Статья №5

В статье идёт речь об античных мотивах в архитектуре Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no5.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

                      Античные мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга.

           В лучах яркого солнца стоит на Афинском Акрополе уникальное творение древности – Парфенон. Это – храм Афины. Чёткий ритмичный шаг колонн обрамляет здание.  Над храмом словно парит в воздухе статуя Афины. Торжественно звучит мелодия декора.  Этот  гимн красоте стал образцом  (классикой) для европейских архитекторов.

         Вглядись в петербургские здания, построенные в  классическом стиле. Одно из них даже называют российским Парфеноном. Над широкой гладью Невы возвышается  белоколонное здание. Это  - знаменитый «храм торговли» на Васильевском острове.  Его украшают скульптурные изображения Нептуна и Меркурия. Здание  соорудили по проекту известного петербургского архитектора Тома де Томона. Это грандиозное сооружение  - центр архитектурного ансамбля Стрелки, что подчёркивается ростральными колоннами-маяками, некогда освещавшими путь к петербургскому порту.

          Какое здание в Петербурге называют российским Парфеноном?

      Петербургские здания, построенные по образцам античных, можно найти и среди жилых домов (Дом  академиков), и среди административных зданий (Таврический дворец), и среди учебных заведений (Горный институт). В классическом стиле строили петербургские театры (Александринский театр),  храмы (Троицкий собор Александро- Невской Лавры), торговые учреждения (Гостиный двор), здания гвардейских  полков (Конногвардейский манеж). *

       В чём сходство этих зданий? Каждое из  них «прячет»  три секрета древних архитекторов. Об первом из этих секретов – украшении здания скульптурой,  «рассказывающей» о назначении постройки, вы уже знаете. Скульптурные группы часто размещались  как перед  лестницей, восходящей к зданию, так и  на фронтоне.

        Вспомните, почему фронтон называют «лбом» здания.

    Второй секрет состоит в том, что здание должно радовать глаз своей пропорциональностью, соразмерностью.  Фасад здания делился по вертикали на три части (особо подчёркивалась центральная часть и абсолютно симметричными были  боковые). По горизонтали здание так же делилось на три части (цоколь – основа здания, центральная часть и антаблемент- верхняя часть здания).  Античные зодчие нашли идеальное соотношение частей здания. Оно называлось «золотым сечением».

                        Какую часть здания украшали колоннами?

    Третий секрет красоты здания заключался в новом использовании колонн, придуманных древними египтянами. У греков колонны  «несут» на себе верхнюю часть здания (антаблемент). Они обеспечивают надёжность и долговечность здания. Колонны так же состоят из трёх частей:

Нижняя часть – база

Средняя часть – ствол

Верхняя часть – капитель

       

               Колонны, так же как и скульптура, могли «рассказывать»  о назначении здания.

     Колонна, капитель которой была украшена двумя, расположенными друг против друга волютами (завитками) называлась колонной «ионического ордера».   Она была похожа на стройную женщину с элегантной причёской. Такими колоннами украшали греческие  храмы.

        Более массивные колонны,  со строгими, не украшенными лепниной капителями чаще применялись в многоэтажных конструкциях (Колизей).  Такие колонны , «дорического ордера», были  подобны древним воинам, сильным и непобедимым.

     Третий вид  античных колонн –  «коринфского ордера», отличался  богато украшенными лепниной капителями. Над такими колоннами будто распускались листья диковинных растений.  Такими колоннами украшали административные здания или жилища знати.

               По какой части колонны можно определить  её ордер?

     Архитектурные секреты греков использовали римские зодчие. Спустя столетия, европейцы взяли античную архитектуру за образец для подражания. Конечно, каждое из последующих поколений зодчих вносило свой вклад в развитие архитектуры. Но в облике многих зданий Парижа, Лондона, Берлина и Рима можно увидеть «следы», «отголоски» наследия античных мастеров. В Санкт-Петербурге  архитектурный стиль «классицизм» появился во времена правления императрицы Екатерины Великой. Именно она стала сторонницей строгого гармоничного и сдержанного, классического типа зданий. Причудливое декоративное убранство, которое не отражало назначения постройки,  различие в оформлении фасадов (как в Зимнем  дворце), многоцветие и сказочность облика зданий ушли в прошлое вместе с пышным и нарядным  стилем «барокко».

                                     

                                     Вопросы и задания

  1. Ответь в тетради на все вопросы статьи, выделенные курсивом.
  2. Устно научись объяснять значение слов, выделенных в тексте жирным шрифтом.
  3. Найди изображения зданий, перечисленных в абзаце, отмеченном  (*). В чём сходство этих зданий?