Мифология Древней Греции

tatyana1996

            Я уже давно начала замечать, что сейчас очень актуальна тема Античности. По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении ее древних жителей. Мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах. Мифология питает литературу, она является источником вдохновения творческих людей. Боги и герои Греческих мифов появляются в литературных произведениях и в наше время, не говоря о творчестве художников. Кроме того, о мифах данного государства можно сказать, что характер их менялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки произошло население. Если верить античным авторам, люди были активными участниками, а не просто толпой, которая ожидала милости от бессмертных небожителей. Со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Исследователи отмечают, что многие рассказы перекликаются с мифами других народов, что может говорить о том, что они создавались параллельно, а значит можно сказать, что они несут в себе долю правды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 138298.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Культурология»

Тема:  «Мифология Древней Греции»

Выполнила:

Студентка  Анфиногенова Татьяна Александровна

Группа:  ВО –11 р.

Преподаватель: В.И. Власов

г. Черняховск 2017

Содержание

Введение        3

1.Общая характеристика        5

2. Доолимпийский период        6

2.1. Фетишизм        6

2.2. Анимизм        8

3. Классический период        9

3.1. Героический период        10

4. Боги и демоны греческой мифологии        12

4.1. Боги Олимпийского периода        13

Заключение        18

Список литературы        19


Введение


            Я уже давно начала замечать, что сейчас очень актуальна тема Античности. По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении ее древних жителей. Мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах. Мифология питает литературу, она является источником вдохновения творческих людей. Боги и герои Греческих мифов появляются в литературных произведениях и в наше время, не говоря о творчестве художников. Кроме того, о мифах данного государства можно сказать, что характер их менялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки произошло население. Если верить античным авторам, люди были активными участниками, а не просто толпой, которая ожидала милости от бессмертных небожителей. Со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Исследователи отмечают, что многие рассказы перекликаются с мифами других народов, что может говорить о том, что они создавались параллельно, а значит можно сказать, что они несут в себе долю правды.

Цель работы представить общую картину древнегреческой мифологии и понять ее влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Актуальность выбранной тематики работы обусловлена тем фактом, что мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах Литература всех времен и народов берет свои корни из мифологии Древней Греции.

В древнегреческой мифологии выделяют до олимпийский период и олимпийский период, который в свою очередь делится на классический и героический периоды. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно–родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология – своего рода единственная форма первобытного мышления – гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально–политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.


1.Общая характеристика

То, что мы называем " греческая мифология" – это комплекс приданий и легенд, изустно сложившихся на территории Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западной части Малой Азии и получивших в дальнейшем литературную форму. [11] Таким образом "греческая мифология" – это культурное наследие не только греков, но и негреческих племен. [11] Отсюда необычайное разнообразие образов, ровно, как и широта географического ареала действия греческих мифов. Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первообщинного строя греков, воспринимавших мир, как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщающих все многообразие человеческих отношений и природных явлений.

Научная дешифровка мифа ставит проблему мифа и истории на иную плоскость. И прежде всего, возникает задача отделить первоначальный миф от его домысла или истолкования. Например, возьмем Афину Палладу из головы Зевса. Это миф. Но его поздним античным рассказчикам потребовалось объяснить, почему Афина называлась Тритогегеей и Палладой. И тогда же появился домысел о воспитании Афины Тритоном и о дочери Тритона Палладе, чье имя вошло в эпитет Афины. Таких домыслов – бесчисленное множество, и это всего лишь своего рода мифы–паразиты.

Мифы хранят в себе прошлое человечества, но в формах, далеких от летописи. Это история человечества во всех его проявлениях, в том числе и в мистическом, и чем больше мы знаем о прошлом по документам, тем более глубоким становится понимание мифа, как формы духовного и исторического бытия.
Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.
Мифы создают искаженную и неполную картину событий. Но ведь важно и интересно, как мифологическое сознание воспринимало важнейшие исторические реалии.

2. Доолимпийский период

Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой. Одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому древнейшая мифология может быть названа хтонической (хтонический (греч. chton, «земля»), связанный с землей, подземным миром.) [5 с.326].

2.1. Фетишизм

В развитии хтонической мифологии также можно выделить отдельные этапы. Первый этап – фетишизм. На раннем этапе сознание ограничено непосредственно чувственным восприятием, только теми вещами, которые непосредственно видимы и осязаемы. Эти вещи одушевляются. Такая вещь, с одной стороны, насквозь материальная, с другой – одушевленная первобытными сознанием, есть фетиш. Фетиш понимался как средоточие магической, демонической, живой силы. Но поскольку весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Таким образом, различные божества почитались в виде каменных пирамид или необработанных досок (в виде колонны, полена и т.д.). То есть божество и предмет – неразделимы. Поклонение одушевленным, обожествленным предметам – фетишизм. Даже в период наибольшего расцвета греческой цивилизации многих божеств продолжали почитать в виде камней и кусков дерева.

В качестве яркого примера фетиша можно назвать дельфийский омфал. По легенде – это камень, который богиня Рея дала Кроносу вместо новорожденного Зевса. Кронос, боясь, что его дети могут свергнуть его, как он сверг своего отца Урана, решил избавиться от них – съесть. Но вместо Зевса он съел камень, а потом изрыгнул его. Камень был помещен в Дельфах как центр земли и стал почитаться как святыня, его облачали в разные одежды и умащали благовониями.

Змей и змея – наиболее типичные хтонические животные и не только в античной мифологии. Даже такие светлые и прекрасные богини, как Афина Паллада, имели свое змеиное прошлое. [5 с 327]

Животные вообще играли важную роль в мифологии. Многие животные отождествлялись с теми или иными богами, являлись их воплощением.

Сам человек мыслился фетишистски. Его организм отождествлялся с духовной жизнью. Отдельные части тела могли быть наделены определенной магической силой, не благодаря духу, а сами по себе. Глаза Медузы Горгоны превращают в камень, из зубов дракона появляются родоначальники фиванских царей, кровь является носителем души.

Фетишистские представления переносились не только на отдельного человека, но на всю родовую общину. Люди думали, что весь данный род представлен каким–нибудь животным, каким–нибудь растением или даже неодушевленной вещью (так например, происхождение мирмидонян мыслилось от муравьев). Фетишистское понимание охватывало всю природу, весь мир, который представлялся как единое живое тело, на первых порах обязательно женское. Небо и земля, земля и море, море и преисподняя очень слабо различались между собой в первобытном сознании – это называется синкретичность, о которой мы говорили в начале этой главы.

2.2. Анимизм

Следующий этап развития древнегреческой мифологии характеризуется отделением «идеи» вещи от самой вещи, грубо говоря, выделением души. Душа на греческом anima. Таким образом, совершился переход к анимизму. Вначале люди полагали, что душа вещи (или ее демон) настолько неотделима от самой вещи, что с ее уничтожением она тоже прекращает свое существование. В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее длительного срока после уничтожения этих вещей.

Первоначально анимизм связан с некой безличной силой. Это абстрактные демоны, действующие здесь и сейчас, не имеющие никакого облика и потому непонятно как с ними разговаривать. Мы отмечали, что изначально человек подчинялся силам природы. Но постепенно он выходит из этого подчинения. И демоны обретают какой–то вид, с ними уже можно как–то договориться, то есть вступить в контакт с природой, не только как жертва, когда он не понимает с какой силой имеет дело, а может оказывать влияние на эти силы. С момента, когда прежде безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит окончательный переход к анимизму. В развитом анимизме, как я уже говорила, трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. Однако каким бы совершенным ни был антропоморфический образ бога, демона или героя в греческой мифологии, он всегда содержал в себе черты более раннего, чисто фетишистского развития (так например, виноградная лоза или плющ – постоянно ассоциируются с Дионисом).


3. Классический период

В предыдущий рассмотренный мною период сформировались основные боги и демоны древнегреческой мифологии. Также сказала, что человек начинает выходить из–под власти природных сил. И в мифологии появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона, Ота и Эфиальта, Персей убивает Медузу, Беллерофонт – Химеру, Мелеагр – калидонского вепря. Совершает свои двенадцать подвигов Геракл.[ 5 с.329]

В этот период вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Все они живут на Олимпе (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийская мифология»). Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, киклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини–матери, получили новые функции в эпоху героизма.[3]

Не только боги и герои, но и вся жизнь стала видеться иначе. Связано это, прежде всего, с тем, что человек перестал бояться природы. И те демоны и духи, которые раньше казались человеку враждебными, выглядят теперь совсем иначе. Теперь человек не боится природы, а использует ее для своих надобностей, любуется ею. Если раньше нимфы рек и озер – наяды или нимфы морей – нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и др. – это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования. Такими они и вошли в мировую культуру. Прекрасных нимф воспевали не только античные поэты, но поты эпохи Возрождения (эта эпоха названа Возрождением именно потому, что стремилась возродить античную красоту, античные идеалы). И сегодня нимфа непременно ассоциируется с кем–то прекрасным, хотя в этом прекрасном может таиться опасность, как всегда таится опасность даже в самой прекрасной природе. Человек так и не смог до конца избавиться от этого страха. И потому нимфы могли шутить и иногда довольно зло.

Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. И человек, несомненно, чувствовал свою зависимость от богов. Но в то же время он чувствовал уже и свои силы вступать в диалог с богами. А что касается боле низших демонически существ, то я появляются мифы, повествующие о победе смертного человека над природой, как, например, 12 подвигов Геракла. Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда.[4]

3.1. Героический период

Этот период характеризуется переходом от старого сурового героизма к новому, утонченному. Характерные черты этого периода мы встречаем у Гомера. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами. Чаще всего, за свою дерзость они несут наказание, но важен сам факт. Важно, что теперь люди уже совсем иначе смотрят на богов. [12]

Показательны здесь два мифа: миф о Дионисе и миф о Прометее. Дионис – сын Зевса и смертной женщины. На более как бог виноделия. Но в мифологии его образ прочно закрепился как образ бога, устраивающего оргии, бог вакханок, бог праздника. [4] Этот культ Диониса распространился по всей Греции и объединил все сословия. Экстаз и экзальтация поклонников Диониса создавали иллюзию внутреннего единения с божеством и тем самым как бы уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Поэтому культ Диониса, усиливая человеческую самостоятельность, лишал его мифологической направленности. [5 с.327]

Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея. Прометей, так же как и Дионис, – божество. Прометей дал людям огонь и за свою помощь людям наказан Зевсом. Зевс приковал его к скале. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны – последнего большого деяния героического века – Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира.

Олимпийский период вообще и героический этап в частности характеризуются художественной обработкой образов. Мы здесь мало говорили о возникающих комедиях, трагедиях и других литературно–художественных произведений. Но сказать о них необходимо, так как появление такой литературы свидетельствует о том, что мифология воспринимается иначе. В этой литературе мифология уже не самоцель, как в древних легендах, притчах и сказаниях, здесь литература выступает уже только как средство. Особенно ярко это проявляется в поздний героический период и именно таким миф входит в мировую культуру.

Особенно популярным стал жанр превращений, который нашел воплощение в сочинении Овидия «Метаморфозы». Обычно имеется в виду миф, который в результате тех или иных перипетий заканчивается превращением героев в какие–нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Например, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок и т.д. Все явления природы одушевлялись, считались живыми существами в далеком прошлом – мифическом времени, но теперь в этот поздний героический век утратили свою мифичность, и только людская память поздней античности сохранила воспоминание о мифическом прошлом, находя в этом уже одну художественную красоту.

4. Боги и демоны греческой мифологии

Вся греческая мифология начинается со слов «вначале был хаос», и из этого хаоса выделяются Космос, Океан и т.д., которые воспринимаются как живые существа, подавляющие человека. Назову их кратко, так как предстают они перед нами в изложении Н. Куна:

«Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. <…> Далеко же под Землей <…> родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.<…> Матерью–Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звезды <…> и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи. Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров) <…>. Возненавидел Уран своих детей–великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть. Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон». В этом небольшом отрывке мы видим, как объясняется вселенная и основные явления природы: откуда взялись небо и море, почему сменяется день и ночь. Подобные мифы существуют во всех культурах на ранних этапах. Кроме того, приведенное нами повествование как нельзя лучше иллюстрирует все, о чем мы говорили в первой части нашей работы: это и мрачность персонажей – радостными и светлыми названы только Гемера (День) и Эос (Заря), остальные божества пугающие, даже Гипнос, который сейчас не несет того смысла, каким был наполнен в те времена. Дальше в мифологии происходит следующее – Зевс, спасенный своей матерью (мы приводили этот миф уже в нашей работе), свергает Крона (Крон, Кронос, – бог времени) и воцаряется на Олимпе. [9]

4.1. Боги Олимпийского периода

Мы не сможем здесь рассмотреть всех олимпийских богов. Их было великое множество, но остановимся, на самых значимых образах. Но прежде, о самой горе Олимп. Олимп – гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов–олимпийцев, победивших титанов.

Впоследствии под Олимпом люди стали понимать не одну гору, а все небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду и по нему странствуют Солнце, Луна и Звезды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно – на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, то есть небо, закрывается, а утром его открывает богиня зари Эос.

Зевс – верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов, сын Кроноса и Реи. [10] Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону – море, Аиду – царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия.

Зевс может выполнять все функции любых других богов, поэтому мы встречаем его и как прародителя всего живого, и как воинственного Зевса и Зевса, утверждающего правосудие. Позднее многие и его функций были переданы другим божествам. Эти божества становятся как бы посредниками между человеком и верховным и недостижимым богом Зевсом.

Жизнь Зевса и других богов на Олимпе очень похожа на человеческую: Зевс постоянно борется за власть (на ранних этапах, во всяком случае). Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых весах судьбы героев. У Зевса несколько жен и множество детей. О некоторых из них мы еще поговорим в нашей работе.

Зевс дает людям законы и позднее эта его функция становится наиболее значимой. Зевс Олимпийский – отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Будучи «отцом людей и богов», Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Троянская война – тоже следствие решения Зевса покарать людей за их нечестие. Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов. Зевс насылает проклятия провинившимся. Так Зевс принимает все более очевидные моральные черты. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из–за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении.

Зевсу соответствует римский Юпитер.

Гера – супруга и сестра Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к ее советам прислушивается сам Зевс. В этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, ужасающий гнев.

В мифах, впервые переданных Гомером и Гесиодом, Гера – образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе – защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. [13]

В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

Афродита – богиня любви и красоты. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная «богиня гор», спутница и добрая помощница в плавании «богиня моря», т.е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она – богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. Афродита покровительствует всем, кто любит. Ее образ прекрасен и кокетлив. Афродита – богиня любви, вошедшая в мировую культуру под римским именем Венеры.

Аполлон – сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Он был наделен самыми разнообразными функциями – как губительными, так и благодетельными. Мы встречаем Аполлона прорицателя, Аполлона – целителя, музыканта, Аполлона – пастуха и охранителя стад. Иногда эти функции Аполлона связаны и мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом сына. Аполлон – музыкант. Он покровитель певцов и музыкантов. Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его любимцам были юноши Гиакинф (Гиацинт) и Кипарис, рассматриваемые также как ипостаси Аполлона.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Дионис. Мы уже говорили немного о культе Диониса и о том, какое он имел значение. Дионис один из самых близких людям богов. Указывали также, что Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону – как, прежде всего, божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Дионис нашел виноградную лозу. Ревнивая Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела–Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

Из религиозно–культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia буквально «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров – спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.

К сожалению, объем работы не позволяет нам рассмотреть подробнее даже самых значимых божеств.

Стоило бы, конечно, уделить внимание Деметре, богине плодородия, и Аресу, богу войны, Гермесу, покровителю путников и торговли, и многим еще другим, чьи образы до сих фигурируют в том или ином виде во всей мировой культуре.


Заключение

Мифы – это сложная и тонкая структура, подобная человеческому мозгу, куда невозможно проникнуть с той же легкостью, как в другие органы человеческого тела, но если это проникновение будет осуществлено, оно обещает поразительные результаты.[11]

Складывая подчас оружие перед загадкой мифа, мы с тем большим восхищением отнесемся к его интеллектуальным и художественным достоинствам. Немало из того, что в античности казалось сказкой, теперь стало обыденностью, и кто знает, какие еще невероятные вещи станут обычными. И это раскрывает понятие мифа в одном из наиболее современных его аспектов – осуществление мечты. С помощью мифа человек взмывал над бескрылой действительностью, добивался справедливости, побеждал сильнейших противников, расправлялся со злодеями, проникал в самые отдаленные уголки земли и вселенной, преодолевая собственную слабость и косность своего времени. Это обеспечило мифу любовь всех человеческих поколений, которые примеряли образы Прометея, Геракла, Тесея, Кассандры к себе и своему времени, наполняя их страстью, углубляя их философский смысл и усиливая художественное воздействие.

 Древнегреческие герои вдохновляли на подвиги многих героев более поздних времен. А миф о прекрасной Елене Троянской находит свои отголоски в битвах во имя прекрасной дамы. И много–много еще можно найти таких параллелей в жизни общества, что в очередной раз подтверждает, что древнегреческая мифология дала миру не только ворох образов, но во многом определила и правила поведения, и образ мыслей – то есть культуру во всех ее проявлениях. В первую очередь все это касается, конечно, европейской культуры, но европейская культура оказала огромное влияние на развитие русской культуры, не говоря уж об американской, которая во много выросла из европейской, которую привезли в Америку первые поселенцы. Есть, конечно, связи и с восточной культурой и связи эти очень древние, но все, же восточные культуры стоят несколько обособлено.

Список литературы

  1. Боннар А. Греческая цивилизация – М: Искусство, 1992.
  2. История древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989.
  3. Кун Н.А."Легенды и сказания Древней Греции ", – М.: Правда, 1988
  4. Лосев А. Ф. Греческая мифология // Мифы народов мира. В 2–х томах. Глав. ред. С. А. Токарев. М., Советская энциклопедия, 1987, том 1, стр. 321–335.
  5. Мифы народов мира – мифологическая энциклопедия в двух томах под ред. Токарева С.В, т.1 – М: Советская энциклопедия, 1980.
  6. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991.Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. Часть I. М., 1985.
  7. Тахо – Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.
  8. Философия – учебное пособие для ВУЗов под ред. Лавренева – М: Юнити, 2002.

Электронные ресурсы:

  1. http://godsbay.ru/antique/index.html 16.06.2017 19:17
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Древнегреческая_мифология 15.06.2017 16:04
  3. https://www.e–reading.club/chapter.php/1033411/227/Nemirovskiy_–_Mify_i_legendy_narodov_mira._T._1._Drevnyaya_Greciya.html  13.06.2017 10:52
  4. http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt 14.06.2017 15:35