Главные вкладки

    Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)

    Прусс Дарья Ивановна

    Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся рус­ский и американский ученый, талантливый исследователь, энергич­ный и инициативный общественный деятель, большую часть жизни проживший в  США. А методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно- исторических типах Шпенглера и Тойнби, но  Сорокин в отличии от них допускает наличие прогресса а общественном развитии. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)

    Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся русский и американский ученый, талантливый исследователь, энергичный и инициативный общественный деятель, большую часть жизни проживший в  США. А методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно- исторических типах Шпенглера и Тойнби, но  Сорокин в отличии от них допускает наличие прогресса а общественном развитии. Сорокин признавал глубокий кризис западной культуры, но расценивал его не как падение и закат Европпы как таковой, а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объеденяющей все человечество. [10, c 43 ]

    Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры, поскольку культура есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. По Сорокину культурные системы образуют системы высших рангов, в результате чего образуются культурные сверхсистемы. Каждая из сверхсистем по мнению Сорокина «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правового и должного, собственными формами словесности и искусства, своим правами, законами кодексом поведения, доминирующими формами социальных отношений, собственными экономической и политической организацией, собственными типами личности со свойственными только ему менталитетом и поведением» [10, с. 43]

    Наиболее полно культурологическая концепция П.А.Сорокиеа изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика». Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

    «Всякая великая культура, — пишет Сорокин, — есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». [7, с. 105]

    Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

    Все части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах. [7, с 109]

    Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.

    Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей три типа культур: 1) идеациональный; 2) чувственный; 3) идеалистический. Названия достаточно условны, в действительности, так сказать, «чистые» типы обнаружить довольно трудно. Но для описания приоритетных ценностных ориентации, господствующих или преобладающих в культуре, такой подход вполне правомерен. [7, с. 111]

    Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:

    •    Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

    Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимается органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

    Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки. [7, с. 112]

    •    Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

    Но человек не ограничен только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы; жажда славы, власти, денег, популярности, познания. Многие из них характерны для телесно-духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.

    •    Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний — от минимума к максимуму, от скудости — к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; от добродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.

    •    Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств и среды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления жизненных проблем.

    Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

    Первый тип — идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья. В соответствии с выделенными признаками ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности  ценности. [10,  с.44]

    Второй тип — чувственная, или сенситивная, культура. Сорокин предлагает различные варианты названия этого типа культуры: активный «эпикуреизм», пассивный «эпикуреизм» и цинический «эпикуреизм». Данный современный тип культуры основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем  и воспринимаем через наши огранычувств- реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем почувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего». Эта культура стремится освободится  от религии, морали и других ценностей  идеациональной культуры. [10, с. 44]

    Все ценности становятся относительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной, объявляется ложью. Но рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму и нигилизму, а общество погружается в пучину морального, интеллектуального и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжаться долго, ибо общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей. Таковы в общих чертах особенности чувственного типа культуры.

    Третий тип — идеалистический культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции. [7, c. 116] П.Сорокин рассматривал данный тип культуры как промежуточную систему между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. «Её основной посылкой, - пишет Сорокин, - было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный и наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия». [10, с 44] Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты.

    Здесь нет крайностей идеационального или чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

    К данному типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру 13-14 столетия, а также древнегреческую культуру 5-6 века до нашей эры. [10, с. 44]

    Таковы три основных типа, или стиля, в истории мировой культуры. Сорокин был чрезвычайно увлечен работой в течение ряда лет. Он отмечал, что эти черты не были результатом поверхностных впечатлений, а выявлены путем качественного и количественного анализа более чем ста тысяч древних и современных картин и скульптур, литературы, музыки, архитектурных памятников, философских трактатов, научных открытий. На этой основе он с социологической точностью построил немало графиков, диаграмм, отражающих тенденции исторического развития культур. Некоторые из них воспроизведены в книге «Человек. Цивилизация. Общество». [7, с 118]Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. П.Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.[10, с. 45]

    Литература:

    1. Введение в культурологию: учебное пособие /под ред. Е.В.Попова.- М.,1995.
    2. Веремьев А.А. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов.- Брянск, 2000.
    3. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие.- М.,1998.
    4. Запад и Восток: традиции и современность: учебное пособие.- М.,1993.
    5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005
    6. Культурология (2): теория и история культуры.- М.,1996.
    7. Культурология: учебник для ст-тов технических вузов /под ред. Н.Г.Багдасарьян.-М.,1999.
    8. Культурология: курс лекций /под ред. А.А.Радугина.- М.,1999.
    9. Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.,1996.
    10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.- М.,1997.
    11. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000
    12. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. — М.:Аспект Пресс, 1998.