Методическая разработка по внеклассному мероприятию "Дом-музей Рахманинова".

Голикова Наталья Михайловна

В данной  методической разработке представлена методика организации и проведения выездного внеклассного мероприятия,

на тему:   «Формирование культурных ценностей

на исторической родине С.В. Рахманинова».

        Целью методической разработки является развитие у студентов чувства любви  и уважения к творческой работе С. Рахманинова, стремление приобщить студентов к духовному содержанию классической музыки через раскрытие в ней духовно-нравственных ценностей.

        Разработка предназначена для использования преподавателями на классных часах и как виртуальная экскурсия на историческую родину С.В. Рахманинова в село Ивановку Тамбовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разроботка126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки РФ

ФГО СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

           Рассмотрено                                             Утверждаю

 на заседании цикловой                                зам.директора по

комиссии гуманитарных                         воспитательной работе

социально-экономических

            дисциплин                               __________  И.А.Нестерук

Протокол №____от _____2011г.

Председатель ЦК________              «_____»____________2011_г

______________В.В.Молчанова

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

   выездного       внеклассного мероприятия,

на тему: «Формирование культурных ценностей

на исторической родине С.В. Рахманинова»

           

                                               Подготовила: преподаватель

                                                             экономических  дисциплин

                                                                         Н.М.Голикова

                                               Жердевка

                                                  2011

        В данной  методической разработке представлена методика организации и проведения выездного внеклассного мероприятия,

на тему:   «Формирование культурных ценностей

на исторической родине С.В. Рахманинова».

        Целью методической разработки является развитие у студентов чувства любви  и уважения к творческой работе С. Рахманинова, стремление приобщить студентов к духовному содержанию классической музыки через раскрытие в ней духовно-нравственных ценностей.

        Разработка предназначена для использования преподавателями на классных часах и как виртуальная экскурсия на историческую родину С.В. Рахманинова в село Ивановку Тамбовской области.

                                                                                                   

                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………..3

Подготовительный этап…………………………….4

План мероприятия…………………………………..5

Методика проведения………………………………6  

Сценарий проведения……………………………….7  

Заключение………………………………………….20

Список литературы…………………………………21

Приложение………………………………………… 22

                                   

                                     

                                          2

                                                                                               

                                      ВВЕДЕНИЕ

      Духовная жизнь нашего общества сопровождается критическим осмыслением молодежью опыта предшествующих поколений и современной действительности. Преобразования российского общества происходят в условиях все возрастающего разрыва преемственности духовно-нравственной культуры России между поколениями советского и постсоветского периодов. Личность современного человека формируется в сложный период девальвации духовных ценностей, засилья массовой культуры, дефицита высокохудожественных произведений искусства.

      Задачами выездного внеклассного мероприятия является:

  • Формирование у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры;
  • Изучение интересов и творческих склонностей студентов;
  • Повышение культурного уровня студентов, культуры поведения, речи и общения;
  • Организация социально-психологического содействия студентам и их эстетическое воспитание.

     Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию его содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, умение противостоять влиянию «массовой» культуры низкого эстетического уровня.

     Безусловно, все знают и понимают то, насколько важное место классическая музыка занимает в развитии личности. Наша экскурсия проходила в с. Ивановка, в музей - усадьбе С.В. Рахманинова. Это памятник русской музыкальной культуры. С.В. Рахманинов приобрел известность как композитор, пианист и дирижер. Он обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап.

                                                        3

       

            ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

    Современная молодежь должна уметь формировать представление о классической музыке, необходимо обогащать и развивать духовный мир шедеврами музыкальной классики.

    Студенты готовили материал о музыкальных произведениях С.В. Рахманинова, собрали дополнительный материал о его жизни, вели обсуждения о его творчестве.

   Преподавателем был найден материал о исторической родине- музее- усадьбы С.В. Рахманинова в с. Ивановка, Тамбовской области.

                                         4

                                                                                                   

                       ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Формирование культурных ценностей

на исторической родине С.В. Рахманинова»

Цели:

  1. приобщение студентов к духовному содержанию классической музыки и воспитание духовно-нравственных ценностей;
  2. знакомство с особенностями жанра и творчества С. Рахманинова;
  3. развитие культуры художественного восприятия.

Вид мероприятия: экскурсия

Сфера: «Я и общество»

Социальная роль: нравственная

Место проведения: с. Ивановка, Тамбовской области, музей-усадьба

С. Рахманинова

Время проведения: 2 часа

Оформление: эссе студентов, творческие работы, презентация.

Участники: студенты группы 2-к-9.

                                         5                                                        

                   

                     МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

   Знакомство с музеем-усадьбой С.В. Рахманинова в с. Ивановка Тамбовской области намечено на 01.10.2011.

   Усадьба С.В. Рахманинова- это памятник русской музыкальной культуры, т.к. С.В. Рахманинов, щедро одаренный композитор, пианист и дирижер, завоевавший мировую известность и признание тесными узами, связан с Тамбовским краем. С 1890г по 1917г он почти каждую весну, лето, и часть осени проводил в с. Ивановке.

   Прогулки по большому саду, тенистому парку навевают романтическую обстановку.

   Экскурсовод знакомит с усадьбой Рахманинова, рассказывает о его жизни и творчестве. Каждая комната- это отдельная эпоха в жизни музыканта. Знакомство с родом Рахманинова, его семьей, родителями проходит через представленные экспонаты. Залы оформлены фотографиями, нотными листами с музыкальными произведениями, личными вещами семьи.

   Большой интерес вызывает творческая жизнь С. Рахманинова и значение композиторского мастерства в России и за рубежом.

   Рахманинов- пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:

  • Глубокая содержательность исполнения;
  • Внимание к интонационному богатству музыки;
  • «пение на фортепиано»- имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

   С.В. Рахманинов оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

   Экскурсия закончилась праздником «Русского блина», где служители музея накормили экскурсантов блинами с вареньем, сгущенным молоком и горячим душистым чаем.

   Студенты, анализируя выездное мероприятие должны написать эссе, составить творческие работы/ зарисовки, стихи, доклады, презентации, раскрыв в них свое отношение к увиденному и услышанному.

                                          6

              Сценарий мероприятия

  ...И ЛЬЕТСЯ МУЗЫКИ БОЖЕСТВЕННОЙ ПОТОК!

        Душа стремится к свету и прозренью,
        Готовит к новой жизни свой полет.
        Ивановка затоплена сиренью,
        От счастья сердце радостно поет.

        Кристаллы фиолетовых энергий
        Любви всеобщей высекают ток,
        В небесный колокол звонит нам Сергий,
        И льется музыки божественный поток!

Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка».

Вперед

Ивановка - памятник русской музыкальной культуры

   Сергей Васильевич Рахманинов, щедро одаренный композитор, пианист и дирижер, завоевавший мировую известность и признание, один из виднейших представителей реалистического направления в русской музыке, тесными узами связан с Тамбовским краем. В период с 1890 года по 1917 год он почти каждую весну, лето, а часто и осень проводил в Ивановке, имении родственников Сатиных, находившемся в Тамбовской губернии.
  Хозяева имения - Сатины - отличались гостеприимством. В имении почти всегда было многолюдно. Там Рахманинов встречался со своими родственниками Сатиными, Скалон, Зилоти, Трубниковыми и друзьями.
  Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Даже вдали от Ивановки он находился под ее очарованием. Она была любимым местом отдыха, частицей великой Родины, воспитавшей его как человека и музыканта.

                                                     7


  Объясняя причину своего молчания после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что, уехав из России, он потерял самого себя, что "у музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить". До конца дней в его мыслях жила Родина. До конца дней он хранил в памяти светлые воспоминания о "своей родине" Ивановке и мысленно стремился туда. Даже строя в Швейцарии имение "Сенар", Сергей Васильевич хотел придать природе сходство с русской - Ивановкой.

   В Ивановке Рахманинов освобождался от той напряженности, к которой обязывала его жизнь в столице и артистическая деятельность. Он становился там более открытым.
  Почти все написанное Рахманиновым в последние 17 лет жизни в России прошло через Ивановку. Там, в уединении и тишине, Сергей Васильевич мог по-настоящему сосредоточиться, глубоко разобраться в своих переживаниях, тщательно обдумать каждую мысль. Там он мог работать спокойно и обстоятельно.

   Ивановка обостряла национальное самосознание композитора и побуждала к высказыванию своих патриотических настроений. Эти откровения и признания мы находим во всех его произведениях.
  Большое место в творчестве С.В.Рахманинова занимают образы русской природы. Ивановка сыграла важную роль в возникновении его типично русских музыкальных картин. Живописные рахманиновские "пейзажи", созданные в Ивановке или под ее впечатлением, замечательны тем, что они передают не только картины природы, но и его эмоциональное состояние, что вместе со зрительным и слуховым восприятием природы композитором в них отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни.
  На какой-то стадии своего формирования многие произведения Рахманинова прошли через Ивановку. Одни из них сочинялись в Ивановке, другие записывались, отделывались, инструментировались или готовились к печати. Некоторые полностью создавались здесь. Многие замыслы здесь зарождались, вынашивались и получали первоначальное воплощение в музыке
.


                                                 8


 
Историческое значение Ивановки велико и в связи со всей деятельностью Рахманинова. Композиция и исполнительство увлекали его в равной степени, и в Ивановке он делил себя между сочинением музыки и подготовкой к выступлениям в концертах. Рахманинов много играл там, неустанно работал над совершенствованием своего мастерства и пополнением обширного и разнообразного репертуара.
  Живя в Ивановке, С.В.Рахманинов вел переговоры о выступлениях в России и за рубежом, продолжал заниматься вопросами издания своих сочинений и сочинений других русских композиторов, путем переписки со своими коллегами обсуждал и решал вопросы работы в учебных музыкальных заведениях.
 

 

  В Ивановской усадьбе раскрылись и другие склонности С.В.Рахманинова. Он с увлечением занимался сельским хозяйством: старался улучшить породу скота, ввести новый, современный инвентарь, живо интересовался полевыми работами.
  Сергей Васильевич любил лошадей и верховую езду, прогулки на моторной лодке, в автомобиле.
  Таким образом, Ивановка, маленькая деревня, затерявшаяся в степных далях, была тогда одним из замечательных очагов русской музыкальной жизни.
  Все сказанное делает Ивановку исторически памятным местом, достойным увековечения.

                                             

Музей С.В.Рахманинова в Ивановке

   В начале 60-х годов выяснилось, что ни одна из построек бывшего имения не сохранилась. Уцелели только кое-какие остатки фундамента, заросшие бурьяном. Образованное в 1966 году отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) первое время оставалось на общественных началах и средствами для реставрации усадьбы не располагало.
  В марте 1967 года в Ивановке в зале колхозного клуба были проведены беседы о С.В.Рахманинове.
  Спустя год, 26 марта 1968 года Тамбовский краеведческий музей и Ивановский колхоз им. К.Маркса открыли в помещении клуба Комнату-музей С.В.Рахманинова. Открытие Комнаты-музея вылилось в большой праздник музыки, положивший начало ежегодному проведению в Ивановке Дня Рахманинова. Его стали устраивать в конце мая или в начале июня. Круг концертантов расширялся с каждым годом. В концертах участвовали преподаватели, учащиеся, ансамбли, хоры и народные оркестры музыкального училища им. С.В.Рахманинова и Тамбовского филиала Московского государственного института культуры (впоследствии Тамбовский государственный институт культуры), преподаватели педагогического училища им. Ушинского и культурно-просветительного училища, преподаватели, ансамбли и камерный оркестр первой Тамбовской музыкальной школы, артисты Тамбовской филармонии и коллективы художественной самодеятельности. Программы состояли из сочинений Рахманинова и других русских композиторов, из народных песен, произведений зарубежной и советской музыки.

 

             

В течение 1968-70 гг. было закончено строительство большого двухэтажного кирпичного здания для средней школы и Комнату-музей С.В.Рахманинова перенесли в один из классов.
  В 1971 году благодаря денежной помощи Музфонда СССР, Центрального Совета ВООПИК и колхоза им. К.Маркса Тамбовское областное отделение ВООПИК начало строительство флигеля, в котором жила семья Рахманиновых, по проекту московского архитектора В.М.Белоусова.
  По всей стране широко отмечалось столетие со дня рождения С.В.Рахманинова. В Ивановке юбилейный праздник проходил 31 марта 1973 года.
  К осени 1974 года закончилась отделка флигеля. Наверху поместилась Ивановская музыкальная школа.
  Все эти годы Комната-музей С.В.Рахманинова действовала на общественных началах. 24 февраля 1978 года Тамбовский облисполком вынес решение о создании в Ивановке Дома-музея С.В.Рахманинова и передаче его Тамбовскому краеведческому музею в качестве филиала. Заведующим был назначен А.И.Ермаков.
  В июне 1981 года Тамбовский краеведческий музей закончил экспозицию Дома-Музея С.В.Рахманинова.
  В ноябре 1981 года закончилось строительство асфальтированной дороги в Ивановку.
 
 
Открытие Дома музея С.В.Рахманинова состоялось 18 июля 1982 года.
   24 сентября 1995 года в Музее - усадьбе С.В.Рахманинова в Ивановке состоялось открытие белого дома. На торжественном открытии присутствовали представители министерства культуры, администрации Тамбовской области, музыканты и композиторы.
  В настоящее время мемориал называется Музей-усадьба С.В. Рахманинова "Ивановка".

 С.В. Рахманинов - великий композитор и дирижер.

   Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

   Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.                                                  

   Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

   Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта

   В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией

   В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинов.

                                                         

   В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

   Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.                                                  

   Вскоре после революции 1917 года Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой  Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

   1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

   Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

   Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

   Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.

                                         

Творческая характеристика

  Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

   Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

                                                   

   В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Эволюция творческого стиля

   Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).

   Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и  И. Стравинскому Рахманинов, по крайней мере, дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с   Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

   Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

                                           

   Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако , начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фауст».

                                               

   Поздний — заруежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

   Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

   Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.

   Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

                                         

                                       Заключение

   Посетив музей- усадьбу в с. Ивановке студенты окунулись в мир музыки и искусства, где жил и творил великий русский композитор, пианист и дирижер С.В. Рахманинов.

   Красота этого уголка захватывала как вокруг самой усадьбы, так и внутри ее.

   Рахманиновский большой тенистый парк, пруды, чистый воздух, аромат прилегавших полей и лугов очаровывает своей красотой и простотой. Это любимое место отдыха, частица великой Родины, воспитавшей Рахманинова как человека и музыканта.

   Студенты с большим интересом слушали историю жизни композитора, что навевало в них патриотическое настроение, живописные рахманиновские «пейзажи», его произведения, творчество передают эмоциональное состояние, что вместе со зрительным и слуховым восприятиям отражает любовь и представлении о родине- душе русского человека.

   Историческое значение Ивановки велико: здесь С.В. Рахманинов написал лучшие свои произведения, неустанно готовился к концертам, совершенствовал свое мастерство, занимался вопросами издания своих сочинений. Он здесь с увлечением занимался сельским хозяйством, любил лошадей и верховую езду, прогулки на лодке, автомобиле.

   Таким образом, Ивановка, маленькая деревня, затерявшаяся в степных далях, была тогда одним из замечательных очагов русской музыкальной жизни.

   Все сказанное делает с. Ивановку исторически памятным местом, достойным увековечения.

  Главные цели, поставленные перед экскурсией, достигнуты. Студенты проявили большой интерес к творчеству Рахманинова.

   Написание эссе и творческие работы раскрывают их духовно- нравственные ценности, повышают культурный уровень, воспитывают культуру поведения, общения и эстетическое воспитание. Подобные мероприятия очень важны, они вызывают особые чувства в душах студентов, приобщают к прекрасному.

                                                                                             

                                         

                                    Приложение

  1. Эссе студентов(отзывы)
  2. Творческие работы
  3. Доклады
  4. Презентации

                                     

                        Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. деятельность и психология

личности-М: Наука, 2010.

  1. Арнольдов А.И. Культура и современность М.: Мысль, 2010.
  2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей,- Москва- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  3. Бабанский Ю.К. педагогический процесс: Избр. пед. Труды.- М.: Педагогика, 2011.
  4. Божович Л.И. изучение мотивации поведения детей и

 подростков-М.: Педагогика, 2010.

  1. Гершунский Б.С., Щейерман Р.И. Общечеловеческие ценности в образовании// Педагогика, 2000.
  2. Интернет-ресурсы.

 

                                         

                                                    Отзыв

Недавно со своей группой мы ездили в усадьбу Рахманинова. Безусловно, нам всем там понравилось. Экскурсовод рассказал нам о жизни самого Рахманинова и его семьи. Вся площадь усадьбы, на первый взгляд шокирует своим масштабом и красотой. Красивые беседки, лавочки, клумбы возле усадьбы. Очень большой дом, зайдя в который сразу же почувствовалось ощущение «старины», красивая мебель. Особенно понравился белый рояль, хотелось бы съездить туда еще раз.

Автор: Перова Мария- студентка гр. 2-к-9

                                                     

                                                 Отзыв

   С.В. Рахманинов- это один из выдающихся композиторов и пианистов.

Усадьба Рахманинова расположена в с. Ивановка, Тамбовской области, Уваровского района.

   1 октября 2011 года, мы посетили музей-усадьбу Рахманинова, где некогда жил и творил сам композитор

   Мне, так же как и С.В. Рахманинову, сразу же понравился этот уголок земли. Это место просто невозможно не полюбить.

   Войдя вовнутрь самой усадьбы, мы посетили кабинет Сергея Васильевича, где он работал, холл, где он принимал гостей, зал, где стоял рояль, на котором он впервые проигрывал свои композиции.

   На втором этаже находился зал, где стоял бильярдный стол, спальня Рахманинова, комната его дочери, которая любила рисовать, и многие другие комнаты. Во многих комнатах стояли рояли, потому что буквально все члены семьи Рахманинова умели на нем играть.

   Во втором корпусе были спальни дочерей, где они проживали в более раннем возрасте.

   Посетив музей-усадьбу С.В. Рахманинова, я многое узнала о его творчестве, семье и самом Рахманинове.

   Но красота захватила меня не только внутри самой усадьбы, но и вокруг нее.

   Больше всего мне понравилась сцена, где Рахманинов давал концерты, мост, перекинутый через пруд и белые качели на цепях.

   На территории усадьбы расположено множество скамеек и беседок, различной конструкции, а также большой стол, где Рахманинов, в дни хорошей погоды, принимал гостей.

   Ну и конечно же, возле музей - усадьбы Рахманинова поставлен памятник самому С.В. Рахманинову.

   Это место производит незабываемое впечатление. Этот восторг души, всю красоту этого места просто невозможно описать. Человек побывавший, там хоть один раз, обязательно захочет побывать там снова и снова.

    Лично я побывала там уже трижды и надеюсь посетить это место, еще хотя бы раз, в день своей свадьбы.

Автор: Туголукова Екатерина Николаевна , студента группы 2-к-9.