Программа внеурочной деятельности по химии Олимпиадная площадка «Юный химик»

Полецкая Наталья Михайловна

Программа внеурочной деятельности по химии

Олимпиадная площадка

«Юный химик»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по химии

Олимпиадная площадка

«Юный химик»

 Аннотация к рабочей программе внеурочная деятельность по химии «Юный химик»

9  класс

Предмет

Химия

Сборник олимпиадных задач по химии

2500 задач по химии

Сборник задач и упражнений по химии для средней школы

Химия в тестах,  задачах и упражнениях

Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы

Т. П. Адамович, Г. И. Васильева

Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин

И. Г. Хомченко

О. С. Габриелян

Г.П. Хомченко

Класс

9

Количество

часов

17 ( 0.5 час в неделю)

Авторы - составители

 

Н. М. Полецкая., учитель химии высшей квалификационной категории

Цели курса

-создание условий для реализации учащимися своих  способностей в  области химии,  которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках изучения базового уровня химии.

·создание условий доля развития интереса учащихся к химии;

. развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью инструментария олимпиадных заданий различного уровня по химии;

.реализация деятельностного подхода, способствующего развитию умений и навыков поиска, анализа, сравнения и использованию знаний;

.расширение кругозора школьников;

· расширение и углубление мировоззренческих позиций, личностное развитие, профильное самоопределение;

Структура

курса

Содержание курса  « Юный химик »

9 класс

Вещество 4 ч

Химические реакции 3 ч

Элементарные основы неорганической химии 4 ч

Методы познания веществ и химических явлений .  Экспериментальные основы химии 6 ч

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • ориентации на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • развития компетенций сотрудничества со сверстниками,  детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • осознанного  выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

Обучающиеся овладеют

Основными общеучебными навыками (универсальными учебными действиями):

Познавательными

  • умением определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Регулятивными (рефлексивными)

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Информационно-коммуникативными

  • необходимым уровнем коммуникативной культуры для решения коммуникативных и познавательных задач
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • необходимыми навыками использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

Обучающиеся получат возможность овладеть

Надпредметные (метапредметные) знания

  • более сложными предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения задач.

Планируемые  предметные результаты изучения курса

Обучающиеся  научится:

  • использовать формулы для вычисления массы вещества,  количества вещества, массовой доли элемента в веществе или компонента в смеси, относительной плотности вещества, количества атомов в веществе;
  • применять знания о химические свойства основных классов органических соединений;
  • оформлять расчетные и экспериментальные задачи согласно предъявляемым требованиям;
  • решать расчетные задачи различными способами;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • соблюдать правила техники безопасности при выполнении экспериментальных задач;
  • производить различные вычисления по химическим уравнениям;
  • производить расчеты по термохимическим уравнениям;
  • находить молекулярную формулу газообразного вещества;
  • определять массовую и объемную доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным;
  • вычислять массы продуктов реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси;
  • вычислять массу (объем или количество) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
  • решать различные комбинированные задачи;
  • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве.

Содержание

Тема 1 ВЕЩЕСТВО

Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атома.

 Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и

неполярная ковалентная связь.  Составление электронных и структурных формул веществ.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.

 Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Номенклатура неорганических соединений.

Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований.  

Тема 2 ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).

Тема 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов.

 Химические свойства оснований.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований.

 Химические свойства кислот.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот

 Химические свойства солей (средних).

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Тема 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Решение задач.

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Решение задач.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

урока

Количество часов

Тема урока

Виды деятельности

учащихся

  1. Вещество

1

1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева.

Составлять схемы , электронные и электронно-графические формулы атомов.

2

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

Составлять план характеристики химического элемента. Предсказывать свойства химических элементов и веществ ими образованных.

3

1

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы.  Химический элемент.

Составлять схемы образования молекул. Определять вид химической связи в молекулах.

4

1

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Определять классы веществ по формулам. Давать названия веществам. Применять знания номенклатуры веществ разных классов.

2.Химические реакции

5

1

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ .Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

Характеризовать химические реакции по плану. Определять типы химических реакций. Предсказывать условия протекания химических реакций. Определять степени окисления элементов.

6

1

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей(средних). Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.

Составлять реакции диссоциации и реакции ионного обмена. Проводить опыты реакций идущих до конца.

7

1

Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Упражнения на составление уравнений окислительно - восставновительных реакций

Расставлять коэффициенты в реакции методом электронного баланса.

3. Элементарные основы неорганической химии

8

1

Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ- металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Производить расчёт по уравнениям реакций.

9

1

Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

Производить расчёт по уравнениям реакций

10

1

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований, кислот, солей

Составлять уравнения реакций, отражающие химические свойства различных классов неорганических веществ.

11

1

Взаимосвязь между веществами различных классов неорганических соединений

Составлять генетические ряды металлов и неметаллов. Давать названия веществам. Определять классы веществ.

4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии.

12

1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.  Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид сульфат-, карбонат- ионы, ион аммония).

Проводить опыты. Применять знания по ТБ, по способам собирания веществ. Наблюдать, делать выводы

13

1

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Проводить опыты. Применять знания по ТБ, по способам собирания веществ. Наблюдать, делать выводы.

14

1

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций

Производить расчёт с использованием математических систем уравнений

15

1

Проведение расчётов на основе формул и упражнений

Производить расчёт с использованием математических систем уравнений

16

1

Решение конкурсных и олимпиадных задач

Решать задачи повышенного уровня, используя алгоритмы и применяя нестандартные способы решения

17

1

Решение конкурсных и олимпиадных задач

Решать задачи повышенного уровня, используя алгоритмы и применяя нестандартные способы решения

Всего

17