Выступления обучающихся-призеров городских конкурсов под научным руководством Т.И. Малашиной

Малашина Татьяна Ивановна

     Представленные здесь исследования являются результатом сотрудничества Т.И. Малашиной в качестве научного руководителя и ее учеников - призеров московской городской олимпиады "История и культура храмов Москвы"  в  2017-2018 г.г. В презентациях отражены культурологические исследования обучающихся, с которыми они выступили на финальном этапе олимпиады.

     Олимпиада предоставляет участникам возможность исследовать историю различных культурных событий, явлений, изменений в жизни столицы на примере произведений искусства, архитектурных объектов и исторических памятников в культурно-образовательном пространстве Москвы. Целью проведения олимпиады является духовно-нравственное развитие обучающихся в процессе изучения истории, архитектуры, культуры храмов столицы, решения исследовательских, прикладных и культурологических задач.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГБПОУ Юридический колледж) Выполнила: обучающаяся 3 курса Водопьянова Екатерина Александровна Педагог-наставник: к.ф.н., преподаватель высшей квалификационной категории Малашина Татьяна Ивановна Москва, 2017 Судьба Донского монастыря как з еркало истории Отечества (1591 - 2017)

Слайд 2

Содержание: Введение. История Донского монастыря до революции. История Донского монастыря после революции. Период возобновления монашеской жизни. История нового времени. Донской монастырь как объект культурного наследия федерального значения.

Слайд 3

Введение Об этих старых липах писал, вспоминая, один русский писатель в Париже. Вряд ли он тогда предполагал, что последний приют он обретет здесь, под сенью этих лип. Прах Ивана Шмелева на рубеже последних веков был перевезен из Франции и захоронен в Донском монастыре. Вероятно, в каждой стране есть свои места, впитавшие не просто дух истории, но и отголоски самых разнообразных событий. Что ни камень – то история. Донской монастырь – уникальный памятник культуры: это и действующий мужской монастырь, и музей под открытым небом, и некрополь.

Слайд 4

Актуальность темы Судьба Русской Церкви неотделима от истории монастырей нашей страны, которые на протяжении множества столетий считались источниками духовных и культурных ценностей русского народа. Но история русского монашества еще недостаточно изучена на сегодняшний день. Это сопряжено с событиями 1917 года и произошедшими вслед за этим гонениями на Русскую Православную Церковь. Ненависть безбожной власти была направлена на православное монашество: монастыри закрывались, монахи и монахини изгонялись из монастырей. Скитания, мученичество за православную религию стало уделом православного монашества. История нашего государства, Русской Православной Церкви и русского монашества переписывалась заново, и в угоду государственного заказа новой власти. Из-за такой политической деятельности из исторической науки выпал целый пласт – хроника Церкви, в отсутствии которого, невозможно осмыслить отечественную историю. Сегодня все мы нуждаемся в восстановлении исторической правды, в том числе касающейся и истории Церкви. Без знания своих корней и истоков, без осмысления важных страниц своего прошлого, которые неотделимы от истории Русской Православной Церкви, самосознание нашего народа не может возродиться. Этим и обусловлена актуальность избранной темы.

Слайд 5

Цели и задачи исследования Целью исследования является комплексное изучение исторического пути Московского Донского монастыря от начала его основания в 1593 году по настоящее время и определение места и роли Донского монастыря в истории Русской Православной Церкви. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи : 1. Выделить основные этапы развития историографии Донского монастыря. 2. Проанализировать основные этапы истории Донского монастыря и его роли в истории русского мужского православного монашества и церковной жизни Москвы, определяя следующие этапы: 2.1. До революции; 2.2. После революции; 2.3. Возобновление монашеской жизни. 2.4. Современность. 3. Показать значение Донского монастыря как архитектурного памятника, воплощающего соединение исторических и культурных традиций. Гипотеза – изучение истории храмов и монастырей, восстановление на этой основе исторической памяти способствует возрождению исконных традиций и формированию национального самосознания.

Слайд 6

Исследования о монастыре и монографии 1.Забелин И.Е., Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря, 2-е изд., М., 1893. 2 . Аренкова Ю.И., Мехова Г.И. Донской монастырь: Фотоальбом / Фот. А.Александрова . – М., 1970. – 160 с, ил. – Параллельный текст и подписи на англ.. фр., нем. яз. 3 . Аренкова Ю.И., Мехова Г.И. Донской Монастырь: Историко-архитектурный очерк / Гос. научно- иссл . музей архитектуры им. А.В. Щусева. 1971. 4 . Домбровский И.Е. Некрополь Донского монастыря. М.: Минувшее. 2007. – 266. [3] с. ил., портр . 22 см [1] л. карт.

Слайд 7

Памятник архитектуры Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, который на сегодняшний день находится в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади . Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея , отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

Слайд 8

История: До революции; После революции; Возрождение монашеской жизни; Современность.

Слайд 9

До революции Донской монастырь был основан царём Фёдором Ивановичем к югу от города. История обители началась с постройки миниатюрного одноглавного собора Донской Божией Матери (1591—1593), ныне именуемого Старым, или Малым. Храм не соответствует классическому типу монастырского собора и более напоминает приходские церкви того времени, как, например, церковь Николы Явленного на Арбате . Посвящение собора и монастыря связано с тем, что в гуляй-городе в дни боёв с татарами действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, где находилась Донская икона Божией Матери — по позднейшему преданию, та самая икона, которой преподобный Сергий благословил великого князя Димитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. Изначально собор освятили в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, на который пришлась Куликовская битва.

Слайд 10

возведение монастыря – конец 16 века Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Феодор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить её в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провёл тогда царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери» . Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый её разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе» . Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша , и хан Ахмет , и многие другие завоеватели - всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них. В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону.

Слайд 11

Династия Романовых В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и долгое время продолжала пребывать в запустении. По возобновлении царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь оказался на пути «царского богомолья». Через него проходили крестные ходы к Саввино-Сторожевскому монастырю, в которых принимали участие государи. Но в целом монастырь не мог похвастать благосостоянием; до 1670-х гг. ограда его была бревенчатой. Ситуация стала меняться, когда к нему стали приписывать другие обители. Так, в калужской епархии к Донскому монастырю были приписаны монастыри Шаровкин Успенский, Жиздринский Троицкий, а также Тихонова пустынь. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери , гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим» , а первый стал называться «Малым » .

Слайд 12

Развитие монастыря в XVIII веке В 1745 году монастырь был причислен к ставропигиальным . В XVIII веке монастырь интенсивно развивается: по описи 1739 года Донской монастырь — крупное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753 году). В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения. В 1780-е гг. стены Большого собора были расписаны фресками итальянца Клаудио .

Слайд 13

Бунт во время чумы Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия , который приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II.

Слайд 14

XIX век РАЗВИТИЯ МОНАСТЫРЯ В XIX веке в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию. В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам. Продолжал расширяться монастырский некрополь. Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью. Каждый год, 19 августа, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь. Чудотворная Донская икона в то время пребывала в Благовещенском соборе Кремля. В 1812 году монастырь был разграблен французами. Известно письмо к М. И. Платову старшины 1-го башкирского полка, где говорилось, что они жертвуют 1000 рублей на восстановление монастыря.

Слайд 15

После революции В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В год революции, в 1917 году в монастыре жило 48 монахов и 2 послушника . После октябрьского переворота 1917 года Донской монастырь был закрыт. Несмотря на это, духовная жизнь продолжалась, более того, когда начались ожесточенные гонения на религию, Донской монастырь превратился в духовный центр Русской Православной Церкви. В его помещениях разместились различные советские учреждения, а позднее детская трудовая колония. В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон . Здесь он провёл большую часть своего заключения, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая... Долгая ...» . Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришёл и художник Павел Корин, и, потрясённый увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая». В 1925 году в Малом соборе монастыря свт . Тихон был погребён. Наверное не найти в истории более прославленного Святителя, на которого в столь тяжелое и трагическое для России время выпадала бы такая доля, как на Святейшего Патриарха Тихона. Такие подвиги становятся более понятными по прошествии большого времени. В Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 году Храм преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий.

Слайд 16

Святейший Патриарх Всероссийский Тихон Священник Николай Голубцов В 1989 году Русская Православная Церковь причислила патриарха Тихона к лику святых. Для наших современников с именем святителя Тихона связаны Тихвинский храм Донского монастыря и кельи у северных ворот. С площадки гульбища патриарх Тихон благословлял народ, в Тихвинском храме совершал молитву.

Слайд 17

монастырский храм закрыт В 1929 году все монастырские храмы были закрыты , с 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт . Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 году . После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви.

Слайд 18

Официальная резиденция Московского Патриарха В начале ноября 1982 года Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нём резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

Слайд 19

История нового времени

Слайд 20

Возрождение монашеской жизни Большой собор освящён в августе 1991 года. 19 февраля 1992 года после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи. Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 году. При входе в монастырь стоит военная техника : танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев, Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооружённых сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 году было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.

Слайд 21

«Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании».

Слайд 22

Донской монастырь является одним из главных монастырей города Москвы и считается, что он расположен на дороге ведущий из Москвы в Крым. Хотя расстояние до Крыма 1300 км. Этот монастырь создавался не просто как монашеская святая обитель, а как крепость, которая должна была с юга защищать Московский Кремль, а потому в монастыре видим массивные стены и башни .

Слайд 23

Судьба монастыря Судьба Донской обители в советские годы была одновременно и счастливой и несчастной. Как и все остальные монастыри столицы, он был закрыт, в его храмах на многие духовно-несчастные десятилетия прекратилась молитва, затих треск свечей, а запах благородной церковной старины и выдержанного благовонного ладана сменился запахом машинного масла и креозота общежитий Метростроя. Но к счастью, монастырь не был осквернен. В отличие от других обителей, где расположились заводы и тюрьмы нового строя, в Донском монастыре был устроен архитектурный музей. Это и спасло его от разорения, поругания и полного опустошения. Именно благодаря музею да наших дней сохранился облик старинной московской обители с уникальным дворянским некрополем, величественными соборами и аскетичными подземными храмами. Однако, самое драгоценное то, что среди сокровищ Донского монастыря под спудом через все годы безбожия сохранилась главная жемчужина обители – мощи Святейшего Патриарха Тихона.

Слайд 24

Новое время 16 августа 2007 года, накануне подписания Акта о единстве с Московским Патриархатом, делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Лавром посетила монастырь и молилась у мощей Патриарха Тихона; молебен святителю Тихону у раки его мощей отслужил в присутствии наместник архимандрит Агафодор . Новая эпоха в жизни Донского монастыря началась с приходом епископа Кирилла (Покровского), вступившего в должность наместника в декабре 2009 года. Им были предприняты реставрационные работы в Малом соборе, отремонтирован Больничный корпус и старинная братская трапезная, обустроены складские помещения и монастырские службы, начато восстановление Сретенского храма, находящегося в подклете Большого собора и до самого последнего времени занятого музейной экспозицией. В январе 2010 года наместник монастыря епископ Кирилл (Покровский) заявил, что планируется открыть музей новомучеников и расширить доступ в монастырь, создав здесь общецерковный миссионерский и образовательный центр с миссионерскими экскурсиями. 26 июня 2012 года наместником Донского монастыря назначен игумен Парамон (Голубка). С лета 2014 года Малый собор был закрыт на рестварацию , которая включает золочение куполов и установку новых иконостасов (прежний иконостас перенесён в надвратный храм Захара и Елисаветы ). Мироваренную печь планируется перенести в храм Иоанна Златоуста.

Слайд 26

Значение Каждому московскому монастырю свойственна своя основная черта, свое лицо, неповторимый образ, который делает обитель уникальной и выделяющейся из числа других. Даниловский монастырь – официален, строг, по-военному подтянут и по-парадному свеж. Сретенский – креативен, многолюден, молод и инициативен, и жужжит подобно пчелиному улью. Донскому же монастырю свойственен другой дух – размеренный, тихий, раздумчивый. Затишье дворянского некрополя располагает душу к размышлениям о вечности, а зубчатая монастырская стена, так похожая на кремлевскую стену, подчеркивает значимость древней этой монашеской крепости для Москвы. Донскому монастырю нет нужды подчеркивать свой статус – это обитель Патриаршая: здесь покоятся мощи Святителя Тихона, Патриарха-страдальца, Патриарха-мученика, всероссийского Патриарха Небесной торжествующей церкви . Донской монастырь привлекателен скромным обаянием интеллигента, обаянием без громких слов и ярких красок, и потому так ценится коренными москвичами, выросшими на кленовых московских бульварах, тесных переулках Садового кольца и гранитных набережных Москва-реки, которые берегут и ценят его неповторимый дух, не вполне уловимый для приезжих.

Слайд 27

Сегодня Донской монастырь – один из самых известных и процветающих и в Москве, и, пожалуй, во всей России. Здесь, как нигде более, история тесно вплетена в современность, и всякий человек, искренне ищущий душевного спасения, несомненно, обретет его под омофором небесного покровителя обители – Святейшего Патриарха Тихона.

Слайд 28

« культурная ценность» Под «культурной ценностью» понимается определенный культурный объект, который, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется ценностью для широкого круга субъектов и (или) социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий, классов, наций или всего человечества ). Феномен «культурная ценность» является значительно более широкой категорией, чем феномен «памятник истории и культуры ». Статус памятника имеет наднациональный (всеобщий) характер и одновременно специфически национальный характер, что и определяет отнесение данной культурной ценности к категории «памятников истории и культуры ». « Памятником истории и культуры» («объектом культурного наследия») является специфический вид недвижимой «культурной ценности», зарегистрированной государством в списках, своде или реестре в установленном законом порядке.

Слайд 29

Донской монастырь - памятник культурного наследия. Объект культурного наследия федерального значения « Старый собор Донского монастыря ». Объект культурного наследия РФ № 7710215000№ 7710215000. Старый (или Малый) собор, построенный в 1591‐1593 гг., является самым древним сооружением Донского монастыря. Он построен мастерами Бориса Годунова на месте походной полотняной церкви св. Сергия в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы‐Гирея . Предполагается, что автором сооружения был Федор Конь. Дошедшая до настоящего времени композиционная схема здания сложилась к концу 17 века, когда были пристроены трапезная и колокольня, расположенные с собором по одной оси (восток‐запад) и приделы с южной и северной сторон его. В 1930‐х гг. храм закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена. В 1946‐1950 гг. выполнены работы по обследованию собора и реставрации фасадов и интерьеров по проекту архитектора Н.Н. Соболева. При реставрации в храме установили иконостас из разрушенной церкви во имя Харитона Исповедника, что в Огородниках. Были воссозданы порталы, оконные наличники трапезной, отреставрированы кокошники, декор фасадов. В 1948 г. по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия возобновились богослужения. С этого же времени здесь стало совершаться мироварение , так как в трапезной части храма была устроена мироваренная печь для приготовления Святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви.

Слайд 30

лауреат конкурса Правительства Москвы В 1991 году Донской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе в результате поджога случился пожар, после которого храм отремонтировали. Старый собор в 2016 году стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в трех номинациях: За лучший проект реставрации/приспособления, за научно-методическое руководство/за научно-исследовательскую работу, за высокое качество ремонтно-реставрационных работ.

Слайд 31

Донской монастырь стал «волонтерским кампусом » Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и ставропигиальный Донской монастырь будут совместно развивать волонтерское движение в сфере сохранения памятников древней архитектуры. Подписи под соответствующим соглашением поставили эконом монастыря иеромонах Фома и председатель Центрального Cовета ВООПИК Галина Маланичева . Церемония прошла 14 февраля под сводами Донского монастыря в Москве. Выбрана дата была совсем не случайно. 14 февраля 2017 года исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося архитектора, реставратора, одного из основателей ВООПИК Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984). Именно он положил начало волонтерскому движению в 1964 году, организовав в Москве клуб «Родина». Похоронен Барановский на территории Донского некрополя и началась церемония с панихиды на его могиле, а продолжилась – подписанием соглашения и круглым столом «Пётр Барановский и современное общественное движение по сохранению памятников истории и культуры».

Слайд 32

Как сообщает официальный пресс-релиз, сотрудничество между Донским монастырем и ВООПИК предполагает, что «стороны будут создавать все условия для привлечения и организации работы волонтеров, в частности, в плане организации волонтерских «кампусов» на территории обители. Стороны обязались содействовать популяризации волонтерского движения среди молодёжи, жителей г. Москвы путем знакомства с традициями и ценностями православной культуры, проведением совместных акций, экскурсий, конференций и других мероприятий».

Слайд 33

Собор Донского монастыря доступен широкой аудитории. Там проходят экскурсии , которые организует сам монастырь. При этом я обратила бы внимание на то, что на территории Донского монастыря, помимо Старого Собора, есть уникальные объекты, доступ к которым сейчас ограничен. Желающие посетить обитель, могут воспользоваться услугами паломнической гостиницы при монастыре, находящейся рядом со станциями метро " Шаболовская " и "Ленинский проспект". Донской монастырь обладает удобным местоположением — множество православных святынь и обителей Москвы находятся в шаговой доступности от него. Среди них: Даниловское кладбище — место погребения Матроны Московской, знаменитые Даниловский монастырь и Новоспасский ставропригиальный монастырь. Это очень хороший памятник культурного наследия, я считаю.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: