Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс УМК " Школа -2100" Бунеев Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_duhovno-nravstv.kultury.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Светская этика»
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МБОУ СОШ №1 на 2014-2015 учебный год.
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича.
Цели:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса в формулировках «Школы 2100» и соответствующих им формулировках ФГОС.
Цели изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в Образовательной системе «Школа 2100» | Требования ФГОС для начальной школы к результатам изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» |
1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия): 1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию. 2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.). 2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия): 1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). 2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него. 3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций). | 1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. 2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. 3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. 4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. 5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. 6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. 7. Осознание ценности человеческой жизни. |
Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов[1]*. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.
Задачи:
- умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать свои поступки и поступки окружающих, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в жизни общества, сохранять и укреплять здоровье;
1.2 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» изучается в 4–5 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.
Поскольку уроки № 31, 32 приходятся на праздничные дни 1.05 и 5.05
соответственно, их темы будут пройдены за счет уплотнения материла
1.3 Общая характеристика курса
Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.
Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:
Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
1.4 Содержание учебного предмета
1. Введение.
2. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
3. Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
4. Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
5. Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.
2.2.5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем.
Нравственный портрет воспитанного младшего школьника
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
2.2.6 Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса, осуществляемого по курсу «ОРКСЭ»
Обучение по курсу «ОРКСЭ» обеспечивается учебником:
Для учащихся:
- Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс – М: «Баласс», 2012.
Для учителя:
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Технические средства обучения | ||
| ||
| ||
Экранно - звуковые пособия | ||
Видеозаписи и аудиозаписи в соответствии с изучаемыми темами |
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.
Рекомендуемые темы для проектов:
Глава 1. «Как отличить добро от зла?»
«Граница между добром и злом»
«Жили – были добрая и злая сказка» (спектакль)
«Добрый сюрприз для доброго человека» и «Добрый сюрприз для недоброго человека» (выполнение игрушек)
«Происхождение слов «мораль», «нравственность», «этика»» (сообщение – презентация)
«Зов долга и совести»
«Муки совести в судьбе известных литературных героев» (сообщение – презентация) «Народные пословицы о совести и долге» (пластилиновая композиция)
«Долг в жизни людей разных профессий» (игра-викторина)
«Честь и достоинство»
«Способы защиты чести и достоинства» (книжка – раскладушка)
«Вызов на дуэль для защиты чести.19 век.» (инсценировка)
«Реконструкция дуэли (известного человека, например, А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова)» «Поиски счастья»
«Поиски смысла жизни» (маленький детективный спектакль)
«Счастливые минутки» (журнал для детей)
«Карта фантастической страны, на которой нарисован маршрут поиска счастья»
«Золотое правило нравственности»
« Справедливость и милосердие»
«Характер человека, с которым я хотел бы общаться» (книжка-комикс)
«Страшная сказка: один день без «золотого правила нравственности»»(инсценировка – миниатюра)
«Случаи из моей жизни, когда кто-то проявил справедливость и милосердие» (рассказы)
Глава 2. «Каковы истоки правил морали?»
«Добрые традиции нашей семьи»
«Моя любимая семейная традиция» (рисунок с подписью)
«Каким добрым правилам меня научила моя семья» (сочинение-размышление)
«Добрые игры, в которые мы играем всей семьёй» (Фестиваль одноклассников)
«Добрые сказки разных народов» (сообщение-доклад)
«Добрый народный обряд» (аппликация или пластилиновый макет)
«Добрые песни разных народов» (Фестиваль одноклассников)
«Взгляд светский и религиозный»
«Как основатели мировых религий формулировали «золотое правило нравственности»» (сообщение)
«Спор верующего и атеиста о добре и зле, заканчивающийся примирением»
Глава 3. «Какие правила морали особенно важны в школе?»
«Правила поведения в школе»
«Проект конституции нашего класса» (документ)
«Новые ситуации 4-го класса» (придумать ситуации, разработать правила поведения в группах)
«Этикет-форма для содержания этики»
«Неразлучная пара: правило этики и норма этикета»
«Правила и этикета: вчера, сегодня, завтра» (мини-спектакль)
- Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение | 2 | 5.09- 12.09 |
2. | Как отличить добро от зла? | 14 | 19.09 – 26.12 |
3. | Каковы истоки правил морали? | 9 | 16.01 – 6.03 |
4. | Какие правила морали особенно важны в школе? | 9 | 20.03 – 22.05 |
Итого: 34 часа.
№ п/п | дата | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1. | 5.09 | Как работать с учебником | 1 | Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
2. | 12.09 | Как работать с учебником Введение. Россия – наша Родина! | 1 | |
Глава 1. Как отличить добро от зла? | ||||
3-4. | 19-.09 26.09 | Граница между добром и злом | 2 | |
5-6. | 3.10- 10.10 | Долг и совесть | 2 | |
7-8. | 17.10- 24.10 | Честь и достоинство | 2 | |
9-10. | 7.11- 14.11 | Счастье и смысл жизни | 2 | |
11-12. | 21.11- 28.11 | Справедливость и милосердие | 2 | |
13-14 | 5.12- 12.12 | Обобщение главы 1 | 2 | |
15- 16. | 19.12- 26.12 | Представление проектов по теме. | 2 | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. |
Глава 2. Каковы истоки правил морали? | ||||
17-18. | 16.01- 23.01 | Ценность рода и семьи | 2 | |
19-20. | 30.01- 6.02 | Образцы культуры народов | 2 | |
21-22. | 13.02- 20.02 | Взгляд светский и взгляд религиозный | 2 | |
23- 24. | 27.02- 6.03 | Обобщение главы 2 | 2 | |
25. | 13.03 | Представление проектов по теме. | 1 | |
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе? | ||||
26- 27. | 20.03- 3.04 | Правила поведения в школе | 2 | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
28- 29. | 10.04- 17.04 | Этикет – форма для содержания этики | 2 | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
30- 31. | 24.04- 1.05 | Обобщение главы 3 | 2 | |
32- 33 | 8.05- 15.05 | Представление проектов по теме. | 2 | |
34 | 22.05 | Обобщение курса за год | 1 | |
ИТОГО: | 34ч |
Выполнение практической части:
Экскурсия в краеведческий музей г. Семикаракорска – 29.05.2014
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Зам.директора по УВР
методического совета МБОУ «СОШ №1»
МБОУ «СОШ №1» Казаринова Т.А.______________
От 29.08.2014 № 1
Ефремова Г.П._____________ 29. 08. 2014
подпись руководителя МС