ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ обучающихся по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Постольникова Елена Михайловна

Данный материал представлен шестью практическими работами, которые содержат  по пять заданий (от простого к сложному). Упражнения подобраны с  учетом специальности " Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" дисциплина "Русский язык и Культура речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ  обучающихся по специальности

«Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»

ДИСЦИПЛИНА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

№ п./п

Наименование темы

Кол-во ча сов

    Введение.

1.

Преобразование монологической речи в диалогическую и на оборот.

1

Фонетика.

Упражнение по определению ударения в слове.

1

Лексика и фразеология.

  2.

а). Происхождение, строение и значение фразеологизмов, б). Лексические ошибки и их строение.

1

Словообразование.

 

Словообразовательный анализ общеупотребительной и про фессиональной лексики.

1

Части речи.

3.

Морфологический разбор частей речи.

1

Синтаксис. Нормы правописания. Текст. Стили речи.

Синтаксический разбор.

1

Орфографический и пунктуационный разбор.

 Стилистический разбор.

 Выявление ошибок, нарушающих единство текста.

Итого:

6

Практическая работа №1.

Тема: Преобразование монологической речи в диалогическую и на оборот.

Задание №1.

Преобразуйте монолог в диалог:

Вообще-то автор сперва собирался назвать эту книгу «Самоучитель игры на ком пьютере». Имел он в виду тот несомненный факт, что в умелых руках компьютер - это могучий (наподобие рояля или органа) и послушный инструмент. Но вскоре выясни лось, что слова «игра» и «компьютер», будучи поставлены рядом, настолько прочно связаны с понятием «компьютерные игры», что никто тонких ассоциаций автора уже не улавливает. Даже те, кто улавливает, уточняют: «Это про игры или про что?»

Так вот, речь в книге не столько об играх, сколько - о деле.

«Что ж поделаешь, - подумал автор, - не все же учились музыке! Пусть книжка на зывается не так замечательно, зато точно. По крайней мере, те, кто хотел купить книгу, повествующую исключительно об играх, не будут потом проклинать автора и издате лей, которые ввели их в заблуждение. А те, кому вообще не до игр (надо срочно на учиться работать на этом чертовом компьютере, а хоть бы кто объяснил, что это и как с ним бороться!..), не пройдут с презрением мимо прилавка».

Подумал автор, подумал - и переименовал. Вот и все предуведомление.

Задание №2.

Преобразуйте диалог в монолог и ответьте на вопрос:

- Любой мультимедийный файл по двойному щелчку попадает в стандартный виндоузовский плеер и сразу начинает проигрываться?

- Да! Диски некоторых (аудио-CD, видео-DVD) тоже могут автоматически воспроизводиться программой, едва только раскрутятся - все зависит от настроек системы.

- А,правда, изначально DVD-фильмы плеер не воспроизводит (там какие-то сложности с патентами, надо кому-то платить за лицензию, а даже корпорации Microsoft не хочется этого делать)? Кроме DVD не проигрываются некоторые хитрые разновидности стандартного формата видеофайлов AVI. А разновидности такие возникают едва ли не каждую неделю.

ваш ответ.

Задание №3.

Исправьте пунктуационные ошибки, возникшие при составлении прямой речи:

Короче  говоря  берете эффект мышкой и тащите на клип к которому хотите его применить говорил программист  тут же в окошке просмотра проверяете  как работает эффект не с какой-то вообще красивой картинкой  а с этим конкретным видеофрагментом или фотографией  Если что-то не понравится  щелкнете правой кнопкой по квадратику со звездой в левом нижнем углу и запустите команду Удалить эффекты.

Задание №4.

Составьте на основе предложенного текста диалог и монолог:

Я не смогу поведать вам обо всех чудесах, доступных художнику-дизайнеру и любителю-рисовальщику в серьезных графических пакетах вроде Photoshop или Corel, но в соответствующих главах мы с вами затронем подробнее корректор фотоизображений из Фотоальбома Windows Vista, а также стандартную виндоузовскую программу Paint, а на ее примере расскажем о тех функциях, которые умеют выполнять другие графические растровые программы. Ну, и в разделе, посвященном Microsoft,  рассмотрим простейшую векторную рисовалку, которая в этот пакет встроена. Тем же, кому захочется заняться компьютерной графикой всерьез, могу посоветовать…

Задание №5.

Напишите свой диалог и монолог на тему: «Видеомонтаж в домашних условиях».

Практическая  работа №2.

Тема: Упражнение по определению ударения в слове.

Задание №1.

Подчеркните согласные мягкие звуки:

дизайнер, архитектор, популярными, графики, вектор, редактор, флэшка, мастер, кнопка, бэкап.

Задание №2.

Выпишите слова в которых происходят позиционные изменения:

Прогрессия, диаграмма, адрес, формула, фильтрация, виды ошибок, закладки, игры, файлы, автозапуск, шрифт, модем, восстановление, чат, символ, просмотр, печать, папки, стопки, звук, плеер, сеть, мастер, качество.

Задание №3.

Расставьте ударение в словах:

Аналог, аргумент, алфавит, бензопровод, боязнь, документ, добыча, договор, досуг, жалюзи, завсегдатай, заговор, значимость, индустрия, каталог, квартал, километр, маркетинг, мышление, нормирование, обеспечение, озвучение, ознакомление, случай, сосредоточение, украинец, таможня, упрочение, факсимиле, эксперт; августовский, авизо, валовой, единовременный, избалованный, красивее, килограммовый, нормированный, оптовый, переходный, примкнутый, сливовый, титульный, премированный, подростковый, узаконенный; вчистую, донельзя, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, втридорога; закупорить, копировать, нормировать, облегчить, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, убыстрить, уведомить, углубить, усугубить, формировать, ходатайствовать, черпать.

Задание №4.

Составьте предложения с предложенными словами, чтобы получился текст, укажите границы фразы:

Метаданные ввод и редактирование, название рабочей группы в локальной сети, пароль администратора, регистрация нового типа файла, символы, теневое копирование файлов.

Задание №5.

Пользуясь орфоэпическим словарем, разделите слова на две группы, в зависимости от произношения мягкого или твердого согласного в позиции перед [е].

Специальный, панель, центр, модем, размер, печать, дефрагментация, диспетчер, квесты, стратегические, интерфейс, гибернация, интернет, шутеры, операция, перенос, мастер, режим, адрес, объединение ячеек, общение, процентный.

Практическая  работа №3.

Тема: Происхождение, строение и значение фразеологизмов. Лексические ошибки и их строение.

Задание №1.

Определите, с какими из слов в скобках сочетаются приведенные ниже паронимы. Вспомните, что такое паронимы.

Архаический — архаичный (облик, взгляд, речь, костюм), главный — заглавный (роль, страница, буква, вывод), длинный - длительный (доклад, отпуск, переговоры, день), занять — одолжить (я, мне), комический — комичный (вид, роль, рассказ, жест), критический — критичный (отзыв, ум, подход, ситуация), логический - логичный (поступок, ответ, мышление), надеть — одеть (пальто, ребенка, шляпу, очки), нестерпимый — нетерпимый (человек, боль, обида) подпись — роспись (поставить, древнерусская), проблематичный - проблемный (вопрос, вывод, статья), туристический — туристский (круиз, снаряжение, агентство), явный — явственный (признак шепот, обман, очертания).

Задание №2.

Постройте антонимические пары из данных фразеологизмов.

Сердце кровью обливается; распускать нюни; сбиться с пути; от сердца отлегло; взять себя в руки; слово в слово; найти верный путь; с пятого на десятое; врезаться в память; двух слов связать не может; яблоку негде упасть; язык хорошо подвешен; как сельдей в бочке; спустя рукава; вылетело из головы; засучив рукава; забубённая голова; лясы точить; тише воды ниже травы; в рот воды набрать.

Задание №3.

Исправьте ошибки в глагольно - именных сочетаниях.

Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред, предпринять меры, сделать подвиг, дать предложение, оказать большую роль, уделять большое внимание, внести огромную роль в развитие литературы.

Задание №4.

Найдите допущенные ошибки, исправьте их. Запишите исправленный вариант, укажите, какие нормы были нарушены. Проанализируйте подчеркнутые слова по плану: однозначное – многозначное; исконно русское – заимствованное; общеупотребительное – необщеупотребительное и вид : диалектизм, профессионализм, неологизм, историзм…

Двое носок, пять килограмм апельсин, отзыв на книгу, аннотация о статье, самое ближайшее, одеть платье, семеро девочек, скучать по вас, узнать по приезду, по окончанию школы, в течении месяца, около двести рублей.

Задание №5.

Определите  происхождение фразеологических оборотов. Выпишите их по группам в зависимости от происхождения. Дайте их толкование.

Попал как кур во щи; без году неделя; овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать;  играть первую скрипку;  в здравом уме и твердой  памяти;  а ларчик просто  открывался;  исчадие  ада;  что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; ищите и обрящете; попасть впросак; по образу и подобию; еле-еле душа в теле; блажен, кто смолоду был молод; тяжела ты, шапка Мономаха;    хоть    кол    на    голове    теши;    тридцать    сребреников; вавилонское столпотворение; а Васька слушает да ест; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Гоморра;  ахиллесова пята; во время оно; лет до ста расти нам без  старости; сама себя высекла; без руля и без ветрил.

Практическая работа №4.

Тема: Словообразовательный анализ общеупотребительной и про фессиональной лексики.

Задание №1.

Образуйте слова по следующим схемам:

       Корень +О (е)+ корень

         Корень + корень

         Приставка + корень + суффикс

         Корень + окончание

         Корень + суффикс + окончание

         Приставка + корень + суффикс + окончание.

Задание №2.

Выполните словообразовательный разбор слов.

Установщики, диск, программа-архиватор, компакт-диск, Веб-пейджеры, расширениями, флэшка, переходничок, форма, прогрессия, ячейка, задание, Яндекс, ПК, С-1, поток, открывание, заблокировать.

Задание №3.

Выпишите  термины и объясните их значение и способ образования:

Стандарт, голосовое общение, удаление, сервер, изображение, спел-чекер, форматирование, поиск, настройка, окно.

Задание №4.

Из данного текста выпишите слова образованные Безаффиксным способом.

Здесь есть еще одна особенность. Перетаскивая файлы из папки в папку в пределах одного диска, вы всегда их перемещаете. Сделано это для того, по-видимому, чтобы файлы ваши не размножались, как кролики теплым летом и при хорошей кормежке. Многочисленные копии одних и тех же документов (частенько в разных вариантах) -это просто бич начинающих, да и не только начинающих компьютерщиков. Не позволяйте своим файлам чрезмерно размножаться!

Задание №5.

Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Распределите их по следующим группам согласно способу образования. Какие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с использованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ?

Черноморский, рыболов, кареглазый, железобетон, техпомощь, громоотвод, АПН, змеелов, железнодорожник, зверосовхоз, МВТУ, ВТО, землеройка, картофелеуборочный, газопровод, платье-костюм, соковарка, снегопад, широкоплечий, кафе-клуб, плодоовощной, скороспелый, самовар.

Практическая работа №5.

Тема: Морфологический разбор частей речи.

Задание №1.

Напишите слова в родительном падеже множественного числа.

Отпуск, тема, пересылка, музыка, интерфейс, домен, копия, макросов, нумерация, табулятор, пейджер, кегль, спам.

Задание №2.

Поставьте слова в нужной грамматической форме.

А кстат.., можн.. ли узнать, куда хочет нас отослать данная ссылка?

Запрост... Когда мы указыва..м мышью на ссылку, в строке состояния, самой нижней  строке IE, всегда написан.. пункт назначения.

Правд.., глядя на адрес, понять, что это за место и чем нас там порадуют, удается далек..(не) всегда. А иногда адрес.. переход.. формируется специальной программой на сервере (скрипт..м..), тогда в строке состоянии.. вообще (ни)чего внятно….не будет.

Задание №3.

Образуйте соответствующие падежные формы числительных. Просклоняйте числительное 195%.

Окошко-список, которое всплывающая подсказка называет Масштаб, позволяет увеличивать и уменьшать изображение. Кроме стандартных значений (100 %,   150 %, 75 % и пр.), которые значатся в списке, можно встать в это окно мышкой и вписать, к примеру, 195 %. Так Word тоже умеет.

Задание №4.

Исправьте ошибки и определите часть речи каждого слова.

Позавчера  основной OCR-программой в России является Abbyy. Эта  программа просто считывает с иллюстрированных  текстов (в том числе и двуязычная), а и определяет черчение - ненормальное, полукурсивное, не совсем жирное или подчерка бывшие  набраны в  тот или иной кусок, и воспроизводит шрифтовое оформление несозданном текстовом супер файле. Она понимает многоколонное расположение текст, но неспособна перенести в текстовый документ фотографии, логотипы, иные графически  оформления исходного текста.

К сожалению, в этой книге не хватит места словарям, переводчикам распознавания текстов. Если вас эта тема заинтересует, почитаете раздел               « Программы  для работы с текстами» в «Учителе неполезных программов».

Задание №5.

Выполните морфологический разбор слов: запустите, ввод, типовой, всех, ново.

Практическая работа №6.

Тема: Синтаксический разбор. Орфографический и пунктуационный разбор.

 Стилистический разбор. Выявление ошибок, нарушающих единство текста.

Задание№1Расставьте недостающие  знаки препинания и буквы.

    Кроме того если оформле..ый документ предпол..гает..ся  в конце концов отправить кому(то)  заказчику  начальнику  редактору  налоговому инспектору  в виде файла  надо быть увере..ым  что у адр..сата есть точно такие же шри..ты. Иначе его комп..ютер (не)найдя у себя вашего замечател..но краси..ого шри..та  заменит его в тексте...чем  Да чем угодно  Не факт  что это будет такой же замечател..ный шри..т. Не факт поплывет текст ширина символа в каждом шри..те своя  не сползут со своих мест графики  диагра..ы и прочие и..юстрации. Не факт  что текст будет на русском языке  а не (в)виде пустых квадратиков на месте букв.

   Так что документы  предназначе..ые для просмотра на других (на)перед (не)извес..ных комп..ютерах  стоит для верности оформлять самыми широко распростране..ыми  шри..тами.

Задание№2 Исправьте ошибки в предложениях.

Стоя по горло в воде, фригийской царя ждало наказание.

Выбрав пьесу, началось распределение ролей.

Роман «Евгений Онегин» знали и восхищались им. 

Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, восхищаясь и обдумывая его.

Задание№3. Определите вид связи в словосочетаниях.

Режимы просмотра, панель быстрого доступа, диалоговое окно, делает неумышленно, перевести в режим, намного удобнее, обычно выпадает, происходит по команде, новые ленты.

Задание№4. Выполните синтаксический разбор предложений.

Чтобы быстрее отыскать нужный символ в обширном многостраничном списке, можете воспользоваться списком набор.

В Ворде 2007для вставки всяких непечатных выражений, отсутствующих на клавиатуре, надо перейти на ленту вставка и обратиться к секции символы.

Просто подберите в списке шри..тов что-нибудь другое, и дальше все будет печататься нормально.

Задание№5.Составьте текст (употребив инверсию), тема: Добавление новых пунктов в меню Пуск (опишите последовательно шаг за шагом ваши добавления).