Введение в семиотику

Рабочая программа учебной дисциплины "Введение в семиотику" (курс по выбору). Код и направление подготовки 052400.01 ДИЗАЙН ( ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН). Специалист.



 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

Художественно-графический факультет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

"_____"__________________200__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины

Введение в семиотику

курс по выбору

Код и направление подготовки

052400.01 ДИЗАЙН

Профиль

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

Очная, очно-заочная

Москва

2012 год

Разработчик:

ст. преподаватель

 кафедры начерт. геометрии,

компьютерной графики

 и дизайна

Кирина Н.Ю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса

«Введение в семиотику»

для студентов специальности  052400.01 (графический дизайн)

(курс по выбору)

Изучение данной учебной дисциплины связано с современными потребностями в обществе. Современное гуманитарное образование подразумевает подготовку специалистов с учетом новых научных достижений, соответствующих сложным  профессиональным задачам в условиях постоянно изменяющейся реальности. Широкие знания являются условием высокой профессиональной квалификации и важнейшим ресурсом в формировании личности, способной к глубокому пониманию и осмыслению  развития общества.

Семиотика как одна из древних областей знания и практической деятельности может быть отнесена к наиболее актуальным гуманитарным наукам, решающей важнейшие вопросы получения, хранения и передачи информации, без чего невозможно представить жизнь человека, познание мира и организацию человеческого общества. Семиотика изучает все многообразие знаков, знаковые системы и их роль в жизни человека.

В рамках данного курса уделяется внимание центральным понятиям и терминам семиотики как науки о знаках и знаковых системах, а также истории ее возникновения и развития. Целью курса является ознакомление студентов с основами семиотики. Особенное внимание уделяется семиотике культуры, в том числе семиотике рекламы, как смыслообразующей части современной жизни общества и профессиональной области будущего дизайнера.

По окончании курса студент должен:

  • Знать: основные семиотические категории и понятия, основные семиотические концепции, классификацию знаков, функции знака, виды знаковых систем, место и роль знаков в культуре;
  • Уметь: различать многообразные виды знаков, выделять, интерпретировать и систематизировать знаки, применять полученные знания в профессиональной деятельности.
  • Владеть: элементарными навыками анализировать знаковые системы и процессы коммуникации, навыками создания и организации рекламного знакового сообщения .

В результате освоения курса студенты должны получить базовые общетеоретические знания по предмету,  и  научиться применять полученные навыки, в гуманитарных областях, прежде всего в тех, которые составляют сферу их профессиональной деятельности.

Кроме основных знаний, полученных на лекционных занятиях, студенты должны научиться ориентироваться в потоке учебной, научной информации путем самостоятельного изучения основной, дополнительной литературы и иллюстративных материалов.

Для выявления уровня усвоения материала дисциплины предусмотрены семинарские занятия, доклады, рефераты и творческие работы студентов.

Для освоения учебной дисцплины необходимы технические средства обучения, используемые в учебном процессе: лекционная аудитория, оборудованная современными компьютерными средствами с техническими возможностями для демонстрации электронных  презентаций.

       

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Виды учебной работы

Объем дисциплины

(в часах)

Очная форма

Очно-заочная форма

Аудиторные занятия

Лекционные

15

15

Семинарские

15

15

Лабораторные

-

-

Самостоятельная работа

30

30

Общая трудоемкость дисциплины

60

60

Семестр

Вид отчетности

(контрольная работа, зачет, экзамен)

6

Зачет (дифференцированный)

СОДЕРЖАНИЕ  и СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Структура  дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Л

С

ПЗ

ЛБ

СР

1

Семиотика как наука.

6

2

2

5

2

Типология знака. Виды знаков. Классификации знаков.

6

4

4

5

3

Знаковые системы. Принципы организации знаковых систем. Функционирование знаковых систем.

6

4

4

8

4

Язык как знаковая система. Жестовая коммуникация.

6

2

2

5

5

Знаковые системы культуры.

6

3

3

7

Всего

15

15

-

-

30

Содержание дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Семиотика как наука.

Основные этапы становления семиотики. Основные направления семиотики. Предмет, задачи, основные понятия (знак, символ, знаковые системы, коммуникация, свойства знака и др.).

2

Типология знака. Виды знаков. Классификации знаков.

Виды знаков: естественные и искусственные знаки; простые и сложные знаки; зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Классификация знаков Ч. Пирса (икона, индекс, символ). Метафора и метонимия.

3

Знаковые системы. Принципы организации знаковых систем. Функционирование знаковых систем.

Понятие и свойства знаковой системы. Структура и правила функционирования, отношения между структурными элементами. Парадигматические и синтагматические отношения.

4

Язык как знаковая система. Жестовая коммуникация.

Первичные знаковые системы: звуковой и жестовый языки. Основные системы языка: идеофоны, жесты-возгласы, указательные слова и др.; симптоматические жесты, указательные жесты, этикетные жесты и др.

5

Знаковые системы культуры.

Вторичные знаковые системы. Возникновение письменного языка. Ритуально-религиозные системы, художественные семиотики, реклама.  

Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Семиотика как наука. Предмет  и основные понятия.
  2. Свойства знака.
  3. Виды и классификация знаков.
  4. Знаковая система. Функционирование знаковой системы. Устройство знаковой системы.
  5. Свойства знаковых систем..
  6. Язык как знаковая система.
  7. Жестовая коммуникация.
  8. Ритуально-религиозные семиотики.
  9. Художественные семиотики.
  10. Семиотика рекламы.

Примерные темы семинарских занятий, рефератов, докладов, курсовых:

  1. Геральдика как знаковая система.
  2. Жесты в истории культуры.
  3. Знаковая система орденов.
  4. Знаки объединения и принадлежности (флаги, гербы, эмблемы).
  5. Пространственные и временные знаки-ориентиры (карты, календари).
  6. Знаки статуса (форма одежды, головные уборы, знаки отличия).
  7. Памятные знаки (сувенир, портрет, реликвия, памятник, музейный экспонат).
  8. Знаковые системы культуры.
  • Семиотика танца.
  • Семиотика театра.
  • Семиотики художественного изображения (скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино).
  • Семиотика рекламы.
  1. Священные символы в истории культуры (мировое дерево, свастика, пентаграмма, гексаграмма и пр. ).
  2. Символ в массовой коммуникации.

Литература

  1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001.
  2. Агеев В.  «Семиотика» . М.: Весь Мир, 2004.
  3. Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия: Символы, знаки, эмблемы. -  М.: Астрель.  2006 г.
  4. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.
  5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
  6. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры: пер. с фр./вступит. статья и сост. С.Н. Зенкина. М. 2003.
  7. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
  8. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
  9. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти тт., т. 2, М, 1982.
  10. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М, 1993.
  11. Глотова Г. А. Психология творчества и семиотика.  Екатеринбург, 1992
  12. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М.–Вена, 2001.
  13. Елина Е. Н. Семиотика рекламы: Учебное пособие . ИТК "Дашков и К". 2009.
  14. Журинский А.Н. Загадки народов Востока. Издательство: ОГИ, 2007 г.
  15. Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1-6. М. 1998-2007.
  16. ИСТОРИЯ КРАСОТЫ. под редакцией УМБЕРТО ЭКО. СЛОВО/SLOVO. 2005.
  17.  Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма. СПб, 2000 г.
  18.  Кнабе  Г.С. «Семиотика культуры: конспект учебного курса». М.: МЕТ, 2004 г.
  19.  Крейдлин Г.Е. , М. А. Кронгауз. Семиотика, или Азбука общения. М. Наука. 2006.
  20. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М. Новое литературное обозрение. 2004.
  21. Лободанов А.П. Основы семиотики. Семиотика искусства. М. 2007.
  22. Лободанов А.П. Неприкладные искусства. М.: МГУ. 2006.
  23. Лободанов А.П. Прикладные искусства. М.: МГУ. 2007.
  24. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. 2004.
  25. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб. 2005.
  26. Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры. СПб. 2009 г.
  27. Махлина С.Т Семиотика сакрально-религиозных представлений. Алетейя. 2008 г.
  28. Медников Б.М. Избранные труды. Организм. Геном. Язык. М., 2005.
  29.  Мечковская  Н.Б. Семиотика: Язык, природа, культура. М. Академия. 2007.
  30. Моррис Ч.С. Основания теории знаков // Семиотика. М. 1983.
  31. Никитина Е. С. «Семиотика» . М.: Академический проект, 2006.
  32. Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки. М., 2005
  33. Пендикова И.Г., Ракитина Л.С. Архетип и символ в рекламе. М. 2008.
  34. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М. Логос. 2000.
  35.  Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики. Изд-во «Центрполиграф», -  2008 год.
  36.  Почепцов Г.Г. Русская семиотика. Издательство: Рефл-бук, Ваклер. 2001.
  37.  Почепцов Г.Г. Семиотика. М. 2009.
  38. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 2005.
  39. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М. 2005.
  40. Пятигорский А.М., Мамардашвили М.  Символ  и сознание. М. 1997 г.
  41. Пятигорский А.М . Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа», М., 1996.
  42.  Реклама: культурный контекст. М. 2004
  43. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. Издательство: Флинта, Наука. 2002 г.
  44. Серия «Культура повседневности».  Новое литературное обозрение.
  45. Тен Ю.П. Символы России и зарубежных государств. Ростов на Дону. 2008.
  46. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
  47. Трессидер Д. Словарь символов - М.: Гранд, - 1999 г.
  48. Уайт Л. А. Работы Л. А. Уайта по культурологи. Сборник переводов. М., 1996
  49.  Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.,1996.
  50.  Успенский Б.А. Избранные труды: в 3 т. М. 1996-1997.
  51.  Ученова В. В. Философия рекламы. М. 2003 г.
  52. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. «Петрополис». 1998 г.
  53.  Элиаде М. Священное и мирское. / Пер. Н. Гарбовского. М.,1994.
  54. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  55. Юнг К. Г. Исследование феноменологии самости.
  56. Юнг К. Г. Психологические типы.
  57. Юнг К. Г. Человек и его символы.
  58. Юнг К. Г. Психоанализ и искусство.
  59. Якобсон Р.О. Избранные работы. М. , 1985.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.adme.ru/
  2. http://www.advertka.ru/ 
  3. http://www.aiwaz.net/ 
  4. http://artclassic.edu.ru/
  5. http://www.artprojekt.ru/
  6. http://www.artcyclopedia.com/
  7. http://www.allposters.com/
  8. http://www.bibliotekar.ru/
  9. http://www/gumer.info
  10. http://ec-dejavu.net/main.html
  11. www.kulturologia.ru
  12. http://www.mifolog.ru/
  13. http://www.wga.hu/
  14. http://www.wm-painting.ru/