Организация исследовательской деятельности

Жигалова Наталья Геннадьевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности

Н.Г.Жигалова

с.Летка, Прилузский район, Республика Коми,

 МАОУ «СОШ» с.Летка

        Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо   детей научить мыслить, находить и решать проблемы. Для этого я использую   знания из разных областей: медицины, краеведения и  коммуникативные и информационно-технологические умения. В соответствии с Законом «Об образовании», воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих  ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. При этом процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост, а конечным его итогом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Приобщение талантливых и способных детей к исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Исследовательская деятельность позволяет развить у детей умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и  планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.

    Химия – наука экспериментальная. Проводимые мною лабораторные и практические работы – это уже исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность  имеет творческий характер, и в то же время, это один из способов индивидуализации обучения. Исследовательская работа занимает длительный период времени. Она позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Поэтому   дети, которые занимаются в моем кружке, со своими работами принимают участие во многих Республиканских и  Всероссийских  заочных и очных  конкурсах, что способствует приобретению опыта выступления перед публикой, умений четко излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы, а также убедиться в правильности выбора будущей профессии.  Исследовательская работа – это условие успешной самореализации творческой личности. Среди форм организации исследовательского обучения я выделяю следующие:

  1. Проблемное ведение бесед, лекций. При этом  я реализую проблемный подход к ведению занятия – представляю   различные точки зрения на заданную тему, организую дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимся представленных мною  первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Я  организую  доклады учащихся  в качестве домашних заданий.
  2. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности.
  3.  Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности.

      Где бы мы ни занимались исследовательской деятельностью с учащимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей  исследовательской технологией на уровне компетентности.

    Исследование – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается и активизируется познавательная деятельность ребенка, знания и умения добываются в результате собственного труда.  В то же время целью исследовательской деятельности является  не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность.      Вместе с учащимися я  достигла следующих результатов:

- повышение интереса  к исследовательской деятельности;

-формирование  положительной мотивации учебно-познавательной деятельности, активности и самостоятельности учащихся;

-  успешность выступлений учащихся на  различных конференциях;

- осознание выбора будущей профессии.