"Вместо оружия перо"

Этот сценарий   внеклассного мероприятию создан преподавателями истории и литературы , посвящен Дню Победы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ

Методическая разработка

        по истории и литературе.

                                                                                Выполнили: Никитина О.А.

                                                                                                 Куропаткина И.А.

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР.

 

               Пояснительная  записка.

   В предлагаемой разработке  содержится дидактический материал для проведения внеклассного мероприятия по истории и литературе  с курсантами 1 курса. В нее вошли  хроники событий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года и отражение ее в литературе. Эта работа может рассматриваться как результат совместной деятельности преподавателей истории и литературы и курсантов отделения « 1 курс». Учащиеся подбирали  и перерабатывали исторический, литературный материал, составляли задачи самостоятельно и с помощью преподавателей , искали через систему Интернет.

   Цель организации творческой работы – сориентировать учащихся на победоносное прошлое нашей Родины, подтвердить историческую правду о событиях Великой Отечественной войны через прикосновение к поэтическому наследию .Кроме того, данная деятельность помогла преподавателям в решении задачи достижения единства эмоционального и рационального в обучении, обеспечения ориентации в изучаемом материале и применения полученных умений и навыков по предметам, развития творчество курсантов,  логическое  мышления и практическое использование полученных знаний.

  Задачи, предложенные в работе, подобраны по темам «Хроника событий Вов», « История создания песен военных лет», « Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича», « Поэзия в годы войны», « Творчество  художников - фронтовиков Петра Александровича Кривоногова,  Александр Александрович Дейнека,  Марата Ивановича Самсонова и Леонида Васильевича Худякова ».

  Материал адресован преподавателям, учащимся,   которые стремятся расширить содержание предметов -  литература и история, показать практическое применение его в новых условиях.

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Проведению мероприятия предшествует подготовительная работа – поиск и переработка материала о Великой Отечественной войне и отражение её в литературе.

Цели:

  • освежить представления курсантов о Великой Отечественной войне используя возможности интегрированного мероприятия показать уч-ся, насколько история тесно связана с литературой;
  • на примере судеб  участников Второй мировой войны формировать у учащихся высокое представление о чувстве долга, верности, самопожертвования во  имя Родины;
  • развивать умения и навыки поисковой работы, а также умение интонационно перерабатывать стихотворения в зависимости от их содержания, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: 

видеопроектор, ПК, слайды в презентации «Power Point», предметы, помогающие воссоздать данный исторический период винтовки, сборники стихотворений К.Симонова, М. Джалиля, О Бергольц, А. Ахматовой, А.Т.Твардовского, пилотка, копии писем военного времени (приложение 1).

Ход мероприятия.  

  • Приветствие курсантов, гостей, участников.

Вступительное слово: сегодняшнее мероприятие посвящено самоотверженному подвигу участников Великой Отечественной войны, мы с вами посмотрим на войну глазами художников, поэтов, композиторов. Людей, которые воевали не только с автоматом в руках, а  еще и владели более мощным оружием: пером,  кистью, видеокамерой.

  Ведущий 1.  В мае 2010 года наша страна будет отмечать 65-летие Великой Победы. Именно этому событию мы посвяшаем наше мероприятие "Вместо оружия перо…".

.

Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).

Ведущий 2. Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для советского народа.

Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

 

Июнь…Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий 1. Да, советскии народ победил фашизм, и одним из источников победы явился моральный дух советских солдат, идущих на верную гибель со словами:

 « За Родину!»

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Во многом это заслуга людей, которые силой своего слова, таланта поднимали людей на борьбу.

Цель   нашего   мероприятия -   познакомиться   с   творчеством   писателей,   поэтов, художников, композиторов, которые ковали победу наряду с солдатами на передовой.

Звучит песня «Священная война».

Именно с этой песни для многих началась Великая Отечественная война.

"Священная война"

(Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Курсант 1. Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни (печатать не было времени), а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую . Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны

Седьмая симфония Д. Шостаковича

Курсант2.  Наряду с песней "Священная война" символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне стало гениальное произведение Шостаковича «Седьмая симфония»

Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.

 9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.

К первому исполнению недописанной еще симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала.

Пауза. Звучит  симфония.

Дмитрий Шостакович знал, что любимый композитор Гитлера – Рихард Вагнер

Музыка Рихарда Вагнера одухотворяла его армию. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям фашизма.

 В симфонии Шостаковича  слышны отзвуки вагнеровской музыки, с которой он олицетворял  германское нашествие…

Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией.

Фрагмент  кинофильма «В бой идут одни старики»

-Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.

Песни военных лет.

Ведущий 2.  Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Ведущий 1.Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

"Шумел сурово брянский лес"

(муз. С. Каца, сл. А. Софронова )

Курсант 3.Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.

Для А. Софронова и С. Каца это была не первая совместная творческая работа. А вот партизанскую песню писать не приходилось. Какой она должна быть? Ведь в походных колоннах партизаны, как известно, не шагают, – следовательно, марш им не подходит,

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

модный в то время песенный вальс в дремучих лесах, окруженных врагами, не станцуешь...

И здесь авторы вспомнили старую народную песню «Ревела буря, дождь шумел» и забытую песню времен Отечественной войны 1812 года «Шумел, гудел пожар московский». В этих песнях была выражена душа народа, патриотизм и мужество русских людей. Так родилось название, а с ним и первые строчки будущего партизанского гимна – «Шумел сурово брянский лес».

Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Исполнять ее можно было вполголоса в лесу, в землянке, у костра.

В штабе  поэту Сафронову, который был еще и корреспондентом газеты «Известия» ,предложили  вылететь к брянским партизанам. Композитор Кац не мог лететь к партизанам, так как в самолете было только одно место... Перед самым отъездом Кац, огорченный, что он остался на «Большой земле», несколько раз напевал соавтору мелодию, умоляя его не сбиться с ритма... Самолет благополучно пересек линию фронта и сделал посадку в партизанском крае.

И вот в ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере, в землянке, вырытой в полусожженной деревне, начальник Брянского штаба объединенных партизанских отрядов А. П. Матвеев объявил; «Вот поэт Софронов, кроме того, что он корреспондент, он еще привез песню, которая специально написана для брянских партизан».

Звучит песня.

 – Мне не раз приходилось петь свои песни, – вспоминает поэт, – но, пожалуй, такого волнения, как в ту ночь на 7 ноября, я никогда не испытывал... Я ее спел один раз, меня попросили спеть еще раз, потом в третий раз. Меня обнимали... и пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому.

. "Случайный вальс"

 (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского )

 

Курсант 4.2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинградская операция: завершена была ликвидация окруженной группировки противника.

Пауза. Видеоролик о победе Советской армии подСталинградом.

 В Сталинграде наступила непривычная тишина... – А через несколько дней, – вспоминает поэт Евгений Долматовский, – мы с композитором Марком Фрадкиным уже ехали в эшелоне на новый фронт – будущую Курскую Дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, и мы стали сочинять песню.

Фрадкин вспомнил историю, рассказанную знакомым военным летчиком. ...Однажды пришлось этому летчику побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе. Остановились передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Он подошел ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришлось проститься – засигналил шофер, пора в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер не может забыть эту девушку. Может быть, об этом написать песню?

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Работа шла успешно, и вскоре песня была готова. Оставалось лишь проверить ее на слушателях. На всех остановках Фрадкин, аккомпанируя себе на трофейном аккордеоне, исполнял «Офицерский вальс» (так вначале называлось это сочинение) перед бойцами из составов, спешивших на новый участок фронта.

Песня удалась. Об этом можно было судить по тому, с какой молниеносной быстротой она распространилась. Многие эшелоны обгоняли поезд, в котором ехали авторы, и увозили с собой «Офицерский вальс». «Приезжаем мы на какую-нибудь станцию, а там солдаты уже поют нашу песню"

   Остается добавить немногое. Авторы решили изменить первоначальное название на «Случайный вальс». Ведь песня была не только «офицерской», но и солдатской.

Поэзия в годы войны.

Ведущий 2.Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 –1945 гг." свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

Ведущий 1. Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Звучит стихотворение "Жди меня"

 Курсант 5. Всем известно это стихотворение Константина Симонова

27 июля 1941 года Константин Симонов вернулся в Москву, пробыв не менее недели на Западном фронте. Он готовился к новой поездке на фронт – от редакции «Красной звезды»; на подготовку машины для этой поездки нужна была неделя.

За эти семь дней, – вспоминал он, – кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал «Жди меня».  Война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «...Жди, когда снега метут...» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая...

Поздней осенью, уже в Северной армии, Симонов, «пожалуй, впервые», как он вспоминал, читал еще не напечатанное «Жди меня» целому десятку людей сразу.  И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, – и заставил меня через полгода напечатать его в газете.

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

 «Жди меня» – самое общеизвестное из стихотворений Симонова. Это стихотворение не нужно цитировать. Его знают все. Говорят, семнадцать композиторов изъявили желание написать на него песню. В истории советской поэзии вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик. Это стихотворение искали, вырезали из газет, переписывали, носили с собой, посылали друг другу, заучивали наизусть – на фронте и в тылу.

М. Джалиль

Звучит стихотворение "Молодая мать".

Курсант 6  . Автор этого стихотворения Мусса Джалиль. Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии.  Мусса Джалиль в 1942 году тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме Плетцензее. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Через бельгийского партизана, заключённого в тюрьме Моабит, Джалиль передал на волю блокнот со стихами. Более ста стихотворных произведений – свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. За цикл стихов "Моабитская тетрадь" Джалиль посмертно присуждена Ленинская премия (1957 г.). В 1968 году о Джалиль был создан фильм "Моабитская тетрадь".

Ольга Берггольц (1910-1975 гг.)

  Курсант7.  Известная ленинградская поэтесса Ольга Берггольц в годы Великой Отечественной войны, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио . Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города. Берггольц выезжала в части действующей армии, ее стихи печатались на страницах газет, на плакатах. Строки О. Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто".

Звучит стихотворение …..

Юлия Друнина

Курсант 8.  На фронте служили свыше 800 тысяч женщин. Санинструктором на втором Белорусском фронте служила Юлия Друнина. Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт, была батальонным санинструктором.

Была сама ранена, в госпитале впервые потянуло к стихам. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.

 В 1944 году поступила в Литературный институт.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы - девчата,

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты,

То юность моя в огне

Идут на войну девчата,

Похожие на парней.

Художники

 Ведущий1.. Если поэты использовали слово как грозное оружие, то у художников - это была кисть.

 (На экране проектора репродукция картины "Солдат - художник".)

Звучит стихотворение  Алима Кешокова «Нелегко художнику -солдату…»

Курсант 9.

Не легко художнику солдату

Краток на путях его привал

Наш товарищ фронтовой когда-то

Нас в часы досуга рисовал.

Кто хотел послать портрет невесте,

Кто родных порадовать спешил.

Нарисуй меня, но честь по чести

Безбородым, как до фронта был

И художник на клочках бумаги

Рисовал, досуга не ценя

Как-то раз в одном глухом овраге

Рисовать он начал и меня.

Ранят иль убьют бойца, но дома

На стене висит его портрет

И одной улыбкою знакомой

Утешает в том, что писем нет.

День настал, погиб солдат художник,

Мой портрет закончить не успел,

Не узнал конца путей тревожных.

Нет бойца, а вот рисунок цел.

Он храниться в небольшой тетради

Эта память друга моего

На портрет незавершённый глядя

Не себя я вижу, а его.

Курсант 10. Одним из первых ранним воскресным утром 22 июня в 4 часа 15 минут город Брест принял удары тысячи фашистских снарядов и бомб. Героический подвиг совершили пограничники Брестской крепости. Они  сражались более месяца, иссякли боеприпасы, тогда фашисты начали травить бойцов газом. Наступил момент, когда горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в свою последнюю атаку.  Великие минуты подвига изображены на  художника Петра Александровича Кривоногова - "Защитники Брестской крепости".

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Курсант 11. Враг рвался к Москве.  На картине В.Памфилова "Подвиг панфиловцев" изображен бессмертный подвиг 28 героев "панфиловской" дивизии, которые погибли, но не пропустили фашистов к Москве. Политрук дивизии Василий Клочков сказал знаменитые слова "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!". Презентация картины.

Звучит стихотворение Анатолия Софронова "Песня о 28-и".

Кружилась в поле злая осень

Летела поздняя листва

Их было только 28

Но за спиной у них Москва

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг

"Так защитим Москву родные!"

Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты,

Последний бой всегда суров.

Бей за Москву за нас ребята!

В последний раз кричит Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей

В сырой земле лежат останки

Лежат тела богатырей.

И славу им ветра разносят

И слышит Родина слова

Их было только 28

Но за спиной у них Москва!

Курсант10. 250 дней и ночей происходила оборона Севастополя. Ценой больших жертв, врагу удалось прорваться в город, но бои продолжались пока у защитников не иссякли патроны. Художник Александр Александрович Дейнека в 1942 году вернулся с фронта. И на одном дыхании, движимый ненавистью к врагу, пришедшему завоевать его любимый город, написал картину "Оборона Севастополя".

 Курсант12.  Петр Александрович Кривоногов, который с первых дней войны был на фронте и дошёл до Берлина написал картину « На Курской Дуге». На Картине самое ожесточённое событие Курской битвы бой под Прохоровкой 12 июля 1943г, где на 1 кв. км одновременно сошлись в сражение 1200 танков с той и с другой стороны.

Курсант 10. Девушки из медсанбатов. Какими словами можно выразить их каждодневный подвиг в грозные дни войны?. Этой теме посвящены картины Марата Ивановича Самсонова и Леонида Васильевича Худякова с общим названием "Сестрицы". Презентация картин.

Когда упав на поле боя,

Я не во сне, а наяву

Я вдруг увидел над собою

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,

Боль сразу стала не такою

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водою

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой.

Это стихотворение "Сестра" поэта Иосифа Уткина, который погиб в 1944 году как военный корреспондент при возвращении с переднего края.

Ведуший 1. 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война, но пришел радостный день - День победы. Великая победа. На картинах Петра Александровича Кривоногова и Александра Лопухова изображен этот день. Презентация картин.

\

 Автор Леонид Мартынов "Народ победитель".

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам войны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны

В эти дни бесконечной весны.

Возвращались солдаты с войны.

И прошли по Москве точно сны

Были жарки они и хмельны

Были парки цветами полны.

Возвращались с войны старики.

И совсем молодые отцы -

Москвичи, ленинградцы, донцы

Возвращались сибиряки!

И охотники и рыбаки

И водители сложных машин

И властители мирных долин,

Возвращался народ

Возвращался? Нет!

Шёл он вперёд

Шёл вперёд

Победитель - народ!

Слова благодарности.

Песня. День победы.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ

Методическая разработка

        по истории и литературе.

                                                                                Выполнили: Никитина О.А.

                                                                                                 Куропаткина И.А.

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР.

 

               Пояснительная  записка.

   В предлагаемой разработке  содержится дидактический материал для проведения внеклассного мероприятия по истории и литературе  с курсантами 1 курса. В нее вошли  хроники событий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года и отражение ее в литературе. Эта работа может рассматриваться как результат совместной деятельности преподавателей истории и литературы и курсантов отделения « 1 курс». Учащиеся подбирали  и перерабатывали исторический, литературный материал, составляли задачи самостоятельно и с помощью преподавателей , искали через систему Интернет.

   Цель организации творческой работы – сориентировать учащихся на победоносное прошлое нашей Родины, подтвердить историческую правду о событиях Великой Отечественной войны через прикосновение к поэтическому наследию .Кроме того, данная деятельность помогла преподавателям в решении задачи достижения единства эмоционального и рационального в обучении, обеспечения ориентации в изучаемом материале и применения полученных умений и навыков по предметам, развития творчество курсантов,  логическое  мышления и практическое использование полученных знаний.

  Задачи, предложенные в работе, подобраны по темам «Хроника событий Вов», « История создания песен военных лет», « Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича», « Поэзия в годы войны», « Творчество  художников - фронтовиков Петра Александровича Кривоногова,  Александр Александрович Дейнека,  Марата Ивановича Самсонова и Леонида Васильевича Худякова ».

  Материал адресован преподавателям, учащимся,   которые стремятся расширить содержание предметов -  литература и история, показать практическое применение его в новых условиях.

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Проведению мероприятия предшествует подготовительная работа – поиск и переработка материала о Великой Отечественной войне и отражение её в литературе.

Цели:

  • освежить представления курсантов о Великой Отечественной войне используя возможности интегрированного мероприятия показать уч-ся, насколько история тесно связана с литературой;
  • на примере судеб  участников Второй мировой войны формировать у учащихся высокое представление о чувстве долга, верности, самопожертвования во  имя Родины;
  • развивать умения и навыки поисковой работы, а также умение интонационно перерабатывать стихотворения в зависимости от их содержания, пользоваться логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: 

видеопроектор, ПК, слайды в презентации «Power Point», предметы, помогающие воссоздать данный исторический период винтовки, сборники стихотворений К.Симонова, М. Джалиля, О Бергольц, А. Ахматовой, А.Т.Твардовского, пилотка, копии писем военного времени (приложение 1).

Ход мероприятия.  

  • Приветствие курсантов, гостей, участников.

Вступительное слово: сегодняшнее мероприятие посвящено самоотверженному подвигу участников Великой Отечественной войны, мы с вами посмотрим на войну глазами художников, поэтов, композиторов. Людей, которые воевали не только с автоматом в руках, а  еще и владели более мощным оружием: пером,  кистью, видеокамерой.

  Ведущий 1.  В мае 2010 года наша страна будет отмечать 65-летие Великой Победы. Именно этому событию мы посвяшаем наше мероприятие "Вместо оружия перо…".

.

Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны).

Ведущий 2. Так, с голоса известного диктора Информбюро Левитана началось утро 22 июня для советского народа.

Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

 

Июнь…Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий 1. Да, советскии народ победил фашизм, и одним из источников победы явился моральный дух советских солдат, идущих на верную гибель со словами:

 « За Родину!»

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Во многом это заслуга людей, которые силой своего слова, таланта поднимали людей на борьбу.

Цель   нашего   мероприятия -   познакомиться   с   творчеством   писателей,   поэтов, художников, композиторов, которые ковали победу наряду с солдатами на передовой.

Звучит песня «Священная война».

Именно с этой песни для многих началась Великая Отечественная война.

"Священная война"

(Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Курсант 1. Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни (печатать не было времени), а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую . Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны

Седьмая симфония Д. Шостаковича

Курсант2.  Наряду с песней "Священная война" символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне стало гениальное произведение Шостаковича «Седьмая симфония»

Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.

 9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.

К первому исполнению недописанной еще симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала.

Пауза. Звучит  симфония.

Дмитрий Шостакович знал, что любимый композитор Гитлера – Рихард Вагнер

Музыка Рихарда Вагнера одухотворяла его армию. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям фашизма.

 В симфонии Шостаковича  слышны отзвуки вагнеровской музыки, с которой он олицетворял  германское нашествие…

Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией.

Фрагмент  кинофильма «В бой идут одни старики»

-Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.

Песни военных лет.

Ведущий 2.  Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Ведущий 1.Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

"Шумел сурово брянский лес"

(муз. С. Каца, сл. А. Софронова )

Курсант 3.Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.

Для А. Софронова и С. Каца это была не первая совместная творческая работа. А вот партизанскую песню писать не приходилось. Какой она должна быть? Ведь в походных колоннах партизаны, как известно, не шагают, – следовательно, марш им не подходит,

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

модный в то время песенный вальс в дремучих лесах, окруженных врагами, не станцуешь...

И здесь авторы вспомнили старую народную песню «Ревела буря, дождь шумел» и забытую песню времен Отечественной войны 1812 года «Шумел, гудел пожар московский». В этих песнях была выражена душа народа, патриотизм и мужество русских людей. Так родилось название, а с ним и первые строчки будущего партизанского гимна – «Шумел сурово брянский лес».

Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Исполнять ее можно было вполголоса в лесу, в землянке, у костра.

В штабе  поэту Сафронову, который был еще и корреспондентом газеты «Известия» ,предложили  вылететь к брянским партизанам. Композитор Кац не мог лететь к партизанам, так как в самолете было только одно место... Перед самым отъездом Кац, огорченный, что он остался на «Большой земле», несколько раз напевал соавтору мелодию, умоляя его не сбиться с ритма... Самолет благополучно пересек линию фронта и сделал посадку в партизанском крае.

И вот в ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере, в землянке, вырытой в полусожженной деревне, начальник Брянского штаба объединенных партизанских отрядов А. П. Матвеев объявил; «Вот поэт Софронов, кроме того, что он корреспондент, он еще привез песню, которая специально написана для брянских партизан».

Звучит песня.

 – Мне не раз приходилось петь свои песни, – вспоминает поэт, – но, пожалуй, такого волнения, как в ту ночь на 7 ноября, я никогда не испытывал... Я ее спел один раз, меня попросили спеть еще раз, потом в третий раз. Меня обнимали... и пошла песня кочевать от землянки к землянке, от одного отряда к другому.

. "Случайный вальс"

 (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского )

 

Курсант 4.2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинградская операция: завершена была ликвидация окруженной группировки противника.

Пауза. Видеоролик о победе Советской армии подСталинградом.

 В Сталинграде наступила непривычная тишина... – А через несколько дней, – вспоминает поэт Евгений Долматовский, – мы с композитором Марком Фрадкиным уже ехали в эшелоне на новый фронт – будущую Курскую Дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, и мы стали сочинять песню.

Фрадкин вспомнил историю, рассказанную знакомым военным летчиком. ...Однажды пришлось этому летчику побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе. Остановились передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Он подошел ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришлось проститься – засигналил шофер, пора в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер не может забыть эту девушку. Может быть, об этом написать песню?

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Работа шла успешно, и вскоре песня была готова. Оставалось лишь проверить ее на слушателях. На всех остановках Фрадкин, аккомпанируя себе на трофейном аккордеоне, исполнял «Офицерский вальс» (так вначале называлось это сочинение) перед бойцами из составов, спешивших на новый участок фронта.

Песня удалась. Об этом можно было судить по тому, с какой молниеносной быстротой она распространилась. Многие эшелоны обгоняли поезд, в котором ехали авторы, и увозили с собой «Офицерский вальс». «Приезжаем мы на какую-нибудь станцию, а там солдаты уже поют нашу песню"

   Остается добавить немногое. Авторы решили изменить первоначальное название на «Случайный вальс». Ведь песня была не только «офицерской», но и солдатской.

Поэзия в годы войны.

Ведущий 2.Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге "Россия в войне 1941 –1945 гг." свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

Ведущий 1. Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Звучит стихотворение "Жди меня"

 Курсант 5. Всем известно это стихотворение Константина Симонова

27 июля 1941 года Константин Симонов вернулся в Москву, пробыв не менее недели на Западном фронте. Он готовился к новой поездке на фронт – от редакции «Красной звезды»; на подготовку машины для этой поездки нужна была неделя.

За эти семь дней, – вспоминал он, – кроме фронтовых баллад для газеты, я вдруг за один присест написал «Жди меня».  Война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «...Жди, когда снега метут...» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая...

Поздней осенью, уже в Северной армии, Симонов, «пожалуй, впервые», как он вспоминал, читал еще не напечатанное «Жди меня» целому десятку людей сразу.  И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, – и заставил меня через полгода напечатать его в газете.

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

 «Жди меня» – самое общеизвестное из стихотворений Симонова. Это стихотворение не нужно цитировать. Его знают все. Говорят, семнадцать композиторов изъявили желание написать на него песню. В истории советской поэзии вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик. Это стихотворение искали, вырезали из газет, переписывали, носили с собой, посылали друг другу, заучивали наизусть – на фронте и в тылу.

М. Джалиль

Звучит стихотворение "Молодая мать".

Курсант 6  . Автор этого стихотворения Мусса Джалиль. Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии.  Мусса Джалиль в 1942 году тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме Плетцензее. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Через бельгийского партизана, заключённого в тюрьме Моабит, Джалиль передал на волю блокнот со стихами. Более ста стихотворных произведений – свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. За цикл стихов "Моабитская тетрадь" Джалиль посмертно присуждена Ленинская премия (1957 г.). В 1968 году о Джалиль был создан фильм "Моабитская тетрадь".

Ольга Берггольц (1910-1975 гг.)

  Курсант7.  Известная ленинградская поэтесса Ольга Берггольц в годы Великой Отечественной войны, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио . Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города. Берггольц выезжала в части действующей армии, ее стихи печатались на страницах газет, на плакатах. Строки О. Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто".

Звучит стихотворение …..

Юлия Друнина

Курсант 8.  На фронте служили свыше 800 тысяч женщин. Санинструктором на втором Белорусском фронте служила Юлия Друнина. Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт, была батальонным санинструктором.

Была сама ранена, в госпитале впервые потянуло к стихам. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.

 В 1944 году поступила в Литературный институт.

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы - девчата,

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты,

То юность моя в огне

Идут на войну девчата,

Похожие на парней.

Художники

 Ведущий1.. Если поэты использовали слово как грозное оружие, то у художников - это была кисть.

 (На экране проектора репродукция картины "Солдат - художник".)

Звучит стихотворение  Алима Кешокова «Нелегко художнику -солдату…»

Курсант 9.

Не легко художнику солдату

Краток на путях его привал

Наш товарищ фронтовой когда-то

Нас в часы досуга рисовал.

Кто хотел послать портрет невесте,

Кто родных порадовать спешил.

Нарисуй меня, но честь по чести

Безбородым, как до фронта был

И художник на клочках бумаги

Рисовал, досуга не ценя

Как-то раз в одном глухом овраге

Рисовать он начал и меня.

Ранят иль убьют бойца, но дома

На стене висит его портрет

И одной улыбкою знакомой

Утешает в том, что писем нет.

День настал, погиб солдат художник,

Мой портрет закончить не успел,

Не узнал конца путей тревожных.

Нет бойца, а вот рисунок цел.

Он храниться в небольшой тетради

Эта память друга моего

На портрет незавершённый глядя

Не себя я вижу, а его.

Курсант 10. Одним из первых ранним воскресным утром 22 июня в 4 часа 15 минут город Брест принял удары тысячи фашистских снарядов и бомб. Героический подвиг совершили пограничники Брестской крепости. Они  сражались более месяца, иссякли боеприпасы, тогда фашисты начали травить бойцов газом. Наступил момент, когда горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в свою последнюю атаку.  Великие минуты подвига изображены на  художника Петра Александровича Кривоногова - "Защитники Брестской крепости".

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Курсант 11. Враг рвался к Москве.  На картине В.Памфилова "Подвиг панфиловцев" изображен бессмертный подвиг 28 героев "панфиловской" дивизии, которые погибли, но не пропустили фашистов к Москве. Политрук дивизии Василий Клочков сказал знаменитые слова "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!". Презентация картины.

Звучит стихотворение Анатолия Софронова "Песня о 28-и".

Кружилась в поле злая осень

Летела поздняя листва

Их было только 28

Но за спиной у них Москва

На них чудовища стальные

Ползли, сжимая полукруг

"Так защитим Москву родные!"

Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты,

Последний бой всегда суров.

Бей за Москву за нас ребята!

В последний раз кричит Клочков.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей

В сырой земле лежат останки

Лежат тела богатырей.

И славу им ветра разносят

И слышит Родина слова

Их было только 28

Но за спиной у них Москва!

Курсант10. 250 дней и ночей происходила оборона Севастополя. Ценой больших жертв, врагу удалось прорваться в город, но бои продолжались пока у защитников не иссякли патроны. Художник Александр Александрович Дейнека в 1942 году вернулся с фронта. И на одном дыхании, движимый ненавистью к врагу, пришедшему завоевать его любимый город, написал картину "Оборона Севастополя".

 Курсант12.  Петр Александрович Кривоногов, который с первых дней войны был на фронте и дошёл до Берлина написал картину « На Курской Дуге». На Картине самое ожесточённое событие Курской битвы бой под Прохоровкой 12 июля 1943г, где на 1 кв. км одновременно сошлись в сражение 1200 танков с той и с другой стороны.

Курсант 10. Девушки из медсанбатов. Какими словами можно выразить их каждодневный подвиг в грозные дни войны?. Этой теме посвящены картины Марата Ивановича Самсонова и Леонида Васильевича Худякова с общим названием "Сестрицы". Презентация картин.

Когда упав на поле боя,

Я не во сне, а наяву

Я вдруг увидел над собою

ФГОУ СПО «Дальневосточное мореходное училище»

МР

Живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,

Боль сразу стала не такою

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водою

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой.

Это стихотворение "Сестра" поэта Иосифа Уткина, который погиб в 1944 году как военный корреспондент при возвращении с переднего края.

Ведуший 1. 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война, но пришел радостный день - День победы. Великая победа. На картинах Петра Александровича Кривоногова и Александра Лопухова изображен этот день. Презентация картин.

\

 Автор Леонид Мартынов "Народ победитель".

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам войны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны

В эти дни бесконечной весны.

Возвращались солдаты с войны.

И прошли по Москве точно сны

Были жарки они и хмельны

Были парки цветами полны.

Возвращались с войны старики.

И совсем молодые отцы -

Москвичи, ленинградцы, донцы

Возвращались сибиряки!

И охотники и рыбаки

И водители сложных машин

И властители мирных долин,

Возвращался народ

Возвращался? Нет!

Шёл он вперёд

Шёл вперёд

Победитель - народ!

Слова благодарности.

Песня. День победы.