Методическая копилка

Тихонова Васса Гермогеновна

зачеты

контрольные работы

тесты

уроки

самостоятельные работы

химические тренажеры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы  по курсу химии 8 кл.

  1. Что такое химия?
  2. Назовите основные разделы химии.
  3. Что называется веществом?
  4. Что называют химическим элементом?
  5. Какие вещества состоят из отдельных атомов?
  6. Какие вещества называются простыми? Примеры.
  7. Какие вещества называются сложными? Примеры.
  8. В каких формах могут существовать химические элементы?
  9. Что называется свойством вещества?
  10.  Назовите ученых внесших вклад в развитие химии и их основные открытия
  11. Когда и кем был открыт Периодический  закон? В чем его суть?
  12. Что называется химическим знаком?
  13. Из чего состоит периодическая система Д. И. Менделеева?
  14. Для чего нужны химические формулы?
  15. Что называется радиоактивностью?
  16. Почему модель атома называют планетарной?
  17. Из каких частиц состоят атомы?
  18. Как определить число протонов в атоме?
  19. Как определить число электронов в атоме?
  20. Как определить число нейтронов в атоме?
  21. Какие процессы называют ядерными?
  22. Дайте определение понятию  «изотопы?
  23. Какую часть атома образуют электроны?
  24. Какую часть атома образуют протоны и нейтроны?
  25. Как обозначаются протоны?
  26. Как обозначаются нейтроны?
  27. Как обозначаются электроны?
  28. Что называется электронным облаком?
  29. Назовите известные виды орбиталей?
  30. От чего зависит число электронов  на внешнем уровне атома?
  31. Какие энергетические уровни называются завершенными?
  32. Сколько электронов может находиться на каждом из энергетических уровней?
  33. Назовите максимальное число энергетических уровней.
  34. Какие закономерности наблюдаются в группах?
  35. Какие закономерности наблюдаются в периодах?
  36. Назовите основные виды химической связи. Примеры.
  37. Какая связь называется ковалентной полярной? Примеры.
  38. Какая связь называется ковалентной неполярной? Примеры.
  39. Какая связь называется ионной? Примеры.
  40. Какая связь называется металлической? Примеры.
  41. Назовите физические свойства металлов?
  42. На какие группы делятся простые вещества?
  43. Что называется аллотропией? Примеры.
  44. Опишите следующие вещества: кислород, бром, озон,углерод.
  45. Какими свойствами характеризуются металлы?
  46. Какими свойствами характеризуются неметаллы?
  47. Как называется единица, которая связывает между собой число молекул и массу вещества?
  48. Какая величина называется постоянной Авогадро? Чему она равна?
  49. Назовите единицы измерения количества вещества, объема, относительной молекулярной массы, молярной массы, числа молекул, молярного объема, числа Авогадро.
  50. Как обозначаются: количество вещества, объема, относительная молекулярная масса, молярная масса, число молекул, молярный объем, число Авогадро, массовая доля вещества, объемная доля вещества, масса, относительная атомная масса вещества?
  51. Что обозначает запись н. у.?
  52. Почему Периодическая система так называется?
  53. Какие элементы называются наиболее типичными неметаллами (металлами) и почему?
  54. Вещества с какой химической связью являются наиболее прочными?
  55.  Как определяется степень окисления веществ?
  56. Назовите 8 классов бинарных соединений и дайте им определения. Примеры.
  57. Назовите 4 основных класса неорганических веществ  и дайте им определения. Примеры.
  58. Что такое индикаторы?
  59. Какую окраску принимает синий лакмус в кислой среде?
  60. Какие вещества называют солями. Классификация солей. Примеры.
  61. Какие вещества называют  кислотами. Классификация кислот. Примеры.
  62. Какие вещества называют основаниями . Классификация оснований. Примеры.
  63. Какие вещества называют оксидами. Классификация оксидов. Примеры.
  64. Свойства кислот.
  65. Свойства солей.
  66. Свойства оснований.
  67. Свойства оксидов.
  68. Назовите основные типы кристаллических решеток. Примеры.
  69. Напишите формулы для нахождения массовой доли вещества, объемной доли вещества, количества вещества, массы раствора.
  70. Что называется химическими реакциями?
  71. На какие группы делят реакции по признаку выделения теплоты?
  72. Назовите признаки протекания реакций.
  73. Назовите типы химических реакций.
  74. Когда и кем был открыт закон сохранения массы веществ? В чем его суть?
  75. Что называется химическим уравнением?
  76. От каких факторов зависит скорость химических реакции?
  77. Что такое ферменты?
  78. На какие группы делят реакции по признаку обратимости?
  79. Что называется химическим равновесием? Условия его смещения.
  80. Что называется электролитической диссоциацией?
  81. Определение электролита. Примеры.
  82. Определение неэлектролита. Примеры.
  83. Какие уравнения называются молекулярными, ионными? Примеры.

Какие реакции называются окислительно – восстановительными?



Предварительный просмотр:

Административная контрольная работа 11 класс

Из предложенных заданий учащиеся могут выполнить любые 4 задания.

Вариант 1

1. Напишите молекулярные и ионные уравнения:

    CuSO4 + КОН =

    ВаCl2 + К2SO4 =

2. Осуществите превращения:

S → FeS → SO2  → SO3  → H2SO4  → BaSO4 . Одну реакцию рассмотрите          как окислительно-восстановительную.

3. При каких условиях химическое равновесие сместиться вправо?

2NO2  ↔ 2NO + O2   -  Q

4.  Определите формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором 82,8%, а масса 1л этого газа равна 2,59г.

5. Из 300г 9%-го раствора нитрата натрия выпарили 100г воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

Вариант  2

1. Напишите молекулярные и ионные уравнения:

    CuCl2 + NaOH =

    Na2S + Cu(NO3)2 =

2. Осуществите превращения:

 C → CH4  → CO2  → CaCO3  → … → CaCO3  → CaO. Одну реакцию рассмотрите как окислительно-восстановительную.

3. При каких условиях химическое равновесие сместиться вправо?

2CO↔ CO2  + C(тв.) + Q      

4.Углеводород циклического строения имеет относительную плотность паров по воздуху 1,931. массовая доля углерода равна 85,7%. Определите формулу

5. Рассчитайте массу воды, выпаренной из 250г 15%-го раствора гидроксида натрия, если массовая доля гидроксида натрия стала равной 20%.

Вариант 3

1. Напишите молекулярные и ионные уравнения:

    CuSO4 + NaOH =

    AgNO3 + КCl =

2. Осуществите превращения:

C → CO2  → … → CaO → CaCO3  → Ca(HCO3)2  → CO2  . Одну реакцию рассмотрите как окислительно-восстановительную.

3. При каких условиях химическое равновесие сместиться вправо?

2CO + O2  ↔2 CO2  + Q                    

4. Определите формулу углеводорода, если содержание углерода в нем 84,21%, а водорода 15,79%. Плотность по воздуху равна 3,93.

5. В растворе гидроксида калия массой 160г и массовой долей гидроксида калия, равной 10%, растворили еще 20г этого вещества. Определите массовую долю гидроксида калия в полученном растворе.

Вариант 1

1. Напишите молекулярные и ионные уравнения:

    CuSO4 + КОН =                                      ВаCl2 + К2SO4 =

2. Осуществите превращения:

S → FeS → SO2  → SO3  → H2SO4  → BaSO4 . Одну реакцию рассмотрите          как окислительно-восстановительную.

3. При каких условиях химическое равновесие сместиться вправо?

NO2  ↔ NO + O2   -  Q

4.  Определите формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором 82,8%, а масса 1л этого газа равна 2,59г.

5. Из 300г 9%-го раствора нитрата натрия выпарили 100г воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

Вариант  2

1. Напишите молекулярные и ионные уравнения:

    CuCl2 + NaOH =                                       Na2S + Cu(NO3)2 =

2. Осуществите превращения:

 C → CH4  → CO2  → CaCO3  → … → CaCO3  → CaO. Одну реакцию рассмотрите как окислительно-восстановительную.

3. При каких условиях химическое равновесие сместиться вправо?

CO↔ CO2  + C(тв.) + Q

4.Углеводород циклического строения имеет относительную плотность паров по воздуху 1,931. массовая доля углерода равна 85,7%. Определите формулу

5. Рассчитайте массу воды, выпаренной из 250г 15%-го раствора гидроксида натрия, если массовая доля гидроксида натрия стала равной 20%.

Вариант 3

1. Напишите молекулярные и ионные уравнения:

    CuSO4 + NaOH =                                        AgNO3 + КCl =

2. Осуществите превращения:

C → CO2  → … → CaO → CaCO3  → Ca(HCO3)2  → CO2  . Одну реакцию рассмотрите как окислительно-восстановительную.

3. При каких условиях химическое равновесие сместиться вправо?

CO + O2  ↔CO2  + Q

4. Определите формулу углеводорода, если содержание углерода в нем 84,21%, а водорода 15,79%. Плотность по воздуху равна 3,93.

5. В растворе гидроксида калия массой 160г и массовой долей гидроксида калия, равной 10%, растворили еще 20г этого вещества. Определите массовую долю гидроксида калия в полученном растворе.



Предварительный просмотр:

Задания  административной контрольной работы

по химии 10 кл.

Учащиеся выполняют любые 4 задания.

1 вариант

1. Напишите уравнения реакций взаимодействия  уксусного альдегида с

1) с бензолом;

 2) водородом;

3) азотом;

4) гидроксидом меди (II);

5) метанолом;

 6) пропаном.

2. Напишите 6 изомеров для октановой кислоты и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

4. Установите молекулярную формулу диена, относительная плотность паров которого по воздуху 1,862.

5. При полном сгорании углеводорода образовалось 27 г воды и 33,6 л СО2 (н.у.). Относительная плотность углеводорода по аргону равна 1,05. Установите его молекулярную формулу.

2 вариант

1. Напишите уравнения реакций взаимодействия  пропионовой кислоты с:

1) с гидроксидом калия;

2) бромной водой;

3) уксусной кислотой;

4) пропанолом-1;

5) серебром;

 6) магнием.

2. Напишите 6 изомеров для гептанола  и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

4. Установите молекулярную формулу диена, относительная

плотность паров которого по воздуху 1,38.

5.  При сгорании 0,45 г газообразного органического вещества выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа, 0,63 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Плотность исходного газообразного вещества по азоту 1,607. Установите молекулярную формулу этого вещества.



Предварительный просмотр:

Вопросы  по курсу химии 8 кл.

  1. Что такое химия?

А) наука о свойствах и превращениях веществ

Б) наука о веществах, их свойствах и превращениях

В) наука о том, из чего состоят физические тела

Г) наука о веществах и  их превращениях

  1. Назовите основные разделы химии.

А) аналитическая, кубическая, неорганическая

Б) органическая, неорганическая, физическая

В) биологическая, географическая, аналитическая

Г) ядерная, организменная, неорганическая

  1. Что называется веществом?

А) то, из чего состоят атомы

б) то, из чего состоят молекулы

в) то, из чего состоят элементы

г) то, из чего состоят физические тела

  1. Что называют химическим элементом?

А) определенный вид атомов

Б) определенный вид молекул

В) определенный вид ионов

Г) определенный вид веществ

  1. Какие вещества состоят из отдельных атомов?

А) кислород, водород, гелий

Б) кислород, криптон, вода

В) аргон, гелий, водород

Г) криптон, гелий, неон

  1. Какие вещества называются простыми? Примеры.

А) образованные атомами одного химического элемента (медь, водород, вода)

Б) образованные атомами одного химического элемента (водород, углерод, неон)

В) образованные атомами разных химических элементов (золото, вода, хлороводород)

Г) образованные атомами разных химических элементов (углекислый газ, бром, сахар)

  1. Какие вещества называются сложными? Примеры.

А) образованные атомами одного химического элемента (медь, водород, вода)

Б) образованные атомами одного химического элемента (водород, углерод, неон)

В) образованные атомами разных химических элементов (золото, вода, хлороводород)

Г) образованные атомами разных химических элементов (углекислый газ, соль, сахар)

  1. В каких формах могут существовать химические элементы?

А) атомы                                      в) молекулы и атомы

Б) молекулы                               г) атомы, простые и сложные вещества

  1. Что называется свойством вещества?

А) признаки, по которым вещества похожи друг на друга

Б) признаки, по которым вещества отличаются друг от друга

В) способы разделения веществ

Г) то, из чего они состоят

  1.  Назовите ученых внесших вклад в развитие химии и их основные открытия

А) Аристотель (закон сохранения массы вещества)

Б) Менделеев Д. И. (теория строения органических соединений)

В) Демокрит (все тела состоят из атомов)

Г) Ломоносов М. В. (Периодический закон)

  1. Когда и кем был открыт Периодический  закон? В чем его суть?

А) Парацельсом (1861г.)                     В) Менделеевым Д. И. (1863г.)

Б) Менделеевым Д. И. (1869 г.)        Г) Парацельсом (1881г.)

  1. Что называется химическим знаком?

А) отдельный химический элемент             в) буквы

Б) символ элемента                                          г) формулы

  1. Из чего состоит периодическая система Д. И. Менделеева?

А) периодов, групп                                б) подгрупп, групп

В) подгрупп, периодов                         г) знаков, периодов

  1. Для чего нужны химические формулы веществ?

А) обозначения веществ                    б) расчетов

В) не нужны                                           г) классификации веществ

  1. Что называется радиоактивностью?

А) явление свечения в темноте                  б) способность проводить ток

В) способность испускать излучение        г) явление преломления света

  1. Почему модель атома называют планетарной?

А) похожа на Солнечную систему             в) в переводе «атом» означает «планета»

Б) вещества носят названия планет          г) нет верного ответа

  1. Из каких частиц состоят атомы?

А) молекул, ионов, кислотных остатков             б) протонов, изотопов, электронов

В) протонов и нейтронов                                        г) протонов, электронов, нейтронов

  1. Как определить число протонов в атоме?

А) по номеру периода                                      б) по порядковому номеру

В) по атомной массе                                         г) по номеру группы

  1. Как определить число электронов в атоме?

А) по номеру периода                                      б) по порядковому номеру

В) по атомной массе                                         г) по номеру группы

  1. Как определить число нейтронов в атоме?

А) по номеру периода                                      б) по порядковому номеру

В) по атомной массе                                         г) нет верного ответа

  1. Какие процессы называют ядерными?

А) процессы изменения числа протонов в  ядре

Б) процессы изменения числа электронов у атома

В) нет верного ответа

Г) увеличение числа нейтронов в ядре

  1. Дайте определение понятию  «изотопы?

А) атомы различных элементов

Б) разновидности атомов одного и того же элемента

В) разновидности веществ одного и того же элемента

Г) нет верного ответа

  1. Какую часть атома образуют электроны?

А) ядро           б) электронную оболочку       в) энергетический уровень     г) центр ядра

  1. Какую часть атома образуют протоны и нейтроны?

А) ядро           б) электронную оболочку       в) энергетический уровень     г) центр ядра

  1. Как обозначаются протоны?

А) p+                            б) e               в) n                г) N

  1. Как обозначаются нейтроны?

А) p+                            б) e               в) n                г) N

  1. Как обозначаются электроны?

А) p+                            б) e               в) n                г) N

  1. Что называется электронным облаком?

А) слой электронов                                                  б) энергетический уровень

В) пространство вокруг ядра атома                     г) нет верного ответа

  1. Назовите известные виды орбиталей?

А) p,f,q                            б) e,f,p               в) n,p,o                г) нет верного ответа

  1. От чего зависит число электронов  на внешнем уровне атома?

А) номера периода                             б) номера группы

В) номера подгруппы                         г) порядкового номера

  1. Какие энергетические уровни называются завершенными?

А) содержащие максимально возможное число электронов

Б) содержащие минимально возможное число электронов

В) содержащие число электронов, соответствующие номеру группы, в которой находится элемент

Г) нет верного ответа

  1. Сколько электронов может находиться на каждом из энергетических уровней?

А) сколько угодно                                       б) зависит от номера группы

В) зависит от номера периода                г) нет верного ответа

  1. Назовите максимальное число энергетических уровней.

А) 8                     б) 7                     в) 4                г) 18

  1. Какие закономерности наблюдаются в группах сверху вниз?

А) увеличивается радиус атомов

Б) уменьшаются металлические свойства

В) увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне

Г) нет верного ответа

  1. Какие закономерности наблюдаются в периодах?

А)  увеличивается радиус атомов

Б) уменьшаются металлические свойства

В) не увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне

Г) нет верного ответа

  1. Назовите основные виды химической связи. Примеры.

А) ковалентная полярная                 б) ионная

В) металлическая                               г) все ответы верны                

  1. Какая связь называется ковалентной полярной?

А) связь между различными неметаллами             б) связь между металлами

В) связь между атомами одного неметалла           г) нет верного ответа

  1. Какая связь называется ковалентной неполярной?

А) связь между различными неметаллами             б) связь между атомами металлов

В) связь между атомами одного неметалла           г) нет верного ответа

  1. Какая связь называется ионной?

А) связь между различными неметаллами             б) связь между атомами металлов

В) связь между атомами одного неметалла           г) нет верного ответа

  1. Какая связь называется металлической?

А) связь между различными неметаллами             б) связь между металлами

В) связь между атомами одного неметалла           г) нет верного ответа

  1. Назовите физические свойства металлов?

А) пластичность и хрупкость                          б) электропроводность и блеск

В) блеск и хрупкость                                         г) пластичность, газообразные

  1. На какие группы делятся простые вещества?

А) аллотропные вещества и металлы           б) металлы и неметаллы

В) амфотерные и типичные металлы            г) нет верного ответа

  1. Что называется аллотропией? Примеры.

А) явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом

Б) явление существования нескольких простых веществ, образованных разными химическими элементами

В) явление существования нескольких сложных веществ, образованных разными химическими элементами

Г) нет верного ответа

  1. Какими свойствами характеризуются неметаллы?

А) пластичность и хрупкость                          б) электропроводность и блеск

В) блеск и хрупкость                                         г) нет верного ответа

  1. Как называется единица, которая связывает между собой число молекул и массу вещества?

А) объем                                                      б) молярная масса

В)количество вещества                           г) число Авогадро

  1. Какая величина называется постоянной Авогадро? Чему она равна?

А) МА =22,4 л/моль                              б) NА = 6*1023 молекул/моль

В) N = 6*1023 молекул                          г) Vм=22,4 л/моль

  1. Назовите единицы измерения количества вещества, объема, относительной молекулярной массы, молярной массы, числа молекул, молярного объема, числа Авогадро.

А) кг, моль, л, -, л/моль, -, г/моль         б) моль, л, -, кг/кмоль, молекул, л/моль, молекул/моль

В) нет верного ответа                               г) моль, г, -, кг/кмоль, молекул, л, молекул/моль

  1. Как обозначаются: количество вещества, объема, относительная молекулярная масса, молярная масса, число молекул, молярный объем, число Авогадро, массовая доля вещества, масса, относительная атомная масса вещества?

А) N, Mr,V,Vm,NA ,W, m,M, Ar, n                 б) V,N, Mr, Vm,NA , n, W, m,M, Ar

В) N, V, M, Vm,NA ,W, m, Ar, Mr,n                г) n, V, Mr, M, N,Vm,NA , W, m, Ar,

  1. Что обозначает запись н. у.?

А) нет условия                                  б) ненормальные условия

В) нормальные условия                г) нет верного ответа

  1. Почему Периодическая система так называется?

А) в ней есть периоды                                б) свойства веществ изменяются в периодах

В) свойства элементов изменяются периодически    г) нет верного ответа

  1. Какие элементы являются наиболее типичными неметаллами?

А) K, Na, P                                        Б) Mg, Li, K

В) P, O, F                                           Г) N, C, Ca

  1. Какие элементы являются наиболее типичными металлами ?

А) K, Na, P                                        Б) Mg, Li, K

В) P, O, F                                           Г) N, C, Ca

  1. Вещества с какой химической связью являются наиболее прочными?

А) атомной                                               б) ионной

в) ковалентной полярной                    г) ковалентной неполярной

  1.  Как определяется степень окисления веществ?

А) их нужно запомнить                 б) по специальным правилам

В) по номеру периода                   г) по порядковому номеру

  1. Назовите 8 классов бинарных соединений.

А) оксиды, гидроксиды, соли, кислоты, нитриды, нитраты, фториды, хлориды

Б) гидриды, бромиды, сульфиды, сульфиты, нитриды, фосфиды, силициды, оксиды

В) хлориды, нитриды, нитриты, оксиды, сульфиды, бромиды, фториды, гидриды

Г) гидриды,  оксиды, сульфиды, фториды, бромиды, хлориды, фосфиды, иодиды

  1. Назовите 4 основных класса неорганических веществ.

А) оксиды, хлориды, кислоты, соли         б) соли, основания, гидроксиды, кислоты

В) соли, кислоты, оксиды, основания      г) щелочи, оксиды, сплавы, хлориды

  1. Что такое индикаторы?

А) вещества, нерастворимые в воде                                                            в) любые вещества

 б) вещества, с помощью которых определяют  другие вещества       г) нет верного ответа

  1. Какую окраску принимает синий лакмус в кислой среде?

А) синюю                                    б) обесцвечивается

В) красную                                 г) зеленую

  1. Какие вещества называют солями.

           А) сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков

Б) сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2

В) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков

Г) нет верного ответа

  1. Какие вещества называют  кислотами.

А) сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков

Б) сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2

В) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков

Г) нет верного ответа

  1. Какие вещества называют основаниями .

А) сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков

Б) сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2

В) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков

Г) нет верного ответа

  1. Какие вещества называют оксидами.

А) сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков

Б) сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2

В) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков

Г) нет верного ответа

  1. Свойства кислот.

А) взаимодействуют с солями                б) взаимодействуют с кислотами

В) взаимодействуют с водородом        г) взаимодействуют с неметаллами

  1. Свойства солей.

А) взаимодействуют с солями                б) взаимодействуют с водой

В) взаимодействуют с водородом        г) взаимодействуют с неметаллами

  1. Свойства оснований.

А) взаимодействуют с основными оксидами      б) взаимодействуют с кислотами

В) взаимодействуют с водородом                          г) взаимодействуют с неметаллами

  1. Свойства основных оксидов.

А) взаимодействуют с солями                б) взаимодействуют с кислотами

В) всегда взаимодействуют с  водой      г) нет верного ответа

  1. Назовите основные типы кристаллических решеток.

А) ионная, атомная, металлическая, кристаллическая

Б) ионная, водородная, металлическая, ковалентная полярная

В) металлическая, атомная, ионная, молекулярная

Г) молекулярная, ионная, ковалентная неполярная, атомная

  1. Напишите формулы для нахождения массовой доли вещества, количества вещества, массы раствора.

А) N = NA * n,  m(р -ра)= m(р -ля)+ m(р. в-ва),  W(р. в-ва)=m(р.в-ва)/ m(р –ра)

Б) V = Vm *n,  m(р -ра)= m(р -ля)+ m(р. в-ва),  n = m/M

В) W(р. в-ва)=m(р.в-ва)/ m(р –ра), V = Vm *n,  m(р -ра)= m(р -ля)+ m(р. в-ва)

Г) W(р. в-ва)=m(р.в-ва)/ m(р –ра), n = m/M, m(р -ра)= m(р -ля)+ m(р. в-ва),  

  1. Что относится к химическим реакциям?

           А) процесс кипения                                    б) процесс выпаривания

           В) процесс  плавления                               г) процесс  разложения

  1. На какие группы делят реакции по признаку выделения теплоты?

А) простые и сложные                          б) обратимые и необратимые

В) соединения и разложения              г) нет верного ответа

  1. Назовите признаки протекания реакций.

А) образование осадка, выделение пара и воды

Б) образование осадка, растворимого соединения и воды

В) образование осадка, выделение газа и воды

Г) Образование воды, появление запаха

  1. Назовите типы химических реакций.

                А) разложения, соединения, обмена, плавления

                Б) соединения, бурения, соединения, горения

                В) соединения, разложения, обмена, замещения

                Г) соединения, растворения, обмена, замещения

  1. Когда и кем был открыт закон сохранения массы веществ?

А)  в 1748 г. М.В.Ломоносовым               б) в 1848 г. А.Лавуазье

В) в 1948 г. Д.И. Менделеевым               г) в 1648 г. А. Шателье

  1. От каких факторов зависит скорость химических реакции?

           А) температуры                            б) присутствия катализаторов

           В) концентрации                          г) все ответы верны

  1. Что такое ферменты?

          А) катализаторы углеводной  природы

         Б) катализаторы белковой природы

         В) вещества, с помощью которых можно определить другие вещества

         Г) нет  верного ответа

  1. На какие группы делят реакции по признаку обратимости?

А) простые и сложные                          б) обратимые и необратимые

В) соединения и разложения              г) нет верного ответа

  1. Что называется химическим равновесием?

А)  состояние, при котором скорость прямой реакции больше скорости  обратной реакции

Б) состояние, при котором скорость прямой реакции меньше скорости  обратной реакции

В) состояние, при котором скорость прямой реакции равна скорости  обратной реакции

Г) нет верного ответа

  1. Что называется электролитической диссоциацией?

А) процесс разложения веществ                        б) процесс соединения электролитов

В) процесс распада электролита на ионы        г) нет верного ответа

  1. Сильные электролиты:

А) щелочи      б) нерастворимые соли     в) оксиды       г) нет верного ответа

  1. Какие реакции называются окислительно – восстановительными?

А) реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов

Б) реакции, идущие без  изменения  степеней окисления элементов

В) реакции обмена

Г) нет верного ответа



Предварительный просмотр:

      Тема урока:    «Карбонаты»

Урок комбинированного типа,9 класс

Цели урока:

Образовательная: создать условия для изучения химических свойств солей угольной кислоты - карбонатов и гидрокарбонатов;

Развивающая: продолжить развитие умения решения расчетных и экспериментальных задач;

Воспитательная: создать условия для воспитания навыков самооценки собственных действий на уроке; способствовать развитию творческого мышления учащихся, умению активно применять в жизни полученные знания.

Оборудование и реактивы. Коллекция минералов- карбонатов (мел, мрамор, известняк, кальцит, доломит, сидерит, малахит).

Растворы : известковая вода, соляная кислота, индикатор лакмус. Твердые соли: карбонат аммония, гидрокарбонат натрия, карбонат натрия, мел ,малахит, кусочки мрамора. Прибор для получения газов,  пробирки, стаканы, нагревательный прибор

Комплекс «компьютер+ проектор».

Диск ЭУТ «Химия. Минеральные вещества»

                                                 Ход урока.

(урок сопровождается  компьютерной  презентацией учителя составленной  с помощью программы Power Point  .см.Приложение)

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель. Сегодня  на уроке мы должны изучить свойства

 угольной кислоты и ее солей.(слайд1,2)

 Но прежде чем отправиться в увлекательный мир карбонатов, в качестве разминки напишем графический диктант .

         

Графический диктант« Оксиды углерода» (  слайд 3,)

I вариант  –CO, II- вариант CO2. Учащиеся ставят «+», если согласны с утверждением, «-»- если не согласны.

1.Бесцветный газ,без запаха.

2.Тяжелее воздуха

3.Проявляет кислотные свойства

4. Проявляет окислительные свойства

5. Проявляет восстановительные свойства

6.Ядовит

7.Соединяется с гемоглобином крови

8.Получается разложением карбонатов

9.Горюч

10.Используется для тушения пожаров.

Ответы: I вариант  : +--++++-+-;

              II- вариант:++++-+++-+  (  слайд4).

Свои ответы учащиеся оценивают самостоятельно по пятибалльной системе.

 Коллективно обсуждаются возникшие вопросы.

2.Объяснение нового материала.

На доске и в тетрадях  записывается тема урока «Карбонаты»

Учитель организует фронтальную беседу с учащимися .

Карбонаты это соли угольной кислоты, дайте  полную

характеристику этой кислоты.

Ученики. Угольная кислота –H2CO3

 Кислородосодержащая, двухосновная, слабая, неустойчивая.

Учитель. Образуется  угольная кислота при растворении CO2 в воде.

Существует только в растворе, при нагревании или стоянии разлагается.

Раствор угольной кислоты нам всем хорошо знаком: это газированная вода.

Демонстрационный опыт.

Учитель демонстрирует пропускание углекислого газа через налитую в пробирку воду, подкрашенную лакмусом,- через некоторое время лакмус краснеет. Ученики делают вывод, что в пробирке кислота.

Однако стоит раствор подогреть, как лакмус снова становится фиолетовым

( раствор нейтральный)

Учитель просит написать уравнение разложения угольной кислоты:

H2CO3= CO2 ↑+H2O

Находящийся в растворе углекислый газ при нагревании улетает (  почему?)

Ученики должны знать, что при повышении температуры растворимость газов в воде уменьшается.

Учитель. Угольная кислота слабая и диссоциирует ступенчато .Запишите уравнения на доске

H2CO3H+ + HCO3- (I – ступень диссоциации)

HCO3- H+ + CO32-(II– ступень диссоциации)

На основании записи уравнения диссоциации учащиеся делают вывод, что для угольной кислоты характерно образование двух типов солей:

средних - карбонатов и кислых гидрокарбонатов.

Учитель. В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с

солями угольной кислоты. Важнейшие карбонаты: NaHCO3-_ питьвая сода,

   Na2CO3-  кальцинированная сода, CaCO3- мел, известняк, мрамор,

Cu(OH)2CO3- малахит. Учитель показывает  образцы солей.

(Диск ЭУТ. Химия.Минеральные вещества)

Ученики записывают тривиальные названия в свой химический словарь (слайд5)

В этом списке отсутствует еще одно очень известное соединение, содержащее в %: углерод-4,2, водрод-6,99,кислород-72,73 и неизвестный металл- 16,08.Определите формулу этого вещества, если известно, что это кристаллогидрат.

Задачу решает у доски ученик, желательно хорошо успевающий по химии, чтобы не затягивать урок. Ответ записывают в химический словарь:

Кристаллическая сода Na2CO3.10H2O

Учитель.  Свойства солей угольной кислоты рассмотрите самостоятельно, заполнив таблицу по образцу( слайд6) .

Работа по учебнику О.С.Габриелян. Химия 9 класс § 11,12,30  ,а также по таблице растворимости.

Фронтальное обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы.

Сравнение с эталоном. (слайд7)

                         Свойства солей угольной кислоты

                             

Свойства

Карбонаты

Гидрокарбонаты

Применение

1.

растворимость

в воде

Растворимы только соли ЩМ

K+,Na+,NH4+

Все растворимы

Наличие ионов

Ca2+,Mg2+в воде

Определяет её жесткость.

2.Разложение при нагревании

Все(кроме солей

ЩМ,искл Li)

CaCO3= tCaO +CO2 ↑

Li2CO3=tLi2O + CO2 ↑ K2CO3=/

Все разлагаются.

Ca(HCO3)2= t CaCO3 +CO2 ↑ +H2O NH 4HCO3=t  NH3  + CO2 ↑ +H2O

Обжиг известняка

(получение .негашёной извести-CaO, углекислого газа

CO2;

3.Взаимодейст  вие с кислотами.

Качественная реакция

CO32- + 2H+=H2O+ CO2

но CaCO3+2H+=

H2O+ CO2↑+Ca2+

HCO32- +2H+= H2O +CO2 

Получение CO2 

в лаборатории.

Распознавание карбонатов.

4.Взаимные превращения карбонат-гидрокарбонат

                                 H2O + CO2 (избыток)  

                     CaCO3====================  Ca(HCO3)2

                                     t (нагревание, кипение)

Образование накипи.

В природе

- карстовых пещер и сталактитов

При обсуждении п.3 взаимодействие карбонатов с кислотами

Учитель проводит демонстрационный опыт. На образцы горных пород наносится капля соляной кислоты. «Вскипание»- свидетельство присутствия солей угольной кислоты- карбонатов. Геологи в полевых условиях именно так отличают карбонатные минералы от силикатных.

Мы с вами живем в горном крае ( с.Чемал Республика Алтай)(слайд№8,9) и в

окрестностях нашего села много известняка и мрамора. (слайд10) В селе Ороктой находится карьер по разработке розового мрамора. Именно этот мрамор использован при отделке станции метро Таганская в г.Москве.

(слайд 11)

 В поселке Известковом имеется производство по обжигу известняка, продуктом обжига  является негашеная известь, она продается в  хозяйственных магазинах  нашего района и используется в строительстве.

При обсуждении п.4 Взаимные превращения карбонат-гидрокарбонат.

 Два ученика в роли лаборантов демонстрируют опыт.

Через известковую воду пропускают углекислый газ, полученный в ученическом приборе для получения газов , разложением кусочков мрамора соляной кислотой. Учащиеся отмечают помутнение прозрачного раствора

Ca(OH)2, записывают уравнение реакций:

Ca(OH)2 +CO2=CaCO3  + H2O

Дальнейшее пропускание CO2 вызывает исчезновение мути, т е переход

CaCO3  в Ca(HCO3 )2.

CaCO3  + H2O + CO2 = Ca(HCO3 )2

Последующее нагревание вызывает новое появление мути или выделение осадка карбоната кальция.

Ca(HCO3 )2→t CaCO3  + H2O + CO2

Учитель. В природе  эти реакции идут постоянно. В воздухе всегда есть углекислый газ. Он растворяется в капельках атмосферной влаги и выпадает на землю вместе с дождем. Дождевые потоки насыщенные диоксидом углерода, попадают в пласты известняка- карбоната кальция и превращают

нерастворимый  CaCO3 в гидрокарбонат кальция   Ca(HCO3)2. Так внутри подземных известковых пластов появляются огромные полости – карстовые пещеры. Гидрокарбонат кальция существует только в растворе. Грунтовые воды перемещаются в земной коре испаряя в подходящих условиях воду.

И в результате образуются кристаллы карбоната кальция в виде прозрачных правильных многогранников. Так в подземных пещерах образуются сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов. .(слайд№12,13,)

Очень много карстовых пещер у нас в Чемальском районе.(слайд№14,15,16)

Многие из них закартированы , изучены, являются природными памятниками . Доступные пещеры  являются туристическими объектами.

Наша с вами задача беречь и охранять эту красоту созданную природой.

 III.Закрепление нового материала проводится с помощью практического задания. Работа выполняется в парах по вариантам.

Задание.

Распознать порошки солей используя минимальное количество реагентов и операций. Вещества для распознавания: вода, раствор соляной кислоты ,нагревательный прибор.

I –вариант .Карбонат аммония и кальцинированная сода, питьевая сода

II – вариант. Мел, гипс , кальцинированная сода.

Задание оформляется в рабочих тетрадях и сдается для проверки.

IV.Рефлексия .

Учитель создает условия для заключительной рефлексии.

Учащиеся делают выводы.

Сегодня на уроке я научилась(ся)…

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Что ещё я хотел(а) бы узнать о карбонатах…

В заключении этого этапа выставляются и комментируются оценки.

VI.Домашнее задание . §30?6 (Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить указанные превращения карбонатов) Приготовить сообщение - презентацию о карстовых пещерах Чемальского района ,России по желанию.

Литература:

1.АликбероваЛ.Ю.Занимательная химия.-М,:АСТ-ПРЕСС,2002.

2.ГабриелянО.С. Химия 9 класс.-М.:Дрофа,2008.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Химия. Настольная книга учителя.

   9 класс-М:Дрофа,2007.

4.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 9класс.-М.:ВАКО,2008.

5.Иллюстрированный атлас «Республика Алтай». -Новосибирск: Изд-во

« Арта»,2006.

Приложение. Диск с компьютерной презентацией урока.



Предварительный просмотр:

           Тема урока: «Карбоновые кислоты

                                                                  учитель: Сабитова Елена Ивановна

Цели урока:

  1. образовательные:

- формировать представление о составе, строении и классификации карбоновых кислот

- развивать представления о гомологии, изомерии на примере карбоновых кислот

- спрогнозировать химические свойства карбоновых кислот

- рассмотреть роль карбоновых кислот в природе и жизни человека

- продолжить формирование мировоззренческих знаний на примере зависимости свойств веществ от их строения

2. воспитательные:

- воспитание коллективизма, ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности

- воспитание внимания, инициативы, культуры умственного труда

-воспитание экологической культуры, любви к природе, бережного отношения к здоровью человека

3. развивающие:

- продолжить развитие речи через обогащение и усложнение словарного запаса

- развитие исследовательских навыков

- развитие мышления, используя логические операции сравнения, анализа, доказательства.

Тип урока: изучение нового материала, с использованием технологии критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы работы: словесно-наглядные, лабораторная работа.

                         

                       

Оборудование и реактивы: на демонстрационном столе-

 апельсины, лимоны, крапива, яблоки, янтарь, аспирин, аскорбиновая кислота, муляж муравья.

                     План урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой.
  2. Изучение новой темы через выполнение творческого задания группами обучающихся.
  3. Закрепление изученного материала
  4. Контроль знаний
  5. Домашнее задание
  6. Выводы по теме урока. Рефлексия занятия.

                                                 Ход урока:

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдёт дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно.

1. Посмотрите видеофрагмент известного фильма «Добро пожаловать или посторонним вход запрещён” и выполните лабораторную работу:     Попробуйте угощение (яблоки, лимоны, апельсины, аскорбиновая  кислота, листья щавеля)

     

Каковы ваши ощущения? Что объединяет такие разные и по происхождению и нахождению в природе органические вещества?

     О чём пойдёт речь на уроке? О каких веществах? Сформулируйте     тему и цель нашего урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

На столах учеников находятся листочки с таблицей

                                                                                                         Таблица №1

Знаю

Узнал

Хочу узнать

                     

Вам необходимо заполнить первую колонку: что вы знаете о кислотах из неорганической химии? Формулы, свойства, применение, классификацию. Вторую и третью графу вы заполните в ходе урока.

  1. Разделить обучающихся на четыре разноуровневые группы.

I группа. «Знакомство с органическими кислотами»

Изучить физические свойства карбоновых кислот. Обосновать взаимозависимость между составом, строением кислоты и её физическими свойствами.

Вводное слово: Ребята, вам необходимо познакомиться с физическими свойствами карбоновых кислот. Знакомство вы будете осуществлять самостоятельно, используя рекомендации.

Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»

Цель: Проведя исследования, описанные в методичках, вы сможете изучить физические свойства карбоновых кислот. Выявить закономерность между составом, строением и физическими свойствами веществ данного класса.

На столах обучающихся: уксусная кислота, яблочная кислота, янтарная кислота, ацетилсалициловая кислота, муравьиная кислота.

                                           Задание.

  1. Определите агрегатное состояние кислот при н. у.
  2. Изучите цвет веществ и их прозрачность
  3. Определите наличие запаха

Вспомните, как правильно определять запах!

  1. Проверьте растворимость кислот в воде

Проблема: Что влияет на физические свойства кислот? (Строение молекулы).

Заполните вторую колонку таблицы №1.

II группа. «Строение кислот”

Дать определение карбоновых кислот, вывести общую формулу, определить функциональную группу, написать структурные формулы муравьиной, уксусной янтарной, ацетилсалициловой, яблочной кислот. Классифицируйте карбоновые кислоты.

Проблема: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»? («Карбо»- углерод - кислоты углерода).

Работа с учебником.

 Выводы:

  1. Карбоновые кислоты – это органические вещества, в молекулах которых содержатся одна или несколько функциональных карбоксильных групп, соединенных с углеводородной группой из насыщенных, ненасыщенных или ароматических углеводородов.
  2. Химическое строение одноосновных карбоновых кислот выражается общей формулой  R–COOH.
  3. Карбоновые кислоты, содержащие в углеводородной группе 9 и более атомов углерода, называют высшими.

Муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая кислоты – представители гомологического ряда одноосновных насыщенных карбоновых кислот, они – гомологи

Заполните вторую колонку таблицы №1.

III группа “Номенклатура карбоновых кислот»

Познакомиться с принципами международной номенклатуры ИЮПАК и тривиальными названиями карбоновых кислот.

Вводное слово учителя:

А как же давать имена кислотам? Их много, они разнообразны по составу и строению, есть ли закономерности в их номенклатуре?

Для органических кислот более часто употребляются тривиальные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень давно, то эти термины указывают скорее на источник выделения, чем на химическую структуру кислот. Например, жжение при укусе муравья вызывается муравьиной кислотой (от латинского formica — муравей); уксусная кислота впервые выделена из уксуса, образующегося при скисании вина; масляная кислота сообщает прогорклому маслу его типичный запах; капроновая кислота входит в состав козьего жира (от латинского caper— коза).

        Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе  названия кислот лежат те же принципы, что и при номенклатуре изученных ранее органических соединений.

Цель: Проработав задания  в методичках, вы должны изучить принципы международной номенклатуры ИЮПАК карбоновых кислот и научиться давать названия некоторым, наиболее распространенным в природе кислотам.

Задание

  • Опишите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, дополнив схему последовательности действий:
  1. Нумеруем  _______________, начиная с атома углерода ___________________ группы

5     4     3     2     1.     О        

С – С – С – С – С

                               ОН

  1. Если есть в молекуле функциональная группа, то указываем ее ____________________ и ____________________

 5     4     3     2     1.     О

С – С – С – С – С                 3 – ФГ….

              ׀                ОН

             ФГ

  1. Даем название _______________ по числу атомов __________ в ____________, добавляем суффикс _______ и слово ___________

 

3 – ФГ алкановая кислота

  • Дайте название по международной номенклатуре молочной кислоте:

            СH3 – CH – COOH

                       ׀

                       OH

  • Молочная кислота находится в квашеной капусте, созревшем сыре, маринованных огурцах, поте человека. Впервые была выведена Шееле в 1780 г из кислого молока, что и дало ей такое название!
  • Группа – ОН  в номенклатуре обозначается «окси»

  • Опишите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, исходя из схемы последовательности действий:

 5     4     3     2     1.     О        

С – С – С – С – С

                               ОН

Алкан → алкановая кислота

 5     4     3     2     1.     О

С – С – С – С – С

              ׀                ОН

             ФГ

3 – ФГалкановая кислота

 5      4     3    2    1.      О

С = – С – С – С

                               ОН

 Алкен – 4 - овая кислота

  • Дайте название по международной номенклатуре акриловой  кислоте: H2C = CH - COOH
  • Акриловая кислота необходима для получения важнейших полимеров: Художественной пластмассы, оргстекла, синтетического волокна!

  • Изучите состав молекулы яблочной кислоты:

             НООС – CH – CH2 – COOH

                             ׀

                            OH

  • Сопоставьте международное название кислоты с ее составом и строением:

2 – окси – 1,3 – пропандиовая кислота

  • Составьте алгоритм номенклатуры ИЮПАК для карбоновых кислот
  • Дайте название по международной номенклатуре лимонной кислоте:                                

                               OH

                                      ׀

            HOOC – CH2 – C – CH2 - COOH

                                       ׀

                                       COOH

 Лимонная кислота содержится в лимонах, землянике, смородине, ананасах, а так же молоке и крови. Осенью китайский лимонник - пятнадцатиметровая лиана – покрывается кистями целебных мелких плодов с лимонным привкусом. Они повышают общий тонус организма. Впервые лимонная кислота была получена из сока незрелых лимонов шведским аптекарем Шееле в 1784г

  • Предложите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, основываясь на знаниях номенклатуры изученных классов соединений.
  • Обратите внимание на ароматические кислоты!

 Сотни лет назад знахари умели снижать жар и снимать боль водной настойкой коры вербы или ивы. В 1838 году Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, которая и сейчас находит применение, как наружное бактерицидное средство.

  • Изучите состав и строение молекулы салициловой кислоты:

               СH

     HC           C - COOH

     HC          C – OH

               CH

  • Выведите формулу аспирина по развернутой номенклатуре:

     ацетилсалициловая кислота

  • Группа – ОС – ОСН3  в номенклатуре обозначается «ацетил»

  Аспирин считается одним из главных лекарств XX века. В таблетках «шипучего» аспирина содержится питьевая сода, которая при растворении в воде выделяет углекислый газ. Аспирин с витамином С поддерживает способность организма сопротивляться простуде.

  • Предложите название вышеуказанных соединений по международной номенклатуре

Заполните вторую колонку таблицы №1.

               IY группа “Изучение свойств карбоновых кислот»

                       

 

Проблема:

              Некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?

(Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм.)

Изучите химические свойства в ходе лабораторной работы.

Опыт « Свойства уксусной кислоты»

  1. в пробирку внесите 1-2 капли индикатора лакмуса и нейтрализуйте кислоту раствором гидроксида натрия. Объясните наблюдаемое явление
  2. в пробирку добавьте немного порошка магния.
  3. в пробирку поместите кусочки меди. Какие металлы будут взаимодействовать с разбавленной уксусной кислотой, а какие нет?
  4.  в пробирку добавьте немного оксида магния
  5. в пробирку поместите твёрдый карбонат натрия

Сделайте вывод об условиях протекания проделанных реакций.

Напишите уравнение электролитической диссоциации раствора уксусной кислоты, а также молекулярные и ионные уравнения проделанных реакций.

Заполните вторую и третью колонки таблицы №1.

Домашнее задание

Выучить тривиальные названия шести первых карбоновых кислот

Записать возможные изомеры для пентановой кислоты, назвать их (на оценку «4»)

Записать возможные изомеры для гексановой  кислоты, назвать их (на оценку «5»)

Составить таблицу сравнения химических свойств неорганических и органических кислот

Выводы по теме урока, рефлексия.

В конце урока подводится итог (эмоциональное состояние детей, достижение поставленных целей). Оценивается работа групп, где учитывается оригинальность и полнота подачи материала. Ребята составляют синквейн.

Тестирование.

                         



Предварительный просмотр:

 

 

Класс: 10 базовый уровень

Тема урока: Белки.

Форма урока: Урок – исследование.

Цели урока:

  1. Образовательная: На основе межпредметных связей с биологией дать понятие о белках и пептидах как биологических полимерах; рассмотреть строение, структуру, химические свойства и биологические функции белков. Дать характеристику белков как важнейших составным частям пищи.
  2. Воспитательная: Продолжить формирование научно – материалистического мировоззрения через подтверждение на примерах принципа познаваемости мира, его явлений, взаимосвязей живой и неживой природы.
  3. Развивающая: Совершенствовать умения работать с учебником, его таблицами, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

План урока:

  1. Проверка знаний и умений.
  2. Изучение нового материала.

А) Обозначение цели урока.

Б) Определение белков.

В) Структура белков.

Г) Классификация белков.

Д) Свойства белков.

Е) Биологическая роль белков.

  1. Вывод по уроку.

Оборудование:

           На доске: Дата, тема, план урока, таблицы «Структуры белка», перечень свойств белков.

             На каждую парту: Инструктивная карточка «Белки» (см. приложение), спиртовка, спички, тигельные щипцы, фарфоровая чашка, волокно натуральное и синтетическое в конвертах №1 и №2.

             На стол учителя для демонстрационных опытов:

ОПЫТ № 1:  медная проволока.

ОПЫТ № 2: раствор белка, спиртовка, спички, держатель, пробирка.

ОПЫТ №3: раствор белка, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), пипетка, пробирка.

ОПЫТ №4: раствор белка, концентрированная азотная кислота, спиртовка, спички, держатель, пробирка.

  Используемая литература:

  1. О. С. Габриэлян. Настольная книга учителя химии. Химия 10. 2002 г. Дрофа.
  2. Г. П. Хомченко, Ф. П. Платонов, И.И. Чертков. Демонстрационный эксперимент по химии. 1978 г. Просвещение.

 

Вводная часть.

Учитель: На уроке мы продолжим изучение азотсодержащих органических соединений. Для этого нам необходимо повторить домашнее задание и актуализовать знания из курса биологии о белках.

Основная часть.

  1. Проверка знаний и умений.

 У доски.

Химические свойства аминокислот.

Дополнительный вопрос: Определение аминокислот.

Класс.

Химический диктант. Учащиеся должны ответить «да» или «нет» на вопросы теста.

  1. Аминокислоты – это азотсодержащие органические соединения.
  2. В состав всех аминокислот входит углеводородный радикал.
  3. Аминогруппа определяет амфотерные свойства аминокислот.
  4. Заменимые аминокислоты синтезируются в организме человека.
  5. Карбоксильная группа определяет основные свойства аминокислот
  6. Аминокислоты можно получить из аминов.
  7. Аминокислоты обязательно содержат две функциональные группы.
  8. Карбоксильная группа является главенствующей над аминогруппой.
  9. Аминокислоты содержат пептидную группу.
  10. Заменимые аминокислоты поступают в организм с пищей.
  1. Изучение нового материала.

А) Учитель: Цель урока – изучить строение и свойства белков. Вспомнить из курса биологии материал о значении белков для живой природы.

Работа с тетрадью: запись даты и темы урока.

Б) Работа с инструктивной картой: задание №1.

Учитель: Уравнение реакции поликонденсации  (записано на доске) дает представление об образовании пептидов. Пептиды – это предшественники белков, содержащие 2 или более аминокислотных остатков. Белки являются более сложными природными веществами. Полипептиды содержат много аминокислотных остатков, их молекулярная масса не превышает 5 тыс. единиц.

В) Работа с инструктивной картой и учебником: задание №2.

Учитель проводит ОПЫТ №1 – с помощью медной проволоки демонстрирует образование структур белка.

Учитель: Некоторые белки образуют четвертичную структуру – объединение нескольких глобул (с помощью пластилина демонстрируется образование структуры).

Г) Работа с инструктивной картой и тетрадью: задание №3.

Д) Работа с тетрадью и инструктивной карточкой задание №4. Характеристика свойств белков (с комментированием).

Учитель: ОПЫТ №2. Свертывание белка при нагревании.

На доске (с обратной стороны) схема классификации явления денатурации белков.

Денатурация

/      \

термическая       химическая

  /                                  / \                

                                              необратимая            обратимая    необратимая

         

ОПЫТ № 3. Биуретовая реакция.

ОПЫТ № 4. Ксантопротеиновая реакция.

Лабораторный опыт. Распознавание натурального и синтетического волокна.

     Е) Работа с инструктивной карточкой: задание №5. Беседа о биологической роли белков.

  1. Вывод по уроку. Мы вспомнили о строении, значении белков, познакомились с их свойствами, узнали о многообразии белков и убедились в том, насколько сложны и многообразны живые организмы.
  1. Домашнее задание:  §17, конспект. Упр. 10 (стр. 134). 

Закрепление:

Обсуждение вопросов:

  • У всех ли белков существует четвертичная структура?
  • Какие белки не имеют третичной структуры? (фибриллярные белки).

Приложение

Инструктивная карточка  БЕЛКИ.

  1. Определение белков. Запишите в тетрадь определение белков:

Белками или белковыми веществами называют высокомолекулярные (молекулярная масса варьирует от 5-10 тыс. до 1 млн и более) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков α-аминокислот, соединенных амидной (пептидной) связью.

  1. Структуры белка.

     А) Прочитайте  стр.128 (1 и 2-ой абз.), стр. 129 табл. 4.

      Устно дайте характеристику структурам белка.

     Б) Прочитайте информацию о четвертичной структуре белка:

     Четвертичная структура представляет собой объединение нескольких (чаще   четырех) отдельных субъединиц белка (глобул) вокруг небелкового элемента с помощью водородных связей, электростатического и других взаимодействий. Например, такую структуру имеет молекула гемоглобина, где четыре глобулы расположены вокруг атома железа.

     В) Запишите в тетрадь определение четвертичной структуры белка.

3.   Классификация белков. Запишите информацию о классификации белков:

        В основе классификации белков лежат разные признаки:

          1) степень сложности (простые и сложные);

          2) форма молекул (глобулярные и фибриллярные);

          3) растворимость в отдельных растворителях (водорастворимые, спирторастворимые – проламины, растворимые в разбавленных щелочах и кислотах – глутелины, растворимые в разбавленных солевых растворах – альбумины);

          4) выполняемая функция (запасные, скелетные и т. д.).

  1. Свойства белков:
  1. Гидратация - связывание белками воды, приводящее к набуханию белка. Так образуются студни.
  2. Пенообразование - образование белками системы «жидкость-газ».

      Так получают пастилу, зефир, суфле.

  1. Термическое разложение - разложение белка при нагревании.
  2. Гниение - образование из белка под действием гнилостных бактерий низкомолекулярных продуктов (воды, метана, сероводорода, аммиака и др.).
  3. Денатурация - утрата четвертичной, третичной, вторичной структуры белка.
  4. Гидролиз - взаимодействие белка с водой, в результате которого он утрачивает первичную структуру.

   7)   Цветные реакции: биуретовая - реакция на пептидные связи (универсальная для всех белков), ксантопротеиновая - реакция на ароматические циклы. 

  1. Биологическое значение белков. Прочитайте стр.132(3,4,5 абз.), стр. 132 (1,2,3 абз).