Главные вкладки

    Знакомим детей с народной игрушкой.

    Огнева Анастасия Игоревна

    Игрушка способствует познанию ребенка окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igrushka.doc673.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игрушка - предмет детских забав и развлечений- служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания- разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.

    История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка- одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

    Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную- в Туле, Каргополе. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов.

    Другим центром игрушек, образовавшимся позже, была деревня Богородская,, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Для Богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность.

    Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была Нижегородская губерния, во многих ее районах-Городецком, Семеновском, Федосеевском-вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, создавших славу городетской росписи.

    Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен : барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.

    Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.

    У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера-природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу,

    у других - дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

    Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, оружие-луки, мечи, кинжальчики, фигурки людей. Из чего же их делали? Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили недолго, они быстро ломались, исчезали.

    Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать : совершать несложные движения, издавать звуки и шумы,-ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол.

    Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

                     

        Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Но есть в Сергиевом Посаде уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. Не случайно музей возник именно здесь, под Москвой, в Сергиевом Посаде. В дореволюционной России он был одним из главных центров по производству игрушки. Там имелись специальные ремесленные мастерские, где работали мастера разных профессий : лепщики, резчики, раскрасчики, столяры — ведь игрушку стал делать не один мастер, а несколько.

    Мастером коргопольской игрушки жил в деревне Гринево, звали его Иван Васильевич Дружинин. Во многом благодаря усилиям этого гончара игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны как «классические» карго польские игрушки. Еще один яркий народный мастер — это Ульяна Ивановна Бабкина. Бабушка Ульяна переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Изделия бабушки Ульяны еще больше «подогрели» интерес к карго польскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе Каргополе. Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев. Сохранив традиционные карго польские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции. Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Одоевского района Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. В основном же игрушечным делом занимались женщины.

    В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ:

    Птица — это символ радости, счастья, это душа предков.

    Конь — главный символ солнца и оберег.

    Медведь — символ могущества, пробуждение природы.

    Баран, корова — могущество, плодородие.

    Козел — добрая сила.

    Олень — символ изобилия.

    Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

    Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера...

    Игрушки — обереги и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и карго польские, архангельские и филимоновские.

    Все это — русские народные игрушки, согреты теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми.

                           

    Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

    Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.