Рабочая программа учебной дисциплины Культурология

Подготовка Дизайн, профиль графический дизайн, бакалавр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturologiya_-_kirina_programma_-_bakalavr.docx58.79 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский педагогический государственный университет

Художественно-графический факультет

Рабочая программа учебной дисциплины

Культурология

Код и направление подготовки

072500.62 ДИЗАЙН

Профиль

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная, очно-заочная

Москва

2011 год

  1. Цель освоения дисциплины

Культурология является одной из самых сложных развивающихся гуманитарных дисциплин, базирующаяся на межпредметных подходах. Современные научные знания дают понимание того, что культура является глобальным явлением, в котором разворачивается бытие человека. Культура понимается как целостный феномен, как сверхсложная целостность, в которой реализуются духовно-материальные действия человека, воплощающие его отношение к окружающему миру, самому себе и выражающиеся во всех сферах жизни от бытового уклада до мировоззренческих концепций. Такое широкое и разнообразное осмысление культуры, помогает человеку обрести свое место в мире и сформировать ценностные установки развивающейся личности, что облегчает процессы межкультурного и межличностного взаимодействия и способствует профессиональному и личностному росту.

Преподавание курса ориентировано на рассмотрение роли культурологического знания в формировании современных гуманитарных представлений о мире и человеке, что дает возможности удовлетворить современные образовательные потребности личности в области гуманитарного знания, создает возможности для расширения культурного кругозора студентов, помогает овладевать достижениями мировой культуры и развивать собственные творческие способности. А также способствует установлению социальной, в т. ч. профессиональной, этнической, политической, конфессиональной идентичности студентов, т.е.  помогает в сложном процессе инкультурации  и социализации личности.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ). Вариативная часть.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК:1,2,3,6,7,8,9,10,12,14,15; ПК:1,3,4,5,6

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:  

  • Знать: основные культурологические категории и  понятия ; основные подходы и направления понимания  культуры; важнейшие культурные установки и особенности различных типов культуры; современные проблемы  и тенденции развития культуры.
  • Уметь: свободно ориентироваться в основных культурологических концепциях, школах и течениях; работать с культурологическими научными текстами; самостоятельно анализировать, обобщать и оценивать разнообразные явления культурного процесса, формировать собственное мировоззрение.
  • Владеть: навыками практического применения знаний по решению культурно значимых вопросов и проблем познавательного, мировоззренческого, профессионального характера, основанных на сведениях о базовых ценностях, особенностях и  культурных достижениях различных регионов российской и мировой культуры ; навыками  культурного диалога с применением полученных знаний в профессиональной сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины  по ФГОС ВПО составляет  3  зачетных единицы  ( 108 часов).

Структура  дисциплины (очная форма обучения)

Таблица 1

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Л

С

ПЗ

ЛБ

СР

1.

Культурология

4

18

36

-

-

54

Структура  дисциплины (очно-заочная форма обучения)

Таблица 1

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Л

С

ПЗ

ЛБ

СР

1.

Культурология

6

18

18

-

-

72

Содержание дисциплины

Таблица 2

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Предметная область культурологии

Предмет и задачи культурологии. Культура как объект научного анализа: становление понятия «культура», его полисемантичность. Основные понятия культурологии.

Основные этапы становления культурологии,  основные культурологические школы , основные подходы и направления понимания  культуры.

2

Морфология культуры

Основные структурные элементы культуры. Сферы культуры, отрасли культуры, виды культуры. Функции культуры.

3

Типология культур

Диахронный и синхронный подходы к культуре.

Запад и Восток как предмет культурологического анализа. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм. Историческая типология культур. Культурогенез.

4

Культура и нравственность

Способы культурной регуляции: обычаи, стандарты, нормы. Нравственность как культурная традиция. Нравственно-культурные ориентации общества. Нравственная культура личности.

5

Культура и религия

Религия как важнейшая форма культуры. Особенности религиозной картины мира. Функции религии. Структура религии. Классификация религий.

6

Культура и наука

Наука как культурный феномен. Генезис науки. Научное мышление. Критерии научности. Научная картина мира.

7

Культура XX века

Основные тенденции развития культуры XX века.

Общечеловеческое и национальное  в культуре XX века. Массовая культура. Культура и масс-медиа. Постмодернизм. Европейская культура XX в.  Культура России XX в.

8

Актуальные проблемы современной культуры

Глобальные проблемы и перспективы развития культуры и цивилизации. Футурология. Экология и культура. Культурная универсализация.  Человек в современной культуре. Проблемы сохранения культурной самобытности. Проблемы сохранения традиционных социокультурных ценностей. Диалог культур.

 5. Образовательные технологии.

Традиционные образовательные технологии :

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя);

Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, презентаций по предлагаемым темам и вопросам плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Технологии проблемного обучения :

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.  

Технологии проектного обучения:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор  и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

Интерактивные технологии:

Лекция «обратной связи» – лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Семинар в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

6. Самостоятельная работа студентов (очная форма обучения).

Таблица 3 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1.

Предметная область культурологии

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

2

2.

Морфология культуры

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций

4

3.

Типология культур

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

4

4

Культура и нравственность

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

8

5

Культура и религия

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

8

6

Культура и наука

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

8

7

Культура XX века

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

10

8

Актуальные проблемы современной культуры

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

10

Самостоятельная работа студентов (очно-заочная форма обучения).

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1.

Предметная область культурологии

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

5

2.

Морфология культуры

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций

5

3.

Типология культур

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

7

4

Культура и нравственность

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

10

5

Культура и религия

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

10

6

Культура и наука

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

10

7

Культура XX века

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

15

8

Актуальные проблемы современной культуры

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций

10

Виды  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы по дисциплине:

работа с конспектом лекции; активная подготовка к занятиям, ознакомление с терминологией, справочным аппаратом, учебной литературой по данной дисциплине, работа над культурологическими источниками и  дополнительной литературой,  аудио-  и видеозаписи компьютерной техники и Интернета, составление библиографии,  составление плана и тезисов ответа, изучение дополнительных тем занятий, учебно-исследовательская   работа,  выполнение домашних заданий, изучение изобразительного материала, в т.ч. оригинальных работ, проектирование и моделирование разных видов и   компонентов профессиональной деятельности.

Возможна подготовка курсовых работ (проектов).

7. Компетентностно-ориентированные  оценочные средства

Средства оценивания:

Диагностирующий контроль

Тестирование, устные опросы, собеседования.

Текущий контроль

Тестирование, выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров, дискуссии, написание эссе, докладов, подготовка учебных материалов в специальных программных средах,  презентация результатов исследовательской и проектной деятельности.

Таблица 4

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1.

Предметная область культурологии

Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий:

Представления о  культуре. «Тело» культуры .

Мыслители о культуре.

Культурная картина мира.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков.

Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, подготовка презентации.

2.

Морфология культуры

Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий:

Типичные формы и структуры культуры.

Материальная и духовная культура.

Профессиональная культура.

Молодежные субкультуры.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации.

3

Типология культур

Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий

Запад и Восток как предмет культурологического анализа. Культуры Запада. Культуры Востока.

Россия как тип культуры.

Миф как способ мышления: происхождение, характерные черты, функции.

Центральные образы, идеи мифологий различных народов мира и их отголоски в культуре последующих эпох и современности..

Матриархат и патриархат. Шаманство как феномен культуры.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации.

4

Культура и нравственность

Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий:

Добро и зло – основные координаты культуры.

Нравственные приоритеты современной российской культуры.

Нравственно-культурный идеал современного человека.

Нравственность и мораль. Общечеловеческие ценности.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации.

5

Культура и религия

Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий:

Религия как форма культуры.

Различные подходы к объяснению сущности религии.

Племенные, национальные, мировые религии.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации.

6

Культура и наука

Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий:

Наука как культурный феномен.

Генезис науки: архаичный, античный, средневековый, новоевропейский, современный периоды.

Магия, астрология, алхимия как специфические области знания в эпоху средневековья.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации.

7

Культура XX века

Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий:

Элитарная культура. Массовая культура.

Проблемы развития культуры в XX-XXI вв.  

Модернизм. Постмодернизм.

Мифология в массовой культуре ХХ века.

Реклама как феномен современной массовой культуры.

Русская культура ХХ века. Советская культура и культура русского зарубежья.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации.

8

Актуальные проблемы современной культуры

Примерный перечень семинаров, эссе, дискуссий:

Столкновение цивилизаций.

Глобальная культура. Информационная культура.

Противоречия современной российской культуры.

Межкультурный диалог в современной российской культуре.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и подготовка презентации.

Промежуточная аттестация

Зачет ( 4 семестр, очная форма обучения). Возможна защита курсового проекта (4 семестр).

Зачет ( 6 семестр, очно-заочная форма обучения). Возможна защита курсового проекта (6 семестр).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Гуревич П.С. Культурология. М. 2005.
  2. Драч Г.В., Ерыгин А.Н.,  Королёв В.К.  Хрестоматия по культурологии. Ростов-на-Дону. 2003.
  3. Кравченко А.И. Культурология. М. 2002.
  4. Кравченко А.И. Культурология: хрестоматия. М. 2003.
  5. Культурология /под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону. 2000.
  6. Культурология ХХ века. Словарь. М., 1997.
  7. Культурология. Хрестоматия. Антология. Сост. Гуревич П. М. Гардарики. 2000.
  8. Культурология ХХ века: Энциклопедия: в 2 т. Спб., 1999.
  9. Культурология: История мировой культуры/ под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М. 2003.
  10. Розин В.М. Введение в культурологию. М. 1994.
  11. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М. 1994.
  12. Хрестоматия по культурологии.  Под ред. Рудигина А.А.   М. 1998.

Дополнительная литература

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.
  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1993.
  3. Белик А.А. Культурология. Антропологическая теория культур. М., 1998.
  4. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1998.
  5. Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993.
  6. Бердяев Н. А. О кризисе в искусстве.
  7. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  8. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.
  9. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. М. 1992.
  10. Библер В.С. Цивилизация и культура. М., 1993.
  11. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1999.
  12. Бородай ЮМ. Эротика. Смерть. Табу. Трагедия человеческого сознания, М., 1996.
  13. Бубер М. Я и ты. М., 1993; 1996.
  14. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  15. Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. М. 2006.
  16. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.2007
  17. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М. 1987.
  18. Гумбольдт В. Язык  и философия культуры.  М., "Прогресс", 1985.
  19. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. М., 2001.
  20. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры М., 2004.
  21. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987
  22. Данилевский н.Я. Россия и Европа. М., 1999.
  23. Доусон Г. Религия и культура. М., 2000.
  24. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994  
  25. История мировой культуры. Наследие Запада. М.. 1998.
  26. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. М. 2003.
  27. Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998.
  28. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
  29. Кассирер  Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. — М.—СПб.: Университетская книга, 2002. 
  30. Кассирер  Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.
  31. Кондаков И.В. Введение в историю культуры. М., 1997.  
  32. Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.
  33. Культура: теория и проблемы. М., 1995.
  34. Культурология (очерки теории культуры). М., 1994.
  35. Культура повседневности. М. 2002.
  36. Культурология. Теория и история культур. М., 1996.
  37. Культура, человек и картина мира. М.. 1987.
  38. Кун Т. Структура научных революций. М. 2003.
  39. Лабиринты одиночества. М. 1995.
  40. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М, 1994.
  41. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993
  42. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 2008.
  43. Леви-Стросс К Первобытное мышление. М., 1994.
  44. Леви-Стросс К. Мифологики. В 4 т. М. 2007.
  45. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  46. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М. 1999.
  47. Лоренц К. Агрессия. М. Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  48. Лоренц  К. "Оборотная сторона зеркала", Москва, изд-во "Республика", 1998 г.
  49. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  50. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. Тарту. 1987.
  51. Лотман Ю.М. Семиосфера. М., 2002.
  52. Малиновский Б. Магия, наука и религия М., 1998.
  53. Малиновский Б. Научная теория культуры. М. 2005.
  54. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003.
  55. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. 1995.
  56.  Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука. 1973.
  57.  Механика и цивилизация XVII—XIX вв. М.: Наука. 1979.
  58. Мид М. Культура и мир детства. М. 1988.
  59. Мириманов В. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., 1997.
  60. Мир науки. М. 2001.
  61. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.
  62. Мир ценностей культуры. М. 2001.
  63. Мораль в современном мире. М. 2001.
  64. Наука в культуре. М. 1998.
  65. Наука в современном мире. М. 2000.
  66. Ницше Ф. Сочинения в  2-х томах. Из-во "Мысль", Москва 1990.
  67. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
  68. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М, 1991.  
  69. Пол. Гендер. Культура. М. 1998.
  70. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
  71. Рабинович В. Л.  Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.
  72. Религиоведение/ под ред. И.Н. Яблокова. М. 2001.
  73. Рожанский И. Д. Античная наука. М.: Наука, 1980.
  74. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
  75. Основы духовной культуры в картинах мира (в соавторстве с Л.В.Даниленко). Иркутск: ИГУ, 1999.
  76. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2003.
  77. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  78. Соловьев В.С.  2 т. М. 1989.
  79. Соргун С. Игра. Минск. 1999.
  80. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  81. Столович Л.Н. Искусство и игра. М. 1987
  82. Тайлор Э.Б. Первобытная культура, М., 1989.
  83. Тейар де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.
  84. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М. 1995.
  85. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
  86. Торчинов Е.А. Религии мира. Спб.,1997.  
  87. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М. 2004.
  88. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М. 2004.
  89. Усовская Э.А. Постмодернизм. М. 2006.
  90. Флиер А.Я. Культурогенез. М. 1995.  
  91. Флоренский П.А. Богословские труды. М., 1977.
  92. Франц, М.-Л. фон. Алхимия: Введение в символизм и психологию. Пер. с англ. Ю. М. Донец — СПб: Б. С. К., 1997.
  93. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 2004.
  94. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. —М., 1992.
  95. Фрейд 3. Я и Оно.
  96. Фромм Э. Бегство от свободы.
  97. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
  98. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  99. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  100. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1995.
  101. Фукуяма Ф.  Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию.  М. 2004.
  102. Фукуяма Ф   Конец истории и последний человек. М . 2004.
  103. Хейзинга Й. Homo Ludens. Тени завтрашнего дня. М., 1992.
  104. Человек в зеркале культуры. М. 2001.
  105. Человек в зеркале науки. М. 2001.
  106. Человек в кругу семьи. М. 1996.
  107. Человек в современном мире. М. 2001.
  108. Человек и его символы. М. 2001.
  109. Человек перед лицом бытия. М. 2001.
  110. Швейцер А. Культура и этика. М. 2001.
  111. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. 1993, 1998.
  112. Эко У. Пять эссе на темы этики. М. 1998.
  113. Элиаде, М. Азиатская алхимия. Пер. с рум., англ.  и фр. А. А. Старостина и др. — Москва: Янус-К, 1996.
  114. Элиаде М. Священное и мирское. М. 1994.
  115. Элиаде М. История верований и религиозных идей. В 3-х т. М.
  116. Юнг К.Г. Архетип и символ. М. 1991.
  117. Юнг, К. Г. Психология и алхимия. Пер. с англ. С. Л. Удовик — Москва: REFL-book, Ваклер, 1997.
  118. Юнг К.-Г.  Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992
  119. Ютен С. Алхимики в Средние века. Пер. В. Д. Балакина. — М.: Молодая гвардия, 2005.
  120. Языки и смыслы культуры. Тамбов, 2003.
  121. Языки и смыслы культуры. Тамбов, Том 2. 2004.
  122. Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1991.
  123. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.
  124. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М. 1985.
  125. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.bibliotekar.ru/
  2. http://www.countries.ru/library/
  3. http://www/gumer.info
  4. http://ec-dejavu.net/main.html
  5. http://www.kulturologia.ru/

Мультимедийные средства:

  1. Библия. Директ-Медиа. 2005.

  2. Буддизм. Директ-Медиа. 2008.

  3. Древнерусская культура: литература и искусство. Директ-Медиа. 2004.

  4. Индуизм: религии, искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2004.

  5. История инквизиции. Директ-Медиа. 2009.

  6. История костюма и быта. Раннее Средневековье. Директ-Медиа. 2009.

  7. Коран: переводы и комментарии. Директ-Медиа. 2003.

  8. Культурология: классические труды. Директ-Медиа.  2007.

  9. Культура русского народа. Директ-Медиа. 2008.

  10. Латинская  Америка: История и культура. Директ-Медиа. 2008.

  11. Лекции по культурологии. Издательство «ИДДК». 2006.

  12. Мень А. Библиологический словарь. 2004.

  13. Мифы народов мира. Директ-Медиа. 2006.

  14. Народы и религии мира. Энциклопедия. Директ-Медиа. 2007.

  15. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарий. Директ-Медиа. 2003.

  16. Страны мира: оксфордский словарь. Директ-Медиа. 2005.

  17. Цивилизации Древнего Востока. Директ-Медиа. 2005.

  18. Япония от А до Я. Энциклопедия. Директ-Медиа. 2008.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Необходимые технические средства обучения, используемые в учебном процессе для освоения дисциплины : лекционная аудитория, желательно оборудованная современными компьютерными средствами с техническими возможностями для демонстрации электронных  презентаций.

  1. Аннотация рабочей программы дисциплины «Культурология»

Цели и результаты освоения дисциплины.

    Формирование культурологических основ мировосприятия студента и будущей мировоззренческой позиции выпускника. Побуждение студентов к культурному саморазвитию, самоидентификации и реализации творческого потенциала личности. Обладание общекультурными компетенциями подразумевает знание национальной и общечеловеческой культуры, культурологическое осмысление религии, науки, нравственности, искусства, познание особенностей различных эпох в истории мировой и национальной культуры, понимание современных глобальных и локальных процессов, проблем и тенденций развития мировой культуры.

     Выработка навыков самостоятельного анализа, обобщения и оценивания разнообразных явлений культурного процесса Практическое применение знаний по решению культурно значимых вопросов и проблем познавательного, мировоззренческого, профессионального характера, основанных на сведениях о базовых ценностях, особенностях и  культурных достижениях различных регионов российской и мировой культуры. Готовность к бережному и уважительному отношению национальной культурной традиции и к мировому культурному многообразию.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.1.в.04. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в совокупности дисциплин базовой части цикла  ГСЭ.  Высокая информативность учебной дисциплины призвана способствовать духовному росту и  интеллектуальному совершенствованию личности, обогащению ее внутреннего мира, раскрывает и дополняет целостное пониманию окружающего мира.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

(коды) :   ОК:1,2,3,6,7,8,9,10,12,14,15; ПК:1,3,4,5,6

В результате изучения дисциплины студент должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:  

  • Знать: основные культурологические категории и  понятия ; основные подходы и направления понимания  культуры; важнейшие культурные установки и особенности различных типов культуры; современные проблемы  и тенденции развития культуры.
  • Уметь: свободно ориентироваться в основных культурологических концепциях, школах и течениях; работать с культурологическими научными текстами; самостоятельно анализировать, обобщать и оценивать разнообразные явления культурного процесса, формировать собственное мировоззрение.
  • Владеть: навыками практического применения знаний по решению культурно значимых вопросов и проблем познавательного, мировоззренческого, профессионального характера, основанных на сведениях о базовых ценностях, особенностях и  культурных достижениях различных регионов российской и мировой культуры ; навыками  культурного диалога с применением полученных знаний в профессиональной сфере.

Общая трудоемкость дисциплины  по ФГОС ВПО составляет :

3  зачетных единицы  ( 108 часов) .

Семестры: очная форма обучения 4 семестр, очно-заочная форма обучения 6семестр.

Основные разделы дисциплины: Предметная область культурологии. Морфология культуры. Типология культур. Культура и нравственность. Культура и религия. Культура и наука.

 Автор:  ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ  Кирина Н.Ю.

Программа одобрена на заседании кафедры _______________________________________

от «___»_______________г.,  протокол № _____________

Зав. кафедрой

_______________

«___» ________________г.

Согласовано:

Специалист по УМР

___________________

«___» ________________г.