Конспект урока по теме : " Алкины" 10 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

Тема: Химические свойства белка

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

 

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть качественные реакции  на белок.

 

 

УЭ-1

Цель: определите ваш исходный уровень знаний о белках.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Какие вещества называют белками? 
  2. Какие реакции называются качественными?
  3. Что называется функциональной группой?
  4. Перечислите известные вам функциональные группы?
  5. Какие качественные реакции вам известны для определения непредельных углеводородов, спиртов одноатомных и многоатомных, альдегидов, кислот и щелочей?

 

Работайте в парах и с классом.

 

УЭ-2

Цель: ознакомиться с процессом денатурации белков.

  І. Внимательно прочитайте  с. 232.

 

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

1.    Что называется денатурацией белка? 

2.    Какие воздействия на белковую молекулу приводят к денатурации?

 

ІІІ. Проделайте лабораторный опыт№1 

 «Денатурация белка»

В пробирке №1 налит раствор куриного яйца, нагрейте на пламени спиртовки до кипения (соблюдайте правила ТБ! Обращения с нагревательными приборами). Отметьте помутнение раствора. 

Охладите содержимое пробирки. 

Разбавьте водой в 2 раза.

Ответьте на вопросы:

1. Почему раствор белка при нагревании мутнеет?

2. Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой?

 

 

 

ІV. Проделайте лабораторный опыт №2 

«Осаждение белка солями

тяжелых металлов».

В пробирке №2 и №3 налиты растворы куриного яйца,  добавьте медленно, при встряхивании, по каплям в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую — раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка. 

Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении солями тяжелых металлов

 

 

 

Обсудите вопросы в парах и с классом

 

 

 

Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

1.

image

Наблюдение:

2.

imageimage

Наблюдение:

 

УЭ-3

Цель: ознакомиться с качественными реакциями на белок.

  І. Внимательно прочитайте  с. 234.

 ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

1.Какие качественные реакции на белки вы знаете? 

2.С помощью каких реагентов они проводятся, и какими визуальными изменениями сопровождаются?

ІІІ. Проделайте лабораторный опыт №3

«Цветные реакции белков»

      А)  В пробирке №4 налит раствор белка, прибавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты (соблюдайте правила ТБ! обращения с кислотами). Нагрейте содержимое пробирки (соблюдайте правила ТБ! обращения с нагревательными приборами), при этом образуется желтый осадок. Охладите смесь и добавьте из пробирки №6 (с пробкой) аммиак. 

       Б) Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

.В пробирку №5 налит раствора белка и добавьте 2—З мл раствора гидроксида натрия, затем 1—2 мл раствора медного купороса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІV. Ответьте на вопрос:

  1. Что наблюдаете?
  2. Как называется проделанная реакция?

 

 

 

 

 

Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

3.

 

image

image

 

Наблюдение:

 

Обсудите вопросы в парах и с классом

 

УЭ-4

Цель: проверьте полученные знания о качественных реакциях белка

Выполните тест: (вариант І вопрос №1,3,5,7,9;

                              вариант ІІ вопрос №2,4,6,8,10)

1. Денатурация белка под действием высокой температуры является процессом: 

а) обратимьим, б) необратимым.

2. Для качественного обнаружения белка в природном объекте можно использовать реакцию:

а) «серебряного зеркала», б) биуретовую,

в) любую из перечисленных.

3. При денатурации белка не разрушается структура:

а) первичная, б) третичная,

в) четвертичная, г) все разрушаются.

4. Для проведения биуретовой реакции потребуется реактив:

а) НNО3, б) (СН3СОО)2РЬ, в) Н2S04, г) СuSО4.

5. К денатурации белка может привести:

а) добавление сильных электролитов,

б) нагревание, в) физическое воздействие,

г) все предыдущие ответы верны.

6. При горении белков ощущается запах:

а) тухлых яиц, в) аммиака,

б) жженого рога, г) горелой резины.

7. Для проведения ксантопротеиновой реакции потребуется реагент:

а) НNО3, б) (СН3СОО)2РЬ, в) Н2S04, г) СuSО4.

8. Белками называются:

а) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков моносахаридов,

б) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков α-аминокислот,

в) природные вещества, представляющие собой сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,

г) природные полимеры, молекулы которых представляют собой последовательность нуклеотидов.

9. Денатурацией называется:

а) связывание белками молекул воды,

б) частичное или полное разрушение пространственной структуры белков при сохранении первичной,

в) расщепление полипептидной цепи под действием ферментов,

г) потеря белковой молекулой электрического заряда

 

 

Работайте индивидуально, произведите взаимоконтроль знаний в парах.

 

УЭ-5

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

 

5

4

3

менее 3

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §27

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Химические свойства белка 10 класс

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: рассмотреть качественные реакции  на белок.

УЭ-1

Цель: определите ваш исходный уровень знаний о белках.

Обсудите ответы на вопросы:

  1. Какие вещества называют белками? 
  2. Какие реакции называются качественными?
  3. Что называется функциональной группой?
  4. Перечислите известные вам функциональные группы?
  5. Какие качественные реакции вам известны для определения непредельных углеводородов, спиртов одноатомных и многоатомных, альдегидов, кислот и щелочей?

Работайте в парах и с классом.

УЭ-2

Цель: ознакомиться с процессом денатурации белков.

  І. Внимательно прочитайте  с. 232.

 

ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Что называется денатурацией белка? 
  2. Какие воздействия на белковую молекулу приводят к денатурации?

ІІІ. Проделайте лабораторный опыт№1 

 «Денатурация белка»

В пробирке №1 налит раствор куриного яйца, нагрейте на пламени спиртовки до кипения (соблюдайте правила ТБ! Обращения с нагревательными приборами). Отметьте помутнение раствора. 

Охладите содержимое пробирки. 

Разбавьте водой в 2 раза.

Ответьте на вопросы:

1. Почему раствор белка при нагревании мутнеет?

2. Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой?

ІV. Проделайте лабораторный опыт №2 

«Осаждение белка солями

тяжелых металлов».

В пробирке №2 и №3 налиты растворы куриного яйца,  добавьте медленно, при встряхивании, по каплям в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую — раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка. 

Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении солями тяжелых металлов

Обсудите вопросы в парах и с классом

Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

1.

 

Наблюдение:

2.

Наблюдение:

УЭ-3

Цель: ознакомиться с качественными реакциями на белок.

  І. Внимательно прочитайте  с. 234.

 ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:

1.Какие качественные реакции на белки вы знаете? 

2.С помощью каких реагентов они проводятся, и какими визуальными изменениями сопровождаются?

ІІІ. Проделайте лабораторный опыт №3

«Цветные реакции белков»

      А)  В пробирке №4 налит раствор белка, прибавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты (соблюдайте правила ТБ! обращения с кислотами). Нагрейте содержимое пробирки (соблюдайте правила ТБ! обращения с нагревательными приборами), при этом образуется желтый осадок. Охладите смесь и добавьте из пробирки №6 (с пробкой) аммиак. 

       Б) Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

.В пробирку №5 налит раствора белка и добавьте 2—З мл раствора гидроксида натрия, затем 1—2 мл раствора медного купороса.

ІV. Ответьте на вопрос:

  1. Что наблюдаете?
  2. Как называется проделанная реакция?

Оформите лабораторные опыты в своих тетрадях.

3.

Наблюдение:

Обсудите вопросы в парах и с классом

УЭ-4

Цель: проверьте полученные знания о качественных реакциях белка

Выполните тест: (вариант І вопрос №1,3,5,7,9;

                              вариант ІІ вопрос №2,4,6,8,10)

1. Денатурация белка под действием высокой температуры является процессом: 

а) обратимьим, б) необратимым.

2. Для качественного обнаружения белка в природном объекте можно использовать реакцию:

а) «серебряного зеркала», б) биуретовую,

в) любую из перечисленных.

3. При денатурации белка не разрушается структура:

а) первичная, б) третичная,

в) четвертичная, г) все разрушаются.

4. Для проведения биуретовой реакции потребуется реактив:

а) НNО3, б) (СН3СОО)2РЬ, в) Н2S04, г) СuSО4.

5. К денатурации белка может привести:

а) добавление сильных электролитов,

б) нагревание, в) физическое воздействие,

г) все предыдущие ответы верны.

6. При горении белков ощущается запах:

а) тухлых яиц, в) аммиака,

б) жженого рога, г) горелой резины.

7. Для проведения ксантопротеиновой реакции потребуется реагент:

а) НNО3, б) (СН3СОО)2РЬ, в) Н2S04, г) СuSО4.

8. Белками называются:

а) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков моносахаридов,

б) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков α-аминокислот,

в) природные вещества, представляющие собой сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот,

г) природные полимеры, молекулы которых представляют собой последовательность нуклеотидов.

9. Денатурацией называется:

а) связывание белками молекул воды,

б) частичное или полное разрушение пространственной структуры белков при сохранении первичной,

в) расщепление полипептидной цепи под действием ферментов,

г) потеря белковой молекулой электрического заряда

Работайте индивидуально, произведите взаимоконтроль знаний в парах.

УЭ-5

Прочитайте еще раз цели урока. Удалось ли вам достичь поставленных целей? В какой степени?

Подсчитайте количество набранных баллов за выполненный тест. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.

Количество правильных ответов

Оценка

5

4

3

менее 3

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

плохо усвоили тему

Домашнее задание: §27