Культура толерантности как фактор формирования личности студента.

Гусейнова Зарема Ахмедхановна

 

Толерантность – признак культуры ума человека, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Как сложная способность личности, толерантность формируется и развивается на протяжении многих лет под влиянием ближайшего окружения человека, социальных условий, сложившейся социальной ситуации, традиций. Все люди должны быть терпимы друг к другу, независимо от пола, расы, возраста, политических убеждений и сексуальной ориентации.

Толерантность – признак культуры ума человека, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Как сложная способность личности, толерантность формируется и развивается на протяжении многих лет под влиянием ближайшего окружения человека, социальных условий, сложившейся социальной ситуации, традиций. Все люди должны быть терпимы друг к другу, независимо от пола, расы, возраста, политических убеждений и сексуальной ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура толерантности как фактор формирования личности в системе высшего образования.

Толерантность – признак культуры ума человека, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Как сложная способность личности, толерантность формируется и развивается на протяжении многих лет под влиянием ближайшего окружения человека, социальных условий, сложившейся социальной ситуации, традиций. Все люди должны быть терпимы друг к другу, независимо от пола, расы, возраста, политических убеждений и сексуальной ориентации.

Нравственно-этический подход к толерантности формирует поведенческую парадигму личности: миролюбие и высшая ее форма проявления – миротворчество в широком смысле слова, отказ от насилия, признание равенства других. Согласие, уважительное отношение к инаковости, милосердие, любовь, взаимопонимание, доброжелательность – важнейшие критерии толерантного поведения.

Психологический подход предполагает выработку внутренней личностной установки на добровольный выбор индивида в конфликтной ситуации и коллективной добровольной позиции на самоограничение и готовность взаимодействовать на принципах взаимной терпимости с противостоящими сторонами. Установка личности – ключ к выяснению позиции между различными видами толерантной интолерантности, глобальных или частных, общественных или индивидуальных форм. Составной частью психологического подхода является мотивационная сфера деятельности личности, в которой происходит формирование аргумента в пользу того или иного решения и обеспечивается интеллектуально-эмоциональная мобилизация человеческой деятельности. Мотивы – это еще и нравственный критерий в обосновании и аргументации толерантной или интолерантной поведенческой парадигмы. Общественная толерантность поощряет внутреннюю установку личности, равно как индивидуальная толерантность, являющаяся составной частью общественной толерантности, повышает миротворческий потенциал социума.

Характерные психологические признаки нетерпимости – повышенная чувствительность, раздражение, резкие эмоциональные взрывы в виде ненависти и негодования, разные формы проявления интолерантного и дискриминирующего поведения, повышение уровня порога эмоционального реагирования на окружение, возрастающая степень выраженности агрессивных и враждебных чувств к «иному».

Нахождение грани, с одной стороны, между крайними формами проявления нетерпимости, а с другой, частными и «мягкими» способами ее проявления, зависит от внутренней установки личности и коллектива как реакции на внешние раздражители. Компенсаторное поведение в конфликтных ситуациях проясняется двумя основными способами: первый, когда личность переносит ответственность за происходящее на себя, и второе, в основе которого установка индивида на объяснение причин конфликтности, главным образом, внешними обстоятельствами, что в таких случаях является «оправданием» агрессивности. Первый способ такого поведения является питательной почвой для толерантности, второй ведет к росту интолерантности, агрессивных реакций по отношению к окружающим, повышению уровня эгозащитных импульсов.

Толерантность как сознательно формируемая модель взаимоотношений на личностном, общенациональном уровнях немыслима без опоры на механизмы самоограничения, самодисциплины, самовоспитания и равноправного компромисса.

Предпосылкой формирования гражданской установки и приверженности согласию и терпимости является глубокое и всестороннее знание о современном обществе, о самой толерантности. Интеграция психологической культуры, этики и высокого уровня правосознания существенно способствуют развитию гуманистических, цивилизованных начал толерантности.

Большим потенциалом для  воспитания культуры толерантности обладают вербальные средства человеческого общения и разрешения конфликтов. Слово может быть средством как конструктивного диалога, так и агрессивной риторики. Оно обладает могучей как созидательной, так и разрушительной силой.

Основные психологические критерии и показатели толерантности:

- социальная активность – готовность к взаимодействию в различных социальных и межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе;

- дивергентность поведения – способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи;

- мобильность – способность к быстрой смене стратегии и тактики;

- эмпатия – способ понимания другого человека, основанный не на осмыслении проблем другого человека, а на стремлении эмоционально откликнуться на его проблему;

- устойчивость личности – сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей

Сегодня, вероятно, необходимо подумать о взращивании новой культуры отношений в нашем обществе – культуры толерантности, построенной на определенных принципах толерантности.

К числу принципов  культуры толерантности следует, прежде всего, отнести:

отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен»;

умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

принятие  другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

В книге «Маснавийи маънави» ( классика мировой литературы )  Джалаледдина Руми,  жившего в XIII веке,  есть очень поучительная притча.  
Однажды в пути встретились четверо незнакомых людей и,  познакомившись, вместе продолжили свой путь. Один из них был тюрок, другой – перс, третий – араб, а четвертый – грек. В дороге они изрядно проголодались, но денег у них не было. Случайно рядом с ними проезжал на коне один богатый человек и, узнав об их бедственном положении, подарил им одну монету. Возник спор, что купить на эту монету. Тюрок сказал: «Давайте пойдем на базар и купим «узюм». Перс сказал: «Нет, лучше купить «ангур». Араб возразил: «Самое лучшее это «эйнаб». Грек тоже вмешался в разговор и спросил: «Не лучше ли купить «истафил»?» Разногласия  между ними переросли в ссору, дошедшую до драки. В это время проходил рядом с ними путник, знавший много языков. Узнав у них, в чем дело,  он воскликнул: «Эй, глупые, вы же говорите об одном и том же, только на разных языках. Идите на базар и купите виноград». Они пошли на базар, купили виноград и, насытившись, продолжили свой путь.

Великий мыслитель хотел этим сказать, что все разногласия и ссоры происходят от того, что люди не понимают друг друга и тогда, когда одни не считаются с потребностями других людей. Одним словом, когда им не хватает культуры толерантности. Отсюда следует вывод: основа стабильности и мира в многонациональном государстве – это толерантность.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО  –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как «менталитет толерантности», «мировоззрение толерантности», «толерантное поведение». Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН  В.А. Тишков, говоря о необходимости «межнациональной толерантности». По его определению «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».  Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Этнокультурное образование должно сформировать устойчивые концепты личности, базирующиеся на системе моральных и культурных ценностей своего народа и поликультурного окружения, которые способны противостоять разрушающим культуру и личность «антигенам». Этническая культура в образовании выступает важнейшим средством воспитания моральных норм, ориентиров и ценностей. Проблема воспитания культуры толерантности волновала великих мыслителей. Во все времена философы искали разрешение конфликта между существующими моральными нормами и реальным их воплощением в поведении человека. Многообразие ценностных ориентаций вызывало напряжение в общественных отношениях, вражду и ненависть людей, которые требовали решения, в том числе и через терпимость. Китайский мудрец Конфуций призывал: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Вместе с тем в исторически долгом процессе защиты прав и достоинств человека мировая культура накопила демократический опыт утверждения и реализации идей толерантности. Этот мировой опыт нашел отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, в которой заложены идеи гуманизма, братской терпимости в отношении друг к другу.  В принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций «Декларации принципов терпимости» толерантность  осмысливается как уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности [4]. Таким образом, размышления о путях формирования толерантности  человека и человеческих сообществ имеют многовековую историю.

Современное российское общество, в силу своей полиэтничности, многоязычия и поликультурности,требует усиления внимания к воспитанию межкультурной толерантности студентов, так как от ее результативности зависит мирное сосуществование народов и  взаимное обогащение различных культур.

Мировая педагогическая мысль в ответ на появление новых социокультурных реалий (стремление к этническому самоопределению в условиях нарастающей глобализации, проблемы мультикультурного  общества и др.) разрабатывает новые стратегии образования, базирующиеся на теории толерантности. Среди них:

  • мультикультурное образование (Д. Бэнкес, А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.);
  • межкультурное образование (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др.);
  • многокультурное образование (Г.Д. Дмитриева);
  • поликультурное образование (В.В. Макеева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);
  • воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности (В.Х. Абэлян, Д.В. Зиновьев, З.Ф. Мубинова и др.);
  • педагогика культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).

Следует подчеркнуть, что основная идея всех концепций – воспитание толерантного отношения ко всем культурам, отличным от собственной, приобщение к мировым гуманистическим ценностям. Общие цели всех направлений в развитии образования предполагают диалог культур, критическое осмысление собственной культурной традиции «как чужой», преодоление этноцентрической фиксации, воспитание толерантности через признание равенства шансов для всех, ведущее к сознательному и ответственному социальному поведению и этим - к взаимному обогащению культур, составляющих общество.

Ценным подспорьем в межкультурной коммуникации, в формировании терпимого отношения к людям, различающихся по этническому, национальному, религиозному и иному признаку, могут служить практические рекомендации участникам межкультурного общения, выработанные в результате многолетнего опыта американскими исследователями К. Ситарамом и Р. Когделлом.

Вот пункты Кодекса этики межкультурного коммуникатора, которые способствуют, по мнению авторов, выработке толерантности к «чужому».

Сознавать, что он не устанавливает мировых стандартов.

Относиться к культуре аудитории с тем же уважением, с каким относился бы к своей собственной.

Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей.

Всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей.

Никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого.

Общаясь с представителями другой религии, пытаться понимать и уважать эту религию.

Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов.

Уважать способы одеваться, принятые в других культурах.

Не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур.

Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком.

Не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего.

Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы имели монополию на все аспекты.

Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представителей другой культуры в ходе межкультурных контактов.

Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой. Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 5. С.106.

Важную роль в воспитании толерантности призваны играть семейное воспитание и средства массовой информации.

Одним из главных социальных институтов, способствующим формированию толерантных начал в российском обществе, является образование. Однако выполнение им этой новой функции предполагает его коренную трансформацию. Последняя должна проходить под совместным влиянием принципов неопределенности мира и человека, толерантности, диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой стороны.

Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен являться не только средством обучения, но и его целью. В дальнейшем эти принципы могут начать экспансию в другие сферы жизни общества. Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога не означает их «одиночества» и особой выделенности среди других жизненных принципов: он свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа – принципа выживаемости.

В современной России получили развитие различные системы свободного воспитания: школа вальдорфской педагогики, уделяющая особое внимание социальному воспитанию детей, школа диалога культур, ориентированная на воспитание «человека культуры», педагогика «нового гуманизма».

Трансформация системы образования включает в себя дальнейшую гуманитаризацию, а также изменение методов преподавания всех видов дисциплин. Так, гуманитарным и социальным дисциплинам следует обучать методами, отличными от применяемых в преподавании естественнонаучных дисциплин. Определенная же часть последних нуждается в преподавании «в историческом и культурно-историческом плане» (В.А. Лекторский). Особо отметим необходимость усиления гуманитаризации технического образования. ( Шалин В.В., 2000. ). Толерантность.М