Рабочая программа по химии 8 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

                                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                       

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

 

Класс: 8

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель химии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4. Приказ Миистерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  химии для 8 классов (авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.)

 6 Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8 .Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся 

4. Список литературы

 

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по химии  для 8  классов. Авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.

- Учебник под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф». 2015 г)

. Изучение химии в основной школе направлено:

- на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике

на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить  расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

 - на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; 

на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды. Содержание представлено взаимосвязанными и равными блоками знаний, развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и

      Курс химии 8 класса (2ч. в неделю для общеобразовательных классов)  предполагает изучение двух разделов.

      Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно - молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно - молекулярном, так и на электронном уровнях.

     Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций.

        Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

Ведущие цели обучения химии.

·                         Освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

·                         Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·                         Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;

·                          Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

            Задачи обучения: способствовать развитию ОУУН:

·         Изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;

·         Формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать  причинно-следственные связи и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

·         Формирование умений организовывать свой учебный труд, пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте;

§  Формирование умений обращаться с химическими  веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности, учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений…); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения.     

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю).

 

 

 

2.Календарно-тематическое планирование.

Название темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

 Введение (2 часа)

1

Предмет и задачи химии.   

1

Характеризовать  понятия: химия — наука о  веществах их свойствах и превращениях. Основные понятия и теории химии

1 неделя

 

2

  Практическая работа №1   Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1

Обосновать понятие «вещество» в физике и химии. Физические свойства веществ. Физические и химические явления.

 

1 неделя

 

                                                                                                                         Глава I «Вещества и химические явления» (11 часов)

3

Понятие «вещество» в физике и химии.  Физические и химические явления

1

Атомы, молекулы. Химические элементы и их знаки. Формы существования химических элементов.

2 неделя

 

4

Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе.

1

Вещества простые и сложные Простые вещества: металлы и неметаллы. Металлы и неметаллы; их общая характеристика. Некоторые сведения о металлах  и неметаллах, обуславливающих загрязненность окружающей среды. Описание наиболее распространенных простых веществ. Качественный и количественный состав вещества. Закон постоянства состава. Химическая формула.

 

2 неделя

 

5

Состав веществ. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава веществ

1

Характеризовать атомно-молекулярное учение в химии.

3 неделя

 

6

Атомно-молекулярное учение.

1

 

Вычислять относительную атомную   массу элемента. Характеризовать понятия:относительная  молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в соединении.

3 неделя

 

7

 Относительная атомная, молекулярная масса. Массовая доля эле­мента в соединении

1

Определять массовые доли элементов в соединении.

4

неделя

 

8

 Решение задач: расчеты по химическим формулам

1

 Решеать задачи и делать расчеты по химическим формулам

4 неделя

 

9

Система химических элементов Д.И. Менделеева.

1

Характеризовать систему химических элементов Д.И. Менделеева.

5 неделя

 

10

Валентность химических элементов.

1

Определять валентность химических элементов.

5 неделя

 

11

Валентность химических элементов.

1

Определять валентность химических элементов в соединениях

6 неделя

 

12

Количества вещества. Моль. Молярная масса.

1

Характеризовать количества вещества, моль, молярная масса., решать примеры

6 неделя

 

13

Решение задач: расчеты по химическим формулам

1

Проводить: расчеты по химическим формулам

7 неделя

 

Глава II Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии  ( 7 часов)

14

Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепло­вой эффект реакции.

1

Характеризовать химические реакции, решать задачи на вычисление теплового эффекта

7 неделя

 

15

Закон сохранения массы и энергии веществ

1

Обосновать закон сохранения массы веществ

8 неделя

 

16

 Уравнения химических реакций

1

Составлять уранения химических реакций

8 неделя

 

17

Решение задач: расчеты по химическим уравнениям.

1

Проводить расчеты по химическим уравнениям.

9 неделя

 

18

Типы химических реакций.

1

Характеризовать типы химичечких реакций, определять и приводить примеры

9 неделя

 

19

Обобщение знаний по темам 1-3

1

Обобщить и систематизировать знания

10 неделя

 

20

Контрольная работа №1

1

Обобщить и систематизировать знания

10 неделя

 

Глава III « Методы химии» ( 2 часа)

21

Методы химии Анализ и синтез веществ.

1

Характеризовать  методы химии, проводить анализ и синтез веществ.

11 неделя

 

22

Химический язык.

1

Разговаривать на химическом языке

11 неделя

 

Глава IV «Вещества в окружающей нас природе и в технике» ( 5 часов)

23

Чистые вещества и смеси. Практическая работа №2. Очистка веществ.

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

12

неделя

 

24

Растворы. Растворимость веществ. Практическая работа №3. Растворимость веществ.

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

12

неделя

 

25

Способы выражения концентрации растворов

 

1

Характеризовать способы выражения концентрации растворов

13

неделя

 

26

 Решение задач на растворы.

1

Решать химические задачи

13 неделя

 

27

Практическая  работа  №4.  Приготовление  растворов  заданной концентрации.

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

14 неделя

 

Глава V « Понятие о газах. Воздух, кислород, горение»  (8 часов)

28

Законы  Гей-Люссака и Авогадро.

1

Характеризовать закон Гей Люссака и Авогалро и использовать при решении задач.

 

14 неделя

 

29

Решение задач, расчеты с использованием газовых законов. Относительная плотность газов.

1

Проводить расчеты с использованием газовых законов, вычислять относительные плотности газов.

15 неделя

 

30

Воздух - смесь газов.   

1

Характеризовать воздух как смесь газов

15 неделя

 

31

Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода.

1

Давать характеристику кислороду как химическому элементу и как простому веществу

16 неделя

 

32

Практическая работа №5. Получение   кислорода и изучение его свойств

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

16 неделя

 

33

Химические свойства и применение кислорода

1

Характеризовать химиеские свойства и применение кислорода

17 неделя

 

34

Обобщение знаний по темам  4-5.

1

Обобщить и систематизировать знания

17 неделя

 

35

Контрольная работа №2.

1

Обобщить и систематизировать знания

18 неделя

 

Глава VI «Основные классы неорганических соединений» (12 часов)

36

Оксиды и их классификация. Понятие об амфотерности.

1

Характеризовать оксиды и их классификацию, делать выводы

18 неделя

 

37

Основания - гидроксиды основных оксидов.

1

Характеризовать основания и их классификацию, делать выводы

19

неделя

 

38

Кислоты.

1

Характеризовать кислоты и их классификацию, делать выводы

19

неделя

 

39

Соли: состав и номенклатура.

1

Характеризовать соли и их классификацию, делать выводы

20

 неделя

 

40

Химические свойства оксидов.

1

Характеризовать  химические совйства оксидов и их классификацию, делать выводы

20

неделя

 

41

Получение и химические свойства щелочей.

1

Познакомиться с получением и химическими свойствами щелочей

21 неделя

 

42

Получение и химические свойства нерастворимых оснований.

1

Познакомиться с получением и химическими свойствами нерастворимых оснований

21 неделя

 

43

Химические свойства кислот.

1

Познакомиться с получением и химическими свойствами кслот

22 неделя

 

44

Химические свойства солей.

1

Познакомиться с получением и химическими свойствами солей

22 неделя

 

45

Классификация и генетическая взаимосвязь между классами неор­ганических соединений

1

Анализировать классификацию и генетическую взаимосвязь между классами неор­ганических соединений

23 неделя

 

46

Практическая работа №6. Исследование свойств оксидов, основа­ний, кислот.

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

23 неделя

 

47

Контрольная работа №3.

1

Обобщить и систематизировать полученные знания

24 неделя

 

                                                                                                     Глава VII «Строение атома» (3часа)

48

Состав и важнейшие характеристики атома.

1

Научиться характеризовать состав атома, дать характеристику.

24 неделя

 

49

Изотопы. Химический элемент.

1

Познакомиться с понятием о растворах как гомогенных физико-химических системах. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Коэффициент растворимости.

25 неделя

 

50

Состояние электрона в атоме. Строение электронных оболочек.

1

Характеризовать состояние электрона в атоме, строение электронных оболочек атомов элементов: s-, p-. особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов и место элемента в ПС и электронная структура атомов. 

25 неделя

 

Глава VIII «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» ( 3 часа)

51

Свойства химических элементов и их периодические изменения

1

Определять свойства химических элементов и их периодические изменения

26 неделя

 

52

Периодический закон и периодическая система химических эле­ментов Д. И, Менделеева в свете теории строения атома.

1

 Характеризовать  современную трактовку периодического закона, периодическую систему в свете строения атома, физический смысл номера периода и групп .

26 неделя

 

53

Характеристика химических элементов по положению в периоди­ческой системе

1

Давать общую характеристику элементам на основе его положения в ПС. Знать научное значение периодического закона. Работать с таблицей, давать  характеристику химическим свойствам элементов главных подгрупп и переходных элементов и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Семейства элементов (на примере щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Относительная электроотрицательность элементов.

 

27 неделя

 

Глава IX.  «Строение вещества» (5 часов)

54

Валентные состояния и химические связи атомов элементов.

1

Познакомиться  с понятиями: валентное состояние атомов в свете теории электронного строения, валентные электроны, химическая связь атомов.

27 неделя

 

55

Ковалентная связь и ее виды.

1

Познакомиться  с понятиями: ковалентная связь и механизмом ее образования. Определять виды неполярной и полярной ковалентных связей. Давать харакетристику  ковалентной связи. Научиться  писать электронные и структурные формулы веществ.

28 неделя

 

56

Понятие об ионной связи

1

Познакомиться  с понятиями: ионная связь и механизмом ее образования. Катионы и анионы. Кристаллическое строение веществ.

 

28 неделя

 

57

Степень окисления

1

 Определять степень окисления элементов

29 неделя

 

58

Кристаллическое состояние вещества.

1

Определять кристаллическое состояние вещества

29 неделя

 

Глава X «Химические реакции в свете электронной теории» (2 часа)

59

Окислительно-восстановительные реакции.

1

Познакомиться с общей характеристикой окислительно-восстановительных реакций, классификацией химических реакций в свете электронной теории, 

процессами окисления и восстановления;   окислитель и восстановитель.

30 неделя

 

60

 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

1

Составлять  уравнения окислительно-восстановительных реакций

30 неделя

 

                                                                                                     Глава XI Водород (3 часа)

61

Водород - элемент и простое вещество. Получение водорода.

1

Характеризовать водород в космосе и на Земле. Познакомиться  с понятиями: ядерные реакции на Солнце, получением водорода в лаборатории и водородом  как  химическим элементом и как простым  веществом и изотопами  водорода.

 

31 неделя

 

62

Химические свойства водорода. Вода

 

1

Характеризовать физические и химические свойства водорода, применение водорода, промышленное получение водорода и  водорода  как  экологически чистого топлива; перспективами его использования.

31 неделя

 

63

Практическая работа №7. Получение водорода и исследование его химических свойств.

1

 Получить  водород и исследовать его химические свойства.

32 неделя

 

Глава XII  Галогены (3часа)

64

 Галогены -  химические элементы и простые вещества.

1

Характеризовать  галогенов как химических элементов и простых веществ.  Определять строение атомов галогенов.

 

32 неделя

 

65

Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды.

1

Характеризовать получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Соли соляной кислоты. Биологическое значение галогенов.

33 неделя

 

66

Практическая работа №8 Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»

1

 Получить лабораторным способом соляную кислоту и  познакомиться ее свойствами.

33 неделя

 

Глава XIII . Обобщение знаний      (3 часа)                                

67

Повторение и обобщение знаний курса химии 8 класса. Зачет

1

Обобщить и систаматизировать полученные знания

34 неделя

 

68

Итоговая контрольная работа

1

Обобщить и систаматизировать полученные знания

34 неделя

 

69

Повторение.

1

Обобщить и систаматизировать полученные знания

35 неделя

 

70

Повторение

1

Обобщить и систаматизировать полученные знания

35 неделя

 

 

 

. Химия. Программы. 8-11 классы / Н.Е Кузнецова, Н.Н Гара.-2-е изд, перераб.-М.: «Вентана-Граф», 2013

                                           

                              3. Требования к уровню подготовки учащихся.

                В результате изучения химии ученик должен

                знать/понимать:

-химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

          -важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная    и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

         -основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

        Уметь:

-называть химические элементы, соединения изученных классов;

 -объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров   группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

        -характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

         -определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

-составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для безопасного обращения с веществами и материалами;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

-критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

-приготовления растворов заданной концентрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Список литературы:

Учебник:

Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара «Химия. 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2015 г.
Методические пособия для учителя:

Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин Программы по химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений./ Под ред. Н.Е.Кузнецовой - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2016
М.А.Шаталов Уроки химии. Методическое пособие 8 класс - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2006

А.Е.Насонова Химия в таблицах 8 – 11 класс. Справочное пособие – М. Дрофа, 2000 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачник по химии для учащихся 8 класса/ Н.Е Кузнецова

 

4. Химия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы / Н.П. Троегубова. – М. ООО «ВАКО»,2010 г.

 

5. Химия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы / А.С. Корощенко, А.В. Яшукова. – М. «Экзамен»

2016 г  

 

6.  Химия.  Планируемые  результаты.  Система  заданий  8  –  9  класс  /  А.А.  Каверина,  Р.Г.  Иванова,  Д.Ю.

Добротин. – М. «Просвещение» 2013  

 

 

4. Список литературы:

   Литература основная и дополнительная

1.      Кузнецова Н.Е.,Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.- 224 с.: ил

2.      Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.. -128с.

3.      Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015г..-128с.

    4.  Каверина А.А. Химия: дидактические материалы: 8-9. М.: ВЛАДОС, 2007

    5.  Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007

    6.  Иванов В.Г. . Химия в  формулах 8-11 класс: справочные  материалы М: Дрофа,

         2007

     7.  Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы. Ростов н/Д: 

    изд-во     «Феникс»,2002

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_himiya_.docx67.07 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

Класс: 8

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель химии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4. Приказ Миистерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  химии для 8 классов (авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.)

 6 Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8 .Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

      Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся  

4. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Программа  по химии  для 8  классов. Авторы: Н.Е.Кузнецова, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г.

- Учебник под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф». 2015 г)

. Изучение химии в основной школе направлено:

- на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике

на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить  расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

 - на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;  

на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды. Содержание представлено взаимосвязанными и равными блоками знаний, развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и

      Курс химии 8 класса (2ч. в неделю для общеобразовательных классов)  предполагает изучение двух разделов.

      Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно - молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно - молекулярном, так и на электронном уровнях.

     Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций.

        Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

Ведущие цели обучения химии.

  • Освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
  •  Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

        Задачи обучения: способствовать развитию ОУУН:

  • Изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;
  • Формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать  причинно-следственные связи и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
  • Формирование умений организовывать свой учебный труд, пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте;
  • Формирование умений обращаться с химическими  веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности, учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений…); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения.        

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю).


2.Календарно-тематическое планирование.

Название темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

 Введение (2 часа)

1

Предмет и задачи химии.  

1

Характеризовать  понятия: химия — наука о  веществах их свойствах и превращениях. Основные понятия и теории химии

1 неделя

2

  Практическая работа №1   Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1

Обосновать понятие «вещество» в физике и химии. Физические свойства веществ. Физические и химические явления.

1 неделя

                                                                                                                         Глава I «Вещества и химические явления» (11 часов)

3

Понятие «вещество» в физике и химии.  Физические и химические явления

1

Атомы, молекулы. Химические элементы и их знаки. Формы существования химических элементов.

2 неделя

4

Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе.

1

Вещества простые и сложные Простые вещества: металлы и неметаллы. Металлы и неметаллы; их общая характеристика. Некоторые сведения о металлах  и неметаллах, обуславливающих загрязненность окружающей среды. Описание наиболее распространенных простых веществ. Качественный и количественный состав вещества. Закон постоянства состава. Химическая формула.

2 неделя

5

Состав веществ. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава веществ

1

Характеризовать атомно-молекулярное учение в химии.

3 неделя

6

Атомно-молекулярное учение.

1

Вычислять относительную атомную   массу элемента. Характеризовать понятия:относительная  молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в соединении.

3 неделя

7

 Относительная атомная, молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении

1

Определять массовые доли элементов в соединении.

4

неделя

8

 Решение задач: расчеты по химическим формулам

1

 Решеать задачи и делать расчеты по химическим формулам

4 неделя

9

Система химических элементов Д.И. Менделеева.

1

Характеризовать систему химических элементов Д.И. Менделеева.

5 неделя

10

Валентность химических элементов.

1

Определять валентность химических элементов.

5 неделя

11

Валентность химических элементов.

1

Определять валентность химических элементов в соединениях

6 неделя

12

Количества вещества. Моль. Молярная масса.

1

Характеризовать количества вещества, моль, молярная масса., решать примеры

6 неделя

13

Решение задач: расчеты по химическим формулам

1

Проводить: расчеты по химическим формулам

7 неделя

Глава II Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии  ( 7 часов)

14

Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции. 

1

Характеризовать химические реакции, решать задачи на вычисление теплового эффекта

7 неделя

15

Закон сохранения массы и энергии веществ 

1

Обосновать закон сохранения массы веществ

8 неделя

16

 Уравнения химических реакций 

1

Составлять уранения химических реакций

8 неделя

17

Решение задач: расчеты по химическим уравнениям. 

1

Проводить расчеты по химическим уравнениям.

9 неделя

18

Типы химических реакций. 

1

Характеризовать типы химичечких реакций, определять и приводить примеры

9 неделя

19

Обобщение знаний по темам 1-3

1

Обобщить и систематизировать знания

10 неделя

20

Контрольная работа №1

1

Обобщить и систематизировать знания

10 неделя

Глава III « Методы химии» ( 2 часа)

21

Методы химии Анализ и синтез веществ.

1

Характеризовать  методы химии, проводить анализ и синтез веществ.

11 неделя

22

Химический язык. 

1

Разговаривать на химическом языке

11 неделя

Глава IV «Вещества в окружающей нас природе и в технике» ( 5 часов)

23

Чистые вещества и смеси. Практическая работа №2. Очистка веществ.

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

12

неделя

24

Растворы. Растворимость веществ. Практическая работа №3. Растворимость веществ.

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

12

неделя

25

Способы выражения концентрации растворов

1

Характеризовать способы выражения концентрации растворов

13

неделя

26

 Решение задач на растворы.

1

Решать химические задачи

13 неделя

27

Практическая  работа  №4.  Приготовление  растворов  заданной концентрации. 

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

14 неделя

Глава V « Понятие о газах. Воздух, кислород, горение»  (8 часов)

28

Законы  Гей-Люссака и Авогадро. 

1

Характеризовать закон Гей Люссака и Авогалро и использовать при решении задач.

14 неделя

29

Решение задач, расчеты с использованием газовых законов. Относительная плотность газов.

1

Проводить расчеты с использованием газовых законов, вычислять относительные плотности газов.

15 неделя

30

Воздух - смесь газов.   

1

Характеризовать воздух как смесь газов

15 неделя

31

Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода. 

1

Давать характеристику кислороду как химическому элементу и как простому веществу

16 неделя

32

Практическая работа №5. Получение   кислорода и изучение его свойств

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

16 неделя

33

Химические свойства и применение кислорода

1

Характеризовать химиеские свойства и применение кислорода

17 неделя

34

Обобщение знаний по темам  4-5. 

1

Обобщить и систематизировать знания

17 неделя

35

Контрольная работа №2. 

1

Обобщить и систематизировать знания

18 неделя

Глава VI «Основные классы неорганических соединений» (12 часов)

36

Оксиды и их классификация. Понятие об амфотерности.

1

Характеризовать оксиды и их классификацию, делать выводы

18 неделя

37

Основания - гидроксиды основных оксидов. 

1

Характеризовать основания и их классификацию, делать выводы

19

неделя

38

Кислоты. 

1

Характеризовать кислоты и их классификацию, делать выводы

19

неделя

39

Соли: состав и номенклатура. 

1

Характеризовать соли и их классификацию, делать выводы

20

 неделя

40

Химические свойства оксидов. 

1

Характеризовать  химические совйства оксидов и их классификацию, делать выводы

20

неделя

41

Получение и химические свойства щелочей. 

1

Познакомиться с получением и химическими свойствами щелочей

21 неделя

42

Получение и химические свойства нерастворимых оснований. 

1

Познакомиться с получением и химическими свойствами нерастворимых оснований

21 неделя

43

Химические свойства кислот. 

1

Познакомиться с получением и химическими свойствами кслот

22 неделя

44

Химические свойства солей. 

1

Познакомиться с получением и химическими свойствами солей

22 неделя

45

Классификация и генетическая взаимосвязь между классами неорганических соединений 

1

Анализировать классификацию и генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений

23 неделя

46

Практическая работа №6. Исследование свойств оксидов, оснований, кислот. 

1

Проводить практическую работу и делать выводы по работе

23 неделя

47

Контрольная работа №3. 

1

Обобщить и систематизировать полученные знания

24 неделя

                                                                                                     Глава VII «Строение атома» (3часа)

48

Состав и важнейшие характеристики атома. 

1

Научиться характеризовать состав атома, дать характеристику.

24 неделя

49

Изотопы. Химический элемент. 

1

Познакомиться с понятием о растворах как гомогенных физико-химических системах. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Коэффициент растворимости.

25 неделя

50

Состояние электрона в атоме. Строение электронных оболочек. 

1

Характеризовать состояние электрона в атоме, строение электронных оболочек атомов элементов: s-, p-. особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов и место элемента в ПС и электронная структура атомов.  

25 неделя

Глава VIII «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» ( 3 часа)

51

Свойства химических элементов и их периодические изменения 

1

Определять свойства химических элементов и их периодические изменения

26 неделя

52

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И, Менделеева в свете теории строения атома. 

1

 Характеризовать  современную трактовку периодического закона, периодическую систему в свете строения атома, физический смысл номера периода и групп .

26 неделя

53

Характеристика химических элементов по положению в периодической системе 

1

Давать общую характеристику элементам на основе его положения в ПС. Знать научное значение периодического закона. Работать с таблицей, давать  характеристику химическим свойствам элементов главных подгрупп и переходных элементов и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Семейства элементов (на примере щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Относительная электроотрицательность элементов.

 

27 неделя

Глава IX.  «Строение вещества» (5 часов)

54

Валентные состояния и химические связи атомов элементов. 

1

Познакомиться  с понятиями: валентное состояние атомов в свете теории электронного строения, валентные электроны, химическая связь атомов.

27 неделя

55

Ковалентная связь и ее виды. 

1

Познакомиться  с понятиями: ковалентная связь и механизмом ее образования. Определять виды неполярной и полярной ковалентных связей. Давать харакетристику  ковалентной связи. Научиться  писать электронные и структурные формулы веществ.

28 неделя

56

Понятие об ионной связи 

1

Познакомиться  с понятиями: ионная связь и механизмом ее образования. Катионы и анионы. Кристаллическое строение веществ.

28 неделя

57

Степень окисления 

1

 Определять степень окисления элементов

29 неделя

58

Кристаллическое состояние вещества. 

1

Определять кристаллическое состояние вещества

29 неделя

Глава X «Химические реакции в свете электронной теории» (2 часа)

59

Окислительно-восстановительные реакции. 

1

Познакомиться с общей характеристикой окислительно-восстановительных реакций, классификацией химических реакций в свете электронной теории,  

процессами окисления и восстановления;   окислитель и восстановитель.

30 неделя

60

 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

1

Составлять  уравнения окислительно-восстановительных реакций

30 неделя

                                                                                                     Глава XI Водород (3 часа)

61

Водород - элемент и простое вещество. Получение водорода. 

1

Характеризовать водород в космосе и на Земле. Познакомиться  с понятиями: ядерные реакции на Солнце, получением водорода в лаборатории и водородом  как  химическим элементом и как простым  веществом и изотопами  водорода.

31 неделя

62

Химические свойства водорода. Вода

1

Характеризовать физические и химические свойства водорода, применение водорода, промышленное получение водорода и  водорода  как  экологически чистого топлива; перспективами его использования.

31 неделя

63

Практическая работа №7. Получение водорода и исследование его химических свойств. 

1

 Получить  водород и исследовать его химические свойства.

32 неделя

Глава XII  Галогены (3часа)

64

 Галогены -  химические элементы и простые вещества.

1

Характеризовать  галогенов как химических элементов и простых веществ.  Определять строение атомов галогенов.

32 неделя

65

Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды. 

1

Характеризовать получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Соли соляной кислоты. Биологическое значение галогенов.

33 неделя

66

Практическая работа №8 Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»

1

 Получить лабораторным способом соляную кислоту и  познакомиться ее свойствами.

33 неделя

Глава XIII . Обобщение знаний      (3 часа)                                

67

Повторение и обобщение знаний курса химии 8 класса. Зачет

1

Обобщить и систаматизировать полученные знания

34 неделя

68

Итоговая контрольная работа

1

Обобщить и систаматизировать полученные знания

34 неделя

69

Повторение.

1

Обобщить и систаматизировать полученные знания

35 неделя

70

Повторение

1

Обобщить и систаматизировать полученные знания

35 неделя


. Химия. Программы. 8-11 классы / Н.Е Кузнецова, Н.Н Гара.-2-е изд, перераб.-М.: «Вентана-Граф», 2013

                                           

                              3. Требования к уровню подготовки учащихся.

                В результате изучения химии ученик должен

                знать/понимать:

-химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

          -важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная    и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

         -основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

        Уметь:

-называть химические элементы, соединения изученных классов;

 -объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров   группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

        -характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

         -определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

-составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для безопасного обращения с веществами и материалами;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

-критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

-приготовления растворов заданной концентрации.

4 Список литературы:

Учебник:

Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара «Химия. 8 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2015 г.
Методические пособия для учителя:

Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин Программы по химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений./ Под ред. Н.Е.Кузнецовой - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2016
М.А.Шаталов Уроки химии. Методическое пособие 8 класс - М.: ООО Издательский центр Вентана-Граф, 2006

А.Е.Насонова Химия в таблицах 8 – 11 класс. Справочное пособие – М. Дрофа, 2000 

Медиаресурсы:

Материалы сайтов:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31

Сеть творческих учителей. Химоза –

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com

Презентации PowerPoint –

http://iqwer.ru/powerpoint/prezentacija/himija.htm

«Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория»

1С: Химия репетитор


3. Задачник по химии для учащихся 8 класса/ Н.Е Кузнецова 

 

4. Химия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы / Н.П. Троегубова. – М. ООО «ВАКО»,2010 г. 

 

5. Химия 8 класс. Контрольно-измерительные материалы / А.С. Корощенко, А.В. Яшукова. – М. «Экзамен»

2016 г  

 

6.  Химия.  Планируемые  результаты.  Система  заданий  8  –  9  класс  /  А.А.  Каверина,  Р.Г.  Иванова,  Д.Ю.

Добротин. – М. «Просвещение» 2013  

 


4. Список литературы:

   Литература основная и дополнительная

  1. Кузнецова Н.Е.,Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.- 224 с.: ил
  2. Кузнецова Н.Е.,Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.. -128с.
  3. Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред.Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2015г..-128с.

    4.  Каверина А.А. Химия: дидактические материалы: 8-9. М.: ВЛАДОС, 2007

    5.  Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс: справочное пособие, М: Дрофа, 2007

    6.  Иванов В.Г. . Химия в  формулах 8-11 класс: справочные  материалы М: Дрофа,

         2007

     7.  Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы. Ростов н/Д:  

    изд-во     «Феникс»,2002

Интернет сайты

Веб-квест по химии (сайт, созданный учащимися)

http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/

Открытый колледж Химия

http://www.college.ru/chemistry/

Школьная химия

http://www.schoolchemistry.by.ru/

Каталог образовательных ресурсов по химии

http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149

Виртуальный учебник по химии

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

Электронный учебник по химии Органическая химия

http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm

Химические игры Алхимик

http://www.alhimik.ru/fun/games.html

Я иду на урок химии

http://him.1september.ru/urok/

Методическое объединение учителей химии СВО Москвы

http://www.bolotovdv.narod.ru/index.html

Занимательная химия

http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm

         http://www.alhimik.ru

         http://chemistry.r2.ru

http://khimia.h1.ru

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html

http://chem4you.boom.ru/

htt p://hemi.wallst.ru/

http://sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html

http://formula44.narod.ru.p://hemi.wallst.ru/

http://www.edu.ru/

http://www.school.edu.ru/default.as 

 http://www.zavuch.info/p