Классный час "Культура поведения"

Жданова Ирина Николаевна

«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И.Гете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.ch_._kultura_povedeniya.docx30.11 КБ
Файл k.p.prilozhenie_1.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Классный час «Культура поведения школьника»





«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И.Гете

Цель:

  1. развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
  2. научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
  3. дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
  4. выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
  5. активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

Форма проведения: практикум.

Подготовительная работа.

  1. Подготовить аудиторию.
  2. Разделить класс на 4 микрогруппы.
  3. Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».
  4. Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

-Я давно за вами наблюдала: как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – нет. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно. 

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

-Как можно назвать это одним словом? (поведение).
-Что такое поведение?
-Поведение – это образ жизни.
-Какое поведение бывает?
-А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)


На доску вывешивается таблички:

К У Л Ь Т У Р А  П О В Е Д Е Н И Я

 Культура общения           культура речи               культура внешнего вида



-Что же такое культура?
Культура – это высокий уровень чего – ни будь, высокое развитие, умение.


-Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в туалете, в классе…).
- Наш классный час посвящен культуре в школе, и мы весте должны будем разработать с вами свод правил для нашего класса

          Послушайте стихотворение “Перемена”
-Чему учит стихотворение? (культуре поведения на перемене)
-Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.
-Как себя надо вести в коридоре?
     • спокойно ходить
     • тихо разговаривать
     • соблюдать чистоту
-Можно вывести правило:
(В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!)

-Как можно организовать свой отдых на перемене?

Работа в группах.
(Дети пишут на каточках, затем, когда общее обсуждение, учитель записывает на доске всё, что предложат дети).
• поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх вожатыми;
• помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
• сходить в библиотеку, почитать книгу;
• сходить в столовую;
• встретиться с друзьями.

Работа в группах.
(Детям раздаются карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты, выносится решение).

В заключении предлагаю вам ситуации. Как вы поступите?
В коридоре я увидел, как бросили мусор.
В коридоре я увидел, как толкнули друга.
Плачет ученик первоклассник.
Учитель несёт стопку книг.
Ученик бежит “сломя голову”.

           Стихотворение С.Я.Маршака « Урок вежливости».

- О чем стихотворение? О каких правилах поведения идет речь? Чему учили медведя  ( быть воспитанным)

- Оказывается, нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее и радостнее на душе.

Давайте все вместе, дружно составим  Словарь вежливых слов:

1.Растает даже ледяная глыба от слова теплого -----------

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит--------------------

3. Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь--------------

  1. Если больше есть не в силах, скажем маме мы --------------------
  2. Когда нас бранят за шалости, говорим мы-----------------------------
  3. И в России и в Дании на прощанье скажут-----------------------------------
  4. Нужно знать как дважды два
  5. Все волшебные слова
  6. В день , пожалуй, раз до ста говорить---------------------------------------------

- Только вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие относятся хорошо.

- У него есть верные и надежные друзья, с которыми никогда не бывает скучно.

  1. - Предлагаю вам послушать один рассказ. Называется «Спор про вежливость».
  2.  Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.
  3. О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).
  4. Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?
  5. Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?
  6. Какое правило для спорящих  можно вывести из этого разговора?

      «Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

  1. Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

    Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,   употребляют    

     специальные слова и обороты речи.

  1. Прочитайте обороты речи, записанные на доске. Выберите только те из них,

     которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

 

- Прочитайте ещё раз рассказ С.Иванова «Про  вежливость». Внесите необходимые исправления в разговор детей так, чтобы спор был действительно вежливым.

Работа в группах.
Чтение полученного отрывка по ролям.

 «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие»- поучал египетский фараон своего сына более 4-х тысяч лет тому назад.

- Об этом необходимо помнить и сегодня каждому человеку. Словом можно обидеть, оскорбить, нанести душевную травму.

Предлагаю послушать шутливое стихотворение  С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

Давайте еще раз назовем вежливые слова и хорошо их запомним.

( ученики называют вежливые слова)

Будьте добры, будьте любезны

Эти слова в разговоре полезны

С ними легко на прогулке и дома

Будет приятно их слышать любому.

- И последнее что нам осталось обсудить – это культура внешнего вида.

Работа в группах.

Показ презентаций «Внешний вид школьника»

Вопросы для обсуждения:

– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Как вы выглядите? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

Попробуем на сегодняшнем классном часе определить, что нужно изменить в своем поведении:

Мои положительные качества

Мои отрицательные качества

Что мне нужно изменить в своем поведении …

 

 

 

 

 

 

По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.

  1. Согласны ли вы соблюдать их?
  2. Что может помешать в нашему классу  не соблюдать этих правил
  3. Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

(Заслушиваются ответы).

- Перед вами школьник. Пусть каждый из вас даст ему признак воспитанного человека.
( в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди приклеивают листочки со свойствами воспитанного человека)
Дискуссируются свойства личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Правила:
· Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
· Не допускай ссор, драк, брани, клика, угроз. Это унижает человека.
· Дорожи собственной честью, честью семьи, школы, удерживай собственных товарищей от нехороших поступков.
· Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
· Поступай по отношению к иным так, как бы ты хотел, чтоб поступили по отношению к тебе.

Вырабатывайте в себе такие свойства.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

– Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.

Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?

Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

 Стихотворение “Перемена”.


Перемена! Перемена!-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому -то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог,
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! –
Ничего, - вздыхает – Вова,-
На уроке отдохнём!


Приложение 2

Тест

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

  1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
  2. Когда от меня требуют послушания, я …
  3. Когда меня просят не грубить, я …
  4. Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …
  5. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
  6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
  7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
  8. Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
  9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
  10. Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
  11. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

Приложение 3

Самуил Маршак

Урок вежливости

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям -

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

Приложение 4

С. Иванова «Спор про вежливость». Послушайте.

СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ.

После полдника у нас был разговор про вежливость.

  1. Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!
  2. Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?
  3. Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!
  4. Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!
  5. Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.

Приложение 5

Самуил Маршак

Ежели вы вежливы

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы -

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы

Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда,

Не тратить же

Товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы

Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы

Вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

---

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

"Спасибо!" - говорил.

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!