Учебно-методический комплекс по культурологии

Филиппова Анастасия Михайловна

 

Программа базового курса "Культурология" адресована студентам среднего профессионального образования

     Курс "Культурология" предполагает необходимость выделения трех, внутренне связанных между собой, разделов: теоретического, исторического и социологического.

а) Теоретический раздел предполагает изучение основных категорий культурологии:

  • феномен культуры, морфология, субъект культуры, язык и символ культуры, культурные традиции, ценности и нормы;
  • рассмотрение многообразных подходов к определению культуры, ее функции в обществе, законы ее развития;
  • знакомство с основными достижениями культурологической мысли середины XIX-ХХ вв. (основные школы и концепции культурологии);
  • включает характеристику основных особенностей народной, элитарной и массовой культуры.

б) Исторический раздел:

  • в пределах возможного наиболее развернутый, призван дать краткую характеристику основных кvльтурно-исторических типов: культуру первобытного общества - Древнего Востока - античности - средневековой Европы - эпохи Возрождения - ХIХ века.
  • Значительная часть раздела отведена истории культуры России, в которую вошли вопросы об особенностях историко-кутьтурного процесса в России, его внутренне детерминированной самостоятельности. Русская культура изучается как многослойное структурное образование (народная культура, языческая культура, православная культура, элитарная (дворянская) культура, советская культура и т.д.). Достаточное внимание уделяется историческим достижениям русской национальной культуры.

в) Социологический раздел посвящен характеристике современной социо-культурной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_osnovy_kulturologii_dorabotan.docx76.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Филиал ДИНО университета "Дубна"

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

__________________ С.В. Моржухина

«_____»___________20___ г.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Культурология»

Специальность 032401.51 Реклама

Профиль подготовки: гуманитарный

Квалификация  выпускника: Специалист по рекламе

Форма обучения: очная

УМК разработан:  Рачковой Анастасией Михайловной

Протокол заседания ПЦК  

«Гуманитарных дисциплин»

№_____от «_____»_____________20____г.

Председатель ПЦК _____________/ Гаврилова Н.А./

«_____»___________20___ г.

Заведующий отделом качества и инноваций

филиала  ДИНО университета «Дубна»

_______________Аминов Г.И.

«_____»___________20___ г.

г. Дмитров

2012

Содержание.

Программа  дисциплины

1.1.

выписка из ГОС СПО

1.2.

пояснительная записка

1.3.

цели и задачи дисциплины

1.4.

требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.5.

объем дисциплины и виды учебной работы

1.6.

разделы (темы) дисциплины

1.7

учебно – методическое обеспечение дисциплины

1.8

материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9

Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов

2

Учебно – методические  материалы для студентов

2.1

методические рекомендации (указания) по выполнению практических (семинарских) занятий

2.2

Материалы и рекомендации по отдельным темам или видам занятий (в том числе материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов) и другие.

3.

Методические рекомендации (материалы ) для преподавателя

4.

Материалы, устанавливающие содержание  и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций

5.

Разработанные учебные издания по данной дисциплине.

6.

Перечень видеофильмов и комплекты наглядных (демонстрационных) материалов (карты, таблицы, схемы, слайды), в том числе аудио-, видео-, мультимедиа,  материалы Интернета

7.

Перечень программного обеспечения (контрольные, обучающие и программные средства).

8.

Раздаточный материал по темам дисциплины

9.

Электронный адрес сайта Интернета или локальной сети, где имеется электронная версия учебно-методического комплекса.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Филиал ДИНО университета "Дубна"

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

__________________ С.В. Моржухина

«_____»___________20___ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Культурология»

Специальность 032401.51 Реклама

Уровень подготовки: среднее профессиональное образование

Дмитров  2012 г.

Автор программы: _____________/Рачкова А.М./

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 032401.51 Реклама

Протокол заседания предметно-цикловой комиссии

«Гуманитарных дисциплин»

№_____от «_____»_____________20____г.

Председатель ПЦК _____________/ Гаврилова Н.А./

Согласовано:

Директор филиала ДИНО:                 ______________________ Баринов В.К.

«_____»_____________20____г.

Заведующий отделом качества и инноваций

филиала  ДИНО университета «Дубна»      _______________Аминов Г.И.

«_____»___________20___ г.

                                                                                                 

Содержание.

Программа  дисциплины

1.1.

выписка из ГОС СПО

1.2.

пояснительная записка

1.3.

цели и задачи дисциплины

1.4.

требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.5.

объем дисциплины и виды учебной работы

1.6.

разделы (темы) дисциплины

1.7.

учебно – методическое обеспечение дисциплины

1.8.

материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.

Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов

  1. Программа  дисциплины

1.1.Выписка из ГОС СПО

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

ОГСЭ.01

Федеральный компонент

ОГСЭ.01

Культурология:

Структура и состав современного культурологического знания, культурология и история культуры, основные понятия культурологи; типология культур, этническая и национальная, элитарная и массовая культуры, восточные и западные типы культур, культура и глобальные проблемы современности

1.2. Пояснительная записка

     Настоящая программа базового курса "Культурология" адресована студентам среднего профессионального образования

     Курс "Культурология" предполагает необходимость выделения трех, внутренне связанных между собой, разделов: теоретического, исторического и социологического.

а) Теоретический раздел предполагает изучение основных категорий культурологии:

  1. феномен культуры, морфология, субъект культуры, язык и символ культуры, культурные традиции, ценности и нормы;
  2. рассмотрение многообразных подходов к определению культуры, ее функции в обществе, законы ее развития;
  3. знакомство с основными достижениями культурологической мысли середины XIX-ХХ вв. (основные школы и концепции культурологии);
  4. включает характеристику основных особенностей народной, элитарной и массовой культуры.

б) Исторический раздел:

  1. в пределах возможного наиболее развернутый, призван дать краткую характеристику основных кvльтурно-исторических типов: культуру первобытного общества - Древнего Востока - античности - средневековой Европы - эпохи Возрождения - ХIХ века.
  2. Значительная часть раздела отведена истории культуры России, в которую вошли вопросы об особенностях историко-кутьтурного процесса в России, его внутренне детерминированной самостоятельности. Русская культура изучается как многослойное структурное образование (народная культура, языческая культура, православная культура, элитарная (дворянская) культура, советская культура и т.д.). Достаточное внимание уделяется историческим достижениям русской национальной культуры.

в) Социологический раздел посвящен характеристике современной социо-культурной ситуации.

1.3. Цели и задачи дисциплины

      Цель учебной дисциплины – сформировать у студентов представление о культурологии как специфической области знания; дать представление о многообразии культур, их типологии; познакомить студентов с ментальными и структурно-функциональными особенностями культуры, основными способами межкультурного взаимодействия; основными парадигмами, теоретическими направлениями и проблемами культурологи. Изучить культурное наследие человечества, ярких представителей и теоретиков культуры, роли материальной и духовной культуры в развитие обществ

Задачи курса:

  1. рассмотрения с позиции системного подхода процессов взаимодействия природы – человека – общества – культуры;
  2. изучение существующих культурологических направлений, концепций и школ;
  3. изучение основных этапов истории культуры, в том числе культуры России;
  4. рассмотрение с позиций экологии культуры проблемы жизнедеятельности человека в настоящее время;
  5. формирование системного, панорамного мышления, дальнейшее развитие абстрактно-логического, ассоциативного и художественно-эмоцианального мышления, влияющего на развитие творческих способностей студентов, их общетеоретическую подготовку;
  6. дальнейшее воспитание духовно-нравственной основы личности студента.

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны изучить культуру как форму и способ существования человека, глубже осознать общие закономерности развития культуры (материальной и духовной), осмыслить сопричастность к мировому культурному процессу, к проблемам культуры России.

1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Программа является элементом учебно-методического комплекса, составлена на основе действующего образовательного стандарта и учитывает специфику обучения по направлению 031601 «Реклама»  и в самостоятельной подготовке и усвоении необходимого материала по культурологии.

Студент, прослушавший курс культурологии, должен знать:

  1. Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки.
  2. Место культурологии в методологической иерархии социальных наук.
  3. Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук.
  4. Основные подходы к определению культуры.
  5. Основные сферы культурной деятельности общества.
  6. Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.
  7. Специфику античной культурной "картины мира". Всемирно-историческую роль античной культуры.
  8. Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотношение "официальной" и "неофициальной" культур.
  9. Роль городов и городского образа жизни в средневековой культуре.
  10. Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России.
  11. Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения.
  12. Специфику художественной культуры Ренессанса.
  13. Основные направления религиозной мысли и религиозного сознания эпохи Реформации.
  14. Социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры. Рационализм, механицизм и просветительство в культуре Запада XVII-XVIII вв.
  15. Художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма.
  16. Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв.
  17. Понятия элитарной и массовой культуры ХХ в.
  18. Сущность понятия "постмодерн" как характеристики культуры второй половины ХХ в.
  19. Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной принадлежности России.
  20. Значение понятий "раскол", "катастрофизм", применительно к развитию русской культуры.
  21. Роль Русской Православной церкви в истории культуры России.
  22. Специфику русской интеллигенции.
  23. Сущность и исновные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX-XX вв.
  24. Социокультурную сущность революции 1917 г.
  25. Основные черты советской культуры.
  26. Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов ХХ в.
  27. Как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.

  1. Объем дисциплины и виды учебной  работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

Общая трудоемкость дисциплины

42

42

Аудиторные занятия

32

32

Теоретическое обучение

28

28

Практические занятия (ПЗ)

Самостоятельная работа

10

10

Вид итогового контроля

зачет

1.6. Разделы (темы) дисциплины

Теоретическое обучение

Самостоятельная работа студентов

Всего часов

1

Введение

Тема 1 . Человек как творец и творение культуры.

2

2

2

Раздел I. Теория и история культуры

10

3

6

1.1.Типология культур. Формы и разновидности культуры.

4

1

5

1.2.История культурологической мысли. Культурологические школы ХХ века

4

1

5

1.3. Русская культурологическая мысль

семинар

2

1

3

3

Раздел II. Искусство, наука, религия – основные сферы культуры

6

3

3

2.1.Искусство – важнейший вид духовной культуры

2

1

3

2.2.Наука как компонент культуры

2

1

3

2.3.Культура и религия

2

1

3

4

Раздел III. Социология культуры

6

4

4

3.1.Закономерности развития мировой культуры на стыке веков и тысячелетий

2

1

3

3.2.Культура в природном и социальном пространстве

2

1

3

3.3.Человек в современной культуре

Семинар

2

2

4

        ИТОГО:

28

10

42

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины

Введение

Студенты должны знать:

Понятие культура; её сущность и функции; Цели и задачи науки «Культурология», её методы и взаимосвязь с другими науками.

Содержание темы:

Понятие «культура».  Сущность культуры, её структура. Культура как система. Культурология – как наука о культуре. Истоки культурологи.

        

Раздел I. Теория и история культуры.

Тема 1 . Человек как творец и творение культуры.        

Студенты должны знать: Роль человека как субъекта и объекта культуры;

Содержание темы: Культура как смысловой мир человека, способ его творческой реализации. Человек как творец и творение культуры. Культура как деятельность и мера развития человека. Социальные функции культуры (познавательная, информационная, коммуникативная, эстетическая).

Тема 2. Типология культур. Формы и разновидности культуры

Студенты должны знать: Подходы к типологии культур. Отличительные признаки национальной, народной, элитарной, массовой культуры;

Содержание темы: Типология культуры. Формы культуры по носителю: мировая, национальная, элитарная, народная – их ценности.

Иметь понятие о субкультуре и контркультуре; Возникновение, становление и ценности массовой культуры. Материальная и духовная культура и ей роль в развитии общества.

Тема 3. Виды культуры, тенденции развития

Студенты должны знать: Особенности развития и разновидности молодежной культуры.

Содержание темы: Культура Запада и Востока. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре – разновидностях национальной культуры. Крайние проявления национальных культур: национализм, экстремизм, терроризм. Массовая и элитарная культура. Тенденции в развитии молодежной субкультуры, средства ее выражения.

Тема4.  История культурологической  мысли.

Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей культурологической мысли, основное содержание их концепций.

Содержание темы: Понятие «культура» в античности. «Возделывание», совершенствование души. Философское осмысление понятия «культура» (И.Кант, Ф. Шеллинг, Г.Гегель). «Абсолютная ценность культуры». Начало предметного изучения культуры. Работы В. Гумбольда, Э.Тейлора, Л.Моргана. Взаимосвязь языка и культуры. Формирование самостоятельной науки культурологи в ХХ веке (Л.Уайт).

Тема 5. Основные культурологические школы.

Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей культурологической мысли, основное содержание их концепций.

Содержание темы: Основные культурологические школы. Общественно-историческая школа (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Данилевский). Всемирно-историческое развитие – это движение от локальных культурных общностей к единой человеческой культуре. Натуралистическая школа (З.Фрейд, К.Юнг, Б. Малиновский). Акцент на биологической обусловленности. Культурные архетипы. Культура – «ответ» на элементарные биологические потребности человека. Социологическая школа (В. Парето, П. Сорокин, А.Вебер, Т. Парсонс). Символическая школа (Э. Кассирер, К. Леви-Строс). Язык, наука, искусство, религия, мифы – суть символического круга, в котором живет и страдает человек. Цивилизованные человек живет условностями, отделяющими его от реальной жизни.

Тема 6. Связь общесоциальных процессов с развитием культуры.

Студенты должны знать: Процессы исторического развития

Содержание темы: Культурные архетипы. Культура – «ответ» на элементарные биологические потребности человека. Связь общесоциальных процессов с развитием культуры. Процессы исторического развития А. Вебера: социальные, цивилизационные, культурные. Культура как важнейший регулятор общества.

Тема 8. Русская культурологическая мысль в первой половине XIX  века

Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей отечественной культурологической мысли, основное содержание их концепций.

Содержание темы: Отличительные особенности становления отечественной культурологи, ее этапы. Влияние творчества великих русских писателей поэтов на духовную культуру России.

П.Я.Чаадаев. Характеристика России, народа и культуры. Н.Я. Данилевский.

Тема 9. Русская культурологическая мысль во второй половине XIX века

Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей отечественной культурологической мысли, основное содержание их концепций.

Содержание темы. Концепция культурно-исторических типов. Феномен и будущее славянской культуры.Вл.С. Соловьев. Теория «всеединства»

Тема 10. Культурологическая мысль России ХХ века.

Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей отечественной культурологической мысли, основное содержание их концепций.

Содержание темы: Культурологическая мысль России ХХ века. Проблемы развития отечественной культурологи в советское время. Место России в мировой культуре. Дух, личность, свобода, творчество в работах Н.А.Бердяева.  С.Л. Франк, Л.И. Шестов и другие представители русской эмиграции о мировой и отечественной культуре. А.Ф. Лосев. Влияние античности на развитие европейской и русской культуры. Концепция «пассионарности» Л.Н. Гумилева. Работы Ю.М. Лотмана о русской культуре, С.С. Аверинцева. «Теория культурного единства человечества» Д.С.Лихачева.

Тема 11. Культурологическая мысль современной России.

Студенты должны знать: Основные культурологические школы и представителей отечественной культурологической мысли, основное содержание их концепций.

Содержание темы: Культурологическая мысль современной России. Работы П.С.Гуревича, В.И. Добрыниной, Г.С. Кнабе, С.Л. Мамонтова и др.

Раздел II. Искусство, наука, религия – основные сферы культуры

Тема 12. Искусство – важнейший вид духовной культуры.

Студенты должны знать: Главные составляющие духовной культуры, основные виды искусства, его современную классификацию, художественные эпохи, направления, течения и стили.

Студенты должны уметь:

Понимать роль культуры в формировании внутреннего мира человека, различать произведения искусства (к какой художественной эпохе, направлению, течению, стилю они относятся).

Содержание темы. Художественная культура, ее основные компоненты. Происхождение искусства. Виды искусства. Эстетическое сознание и художественный вкус, их историческое развитие и взаимосвязь. Функции искусства в обществе: познавательная, оценочная, знаково-коммуникативная, созидательная, социально-организационная.

Тема 13 Произведения искусства как характеристика времени и выражение внутреннего мира творца.

Студенты должны знать: основные виды искусства, его современную классификацию

Содержание темы: Мир художественных образов и реальное бытие личности. Творческая мастерская художника. Современная классификация искусства. Изобразительное искусство, музыкальное, синтетическое, «техническое», декоративно-прикладное и др.

Тема 14 Направление, течение и стиль в искусстве

Студенты должны знать: современную классификацию, художественные эпохи, направления, течения и стили.

Содержание темы: Направление, течение и стиль в искусстве. Романский и готический стиль. Возрождение. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Натурализм.

Тема 15. Искусство ХХ века

Студенты должны знать: современную классификацию, художественные эпохи, направления, течения и стили

Содержание темы: Искусство ХХ века. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модернизм. Футуризм. Сюрреализм. Дадаизм. Абстракционизм.

Новейшие течения – концептуальное искусство, минимальное искусство, гиперреализм, поп-арт, боди-арт и др.

Тема16.  Наука как компонент культуры.

Студенты должны знать: Структуру и основные функции науки; различать специфику научного знания ярких представителей науки.

Содержание темы: Понятие науки. Наука как специфическая сфера человеческой деятельности, как производство обобщенного, объективного знания.  Функции науки в обществе. Причины возникновения науки, условия её развития. Основные этапы. Новое знание как результат научной деятельности. Общее и особенное в научном  и художественном творчестве.  Проблема истинного знания. Наблюдение и эксперимент в научном поиске, их применение в различных подсистемах науки: естественной, гуманитарной, технической.

Тема 17. Научные школы, их роль в социокультурном прогрессе.

Студенты должны знать: Структуру и основные функции науки; различать специфику научного знания ярких представителей науки.

Содержание темы: Связь теоретического и практического способов освоения мира. Формирование научных традиций. Научные школы, их роль в социокультурном прогрессе. Фундаментальные и прикладные науки. Универсализм личности. Научно-техническая революция. Необходимость социально-гуманитарной ориентации современной науки и техники.

Наука и искусство.

Тема 18. Культура и религия.

Студенты должны знать: Основателей и содержание мировых религий, взаимосвязь между морально-нравственными нормами и религиозными заповедями.

Содержание темы: Религия как феномен человеческой культуры. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм. Филосовско-религиозные учения: теизм, деизм, пантеизм. Атеизм. Национально-государственные религии: синтоизм, индуизм, иудаизм. Конфуцианство как религия.

Тема 19. Мировые религии, их возникновение.

Студенты должны знать: Мировые религии, их возникновение.

Содержание темы: Буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.), ислам (VII в.) Будда и буддизм. Учение о карме и сансаре. Небытие (нирвана) кК избавление от страданий. Карма – закон возмездия. «Четыре благородные истина Будды» Христианство. Принцип воздающей справедливости. Человек как носитель «образа и подобия Бога». Проблема историчности Христа (гипотезы, предположения) Триединство Бога в христианстве. Происхождение и состав Библии. Христианский обряды и таинства: крещение, причастие, отпевание усопшего. Христианские праздники. Направление христианства – католицизм, православие, протестантизм. Основные догматические и обрядовые различия церквей. Расков в русской церкви. Земное происхождение ислама. Мусульманское вероучение. Коран. Обряды в исламе. Мусульманские праздники и посты. Религия и искусство. Основные направления религиозного искусства. Эстетические чувства и религиозные переживания. Шедевры религиозного искусства. Государство и религия. Правовые и нравственные нормы, религиозные отношения в обществе.

Раздел III. Социология культуры.

Тема 20. Закономерности развития мировой культуры на стыке веков и тысячелетий.

Студенты должны знать: Основные тенденции, закономерности и проблемы развития культуры ХХ в.

Содержание темы: Мировая культура в ХХ веке. Социально-духовная роль культуры на путях к ненасильственному, безъядерному миру. Глобальные проблемы и экология культуры. Культура и средства массовой информации. Массовое сознание и «массовая культура». Культура и образование. Задачи и противоречия гуманизации и гуманитаризации образования. Культура и семья. Роль семьи в формировании общечеловеческий ценностей, в воспитании духовного, творческого человека ХХI века. Культура и мораль современного человека. Профессиональная мораль.

Тема 21. Культура в природном и социальном пространстве

Студенты должны знать: Взаимосвязь культуры и природы. Культуры и общества. Социальные институты культуры.

Содержание темы. Культура и природа. Культура природопользования. Культурное вмешательство в природу человека. Общество и культура. Духовная культура общества. Культура социальной сферы жизнедеятельности общества. Социальные институты культуры. Культура и личность. Вопросы саморазвития, самовоспитания, самореализации.

Тема 22. Человек в современной культуре.

Студенты должны знать: Основные тенденции развития современной культуры. Глобализация и проблема культурной самоидентичности.

Содержание темы. Основные тенденции развития современной культуры. Культурная модернизация. Глобализация и проблема культурной самоидентичности. Культура и глобальные проблемы современности. Интеллигенция в модернизирующемся обществе. Постмодерн как феномен культуры ХХ века.

Элементы разработанной программы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта в части требований к уровню подготовки выпускника и минимума содержания и выделены в нижеприводимой тематике занятий.

1.7 Учебно – методическое обеспечение дисциплины

Основная литература.

1        Культурология : курс лекций / Радугин. - М. : Гардарики, 2003.

2        В.А. Сапрыкин Отечественная культура советского периода: антиномии, идеалы, ценности, историческое место. М., МИЭМ        2003        Учебное пособие        20/140

3        Культурология: История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н        2003        Учебник 1/50

4        Словарь

5.          Хрестоматия        -/30 1/5 1/

6.Багдасарьян Н.Г.Культурология : Учебник для студ.техн.вузов / Багдасарьян Надежда Гегамовна. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. - 496с.

7.Культурология: Курс лекций. Хрестоматия. Практикум. Учебное пособие / Под общ.ред. С.В.Лапиной. - 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2006. - 496с.

Дополнительная

1.Иконникова С.Н. История культурологических теорий.-СПб.:Питер,2005.-474с.

Кононенко Б.И.Культура. Цивилизация. Россия: Учебное пособие . - М.: Щит-М, 2003. - 338с.

2.Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. Учеб.пособие. - М.: Библионика, 2005.-304 с.  

3.Культурология: Семинарские занятия : Учеб.-метод.пособие . - Дубна : Международный университет природы, общества и человека "Дубна", 2005. - 116с.

4.Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебно-методическое пособие. - Дубна.: Международный университет "Дубна", 2002. - 48с.    

5.Мировая художественная культура: Уч.пособие/ Под ред. Б.А. Эренгросс.- М.: Высшая школа, 2001.-767 с.

6.Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. Учеб.пособие. - М.: Центр, 2003.-304 с.  

Культурология: Учеб.для студ.техн.вузов / Под ред. Б.Г.Багдасарьян. - 4-е изд.,испр.и доп. - М.: Высш.шк., 2002 - 511с.

1.8 Материально – техническое обеспечение дисциплины

Реализация учебной дисциплины «Культурология» требует наличия учебного кабинета.

       Оборудование  учебной аудитории:

 посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;

комплекты учебно-наглядных пособий  по разделам дисциплины; опорно-логические схемы (в т. ч. на электронных носителях).; учебно-методический комплекс «Основы философии», рабочая программа, календарно-тематический план; библиотечный фонд; доступ в «Интернет»  технические средства обучения: компьютеры  и телевизор, сканер, динамики, принтер, музыкальный центр, видеоплеер.

компьютеры  и телевизор,

сканер, динамики, принтер, музыкальный центр, видеоплеер.

1.9

Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов

Дисциплина завершается зачетом в конце 7 семестра. Перечень аттестационных контрольных мероприятий успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине включает: текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, сообщений, тренинг- тестирования, защиты рефератов, презентаций по темам дисциплины. Выполнение всех работ является обязательным для студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются к зачету, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине. Рубежный контроль имеет цель установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования по каждой из изучаемых тем.

Итоговый контроль ставит задачу определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Рабочим учебным планом итоговый контроль предусмотрен в форме зачета. перечень вопросов к зачету.

1. Культурология как интегративная наука о культуре

     2. Понятие и многообразие подходов к определению культуры

     3. Структура культуры

     4. Основные функции культуры в обществе

     5. Сущность культуры, законы ее развития

     6. Антропологическая школа культурологии: Л.Морган, Э.Тайлор, Д.Фрезер и др. (на выбор)

     7. Общественно-историческая школа культурологии: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби (на выбор)

     8. Натуралистическая школа культурологии: 3.Фрейд, К.Юнг, К.Лоренц и др. (на выбор)

     9. Социологическая школа культурологии: А.Вебер, М.Вебер, П.А.Сорокин и др. (на выбор)

     10. Символическая школа культурологии: Э.Кассирер, К.Леви-Стросс, Ю.Лотман и др. (на выбор)

     11. Марксистская культурологическая школа: К.Маркс, В.И.Ленин и их последователи (на выбор)

     12. Народная культура и ее отличительные особенности

     13. Элитарная культура и ее отличительные особенности

     14. Массовая культура и ее отличительные особенности

     15. Материальная культура первобытного общества (орудия труда, жилище, отрасли хозяйства, технология)

     16. Духовная культура первобытного общества (примитивные формы искусства, первобытные верования и культы, зачатки знаний)

     17. Первобытный синкретизм и его отличительные черты

     18. Египетская и шумеро-вавилонская цивилизации: особенности материальной и духовной культуры

     19. Культура Древней Индии: мировоззренческие особенности и система ценностей

     20. Культура Древнего Китая: социальные основы и характер знания

     21. Культура Древнего Рима и ее особенности

     22. Социокультурная ситуация в Средневековье и основные черты западноевропейской средневековой культуры

     23. Религия как ведущий феномен средневековой культуры

     24  Зарождение западноевропейской светской культуры: ее особенности и достижения

     26. Культура эпохи Возрождения: понятие, периодизация, основные черты

     27. Гуманизм - ценностная основа европейской культуры эпохи Возрождения

     28. Западная культурология о глобальном кризисе культуры ХХ столетия

     29. Особенности русской культуры в ее историческом развитии

     30. "35. Язычество как феномен духовной культуры древних славян

     31. Введение христианства на Руси и качественно новый этап в развитии древнерусской культуры

     32. Русская наука и светское образование как выражение нового этапа в развитии отечественной культуры

33.Серебряный век": время новых культурный ценностей и духовного кризиса в русском обществе

34. Современная социокультурная ситуация в России: позитивные и негативные результаты и тенденции

2. Учебно – методические  материалы для студентов

2.1. Материалы и рекомендации по отдельным темам или видам занятий (в том числе материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов) и другие

Рабочей программой дисциплины «Культурология» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 10 часов.

Самостоятельная работа студентов  необходима для лучшего усвоения программы курса.

Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний,

полученных студентами на теоретических занятиях, а также подготовка к  семинарам, промежуточным формам контроля знаний  и к итоговой контрольной работе.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с исторической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса культурологии, которые не получили достаточного освещения на теоретических занятиях по причине ограниченности аудиторного времени.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по культурологии состоит из:

 Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

 Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

 Поиска дополнительной научной литературы;

 Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

 Организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Самостоятельная работа.

      Название тем

Содержание СРС

1.

Тема 2. Типология культур. Формы и разновидности культуры.

Прочитать темы: Типология культуры. Формы культуры по носителю: мировая, национальная, элитарная, народная – их ценности. Культура Запада и Востока.

Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре – разновидностях национальной культуры. Крайние проявления национальных культур: национализм, экстремизм, терроризм.

Массовая и элитарная культура. Возникновение, становление и ценности массовой культуры.

 «Массовая культура как специфический феномен ХХ – начала ХХI века. Массовое сознание и «массовая культура».

2.

Тема 4. История культурологической мысли.

Тема10    Культурологические школы ХХ века.

Подобрать материал и провести анализ между культурологическими школами:

Основные культурологические школы. Общественно-историческая школа (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Данилевский).

Натуралистическая школа (З.Фрейд, К.Юнг, Б. Малиновский).

Социологическая школа (В. Парето, П. Сорокин, А.Вебер, Т. Парсонс). Связь общесоциальных процессов с развитием культуры.

Символическая школа (Э. Кассирер, К. Леви-Строс). Язык, наука, искусство, религия, мифы – суть символического круга, в котором живет и страдает человек. Цивилизованные человек живет условностями, отделяющими его от реальной жизни.

3.

Тема 9. Русская культурологическая мысль.

Законспектировать: отличительные особенности становления отечественной культурологии, ее этапы. Влияние творчества великих русских писателей поэтов на духовную культуру России.

Культурологическая мысль современной России.

.

4.

Тема 12. Искусство – важнейший вид духовной культуры.

Выписать понятия - Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модернизм. Футуризм. Сюрреализм. Дадаизм. Абстракционизм.

Подготовить материал по новейшим течениям – концептуальное искусство, минимальное искусство, гиперреализм, поп-арт, боди-арт и др.

5.

Тема 16. Наука как компонент культуры

Подготовить реферат

.

6.

Тема 18. Культура и религия.

Прочитать и законспектировать темы: Религия как феномен человеческой культуры. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм.

Филосовско-религиозные учения: теизм, деизм, пантеизм. Атеизм.

Национально-государственные религии: синтоизм, индуизм, иудаизм. Конфуцианство как религия.

Мировые религии, их возникновение. Буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.), ислам (VII в.)

Религия и искусство. Основные направления религиозного искусства. Эстетические чувства и религиозные переживания. Шедевры религиозного искусства.

7.

Тема 21. Закономерности развития мировой культуры на стыке веков и тысячелетий

Прочитать темы: Культура и семья. Роль семьи в формировании общечеловеческий ценностей, в воспитании духовного, творческого человека ХХI века.

Культура и мораль современного человека. Профессиональная мораль.

8.

Тема 22. Культура в природном и социальном пространстве

Культура и личность. Вопросы саморазвития, самовоспитания, самореализации.

9.

Тема 23. Человек в современной культуре.

Изучение литературы, конспект. Культура и глобальные проблемы современности. Интеллигенция в модернизирующемся обществе. Постмодерн как феномен культуры ХХ века

          ВСЕГО

10

3. Методические рекомендации для преподавателя

Основными видами занятий по курсу «Культурология» являются лекции преподавателя, уроки-дискуссии, семинарские занятия по заранее выбранным вопросам. Кроме того, проводятся практические занятия по работе с первоисточниками. Контрольные занятия включают рубежный контроль по пройденной теме (ответы на вопросы по разработанным преподавателем карточкам, ответы на вопросы тестов).

На уроках заслушиваются доклады и рефераты студентов, подготовленных по выбранным ими темам. Проводится итоговый зачетный урок в конце семестра.

Предлагаемые учебные материалы по курсу «Культурология»: лекции преподавателя, учебная, научная, справочная и популярная литература по культурологии (список прилагается); методические материалы для самостоятельной работы студентов на уроке; тематика докладов и рефератов, разработанная преподавателем.

Система оценки успеваемости

Система контроля и оценки знаний основывается на требованиях Государственного Образовательного стандарта по данной дисциплине.

Формы контроля знаний предназначены для выявления приобретенного студентами уровня знаний, умений и навыков, их обобщения и закрепления, а также способности их выражать в различных формах (устной и письменной, в форме тестирования и др.). Существуют следующие формы контроля знаний студентов: текущие и итоговые. К текущим относятся устные и письменные опросы, контрольные работы и тематическое тестирование. Эти формы  используются преподавателем как на комбинированных уроках,  на лекциях, так и на семинарских занятиях. При этом оценки, полученные студентами, играют важную роль в общей оценке их знаний.

 К итоговым формам контроля знаний относятся семинары, собеседования и экзамен. Семинары и собеседования организуются преподавателем, по мере необходимости, и после изучения тех или иных разделов курса. Для подготовки к семинару или собеседованию студентами прорабатываются соответствующие разделы курса, подготавливаются вызвавшие затруднения и интересующие студентов вопросы. На семинаре студенты показывают уровень своих знаний, вместе с преподавателем рассматривают вопросы, вызвавшие затруднения. Собеседование проходит в более открытой форме, характеризуется большей активностью студентов, включает элементы дискуссии. В процессе проведения собеседований и, особенно, семинаров преподавателем также могут выставляться оценки. Экзамен – это выявление уровня знаний студента за весь курс. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет преподаватель.

4.Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточных аттестаций. (Приложение 3)

Дисциплина завершается зачетом в конце 7 семестра. Перечень аттестационных контрольных мероприятий успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине включает: текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, сообщений, тренинг- тестирования, защиты рефератов, презентаций по темам дисциплины. Выполнение всех работ является обязательным для студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются к итоговой аттестации, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине. Рубежный контроль имеет цель установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Итоговый контроль ставит задачу определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Рабочим учебным планом итоговый контроль предусмотрен в форме зачета.

1) Предмет культурологии:

а)общество

б)культура общества, человека

в)цивилизации

2) Что означает греческий термин «пайдея»

а)образование, обучение, просвещение

б)город-государство

в)община

3) Что означает греческий термин «полис»

а)медицинский полис

б)система рек

в)город-государство

4) Назовите две системы представлений о культуре:

а)Греческая и Римская

б)Западная и Восточная

в)Афинская и Спартанская

5) Главное в культуре Спартанского общества?

а)духовное образование

б)воинское искусство

в)культура речи

6) Илиоты — это….

а)воины

б)низы обще6ства в Древней Греций

в)путешественники на Востоке

7) Система управления в Спарте

а)монархия

б)коммунизм

в)демократия

8) Что характерно во взглядах на культуру в античности

а)космоцентризм

б)теоцентризм

в)антропоцентризм

9) Что характерно во взглядах на культуру в средневековье

а)космоцентризм

б)теоцентризм

в)антропоцентризм

10) Что характерно во взглядах на культуру в Новое время

а)космоцентризм

б)теоцентризм

в)антропоцентризм

Рекомендуемые темы рефератов и презентаций.

1. Становление понятия "культура" от античности до наших дней

     2. Сущность культуры и ее предназначение

     3. Истолкование культурологами понятия "культура" и "цивилизация" (Н.А.Берцяев, О.Шпенглер. А.Вебер)

     4. Единство и многообразие культуры

     5. Трактовка культуры Н.А.Бердяевым

     6. Сущность ленинской концепции "двух культур"

     7. Культура как тип социальной памяти и опыта

     8. Культура как способ социализации личности

     9. Культура общения и поведения

     10. Общая и профессиональная культура инженера (ученого)

     11. Современная "молодежная культура": особенности и проблемы

     12. Выбор ценностей культуры как средства формирования личности

     13. Раскрытие проблемы человека и культуры в трудах Н.А.Бердяева

     14. Концепция локальных цивилизаций и замкнутых культур

     15. Неофрейдизм и теория "культурных архетипов" К.Г.Юнга

     16. Антропологический подход к изучению культуры: концепции Э.Б.Тайлора, Дж.Дж.Фрейзера, Л.Г.Моргана

     17. Антропологическое обоснование неравномерности развития культуры

     18. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева

     19. Марксистская концепция культуры

     20. Ценность как основа и фундамент культуры: концепция культуры и культурных типов П.Сорокина

     21. Типология культуры О.Шпенглера и А.Тойнби: общее и особенное

     22. Н.Я.Данилевский о заимствованиях культурных ценностей

     23. Народная культура, ее достижения и перспективы развития

     24. Взаимодействие народной культуры и элитарной

     25. Русская народная культура и ее сущность

     26 Массовая культура как социальный заказ

     27. Роль технического прогресса в развитии культуры

     28. Материальная культура первобытного общества

     29. Рациональное и сверхъестественное в сознании первобытного человека

     30. Религиозные системы и мифология египтян, шумеров. вавилонян и др.: общее и особенное

     32. Эволюция искусства в странах Древнего Востока - от сакрального к светскому

     33. Основные достижения культуры Древнего Китая

     34. Достижения индо-буддийской культуры

     35. Великие древнеиндийские эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна"

     36. Математические знания египтян, шумеров, вавилонян, индийцев, китайцев

     37. Социальные и мировоззренческие основы античной культуры

    38. Рыцарская культура (ценности, нормы, образ жизни, творчество)

     39. Народная культура в средневековой Европе

     40.   59. Культура средневекового города

     41. Открытия в науке (на выбор: математика, физика, химия, биология, социология, философия) и создание новой картины мира

42  Формирование нового языка в искусстве ХХ столетия (сюрреализм, кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм, литература "потока сознания", абстракционизм)

     43 Современные течения в искусстве (конструктивизм, функционализм, минимализм)

     44 Мультимедийные системы и виртуальные миры

     45. Антигуманизм, тема ужаса, культ повседневности как выражение кризиса современной культуры

     46. Идея "прогресса" и ее значение для науки о культуре

     47 Интеллектуальный и духовный потенциал человека будущего

     48. Спасение природы как социокультурная проблема

     49. Постперестроечная Россия: выбор собственного пути или дрейф в "западную цивилизацию"?

5.Разработанные учебные издания по данной дисциплине.

6.Перечень видеофильмов и комплекты наглядных (демонстрационных) материалов (карты, таблицы, схемы, слайды), в том числе аудио-, видео-, мультимедиа,  материалы Интернета.

Ко всем теоретическим занятиям  разработаны презентации. (Приложение 1 на электронном носителе)

7.Перечень программного обеспечения (контрольные, обучающие и программные средства).

Программные средства по данной дисциплине не предусмотрены.

8.Раздаточный материал по темам дисциплины.

Философия в схемах (Приложение 2)

ТЕСТ

1) Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал. Он включает в себя четыре периода, назовете их

а) зарождение; расцвет; старение; смерть

б)смерть, зарождение, расцвет, старение

в)младенчество, отрочество, юность, смерть

2) Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами?

а) фетишизм;

б) тотемизм;

в) анемизм.

3) Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке:

а) протестантизм;

б) католичество;

в) баптизм.

4) Как называлась «столица» итальянского Возрождения?

а) Рим;

б) Неаполь;

в) Флоренция.

5) Как называется один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней?

а) законы Ману;

б) законы Хаммурапи;

в) законы Дракона.

6) Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них?

а) тотемизм;

б) фетишизм;

в) анимизм.

7) Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) буддизм, христианство, индуизм;

в) буддизм, христианство, ислам.

8) Назовите одну из мировых религий:

а) синтоизм;

б) буддизм;

в) адвентизм.

9) Первый материал, который освоил человек, или прачеловек?

а)свинец

б)молоток

в)камень

ТЕСТ

1) На смену культуре камня приходит культура обработки металлов, а какого именно?

а)алюминии

б)бронза

в)медь

2)В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности. Какие?

а)земледелие и скотоводство

б)собирательство и охота

в)земледелие и охота

3) Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии. Какие?

а) аграрно-традиционную и индустриальную

б)камня и железа

в)присваивающую и производящую

4) Некоторые ученые предлагают разделить все цивилизации на два типа: одна из них — объявляется характерной для Западной Европы, а вторая — для восточных стран. Назовите их

а)западная и восточная

б)техногенная и психогенная

в)древняя и новая

5) Кто из философов выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией, а также лозунг о «возврате в природу»

а)Гегель

б)Сократ

в)Руссо

6) Кто из ученых смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов - сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти)?

а)Юнг

б)Фрейд

в)Ницше

7) Культура выполняет несколько жизненно важных функций. Назовите главную из них

а)продолжение рода

б)регулятивная функция

в)функция социализации

8) Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

а) «Феномен человека»

б) «Идеи к философии истории человечества»

в) «Закат Европы»

 9) Назовите страну — родину готики:

а)Франция

б)Италия

в)Дания

10) Век, который по традиции принято считать концом античности и началом средневековья:

а) V

б)IV

в)III

ТЕСТ

1) Философ, создавший концепцию «Осевого времени»:

а) B. К. Ясперс

б) В.Ф. Гегель

в) Ф.В. Ницше

2) Мировая религия, которая не является монотеистической

а) Христианство

б) Буддизм

в) Ислам

3) Общее наименование древнейших священных текстов в индийской культурной традиции

а) Талмуд

б) Евангилие

в) Веды

4) Не относится к «7 чудесам света»

а) Храм Зевса в Афинах

б) Египетские пирамиды

в) Римский Коллезей

5) Этап каменного века, считающийся временем революционного перехода от присваивающего хозяйства к производящему

а) Неолит

б) Палеолит

в) Мезолит

6) Страна, от которой приняла «культурную эстафету» Киевская Русь

а) Македония

б) Византия

в) Рим

7) Универсальная исторически первая форма культуры

а) Миф

б) Молитва

в) Сказ

8) Основоположник учения о культурных архетипах как коллективном бессознательном

а) Сократ

б) З. Фрейд

в) К. Юнг

9) Государство, которое принято считать местом возникновения древнейшей письменности

а) Древний Рим

б) Шумер

в) Двуречье

10) Представители одного из направлений русской общественной мысли, выступавшие за принципиально отличный от западного путь развития России на основе самобытности

а) Гуманисты

б) Декабристы

в) Славянофилы

ТЕСТ

1) Согласно К. Ясперсу, в спектр пяти «осевых культур» входят

а) Китай, Индия, Персия, Палестина, Греция

б) Индия, Китай, Италия, Греция, Македония

в) Греция, Персия, Палестина, Италия, Индия

2) В какой стране началось (раньше других) эпоха Ренессанса:

а) Италия

б) Англия

в) Дания

3) Какая религия из перечисленных не является мировой

а) Христианство

б) Иудаизм

в) Буддизм

4) Какая религия из перечисленных является самой молодой

а) Ислам

б) Иудаизм

в) Буддизм

5) Целью какого религиозно-философского учения является слияние с первоосновой

мира и обретение телесного бессмертия посредством магии, алхимии и психофизического тренинга

а) Буддизм

б) Ислам

в) Даосизм

6) Фетишизм — это …

а) Поклонение обожествленному животному

б) Вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов

в) Священность рода

7) Религиозное и социально-политическое движение XVI в. в Германии, направленное на преобразование христианской церкви

а) Деградация

б) Сепарация

в) Реформация

8) Что первоначально означало латинское слово «cultura»

а) Цивилизация

б) Искусство

в) Возделывание земли

9) Столица эллинистической цивилизации

а) Александрия

б) Афины

в) Спарта

10) Основоположник русского книгопечатания

а) Н. Бердяев

б) А. Лосев

в) B. И. Федоров

ТЕСТ

1) Богиня любви в Древней Греции

а) Афродита

б) Минерва

в) Лада

2) Богиня мудрости в Древнем Риме

а) Минерва

б) Афродита

в) Витория

3) Богиня любви у восточных славян

а) Виктория

б) Лада

в) Венера

4) Бог — Хранитель в брахманизме

а) Будда

б) Аллах

в) Вишну

5) Бог Древнего Египта, вершивший (согласно верованиям египтян) суд в Царстве

мертвых

а) Осирис

б) Цербер

в) Ра

6) Бог — Творец в мифологии большинства восточных славян в древности

а)Ярило

б) Род

в) Авсень

7) Апостол — покровитель Святой Руси

а) Михаил

б) Ярослав

в) Андрей

8) Христианский мыслитель, автор труда «О граде Божьем»

а) А. Августин

б) В. Бабихин

в) С. Аверинцев

9) Когда возник термин «цивилизация»

а)XVII

б)XVIII

в)XVI

10) Автором знаменитого «Дискобола» является скульптор

а) Леохар

б) Поликлет

в) Мирон

ТЕСТ

1) Кто впервые употребил термин «культура» применительно к человеческому уму, духу

а) Платон

б) Цицерон

в) Цезарь

2) Понятия «культура» и «цивилизация»

а) связаны между собой

б) тождественны

в) никак не связаны

3) Духовная культура это:

а) искусство и все, что связано с его созданием, воспроизведением,

изучением, распространением

б) деятельность, направленная на духовное развитие человека и

общества, а также продукты, результаты этой деятельности.

в) материальное производство с точки зрения его влияния на

развитие человека

4) Древнерусская культура относится к периоду:

а) античности

б) средневековья

в) нового времени

5) В средневековом обществе формируется

а) церковная культура

б) рыцарская культура

в) народная культура (фольклор)

6) На развитие древнерусской культуры большое влияние оказала

культура:

а) Италии

б) Византии

в) Китая

7) Андрей Рублев был выдающимся русским

а) архитектором

б) иконописцем

в) скульптором

8) В культуре России XVII века начинается процесс

а) интеграции

б) обмирщения

в) консолидации

9) Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»

а) Н. Бердяев

б) А. Тойнби

в) О. Шпенглер

10) Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии

а) Демокрит, Сократ

б) Фалес, Солон

в) Гераклит, Пифагор

ТЕСТ

1) Как назывался древнегреческий город, где, по сохранившимся сведениям, родилась европейская философия

а) Афины

б) Милет

в) Микены

2) Кастовый строй — общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока

а) Китай

б) Индия

в) Вавилон

3) Когда произошел разрыв между западной и восточной ветвями христианской церкви

а) в 1054 г.

б) в 431 г.

в) в 1543 г.

4) Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным

а) аристократию

б) ремесленников

в) земледельцев

5) Как переводится греческое слово «Библия»

а) святыня

б) книги

в) притчи

6) Почему люди античности называли своих северных соседей варварами

а) за их необразованность и невоспитанность

б) за то, что те не знали греческого или латинского языка

в) за их жестокость

7) Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»

а) демократия

б) аристократию

в) политию

8) В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного

а) в религиозной

б) в научной

в) в мифологической

9) Что такое артефактный мир

а) искусственно созданная природа

б) природа, окружающая человека

в) биосфера

10) Какой древнегреческий полис стал эталоном древнегреческой демократии

а) Спарта

б) Афины

в) Коринф

ТЕСТ

1) Назовите одну из «неправильных» форм государства, с точки зрения Аристотеля

а) монархия

б) тирания

в) полития

2) Важнейшим видом искусства республиканского Рима считается

а) зодчество

б) скульптура

в) театр

3) Хронологические рамки европейского Средневековья

а) X — XV вв.

б) V — XVII вв.

в) V — XV вв.

4) Где в древнем мире существовали города-государства, политически организованные как рабовладельческие демократии

а) в Египте

б) в Аттике и Ионии

в) в Китае

5) Что означало слово «демократия» у древних греков

а) власть народа

б) равные права

в) равные возможности

6) Кто был третьим по счету человеком на земле, первым сыном Адама и Евы по христианской версии

а)Сиф

б) Авель

в) Каин

7) Когда и где возникла религия

а) в Древнем Египте в V тысячелетии до н. э.

б) в Древней Месопотамии в IV тысячелетии до н. э.

в) в эпоху верхнего палеолита, около 40—50 тыс. лет назад

8) Важнейший памятник английской литературы XIII в.

а) «Тристан и Изольда»

б) баллады о Робин Гуде

в) «Песнь о Нибелунгах»

г) «Сага об Эрике Рыжем»

9) Назовите имя знаменитого римского оратора

а) Сенека

б) Марк Аврелий

в) Цицерон

10) Что такое религиозный синкретизм

а) религиозная нетерпимость

б) религиозная обрядность

в) синтез нескольких религиозных учений

ТЕСТ

1) Что является средством приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, т. е. к его культуре

а) наука

б) образование

в) мировоззрение

2) Какое государство было самым крупным из основанных германцами в раннем средневековье

а) Франкское

б) государство Одоакра в Италии

в) «Государство Само»

3) На территории какой современной европейской страны было образовано первое феодальное государство

а) Испании

б) Франции

в) Англии

4) Суть какого архитектурного стиля Средневековья выражает геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей

а) барокко

б) готика

в) романский

5) Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства

а) «Утопия»

б) «Кодекс природы»

в) «Город Солнца»

6) Мировую славу Вергилию принесла поэма

а) «Метаморфозы»

б) «Теогония»

в) «Энеида»

7) Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления (вера в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и т. п.) и религию в целом

а) атеизм

б) религиозный анархизм

в) свобода совести.

8) Назовите одну из ранних форм религии, означавшую веру в существование сверхъестественных сил в виде духов, душ:

а) тотемизм

б) анимизм

в) фетишизм.

9) Как, по религиозным представлениям, называется осуществление высшей божественной справедливости, награда или кара человеку в зависимости от исполнения или неисполнения им христианских заповедей?

а) воздаяние

б) евхаристия

в) таинство.

10) Главным художественным языком Просвещения был(о):

а) классицизм

б) барокко

в) рококо

9.Электронный адрес сайта Интернета или локальной сети, где имеется электронная версия учебно-методического комплекса

УМК и РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДЛЯ СПО размещена на подсайте направления «Реклама»

www.dmitrov-dubna.ru