Статья №3

Статья информирует учеников  о петербургских музеях и дворцах - хранилищах  классических произведений искусства европейских и российских мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no3.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

                     Античные мотивы в произведениях искусства.

         Ушедшие события, мифы, загадки античного мира будоражили воображение художников и скульпторов последующих эпох, давали пищу для размышлений. Спустя столетия, на живописных полотнах и в скульптурах оживали сюжеты из античной истории, литературных произведений, мифов. Правила – каноны красоты, разработанные античными мастерами, служили образцов для европейских и российских художников и скульпторов. Так зарождался художественный стиль «классицизм».

        В залах Нового Эрмитажа, кроме подлинных античных памятников,  хранятся всемирно известные живописные и скульптурные произведения европейских мастеров на античные темы.  Здесь можно познакомитья с произведениями искусства лучших мастеров Италии, Испании, Голландии, Германии, Франции, Англии. Один из залов называется «Большой итальянский просвет». Сверху, через стеклянный колпак льётся свет на прекрасные картины. Ты попадаешь в мир красок…  Грустные и весёлые, старые и молодые лица людей. Старинные одежды. Непривычные пейзажи. Красочные натюрморты. И вдруг.. мелькнул лукавый Гермес. Попалась на глаза красавица Афродита. А вот Персей спасает от чудовища Андромеду … На картинах словно оживают Вакх, Адонис, Вулкан, амуры, весталки, римские сенаторы и воины… Художники, создавшие эти образы жили много веков назад.

В каких музеях, кроме Нового Эрмитажа, ты можешь увидеть произведения западных художников и скульпторов на античные темы? Прочитай филлворд!

Д

Ы

И

П

Г

О

В

Л

А

П

Н

А

И

Н

В

Ц

М

Е

Е

Р

Ф

А

О

К

У

И

Г

Ч

Ы

О

Р

У

З

Т

Е

А

П

В

С

Ш

К

А

Т

       В нашем городе немало учебных заведений, в которых обучают живописному и скульптурному мастерству. Но главным среди них по-прежнему остаётся самая первая в России Академия художеств. В этом учебном заведении будущие художники, скульпторы, архитекторы обязательно знакомятся с  историей и культурой античного мира. Они делают копии античных скульптур и живописных полотен. В конце XVIII – XIX веков в стенах Академии господствовал художественный стиль классицизм. По законам этого стиля сюжет картины должен быть взят из античной истории. Обязательными были и  чёткая композиция  с  главным героем на переднем плане, и гармоничные пропорции человеческого тела, и сочетание  цветов  ( белый – чёрный, красный – зелёный, синий – жёлтый). В XIX веке лучших выпускников  академии обязательно отправляли в страны Западной Европы для знакомства с всемирным культурным наследием.

      Одним из таких выпускников был Карл Брюллов. В первой половине  XIX  века одна из его картин классического стиля потрясла не только петербуржцев, но и итальянцев.  История появления картины связана с судьбой огромного  римского  города Помпеи, погибшего в первом веке  нашей эры от извержения вулкана Везувий. Слои пепла покрыли город, ветры занесли песком, землёй. Лишь спустя много столетий исследователи раскопали этот мёртвый город.   Карл Брюллов отправился в Помпеи. Не жалея сил, он изучал находки археологов: амфоры, браслеты, колесницу, одежду, остатки зданий , посещал Неаполитанский музей, где находились поразительно живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом …  Читал произведения современника тех трагических событий – римского историка Плиния младшего. И вот результат – картина «Последний день Помпеи», образец классического стиля.

        Картина  была выставлена в первом в России музее  русского искусства имени Александра III.  Музей расположился в здании дворца, который  строился когда-то архитектором  Карлом  Росси для князя Михаила.  В 1895 году в Михайловском дворце были собраны произведения искусства  российских мастеров из Эрмитажа, Академии художеств и царских дворцов. Коллекция быстро росла  за счёт покупки  произведений у их создателей и  у коллекционеров.  Название музея изменилось. Теперь оно звучит так -  Государственный Русский музей. К концу XX столетия в Русском музее хранилось  уже более 320 тыс. экспонатов. В наши дни Русскому музею принадлежит несколько зданий. В них располагаются выставки произведений русского искусства.

Какие здания Петербурга, кроме Михайловского дворца, принадлежат Русскому музею? Расшифруйте названия этих зданий:

КоСрптусБренуоагаМновихайскийдловсворецМраморкийзаныйдвомокрец

        Какие произведения искусства, напоминающие об античном наследии, хранятся в Русском музее? Представь, что ты в залах, посвящённых русскому искусству XVIII – XIX  веков. Перед тобой – портреты знаменитых и неизвестных россиян. И вдруг, то на одном, то на другом портрете мелькнут знакомые аллегории: римкие доспехи на портрете Петра I, античный жертвенник на портрете Екатерины II. А на некоторых картинах оживают сцены из истории античности, из древних мифов: продажа рабов в Афинах, бой гладиаторов … Взгляд радуют совершенные формы бронзовых, медных, мраморных скульптур.  Среди них узнаёшь Геракла, Париса …

В прохладных залах Русского музея

Пронизанная солнцем тишина.

Здесь слава наших предков, не тускнея,

В оживших красках смотрит с полотна.

                           Всеволод  Рождественский.

   

Вопросы и задания.

  1. Ответь в тетради на вопросы статьи, выделенные курсивом.
  2. Что такое «»Большой итальянский просвет?
  3. Кто такие Карл Брюллов и Карл Росси?
  4. Научись находить на карте все здания, которые принадлежат Русскому музею.