Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия»

Сенько Александра Константиновна

Предварительный просмотр:

Оценка результатов учебной деятельности учащихся

по учебному предмету «Химия»

 

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Химия» к уровню подготовки учащихся по линиям образовательного стандарта.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах или в их сочетании, посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется посредством проведения тематических самостоятельных, контрольных работ и других методов и средств контроля, которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся.

Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной шкалы:

Баллы

Показатели оценки

1

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, их выделение из предложенного перечня; выполнение под руководством учителя практических операций при проведении химического эксперимента

2

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде: определений, законов и понятий химии; выполнение отдельных элементов химического эксперимента под руководством учителя

3

Неполное и непоследовательное воспроизведение части программного учебного материала; фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения; описание отдельных изученных фактов без объяснения; выполнение отдельных элементов химического эксперимента; выполнение части расчётов при решении расчётных задач по образцу

4

Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти с указанием общих и отличительных признаков веществ и химических реакций без их объяснения; выполнение части заданий химического эксперимента по инструкции и оформление его результатов; выполнение большей части расчётов при решении расчётных задач по образцу

5

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала с указанием общих и отличительных признаков веществ и химических реакций; выполнение всех практических операций при проведении химического эксперимента и неполное оформление его результатов; решение типовых расчётных задач по образцу

6

Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала с указанием общих и отличительных признаков веществ и химических реакций с элементами объяснения, раскрывающими взаимосвязями между ними; применение знаний в знакомой ситуации; выполнение всех практических операций при проведении химического эксперимента и оформление его результатов; решение типовых расчётных задач по образцу

7

Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации; описание и объяснение объектов изучения на основе теорий и законов химии; выявление и обоснование закономерных связей между строением и свойствами веществ; выполнение всех практических операций при проведении химического эксперимента и оформление его результатов с анализом результатов отдельных заданий; решение типовых расчётных задач

8

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации; развёрнутое описание и объяснение объектов изучения и раскрытие их сущности на основе изученных теорий и законов химии; осознанное выявление и обоснование закономерных связей между строением и свойствами веществ; выполнение всех практических операций при проведении химического эксперимента с анализом результатов и формулированием выводов; решение типовых расчётных задач

9

Оперирование программным учебным материалом в частично изменённой ситуации; выявление и обоснование закономерных связей между составом, строением и химическими свойствами веществ; раскрытие сущности химических явлений и фактов; полное и правильное выполнение всех практических операций при проведении химического эксперимента; проведение анализа результатов выполненного эксперимента и обоснование сделанных выводов; решение типовых расчётных задач, нахождение рационального способа решения задач

10

Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации; выявление и обоснование закономерных связей между составом, строением и химическими свойствами веществ; полное описание и объяснение объектов изучения, обоснование и доказательство сделанных выводов на основе изученных теорий и законов химии; полное и правильное выполнение всех практических операций при проведении химического эксперимента с обобщающим анализом результатов и выводами на основании сопоставления экспериментальных фактов с изученным теоретическим материалом; решение типовых расчётных задач, нахождение рационального способа решения задач, построение алгоритмов решения задач

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитываются допущенные существенные и несущественные ошибки.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основной учебный материал, не умеет оперировать им и применять его при выполнении химического эксперимента и решении задач.

К категории несущественных ошибок относятся грамматические ошибки в химических терминах, отдельные ошибки вычислительного характера, небрежное выполнение химических записей.

Количество баллов за выполнение задания снижается не менее чем на 50 процентов, если в нём допущена существенная ошибка, и не менее чем на 10 процентов, если в нём допущена несущественная ошибка.

При осуществлении поурочного контроля в устной форме учащимся предлагаются задания, которые могут быть оценены по высшему баллу.

Контрольная и самостоятельная работы, которые проводятся в рамках тематического контроля, должны включать по одному или по два задания в соответствии с показателями оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля с использованием десятибалльной шкалы, в соответствии с нормами результатов учебной деятельности.

Отметка за выполнение самостоятельных и контрольных работ может выставляться с применением следующих шкал: шкалы, определяющей максимальное количество баллов за каждое задание (шкалы 1, 3), и шкалы перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы (шкалы 2, 4), в отметки по десятибалльной системе.

Шкала 1                                        Шкала 2

Номер

задания

Максимальное количество баллов за выполнение задания

1

2

2

4

3

6

4

8

5

10

Суммарный максимальный балл за выполнение всех заданий: 30

Количество баллов, полученных учащимся

Отметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся

1

1

2

2

3—5

3

6—8

4

9—11

5

12—14

6

15—18

7

19—23

8

24—28

9

29—30

10


Шкала 3        Шкала 4

Номер

задания

Максимальное количество баллов за выполнение задания

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

Суммарный максимальный балл за выполнение всех заданий: 55

Количество баллов, полученных учащимся

Отметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся

1

1

2—4

2

5—7

3

8—12

4

13—18

5

19—25

6

26—33

7

34—42

8

43—52

9

53—55

10

При проведении выпускного экзамена ответ учащегося на теоретические вопросы экзаменационного билета, решение задачи или выполнение химического эксперимента оцениваются отдельно.

Экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, выставленных за выполнение каждого задания экзаменационного билета. 

Образовательный портал www.adu.by / Национальный институт образования