основной частью тканей растений

Г

Крахмал

Правильные ответы: 1 вариант 1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А; 2 вариант 1-Б; 2-В; 3-Г; 4-А

Критерии оценивания (взаимопроверка): Без ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; более 2 – «2» (Слайд 1)

3. Подготовка к восприятию темы. Целеполагание.

Преподаватель: Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул органических веществ часто входят атомы такого химического элемента, о котором говорится в стихотворении: (слайд 2)

Вы растете и живете,
Словно, плавая в ….!
Знайте, в воздухе у нас
Это самый первый газ.
Все живое – все цветы,
Все деревья и кусты
Все животные не могут
Без аминокислоты!
А в составе тех кислот
Непременно есть …!

Учащиеся: высказывают свои предположения.

Преподаватель: Конечно, это азот. Именно азотсодержащие соединения составляют основу живой природы. Достаточно назвать такие из них, как аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты.

Наиболее простые азотсодержащие органические соединения – амины.

Итак, тема нашего урока «Амины» (слайд 3).

В ходе изучения нового материала мы должны рассмотреть строение и свойства класса аминов, уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле на примере анилина, познакомиться с областями применения анилина (слайд 4).

4. Изучение нового материала.

Преподаватель: В ходе урока вы узнаете, какие вещества являются аминами, и какие группы они образуют, как правильно называть амины, изучите свойства аминов и представителя - анилина.

На следующем слайде представлены формула аммиака и формула метиламина, проанализируйте эти формулы и попытайтесь дать определение понятия «Амины» (слайд 5).

Учащиеся: высказывают свои предположения.

Преподаватель: Таким образом, амины – это производные аммиака, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал (слайд 6).

«Классификация аминов».

Преподаватель: Итак, амины по числу углеводородных радикалов можно разделить на три группы: первичные, вторичные, третичные. По характеру радикала: предельные, непредельные и ароматические (слайд 7).

«Номенклатура аминов».

Названия аминов строится от названий соответствующих радикалов и окончания АМИН. Для одинаковых радикалов используют приставки «ди», «три». (слайд 8).

Исходя из этого правила, назовите эти вещества.

Учащиеся: называют вещества, формулы которых изображены на слайде.

Преподаватель:  рассмотрим  физические свойства аминов. (Обучающиеся работают с текстом учебника – с.201, выписывают «Физические свойства аминов».) Совместная проверка (слайд 9).

Преподаватель: химические свойства аминов наглядно посмотрим на примере ароматического амина – анилина. (Просмотр видеоролика: реакции – горение анилина, взаимодействие анилина с кислотой, с бромной водой)

А теперь запишем уравнения химических реакций, показанных в видеоролике. (слайд 10)

  1. Реакция горения: 4C6H5 – NH2 + 31O2→24CO2 +14H2O + N2
  2. Взаимодействие с кислотами: C6H5 – NH2 + HCl →[C6H5NH3]+Cl-
  3. Взаимодействие с бромной водой: C6H5 – NH2 + 3Br2→(CBr)3NH2↓ + 3HBr

Преподаватель:  анилина в промышленных масштабах связано с именем выдающегося русского химика Николая Николаевича Зинина (слайд 11).

Николай Николаевич Зинин -выдающийся  русский химик, основатель знаменитой Казанской  школы химиков- органиков. Научная и педагогическая   деятельность протекала вначале в Казанском университете, где им была открыта реакция получения анилина.С 1847 г. Зинин переехал в Петербург и занял кафедру в Медико-хирургической академии.1865г.- избран  академиком.
       
В основе процесса получения анилина лежит восстановление нитробензола (слайд 12).

Применение аминов и анилина. Совместная работа преподавателя и группы с текстом учебника. Выписывают в тетради основные отрасли применения аминов и анилина.

Применение аминов и анилина: 1. Органический синтез 2. Для изготовления лекарств, синтетических волокон, пластмасс, стимуляторов роста растений 3.Анилин – для производства красителей (Слайд 13)

4. Закрепление пройденного материала

Для закрепления знаний предлагаю вам выполнить химический диктант. Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.

Химический диктант по теме: “Амины”

1 вариант

Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы. 

  1. Амины по числу углеводородных радикалов можно разделить на три группы: …., …, ….
  2. Вещество с формулой С2Н5 – NН – С2Н5 называется …
  3. Метиламин — …. с резким аммиачным запахом, хорошо растворим в воде
  4. Впервые анилин получил русский химик …

Химический диктант по теме: “Амины”

2 вариант

Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.

  1. Амины — производные …, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал.
  2. Вещество с формулой С2Н5 – NН2 называется …
  3. Анилин — ….. в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая.
  4. В основе получения анилина лежит реакция восстановления …

Ответы

1 вариант

  1. Первичные, вторичные, третичные.
  2. Диэтиламин.
  3. Бесцветный газ.
  4. Зинин.

Ответы

2 вариант

  1. Аммиака.
  2. Этиламин.
  3. Бесцветная нерастворимая.
  4. Нитробензола.

Преподаватель: Ответы к вопросам химического диктанта представлены на слайде (слайд 14). Проверьте каждый сам у себя и сделайте выводы – как вы усвоили сегодняшнюю тему.

  1. Рефлексия.  

Преподаватель: Итак, в ходе урока мы должны были рассмотреть строение и свойства класса аминов, уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле на примере анилина, познакомиться с областями применения анилина. Мы достигли этих целей?

(Если остается время) предлагается обучающимся в паре составить стихотворение — синквейн, которое строится по правилу:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).    
  2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).
  4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

  1. Анилин.
  2. Бесцветный, ядовитый.
  3. Пахнет, не растворяется, горит.
  4. Без анилина нет красителей.
  5. Амин.

Учащиеся: сочиняют синквейн в паре, по желанию зачитывают свои стихотворения

6. Домашнее задание. Конспект

Спасибо за урок!

Приложение

Проверочная работа по теме «Углеводы»

1 вариант

Найди соответствие:

1

Углеводы, которые не гидролизуются

А

Дисахариды

2

Второе название этого углевода – «виноградный сахар»

Б

Фруктоза

3

Углевод, содержащийся в большом количестве в мёде

В

Моносахариды

4

Углеводы, которые распадаются при гидролизе на 2 молекулы моносахаридов

Г

Глюкоза

Проверочная работа по теме «Углеводы»

2 вариант

Найди соответствие:

1

Углеводы, которые гидролизуются на множество молекул моносахаридов

А

Целлюлоза

2

Это вещество относится к дисахаридам

Б

Полисахариды

3

Углевод – один из продуктов фотосинтеза

В

Сахароза

4

Данный углевод является основной частью тканей растений

Г

Крахмал

Химический диктант по теме: “Амины”

1 вариант

Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы. 

  1. Амины по числу углеводородных радикалов можно разделить на три группы: …., …, ….
  2. Вещество с формулой С2Н5 – NН – С2Н5 называется …
  3. Метиламин — …. с резким аммиачным запахом, хорошо растворим в воде
  4. Впервые анилин получил русский химик …

Химический диктант по теме: “Амины”

2 вариант

Инструкция: Прочитайте внимательно тексты. Вставьте пропущенные слова, словосочетания, формулы.

  1. Амины — производные …, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал.
  2. Вещество с формулой С2Н5 – NН2 называется …
  3. Анилин — ….. в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая.
  4. В основе получения анилина лежит реакция восстановления …