Главные вкладки

    Тема урока по химии "Волокна"

    Фандеева Яна Дмитриевна

    В данном уроке представлен теоретический блок: классификация волокон, их свойства, применения и практический блок: лабораторная работа "Распознавание волокон"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volokna_urok.docx72.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки РФ

    МКОУ Средняя общеобразовательная школа п.Ола

    Открытый урок на тему:

    «Волокна»

    11 «А» класс, 19.10.13

    Учитель биологии-химии

    Фандеева Я. Д.

    п. Ола, 2013 год

    Цель урока: познакомить учащихся с классификацией волокон, сформировать умения применять свои знания на практике.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с понятием волокно, классификацией волокон;
    2. Научить  распознавать волокна;
    3. Создать условия для благоприятного усвоения и осмысления материала.

    Тип урока: изучение нового материала, лабораторная работа.

    Методическое обеспечение:

    • Наглядные пособия – «Волокна»
    • Презентация «Классификация волокон»
    • Оборудование и реактивы для практической работы.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Тема сегодняшнего урока очень интересная, актуальная и познавательная. Мы познакомимся с видами волокон, преимуществами и недостатками, применением, сделаем опыты по распознаванию волокона.

    1. Актуализация знаний учащихся – учитель задает следующие вопросы:
    1. Что такое полимер?
    2. Какие виды полимеров  известны вам?
    1. Формирование новых знаний

    Издавна для изготовления одежды и в быту  человек пользовался природными волокнами, получаемыми из хлопка, льна, шерсти некоторых животных, из нитей выпрядаемых гусеницей тутового шелкопряда. Эти источники оказались недостаточными, чтобы удовлетворить все возрастающую потребность.  В Париже на выставке в 1889 г. посетители смогли любоваться первыми образцами искусственного шелка, не уступающего по блеску натуральному. Наиболее видное место среди искусственных волокон занимают ацетатное и вискозное, их получают из древесной целлюлозы. А уже в XX веке научились получать синтетические волокна из химического сырья, в основном из нефтепродуктов. В нынешнем XXI веке, когда будущее за генной инженерией и нанотехнологиями, учёные применяют и их для получения всё новых видов волокон и тканей.

    Волокнами называются материалы, линейного строения, которые пригодны для изготовления пряжи и текстильных изделий.

    Классификация волокон:

    1. Природные волокна
    • Волокна растительного происхождения (хлопок, лен, джут, кенаф, рами, койр);
    • Волокна животного происхождения (шерсь, шелк)
    • Волокна минерального происхождения (асбест)
    1. Химические волокна
    • Искусственные (ацетатное, вискозное и др.);
    • Синтетические (нейлон, капрон, лавсан, перлон, тефлон, хлорин и др.).

    Ребята у вас на партах находятся коллекции «Волокна», давай-те посмотрим, какие бывают волокна и определимся с их свойствами!

    Свойства волокон:

    • Хлопковое -  обладает хорошими механическими свойствами, износоустойчивое, термостабильное, хорошо впитывает влагу (гигроскопичное);
    • Льняное -  очень прочное применяется для изготовления тканей (бельевых, платьевых и декоративных), бумаги, канатов, веревок, мешков;
    • Шерстяное обладает невысокой прочностью, большой эластичностью, применяется для изготовления трикотажа, войлока, валенков и т.д.;
    • Шелковое – нити очень тонки и прочные, используются для производства тканей, надстроечных полосок телескопов и биноклей (например, в Японии за изысканное кимоно из шелка запрашивали 30000 долларов и больше), недостатком является, что шелк очень горюч, и при попадении искры мгновенно сгорает;
    • Асбестовое  используют для производства тепло- и огнезащитных химически стойких и других технических изделий и тканей;
    • Вискозное - широко используется для производства медицинской ваты, имплантируемых материалов, целлофана;
    • Ацетатное – мягкое, эластичное, мало сминается, пропускает ультрафиолетовые лучи. Недостатки: невысокая прочность, низкая термо- и износостойкость, значительная электризуемость;
    • Капроновое волокно в 2,5 раза прочнее натурального шелка, ценный материал для производства многих изделий: автомобильного корда, парашютных тканей, канатов, веревок, а также для изготовления тканей, ковров, искусственного меха, рыболовных сетей, которые не гниют и не требуют сушки.
    • Лавсановое - изделия из него очень устойчивы к сминанию, к высоким температурам и различным химическим веществам. Нити лавсана имеют высокую прочность, крайне редко вызывают тканевую реакцию, обладают хорошими манипуляционными свойствами, поэтому применяются в хирургии;
    • Нейлоновое - применение в различных областях, в частности, в электротехнике (за счет электроизоляционных свойств). Нейлоновые нити используется в составе различной пряжи для улучшения ее потребительских качеств;
    • Хлориновое волокно обладает очень высокой стойкостью к действию кислот и щелочей и низкой тепло- и электропроводностью, негорючее, атмосферостойкое, устойчивое к микроорганизмам, используется для производства спецодежды, лечебного белья, фильтровальной бумаги, термо- и звукоизоляционных войлоков.

    Давайте попробуем различить волокна между собой. И так перед вами лежит инструкция по проведению практической работы “Распознание волокон”. Внимательно прочтите ее и приступайте к выполнению.

    Лабораторная работа "РАСПОЗНОВАНИЕ ВОЛОКОН"

    ОПЫТ № 1. Горение волокон.

    Оборудование: 

    1. Образцы волокон

    • № 1 - хлопок,  
    • № 2 - капрон,
    • № 3 - шерсть,
    • № 4 -  шёлк .

    2. Пробирки.

    3. Спиртовка.

    4. Держатель.

    Ход работы

    Образец волокна при помощи держателя вносят в пламя горелки, при этом отмечают следующее:

    а) горение в пламени и вне пламени;

    б) запах;

    в) характер и цвет золы.

    Наблюдения заносят в таблицу (в тетради).

    Исследуемые параметры

    Образец

    Горение

    Запах

    Характер и цвет золы

    ОПЫТ № 2. Действие органических растворителей, щелочей и кислот.

    Оборудование:

    1. Образцы волокон - хлопок, капрон, шёлк, шерсть.

    2. Комплект пробирок в штативах.

    Реактивы: серная кислота, едкий натр, азотная кислота 

    Ход работы

    В штативе 3 пробирки, которые пронумерованы от 1 до 3. В пробирки помещают образцы исследуемого волокна.

    В пробирку при помощи стеклянной трубочки  №1 наливаем 2 мм серной кислоты; №2 – 2 мл едкого натра; №3 – 2 мл ацетона; №4 – 2 мл воды.

    При этом наблюдают изменения, которые также вносятся в таблицу.

    Название волокна

    НNO3

    H2SO4

    NaOH

    Образец

    Выводы: Заполнить графы таблицы, по определителю волокон определить название образца.

    Определитель волокон

    Распознавание волокон

    1. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала

    ЧАСТУШКИ

    Ах, подружки дорогие,
    Мы расскажем вам сейчас
    О различных видах ткани
    Применяемых у нас.

    Лучше хлопка, шелка, шерсти
    Не найти изделий.
    Только носятся они
    Всего лишь две недели.

    Стала гладить я капрон
    Очень жарким утюгом,
    Посмотрела, сердце сжалось
    Только дырочка осталась.

    На костюм идет нейлон,
    Не боится грязи он.
    Для нерях желаем шить,
    Будут чистыми ходить.

    Ткань хлорин болезни лечит
    Ревматизм, порок излечит.
    Надо в жизнь ее внедрить,
    Чтоб лентяев излечить

    Тоньше нити паутины
    Научились получать
    Из еловой древесины
    “Ацетатной” нити прядь.

    Как посмотришь на лавсан,
    Так дивишься чудесам.
    Ткань плотна, она не мнется
    И дождю не поддается.

    Мы хотим совет вам дать,
    Чтоб от жизни не отстать,
    Чтобы брюки вид имели
    Ткань лавсан все заимели.

    Мы пропели вам сейчас
    Лишь о нескольких из нас.
    Если каждого задеть
    Будем год частушки петь.

    Ребята, что нового сегодня на уроке вы узнали?

    1. Домашнее задание: стр. 60-66 (вопр. 8).