ОПЫТ МОЕЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ и ОГЭ ПО ХИМИИ

Немчинович Людмила Витальевна

Как добиться высоких результатов ЕГЭ и ГИА по химии. Представляю свой опыт работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_moey_raboty_po_podgotovke_shkolnikov_k_ege_i_gia.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ МОЕЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ и ОГЭ ПО ХИМИИ

Немчинович Людмила Витальевна

учитель химии

ГБОУ СОШ № 459

г. Санкт-Петербург

Подготовку к итоговой аттестации школьников я начинаю с первых уроков химии в 8 классе. Ребятам еще только предстоит знакомство с новым для них предметом, но программа построена таким образом, что основа закладывается именно на первом году обучения и в полном объеме входит в задания ГИА и ЕГЭ. На этом этапе считаю крайне важным научить ребят  пользоваться  Периодической таблицей химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, разбираться в строении атома, решать основные виды расчетных задач. Для успешной сдачи экзаменов крайне важно, чтобы ребенок не заучивал параграф, а понимал изученный материал, умел объяснить протекающие химические процессы и мог применить свои знания при выполнении различных заданий. Умение учеников решать задачи - это показатель хороших знаний по химии и способности мыслить логически.

Для того, чтобы ребята учились думать, задания никогда не предлагаю в форме тестов, где нужно выбрать правильный ответ. Каждому ученику во время проверочных работ уже с 8 класса предлагается индивидуальная карточка с заданием, на которую требуется дать развернутый ответ или написать уравнения реакций. Считаю, что если ребенок умеет формулировать свои мысли, записывать уравнения реакций, то выбрать правильный ответ в тесте он сможет.

С начала учебного года провожу консультации для учащихся 9-х и 11-х классов, выбравших химию для ЕГЭ и ГИА. Занятия провожу в группах по специально разработанной программе. Повторяем и расширяем знания по пройденному ранее материалу, начиная с 8-го класса, а также углубляем знания по текущему материалу. Решаем очень много задач, в том числе повышенной сложности.

Типовые варианты ЕГЭ и ГИА начинаем писать во втором полугодии, когда большинство тем повторили. Это важно, чтобы полученные знания не забывались. На пробных экзаменах используем КИМы тренировочных и диагностических работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», Московского института открытого образования, которые размещены в системе дистанционной подготовки Статград.

Для самоподготовки обучающимся рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет-ресурсов:  экзамен.ру,  решу егэ,  4 егэ и др.

Часть 1 в ЕГЭ – это материал за весь курс химии. При систематической подготовке к урокам эти задания затруднений не вызывают. Из этой части выделю задания на соответствие. Установить соответствие между названием вещества и продуктом, который образуется при взаимодействии этого вещества с каким-то реагентом, установить соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы. Для выполнения этого задания нужно иметь четкие представления о химических свойствах разных классов соединений, знать качественные реакции, особенности химических свойств некоторых веществ. Такие задания учу выполнять детей методом исключения. То есть, сначала выбрать и отбросить варианты заведомо неверных ответов, а затем из меньшего количества предложенных ответов выбрать правильный. При хороших знаниях химических свойств веществ эти задания сложности не вызывают.

Часть 2 в ЕГЭ - это задания повышенного уровня сложности. Здесь нужны знания по химии профильного уровня: нужно дать развернутый ответ, провести системный анализ условия задания, требуется глубокое понимание химической сущности процессов, о которых шла речь в условии заданий, умение выстроить алгоритм проведения вычислений, выявить взаимосвязь различных физических величин. Задания из этой части представляют собой комплекс разных типов задач, для решения которых важно логически правильно выстроить решение.

Материал, выходящий за рамки базового уровня, даю ребятам в форме лекций. Для формирования четкого понимания происходящих химических процессов, материал излагаю в форме схем, таблиц. Такая подача материала наглядна и не перегружает внимание учеников текстом. Отрабатываем навыки в написании уравнений реакций, решаем задачи повышенной сложности.

Большое внимание уделяю эксперименту. На уроках провожу демонстрационные опыты, в программу школьного курса включены практические работы в объеме 7 часов в 9 классе и 2 часа в 11 классе. Поскольку в ОГЭ с этого года включена экспериментальная часть, подобные виды работ крайне важными.

Во втором полугодии провожу пробные внутришкольные экзамены по химии 1 раз в месяц с целью выявления динамики уровня подготовленности учащихся.

Для работы использую пособия с тестовыми заданиями В.Н. Доронькина,  А.А. Кавериной, Л.И. Асановой. Теорию изучаем по книгам следующих авторов:  Н.Л. Глинка, Г.П. Хомченко, С.А. Пузаков, Н.Е. Кузьменко.