Методическая разработка урока Православные святыни Дубны

Суркова Ирина Владимировна

Материал представляет собой культурологический анализ православных святынь города Дубны Москвской области. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Православные святыни Дубны»

Цель: дать знания о  развитии Православия на Дубненских землях, о  православных храмах города        

           Дубны, о святых, прославленных  служением в Дубненской земле.

Задачи урока

Образовательная:

Обеспечить закрепление знаний о

-  священомученнике Михаиле  Абрамове, служившем в одном из Дубненских храмов

- Дубенских храмах, святых, которым они посвящены;

- православных святынях,   находящихся в Дубненских храмах

Развивающая:

Способствовать развитию умений работы с источниками христианской духовной культуры, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся уважение к христианским нравственным ценностям, побуждать их к сохранению и сбережению  святынь своего народа, побуждать их к реализации христианских добродетелей в собственной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: лекция , с элементами обсуждения и творческого взаимодействия  студентов с преподавателем.  

Средства: мультимедийные презентации ,мультимедийный проектор;  экран; компьютер

Урок рассчитан на студентов 1 курса,  имеющих полное среднее образование (11 классов) и обучающихся по специальности «Правоведение».

Продолжительность урока 45  минут .

План урока:

1.Организационный момент. Вводное слово учителя.

2.Основная часть урока.

2.1 История города Дубны. Основные этапы.

2.2  Храмы города Дубны.

 2.2.1. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы. История храма. Священномученник Михаил Абрамов. Разрушение храма и его восстановление. Святыни храма. Святая мученица Елисавета.

3.Заключительная часть урока. Закрепление новых понятий и знаний.

4.Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент .  Приветствие.  Определение отсутствующих. Проверка готовности студентов  к уроку. Организация внимания.

 Вводное слово учителя.

Учитель знакомит студентов с темой урока, его целями и задачами, определяет порядок проведения урока.

(время – 5 минут)

2.Основная часть урока.

2.1 История  Дубненских земель:

Опережающее задание студенту:

Доклад студента, сопровождающийся слайдами.  
«Историческим предшественником наукограда Дубна является древнерусский город, носивший аналогичное название. Его остатки расположены на территории современного города и именуются в научной литературе Ратминским городищем либо городищем Дубна. \

Городище Дубна расположено на правом берегу Волги, непосредственно у устья реки Дубны, по ее левому берегу, к северу от Храма Похвалы Пресвятой Богородицы, в окрестностях улицы Ратмино в восточной части современной Дубны. Городище было описано уже в Х1Х веке.

Уже историками XIX века городище Дубна уверенно соотносится с древнерусским городом домонгольского времени Дубна, впервые упомянутом в Новгородской первой летописи старшего извода под 1134 г.

Верхнее Поволжье в XII – начале XIII вв. являлось пограничной территорией между Ростово-Суздальским (позднее Владимиро-Суздальским) княжеством и Новгородской землей. Здесь на правом берегу Волги ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким и был, судя по всему, основан город Дубна, выполнявший функции пограничной крепости, а также торгового и ремесленного центра на стратегически важном месте, в устье реки Дубны – важной транспортной магистрали, по которой начинался путь от Волги по рекам Сестре и Яхроме вглубь Владимиро-Суздальских владений, названный впоследствии Северным московским торговым ходом.

Исследованиями было установлено, что русское поселение существовало на этом месте и раньше, по меньшей мере со второй половины Х в. Были найдены  яркие находки, свидетельствующие о высоком культурном уровне жителей  и об исповедании ими христианства. Именно к этому времени относятся некоторые яркие находки, например, железный нож, клинок которого украшен орнаментом из трех рядов чеканных треугольников. В ходе раскопок в культурном слое домонгольской Дубны были найдены многочисленные остатки, свидетельствующие о существовании рыболовецких промыслов, железоделательного производства, гончарства, ткачества и ювелирного дела; остатки вооружения и воинского снаряжения. Найдены нательные крестики, богослужебная утварь, изображения крестов на бытовых предметах.

С XV в. на этом месте существовала деревня Ратмино, Другой удаленный посад древнерусской Дубны располагался на правом берегу Волги, в одном километре выше по течению от крепости. Поселение на самой стрелки Волги также продолжило свое существование в последующие века. Здесь был, вероятно, административный центр Дубенского стана, на котором располагался таможенный пост, известный как «Дубенское мыто». Это был таможенный пост сперва тверских князей, потом москвовских, и, наконец, Дмитровского удельного княжества, находившегося в подчинении у Москвы. Известен целый ряд упоминаний «Дубенского мыта» актовых материалах XV-XVI вв., самым ранним из них, датированным периодом 1461-1466 гг., является Жалованная грамота Великого Тверского князя Михаила Борисовича игумену Троице-Сергиева монастыря Вассиану на беспошлинный провоз груза соли на судах по Волге через Тверское княжество. Дубенское мыто было местом упорядочивания передвижения судов и грузов по Волге и рекам Северного московского торгового хода, его функционирование входило в систему социокультурного взаимодействия человека с водной стихией – реками Восточной Европы и крупнейшей из них – Волгой.

Мыто прекращает свое существование во второй половине XVI века, в связи с ликвидацией последнего – Дмитровского – удельного. Земли в устье Дубны, по ее левому берегу, известные сейчас как Ратминская стрелка, входят в состав дворцовых земель. С 1627 г. рядом с селом Городище (оно же «Устье Дубны»), находящимся на стрелке Волги на месте бывшего Дубенского мыта, располагается дворянская усадьба Грязновых. В 1777 г. она переходит во владение Татищевых, а в 1806 г. – князей Вяземских. Село Городище в начале XX в. переняло название села Ратмино, располагавшегося к югу от него до середины XIX в., а во второй половине ХХ века стало улицей Ратмино в черте города Дубна.

с 17…. года на стрелке  рек Волга и Дубна стоит красавец храм Похвалы Пресвятой Богородицы. «

В процессе доклада демонстрация слайдов №__ №___

Обсуждение со студентами истории становления Дубны, вероисповедания ее жителей, роли в ее истории храма, исторических функций Дубны. Параллельное закрепление материала по истории Дубны как таможенного пункта.

 время – 10 минут

2.2. Храмы города Дубны. Слайды №______________

В настоящее время в городе Дубне существует 5 православных храмов. 5 храмов на 70  000 жителей – это много или мало?

Так в поэме  Н. Некрасова звучат слова:

………..Выйди на эту равнину и полюби ее сам:

Две три усадьбы дворянских

Двадцать господних церквей

сто деревенек крестьянских

как на ладони на ней.

Если посмотреть на статистику Некрасовского времени – деревня – это не более 1000 жителей (потому, что больше – это село, обязательно имеющее собственную церковь, часто не одну), чаще всего 100-500. То есть, на 10 – 50 тысяч  человек – двадцать храмов. С этой точки зрения Дубна, конечно, серьезно уступает Некрасовской России….. Но, чтобы приободрится, вспомним, что в нашей столице в настоящее время на каждые 70 000 человек приходится по 1 храму, то мы выигрываем.

Демонстрация слайдов, объяснение расположения и названий пяти Дубненских храмов  

время – 5 минут

За время наших занятий мы рассмотрим истории всех храмов Дубны . Эти истории  длинные и  не очень, трагические  и счастливые….

И первым нашим этапом будет . Храм Похвалы Пресвятой Богородицы:

Слайд № ___)

«Первые известные письменные источники о селе Городище и деревне Ратмино относятся к середине XVIII в. После 1751 г. село числится за Татищевыми. В селе были две деревянные церкви.
В 1815 г. Е.Р.Вяземская (урожденная Татищева) подала прошение о переносе кладбища из села Городище на новое место.
В XIX в. в храме служили священники: Стефан Иванов, Матвей Лукин, Иоанн Макаров, Иоанн Козьмин и Иоанн Драницын. Последний из этих священников прослужил в храме 40 лет.
15 июля 1823 г. от удара молнии церковь Похвалы Пресвятой Богородицы сгорела.
Каменный храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы построен в 1824 г.
Во второй половине XIX в. были пристроены два придела — во имя святителя Николая и пророка Илии. Рядом с храмом возведели двухъярусную колокольню.
В селе с 1887 г. действовала одноклассная церковноприходская школа.
В 1901 г. к приходу относились деревни Ратмино (Александровка) и Козляки, а в 1915 г. также деревни Иваньково, Пекуново, Прислон, Притыкино и Клетино.
В 1907—1914 гг. храм реконструировали; достроили до третьего яруса колокольню, соединив с храмом. К колокольне пристроили ризницу и служебное помещение.
В 1937 г. храм варварски разорили: иконы сожгли, ценности разграбили, внутри все сломали, тракторами сорвали кресты. Священника, отца Михаила Абрамова арестовали и расстреляли В церкви устроили мастерскую по ремонту тракторов, в алтарной части — клуб, в другой — столовую.
В 1988 г. в городе собрали около восьми тысяч подписей за передачу церкви в Ратмино верующим. Руководство Объединенного института ядерных исследований, которому к этому времени принадлежал храм, передало его верующим.
При храме создан археологический музей, в котором находятся предметы, найденные здесь во время раскопок.
Ежегодно при храме организуется детский летний лагерь.
Храм расположен на территории историко-культурно-ландшафтного заповедника «Ратминская стрелка».

В честь чего же назван храм? Что такое Похвала Пресвятой Богородицы?

Описание Праздника.

Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и Богослужению выделяется из ряда других суббот. В состав Богослужения этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы».

Поводом же к установлению Похвалы Божией Матери послужили некоторые исторические обстоятельства в жизни православных греков. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Положение греков было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский - Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери, Заступнице рода христианского, и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. И наша Русская Православная Церковь, получив богослужебный чин от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы Пресвятой Богородицы».

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Термины – Акафист, Великий Пост, риза, Похвала

С Храмом Похвалы Пресвятой Богородицы связано имя священномученника – священника, служившего в храме и жестоко убитого при советской власти. Это священомученник  протоиерей Михаил Абрамов.

Опережающее задание – доклад студента

«Абрамов Михаил Иоаннович (01.14.11.1885 - †16/29.11.1937)  - священник, священномученик

В 30-х годах в храме Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище (ныне Ратмино) до его закрытия служил священник Михаил Иванович Абрамов. После революции 1917 года он подвергался репрессиям, в 1937-м году попал под колесо "Большого террора" и был расстрелян.

Михаил Иванович Абрамов родился 1 ноября 1885г..

Михаил Абрамов учился  в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой в 1907 году определен к церкви Покрова Божией Матери г.Пронска в качестве псаломщика и законоучителя в церковно-приходской школе.

В 1908 году указом правящего архиерея - епископа Рязанского и Зарайского определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа был рукоположен во священники.

Как свидетельствует запись в Клировой Ведомости Иоанно-Богословской церкви села Богослово по состоянию на начало 1917 года, в семействе у отца Михаила было уже двое сыновей: Владимир, 1909 г.р. и Леонид - "род. 1913 г. Августа 8-го дня". Священник Михаил и члены его семьи отмечены поведения "отлично-хорошего", "честнаго".

После революции 1917 года, как и большинство священников, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям (лишение избирательных прав, непомерные налоги и пр.).

В 1928 году он был арестован и осужден по статье 72 УК по которой отбывал 1 год лишения свободы в Тульском исправдоме с 14.01.1929 по 14.01.1930 гг.

По освобождении из заключения его принял правящий архиерей, который назначил его в наши в края. С 28 декабря 1930 года протоиерей Михаил Абрамов служит священником храма Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище, что на Дубненском устье.

В 1934 году произошел его второй арест и трехлетняя ссылка по ст. 58-10 УК [3] (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений и т.д.).

В начале 1937 г. протоиерей Михаил Иванович Абрамов вернулся из ссылки на свое прежнее место служения - в храм Похвалы Пресвятой Богородице.

В Тверском центре документации новейшей истории хранится Дело № 6916, заведенное Кимрским районным Управлением НКВД по Калининской области на Абрамова Михаила Ивановича.

Оперативный приказ НКВД СССР №00447 от 30.07.1937 г. "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов" требовал: "Следствие проводится быстро и в упрощенном порядке". Дела в те времена рассматривались на самом деле быстро и упрощенно: дело отца Михаила было начато 13 ноября и окончено 21 ноября 1937 года.

13 ноября сотрудники Кимрского райотдела Управления НКВД по Калининской области получили ордер на производство обыска и ареста Абрамова Михаила Ивановича, проживающего в доме №14, дер. Ратмино, Александровского сельсовета. В тот же день в присутствии понятых был произведен обыск и арест. Конфисковывать и изымать у протоиерея Михаила было нечего, и сотрудники изъяли паспорт БАК №685471, выданный Кимрским райотделом милиции. Арестованного в тот же день доставили в Кимрское районное отделение НКВД.

Первый и последний допрос состоялся на следующий день - 14 ноября 1937 года, день рождения отца Михаила.

Тройка УНКВД Калининской области 27 ноября слушала Дело № 6916 Кимрского РО и постановила: Абрамова Михаила Ивановича - РАССТРЕЛЯТЬ. Постановление приведено в исполнение во внутренней тюрьме НКВД КО 29 ноября 1937 г.

Протоиерей Михаил погребен в безвестной могиле.

По заключению Тверской областной прокуратуры от 26.03.1989 г. реабилитирован.

В 2000 году протоиерей Михаил Иванович Абрамов прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.»

Обсуждение со студентами подвига святого, его личных качеств. Заострение внимания студентов юристов на порядке реабилитации  жертв сталинских репрессий Термин Священномученник.

Время – 10 минут

С храмом Похвалы Пресвятой Богородицы связана одна из русских картин. Это картина известного русского художника Прокопия Карповича Михайлова "Девушка ставящая свечу перед образом" Она украшает экспозицию Третьяковской галереи. Считается, что фоном образа послужил интерьер церкви Пресвятой Богородицы в Ратмино.

Демонстрация слайда. Обсуждение (время – 5 минут)

А еще В храме Похвалы Пресвятой Богородицы хранится ковчег с частицей мощей Преподобномученницы Елисаветы.

Кто же она такая?

Опережающее задание – доклад студента.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос - какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: "Я оставляю блестящий мир ...но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих".

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность". Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!".

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь - это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

В нашем храме Похвалы Пресвятой Богородицы хранится ковчег с частицей мощей преподобномученицы Елисаветы. »

Обсуждение подвига преподобной, ее роли в истории, в жизни семьи С.трастотерпцев. Термин Страстотерпцы.

Время – 10 минут)

Термины – преподобномученница, инокиня, настоятельница, Святые Тайны, мощи, обитель.

Актуализация знаний. Терминология.

Священномученник. Преподобномученица. Похвала Пресвятой Богородицы. Акафист. Ковчег.

Таков старейший храм города. С историей остальных храмов города мы познакомимся на следующем занятии.

3.Заключительная часть урока.  Закрепление знаний.(10 минут)

Задание 1. Объясните понятия: Священномученник. Христианский подвиг. Кротость. Милосердие. Страстотерпцы. Преподобномученник.

Задание 2. Составьте духовный портрет преподобномученицы княгини Елисаветы. (устно)

Каждой паре студентов выданы листы бумаги. Им необходимо написать на них те  качества святых, которые являются важными для жизни современного человека. Затем эти работы прикрепляются  классной доске и анализируются.

 Отличается ли жизнь святых от жизни обычных людей.

Подведение итогов(5 минут)

Домашнее задание.

  1. Имена каких еще святых связаны с Дубненскими землями?

  1. Как связана история Дубненской земли с именем апостола Андрея Первозванного (опережающее задание)
  2. Каким святым посвящены наши храмы?

МГОУ

Методическая разработка урока

«Святыни  Дмитровской земли»

Подготовила:   Гаврилова Надежда Алексеевна

Дмитровский профессиональный колледж

Москва

2010-2011 год