Модель культурно-образовательной системы, формирующей целостную личность

Егорова Евдокия Павловна

С 2007 года коллектив школы работает по Инновационной программе «Культурно-образовательная система как средство формирования целостной личности ребенка-саха (на примере сельского социума)». Программа, рассчитанная на 12 лет согласно естественному солнечному циклу развития жизни и культуры на лоне окружающей природной среды (мөҺүлгэ), преследует цель создания адаптивной культурно-образовательной системы выращивания целостной личности ребенка-саха в условиях социального партнерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_virtualnomu_etapu_pedyarmarki_-2016.doc57 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc34 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc1009 КБ

Предварительный просмотр:

МР «Мегино-Кангаласский улус»

МБОУ «Тыллыминская средняя общеобразовательная

школа имени С.З.Борисова»

  1.  

Проект

Модель культурно-образовательной системы,

формирующей целостную личность.

  1. Авторы: Егорова Евдокия Павловна,
  2. Кривогорницына Оксана Гаврильевна,
  3. Назарова Марфа Николаевна.
  4. с.Ломтука, 2016 г.
  5. С 2007 года коллектив школы работает по Инновационной программе «Культурно-образовательная система как средство формирования целостной личности ребенка-саха (на примере сельского социума)». Программа, рассчитанная на 12 лет согласно естественному солнечному циклу развития жизни и культуры на лоне окружающей природной среды (мөҺүлгэ), преследует цель создания адаптивной культурно-образовательной системы выращивания целостной личности ребенка-саха в условиях социального партнерства. Благодаря реализации программы школа приобрела своё лицо, опыт нашей работы распространяется не только в улусе и республике, но и в РФ.
  6. Являясь республиканской экспериментальной площадкой, отчитывались перед Экспериментальным Советом МО РС (Я) в 2009, 2011, 2013, 2015 годах. В связи с изменениями в положении присуждения статуса инновационных площадок с 2015 года являемся кандидатом республиканской инновационной площадки.

Этапы реализации программы.

  • Подготовительный этап -  2006-2007 гг.        
  • Преобразующий этап:

1. 2008-2010 гг. – формирующая стадия;

2. 2011-2014 гг. – преобразующая стадия;

3. 2015-2017 гг. – аналитически-обобщающая стадия;

  • Заключительный этап – 2017-2019 гг.

В данное время школа находится в аналитически-обобщающей стадии внедрения программы. По нашим представлениям после заключительного этапа программа переходит в фазу опыта, а культурно-образовательная система – в режим развития. И Тыллыминский наслег начинает представлять собой саморазвивающуюся культурно-образовательную систему традиционно-инновационного (обновляемого) уклада жизнедеятельности, где выращивается личность, свободно творящая свой образ Я и обогащающе воспроизводящая культурное пространство саха с выходом в кроскультурную коммуникацию и диалог.

       Концептуальная линия программы развития школы видится в логической связке личность-семья-наслег в обновленной  модели творческой самореализации триединой сути человека (киhи үс кутун чөлө) и воссоздания самобытного национального традиционного уклада жизни во всем наслеге согласно циклам в природе. На современном этапе развития налицо востребованность традиционной культуры наравне с инновационной. Именно умелое сочетание традиций и новаций выведет человечество из тупика техногенной цивилизации и противостояния с природой. Цивилизация на основе традиционной культуры обеспечит достижение цели образования и культуры – а именно, становления творческой этнической личности, свободно входящей в культурный диалог в мировом масштабе, тем обогащающей культуру человечества.

  1. Механизмы реализации программы:

1. Одним из механизмов реализации данного проекта выступает реально действующий годичный цикл традиций саха, в который 1-й Тыллыминский наслег постепенно и осознанно вступает с 2007 года, и который показывает свою эффективность, вызывая все большее одобрение у населения и детей.

2. Вторым механизмом реализации  программы  является связь и взаимодополняемость (по принципу дополнительности) между предметным и дополнительным образованием. Дополнительное образование организовано с учетом того, какие учебные предметные блоки преподаются в школе и как в целом эти блоки воздействуют на триединую суть Кут детей.

3. Третьим механизмом служит творческая проектная деятельность социальных институтов наслега по адаптации культурно-образовательной среды к триединым потребностям Кут кердебулэ человека саха.

            4. Четвертым механизмом приведения программы в действие выступает координация культурно-образовательной системы наслега по трем основным направлениям вхождения личности в социум: 1) семья как фундаментальный социальный институт культуры 2) образовательные учреждения наслега  3) общественность и социальные партнеры образования.  

            5. Следующим механизмом считаем  создание гибкой системы управления образовательным процессом, ресурсное обеспечение.

            6. Еще одним механизмом реализации данной программы выступает зримая модель целостной личности саха (Бүтүн киҺи, киҺилии киҺи, толору киҺи, айыы киҺитэ), являющейся целью образования (свободная творческая личность) и моделью выпускника школы.  

  1.      Человек в этом мире живет в системе специально созданной искусственной среды под названием культура и может развиваться как личность только в культурно-образовательной среде. Традиционно-культурная система (на деятельностной основе) имеет 3 составляющие, которые исходят из триединой сути человека и каждое имеет свои 3 составляющие:
  2. 1. Культурно-образовательная деятельность (формальное образование, неформальное, информальное).
  3. 2.Культурно-творческая деятельность (прикладное, духовное, устное творчество).

     3. Социокультурная деятельность  (человеческое отношение  к природе и окружающей среде; к людям; к себе и к своей деятельности;)

Основные составляющие культурно-образовательной системы, обеспечивающей триединые потребности человека (Киhи үс кутун көрдөбүлэ):

  • Культура транслируемая (тутар-туттарар култуура) – интеллектуальная и духовная культура нации и всего человечества (Ийэ кут туурата);
  • Культура регулятивная, нормативная (тутуhар култуура) – социальная, экологическая и нравственная культура нации и всего человечества (Салгын кут туурата);
  • Культура праксиологическая, используемая (туттар култуура) – технологическая и физическая культура нации и всего человечества (Буор кут туурата).

     Понятие Кут  нами используется в разработке Г.С. Поповой-Санаайа  в трех стадиях:

1) Кут – это то, что заложено, влито в человека до зачатия в три природные  составляющие – его дарование от природы (айдарыы), его способности к развитию (дьо5ур) и его возможности к умению (сатабыл).

2) Кут – это потребности человека в жизненных ресурсах – био-витальные потребности (Буор кут көрдөбүлэ), собственно культурные потребности (Ийэ кут көрдөбүлэ) и интегративные потребности (Салгын кут көрдөбүлэ).

3) Кут – это поиск и создание, творение самобытной среды обитания, удовлетворяющей указанным потребностям и еще культуротворчество, культурная творческая деятельность  в этой среде (киhи кута-сүрэ тохтуур эйгэтин көрдөнөрө, ону айара-тутара).

  1. Понятие «целостная личность» подразумевает гармоничную (чөл), всестороннюю (дэгиттэр), человечную (киҺилии), совершенную личность (айыы киҺитэ). Это не некая абстрактная цель, а конкретная, реальная, земная установка для воспитания.
  2. За время работы школы по программе мы убедились в правильности её идей. Подтверждением к такому заявлению служат позитивные изменения, произошедшие и происходящие во всех сферах жизнедеятельности школы, наслега, повышение потенциала социума, положительная динамика ценностной ориентации детей и молодёжи.
  3. К столетнему юбилею школы, который отмечается в октябре этого года, нами выработана  модель культурно-образовательной системы  в сельском социуме, что мы и представим на педагогической ярмарке.

     Современная модель культурно-образовательной системы  в сельском социуме должна отвечать требованиям:  

1. создание адаптированной к триединым потребностям человека саха (буор кут, салгын кут, ийэ кут) культурно-образовательной среды обитания.

2. адаптация традиционной культурно-образовательной системы нации к современному сельскому социуму путем воссоздания взаимообусловленных циклов в природе и культуре и их сообразности.

3. формирование у ребенка навыков владения культурой социальной адаптации к современному миру на основе творческого освоения традиционной национальной культуры, обеспечивающей ему: адекватную самоидентификацию и свободное самовыражение через самореализацию духа свободного творчества; успешную социализацию и выход на реальный культурный диалог на основе культуротворческой деятельности;

Создание адаптированной к триединым потребностям человека (человека саха) среды организовывается по трем основным направлениям:

1. Предметно-пространственная среда = Туттар тулалыыр эйгэ (Буор кут көрдөбүлүн толуйар эйгэ);

2. Деятельностно-творческая, социально-деятельностная среда = Айар-тутар эйгэ (Ийэ кут көрдөбүлүн толуйар эйгэ);

3. Информационная символически маркированная  нормативная среда = Тутар-тутуҺар-туттарар эйгэ (Салгын кут көрдөбүлүн толуйар эйгэ):

  1. Создание адаптивной культурно-образовательной системы достигается путем введения жизнедеятельности всего наслега в годичный цикл традиционной культуры, а также применения принципа дополнительности в учебно-воспитательном процессе, выводящего на дуальное образование; введения всех институтов социума в режим социального партнерства в ходе проектной деятельности.

     На основе творческого освоения традиционной национальной культуры  во всех формах учебно-воспитательного процесса обучающиеся усваивают навыки  владения культурой социальной адаптации к современному миру.

     Воспитание и социальная защита подрастающего поколения – это та сфера, где необходима консолидация всех здоровых сил общества, государства, всех взрослых людей наслега. Эта консолидация возможна при условии социального партнерства.  

      В непосредственной повседневной реальности человек может влиять, воздействовать,  приобщаться, участвовать в процессе становления личности лишь через включение в ход годичного цикла культурных традиций. Поэтому основанием нашей модели служит непрерывный процесс вхождения в годичный цикл. Так можно управлять процессом становления человеческой личности. Организация жизнедеятельности школы и всего наслега согласно ступеням месяца (ый кэрдиитэ) помогла нам систематизировать всю учебно-воспитательную работу. Разработан и действует единый план жизнедеятельности всех социальных институтов и структурных образований наслега по месяцам якутского традиционного лунно-солнечного календаря, где учитывается обеспечение потребностей триединой сути человека.   Проект выводит на достижение конечного результата культурно-образовательной системы – свободную творческую личность.  

     Нами принят основной критерий успешности реализации проекта – человеческое благополучие, становление человеком – оҕо киhи буолуута, который отслеживается в течение минимум двух 12-летий-мөhүлгэ, т.е. до 24 лет.

    Материалы по полученным результатам отражаются в приложениях, где представлены действовавшие и действующие проекты социальных институтов и школы, раскрыта общественная и творческая активность как детей и учителей, так и всего населения в целом.  Дано отслеживание социального успеха участников проекта, оценивается гражданская зрелость старшеклассников, целостность триединой сути (Ус кут челе) детей, степень культурной идентификации, уровень социального партнерства, степень введения жизненного уклада наслега в годичный цикл и многое другое.  

     Практическое значение полученных результатов мы видим в том, что они могут быть использованы в практике работы других школ республики.

     Разработанные нами способы, методы, технологии, формы работы на практике проявятся в повышении качества образования, улучшении воспитательного потенциала культурно-образовательной среды, эффективности учебно-воспитательного процесса.

    Новая культурно-образовательная система со своей инновационной школой и социумом будет способствовать появлению нового здорового поколения, способного к адаптации в любых социокультурных условиях и свободно выходящего на культурный диалог. Адекватная культурная самоидентификация  поможет детям выйти на равноправную культурную коммуникацию и диалог, проявить себя как творческую, интересную для других личность, с достоинством и гордостью носящую имя своих предков, земляков, родной земли.

 



Предварительный просмотр:

Проекты и программы, действовавшие и действующие со времени принятия Инновационной программы.

Проекты, направленные на создание культурно-образовательной среды, адаптированной к биологическим (витальным) потребностям детей, и на вхождение детей в предметно-пространственную творческую деятельность - Буор кут көрдөбүлүн толуйар эйгэ5э оҕо айар дьарыгын тэрийэр бырайыактар:

  • Проект «Дьулуур» - Свинобоев М.А., Кривогорницына О.Г., 2007-2011
  • Проект «Эркин»  - Назаров М.В., 2008-2010
  • Проект «Талба»  Тимофеева А.В., 2008 - 2012
  • Проект «Быйаң» - Ксенофонтова Н.А., Аргунова А.Р., 2008…
  • Проект «Эдэрдии эрчиминэн» - Попова Л.С. – рук. танц.коллектива«Тэтим», 2010…
  • Проект «Спорт + радость = здоровье» - Никанорова Т.С. – мед.раб.ДОУ, 2011
  • Проект «Мэҥэй күөлү харыстыахха» - колл.2 класса, кл.рук. Назарова М.Н., 2013
  • Проект «Ытык Күөл - эбэбит» - Игнатьева В.М. – член К(ф)Х, 2013
  • Проект «Чэгиэн» - Кривогорницына О.Г., 2008…
  • Программа «Саха ооньуулара: хабылык, хаамыска» - Аргунова Н.В.- зав. пришкольным интернатом, 2011-2012
  • Программа «Бэргэн» - Костромыкин С.В. – тренер по пулевой стрельбе., 2013…
  • Программа «Чэбдик» - Назарова Х.А., 2013 …
  • Программа «Үнүгэс» - Попова Л.С., 2012-2013

Проекты, направленные на создание образовательной среды, адаптированной к культурным потребностям детей и на вхождение детей в социокультурную творческую деятельность-

Ийэ кут көрдөбүлүн толуйар эйгэҕэ оҕо айар дьарыгын тэрийэр бырайыактар

  • Проект «Эмньик саас» - Игнатьева В.М. – председатель женсовета наслега, 2008…
  • Проект «Күнчээн» = «Мин айыл5а оҕотобун»  - ДОУ, 2009…
  • Проект «Сайыы»  - Федорова А.С., 2009…
  • Проект «Мындыр өй» - Яковлева А.Г., 2008 - 2009
  • Проект «Умсуй» - Чичахова Е.В., 2008…
  • Проект «Добун» - Егорова Е.П., 2007 …
  • Проект «Дьиэ кэргэн уонна оскуола» - Егорова Е.П., Кривогорницына М.П., 2008 - 2011
  • Проект «Аhымал» - Егорова Л.Н.– зав. сельской библиотекой., 2009…
  • Проект «Суолдьут буолар суруктар.  » - Кривогорницына О.Г., 2010…
  •  Проект «Тускул» - Прокопьева М.В. – председатель Совета ветеранов, 2011-2013
  • Проект «Бэрдьигэс + хахыйах» - колл. 4-го класса, кл.рук. Кривогорницына О.Г., 2013
  • Проект «Академик Ларионов оҕо сааhа – алын кылаас оҕолорун иитиигэ» - Назарова М.Н., 2011-2013
  • Программа «Утум» - Егорова Е.П., 2013-2014
  • Проект «Ой - дуо» - Назарова А.Н., 2013-2014
  • Проект «Бүөтүккээн тааhа» - Григорьев Дьулус, Павлов Карл – выпускники 2014 года, 2010-2014
  • Проект «Саха ытык мааны кыыллара» - Аргунова А.Р., 2011-2014
  • Проект «Звуки моего народа» - Степанова И.И. – директор СКИЦ, 2014
  • Проект «Сүбэ» - Прокопьева М.В., 2014…
  • Проект «Кэс тыл» - Прокопьева М.В., 2013…
  • Проект «Алаhа» - Аргунова Н.В., Кривогорницына О.Г., 2016…

Проекты, направленные на создание образовательной среды, адаптированной к интегративным потребностям детей и на вовлечение детей к информационно-нормативной творческой деятельности - О5о салгын кутун көрдөбүлүн толуйан айар дьарыкка киллэрэр бырайыактар

  • Проект «Уматыс» - учителя нач. классов, 2009…
  • Проект «Сайдыс» - Васильева А.К., 2009…
  • Проект «Ситим» - СКИЦ, 2009-2011
  • Проект «Сайдам» - Егорова Е.П., Кривогорницына О.Г, 2013…
  • Проект «Школьная система оценивания» - Егорова Е.П., 2011-2014
  • Проект «New technology» - Банчина Л.А., 2011-2013
  • Проект «Мой край» - Захарова А.Е, 2011-2012
  • Проект «Саха суруйааччылара – оҕолорго» - Кириллина М.Е., 2009…
  • Проект «Сахалыы тыын» - Егорова Е.П., Кривогорницына М.П., 2014…
  • Проект «Үйэтитии» - Прокопьева М.В., 2013…
  • Проект «Кэрэни бэлэхтээ» - Кривогорницына М.П., 2007…
  • Программа «Дуоhуйуу» - Кривогорницына М.П., 2013…
  • Программа «Алып дорҕоон» - Попов С.И., 2013
  • Программа «Хомоҕой тыл» - Яковлева Е.В.,2013
  • Программа «Happy english» - Оконешникова Т.М., 2013
  • Проект «Эрэл» - Кривогорницына О.Г., соцпедагог школы, 2016…



Предварительный просмотр:

  1.       Улучшается благополучие наслега, что подтверждается повышением показателей занятости населения, появлением   новых семей,   новых молодых индивидуальных предпринимателей, повышением количества материально-обеспеченных семей, упрочением связи социальных институтов и школы.    Улучшение благосостояния населения отражается и в участии жителей наслега в общих делах: своими силами построили здание амбулатории, здание социально-культурного центра, в этом году начата работа по заготовке древесин для строительства здания детского сада. В январе 2016 г.   ввели в строй «Арчы балагана», что заметно подкрепило наши силы в реализации программы. Поднимается общественная активность и детей, и взрослых.

Отслеживание жизни выпускников школы

Год выпуска

 Всего выпускников

 поступили

Специальность

 доводимость

Как учится

Общественное положение (исполняет общ. должность)

 работает

 Создали семью

Имеют детей

нпуз

ссуз

вуз

гум

тех

мед

учатся

окончили

оставили

хорошо

удовл

По спец-и

времен

1

2007

15

2

6

6

6

8

7

2

5

8

1

1

1

2

5

5

2

2008

20

2

10

8

14

4

2

17

2

1

10

9

6

1

2

2

2

3

2009

7

6

1

5

1

1

6

1

4

2

2

2

-

1

4

2010

11

2

7

2

7

9

8

1

2

-

-

-

-

5

2011

11

-

6

4

3

6

1

7

2

-

5

2

4

-

2

1

-

6

2012

11

1

3

4

2

5

1

8

-

-

5

3

5

7

2013

9

3

4

2

4

4

1

4

5

-

6

3

6

2

3

-

-

8

2014

11

4

4

3

4

5

2

11

-

-

9

2

7

-

-

1

1

9

2015

6

2

4

-

3

3

-

6

-

-

4

2

4

-

-

-

-

 

данные о доводимости выпускников

2007 г

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

2013 г

2014

2015

всего

количество выпускников

16

24

9

11

13

11

7

11

6

108

имеют высшее образование

5

5

3

 

 

 

 

 

13

имеют среднее спец.образование

4

9

4

2

1

 

 

 

20

имеют нач. спец. образование

 

2

 

 

1

 

 

 

3

работают

14

18

9

5

1

2

 

 

49

учатся в вузе

 

2

1

6

4

4

2

3

1

23

учатся в в  нач.и ср. учебном заведении

 

 

 

 

7

4

5

7

5

28

имеют семью

10

12

6

3

3

2

 

 

1

37

Мониторинг социокультурного проектирования (А –  творческость, поиск нового подхода во всем, В – креативность, С – переход в саморазвитие)

Всего проектов

Уровни

30

Творчески работающие проекты

15 (А – 6, В – 4, С - 5)

Работающие проекты

15 (А – 9, В -3, С-3 )

Оценка введения жизни наслега в годичный цикл измеряется по трем показателям: 1) теоретическое знание цикла; 2)практическое умение в применении традиционного знания; 3) превращение вводимых форм корневой культуры в традицию.  

Принятие годичного цикла обычаев и традиции этноса как норму и ценность

Вхождение годичного цикла в жизнедеятельность социума

Уровень вхождения в годичный цикл традиций

Уровень идентификации по Кут.

1. Ощущение в себе творческого начала – сущности человека строить самого себя, создать свой образ, творческая идентификация.  Ийэ Кут.

1.1.  потребность в творчестве себя.

1.2.  «рождение» устойчивой потребности к творческой деятельности.

1.3.  понимание и принятие самого себя таким, какой ты есть в свободном самобытии.

2.  Самоидентификация себя как этнос, национальная самоидентификация.  СК

2.1.  признание себя представителем этноса

2.2.  признание того, что родной язык – ключ-источник развития этноса.

2.3.  принятие обычаев и традиций этноса как норму и ценность.

3 .  Гендерная самоидентификация. БК

  1. Организация собственной деятельности соответственно

      возрасту

Уровень воспитанности школьников.

 

2011 г

2015 г

Билиигэ сыhыан (ИК)

3,7

3,7

Алтыhыыга сыhыан  (СК

3,7

4

Чөл, чэгиэн буолууга сыhыан (БК)

3,8

3,9

Улэҕэ, идэни талыыга сыhыан

3,5

3,7

Удьуору билии

3

3,4

Ыал  буолууга бэлэм

2,4

3,8

Сиэр – майгы таhыма

3,7

3,9

Айылҕаҕа сыhыан

4

4,1

Кэрэҕэ сыhыан

4

4

Создание среды, адаптированной к потребностям Кут человека.

Туттар тулалыыр эйгэ – Буор Кут көрдөбүлэ

Среда для удовлетворения физиологических потребностей

Среда для естественной смены труда и отдыха

Рекреационная среда

Айар-тутар эйгэ- Ийэ Кут көрдөбүлэ

Духовная среда обитания

Интеллектуальная среда

Творческая среда

Тутар-тутуhар – туттарар эйгэ – Салгын Кут көрдөбүлэ

Информационная среда

Среда нормативного общения

Среда человеческого отношения

Достижения обучающихся